Определение №2405/24 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 025/04/14.3-369/2024 ОБ АДМ... от 3 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «АСТФ» ул. Большевистская, д. 43, оф. блок 1, г. Новосибирск, 630102

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 025/04/14.3-369/2024

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ И ПРОВЕДЕНИИ

АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

 

3 апреля 2024 года г. Владивосток

 

Я, ведущий специалист - эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю <...>, рассмотрев материалы заявления и материалы дела № 025/05/28-1837/2023 по признакам нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с частью 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

28.02.2024 по результатам рассмотрения дела № 025/05/28-1837/2023 Комиссия Приморского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия), признала ненадлежащей рекламу, нарушающей требования части 3 статьи 28 ФЗ « О рекламе».

При рассмотрении дела № 025/05/28-1837/2023 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

12.12.2023 в Приморское УФАС России из Федеральной Антимонопольной службы (далее – ФАС России) поступили материалы (вх. № 12178-ЭП/23 от 12.12.2023), представленные Центральным банком России для рассмотрения по существу.

В материалах сообщалось о распространении Обществом с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «АСТФ» (далее – ООО МКК «АСТФ»), рекламы финансовых услуг с признаками нарушения требований ФЗ «О рекламе».

Как стало известно Центральному банку России, на территории г. Владивостока по адресам: ул. Светланская, д. 85, ул. Светланская, д. 90, пр-т Красного Знамени, д. 65 размещена реклама услуг по предоставлению потребительских займов населению с признаками нарушения части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Так, по адресу: ул. Светланская, д. 85 расположен дом, рядом с которым установлен рекламный баннер с рекламой ООО МКК «АСТФ», содержащей информацию об условиях предоставления потребительских займов следующего содержания: «Займы под залог авто autocity finance 671-77-77 4,99% и ничего лишнего! Займы предоставляет ООО МКК «АСТФ», реестр ЦБ РФ № 2003550009526 от 20.02.2020 года. Сумма до 500 000, срок от 1 дня до 2 лет, ставка 4,99% в месяц, 59,88% годовых, страхование жизни».

В рекламе указано, что займы предоставляет ООО МКК «АСТФ.

По адресу: ул. Светланская, д. 90 расположен дом, рядом с которым установлен рекламный баннер с рекламой ООО МКК «АСТФ», содержащей информацию об условиях предоставления потребительских займов следующего содержания: «Займы под залог авто autocity finance 671-77-77 4,99% и ничего лишнего! Займы предоставляет ООО МКК «АСТФ», реестр ЦБ РФ № 2003550009526 от 20.02.2020 года. Сумма до 500 000, срок от 1 дня до 2 лет, ставка 4,99% в месяц, 59,88% годовых, страхование жизни».

В рекламе указано, что займы предоставляет ООО МКК «АСТФ.

По адресу: пр-т Красного Знамени, д. 65 расположен дом, рядом с которым установлен рекламный баннер с рекламой ООО МКК «АСТФ», содержащей информацию об условиях предоставления потребительских займов следующего содержания: «Займы под залог авто autocity finance 671-77-77 4,99% и ничего лишнего! Займы предоставляет ООО МКК «АСТФ», реестр ЦБ РФ № 2003550009526 от 20.02.2020 года. Сумма до 500 000, срок от 1 дня до 2 лет, ставка 4,99% в месяц, 59,88% годовых, страхование жизни».

В рекламе указано, что займы предоставляет ООО МКК «АСТФ.

В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - 353-ФЗ) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов представляет собой деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно статье 4 Федерального закона № 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Соответственно, действующим законодательством определен перечень субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов. В частности, к ним относятся кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и ломбарды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

При этом норма части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» содержит указание на необходимость расчета диапазона ПСК именно потребительского кредита (займа), соответственно требование об указании в рекламе диапазонов значений ПСК при указании процентной ставки применимо только к рекламе потребительских кредитов и займов, в том числе тех, обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой.

Соответственно, реклама потребительских кредитов и займов при указании процентной ставки должна содержать все условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также информацию о диапазоне значений ПСК. Указанная информация о диапазонах значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка.

При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо.

Таким образом, информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.

Приморское УФАС России определением (исх. от 28.12.2023 № 9639/23) возбудило дело № 025/05/28-1837/2023 по признакам нарушения требований части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

19.01.2024 в Приморское УФАС России поступил договор на размещение рекламного материала от 01.12.2023, который был приобщен к материалам дела.

27.02.2024 в Приморское УФАС России поступили письменные пояснения (вх. № 1781-ЭП/24 от 27.02.2024) от ООО МКК «АСТФ», согласно которым дизайн рекламы был разработан в мае 2023 года и размещался на рекламных конструкциях с июня 2023 года.

Изменения в закон о рекламе вступили в силу с 20.10.2023, при этом макет рекламы ООО МКК «АСТФ» произвело лишь с 01.01.2024. Заблаговременно разработать новый макет рекламы до 20.10.2023 отдел дизайна и рекламы ООО МКК «АСТФ» не успел.

В соответствии с частями 6, 7, 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель. В рассматриваемом случае рекламодателем является ООО МКК «АСТФ».

Согласно части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в действиях ООО МКК «АСТФ» как рекламодателя, следствием которого явилось распространение рекламы с нарушением требований части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.

В целях установления обстоятельств, повлекших административное правонарушение и привлечения виновных лиц к ответственности, руководствуясь статьей 28.1, пунктом 62 статьи 28.3, статьей 28.7 КоАП РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить в отношении юридического лица ООО МКК «АСТФ» (ОГРН 1195476056490, дата присвоения ОГРН 31.07.2019, ИНН 5401994430, КПП 540101001) дело № 025/04/14.3-369/2024 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, выразившемся в распространении ненадлежащей рекламы.

2. Провести административное расследование.

3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ юридическому лицу ООО МКК «АСТФ» надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в Приморское УФАС России письменные объяснения по факту распространения рекламы указанной в определении;

4. ООО МКК «АСТФ» либо иному уполномоченному лицу с надлежаще оформленной доверенностью на участие в производстве по делу № 025/04/14.3-369/2024 (при себе иметь паспорт), явиться в 13 часов 45 минут 26.04.2024 по адресу: ул. 1-я Морская, д. 4, каб. 442, г. Владивосток  для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения дела физического лица, или законного представителя физического лица, законного представителя или защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.

Разъясняю, что в соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник допускается к участию в производстве по делу об административному правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В случае невозможности обеспечения явки возможно заявление ходатайства о составлении и подписании протокола, а так же рассмотрении дела в отсутствии представителя.

 

 

Ведущий специалист-эксперт отдела

контроля рекламы

и недобросовестной конкуренции <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО МКК "АСТФ"
ИНН 5401994430, ОГРН 1195476056490