Решение б/н Решение по жалобе ООО "ДЭК "Рециклинг" от 16 января 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
председатель Комиссии:
– заместитель руководителя Приморского УФАС России;
членов Комиссии:
– специалист 1 разряда отдела контроля органов власти;
– специалист 1 разряда отдела кадров, информатики и делопроизводства,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДЭК «Рециклинг» (далее - ООО «ДЭК «Рециклинг», Заявитель, общество),
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО «ДЭК «Рециклинг» на действия заказчика - открытого акционерного общества «Центр судоремонта «Дальзавод» (далее – ОАО «ЦСД») при проведении запроса цен на оказание услуг по приему, транспортировке и обезвреживанию отходов производства и потребления (извещение № 31401828512, размещенное на сайте zakupki.gov.ru).
Как следует из содержания жалобы, Документацией к запросу цен не указан объем оказания услуг (количество по каждому отходу), что нарушает пункт 3 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223 - ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Также, требованиями документации установлено выполнение контракта без привлечения субподрядчиков на 80%. По мнению Заявителя, данное требование невозможно определить и измерить, так как в документации к запросу цен не указан объем оказания услуг (количество по каждому отходу), что нарушает пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Кроме того, в Техническом задании Заказчиком установлены избыточные требования к участникам, а именно:
- предоставление Участником копий паспортов, на все виды предъявляемых к сдаче отходов (пункт 7.7 Технического задания),
- предоставление копий документов, подтверждающие наличие у Исполнителя в собственности или на другом законном основании судна СЛВ (сборщик льяльных вод) и оборудования для обезвреживания льяльных вод (пункт 7.7 Технического задания);
- не указаны характеристики по емкостям с нефтесодержащими отходами, которые Участник обязан забирать для зачистки (пункт 7.2 Технического задания).
По мнению Заявителя, установив указанные требования, Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, на рассмотрении жалобы пояснил, что пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлены требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Данное требование к участникам в закупочной документации запроса цен не установлено, т.к. в соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 раздела III документации оказание услуг по приему и транспортировка отходов с территории заказчика производится по заявке в указанные сроки. В заявке Заказчиком указываются сведения о количестве отходов, подлежащих приему, транспортировке и обезвреживанию. В данной закупке предельное количество продукции (объем услуг) определяется исходя из общей цены договора и цены за единицу услуги.
Представитель заказчика считает несостоятельным также довод о невозможности определить и измерить требование «доля услуг, которая должна быть выполнена исполнителем без привлечения субподрядчиков, должна составлять не менее 80% от общего объема услуг», поскольку сумма договора является фиксированной и отражена в закупочной документации. Предельный объем услуг определяется исходя из общей цены договора и цены за единицу услуг, которую предложит победитель.
Также, представитель заказчика считает, что требования к участникам закупки, указанные в Техническом задании, установлены в соответствии с частью 11 пункта 5.4.12 Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО «ЦСД», подпунктом 1.5.8 пункта 1.5 раздела I закупочной документации, которые закрепляют, что участник процедур закупки должен обладать профессиональной компетентностью, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, надежностью, опытом и репутацией, а также людскими ресурсами, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг.
Оценив доводы Заявителя и представителя заказчика, исследовав письменные доказательства запросу цен на оказание услуг по приему, транспортировке и обезвреживанию отходов производства и потребления, Комиссия установила следующее.
ОАО «ЦДС», согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках, относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках). Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «ЦДС» (далее – Положение о закупках) утверждено Решением Совета директоров ОАО «ЦСД»(протокол № 02/14 от 24.02.2014).
Таким образом, закупочная деятельность ОАО «ЦДС» должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.
Из материалов дела следует, что 17.12.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ОАО «ЦСД» разместило извещение № 31401828512 о проведении запроса цен на оказание услуг по приему, транспортировке и обезвреживанию отходов производства и потребления.
Пунктом 4.2 Технического задания установлена спецификация оказываемых услуг:
№ п/п |
Вид услуг |
Ед. изм. |
Цена (руб.)* |
1. |
Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак |
1 кг |
59,00 |
2. |
Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с не слитым электролитом |
1 кг |
4,50 |
3. |
Отходы аккумуляторов (аккумуляторы никель кадмиевые щелочные отработанные с не слитой щелочью) |
1 кг |
4,50 |
4. |
Отработанные масла (моторные, трансмиссионные, гидравлические не содержащие галогены, компрессорные, индустриальные, дизельные, трансформаторные отработанные, не содержащие галогены, полихлорированные дифенилы и терфенилы, турбинные, остатки индустриальных масел, потерявшие потребительские свойства) |
1 кг |
4,50 |
5. |
Отходы твердых производственных материалов, загрязненные нефтяными и минеральными жировыми продуктами (фильтры масляные автомобильные отработанные) |
1 кг |
20,00 |
6. |
Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел более 15%) |
1 кг |
20,00 |
7. |
Шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, гудронаторов) от нефти и нефтепродуктов |
1 кг |
25,00 |
8. |
Сальниковая набивка асбесто-графитовая, промасленная (содержание масел 15% и более) |
1 кг |
20,00 |
9. |
Прочие отходы нефтепродуктов, продуктов переработки нефти, угля, газа, горючих сланцев и торфа (отходов растворителей – керосина при мойке деталей) |
1 кг |
20,00 |
10. |
Опилки древесные, загрязненные минеральными маслами (содержание масел 15% и более) |
1 кг |
5,00 |
11. |
Эмульсии и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанные, содержащие масла или нефтепродукты в количестве 15% и более |
1 кг |
18,00 |
12. |
Покрышки отработанные |
1 кг |
4,50 |
13. |
Отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки |
1 кг |
3,00 |
14. |
Отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов (льяльные воды) |
1 кг |
25,00 |
|
Начальная (максимальная) цена по всей спецификации услуг |
233,00 |
Пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении о закупке должны быть указаны, кроме прочего, сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Комиссией установлено, что Заказчиком в документации к запросу цен не был указан объем выполняемых работ, что нарушает пункт 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия считает довод Заявителя об отсутствии сведений об объеме выполняемых работ обоснованным.
Довод представителя заказчика о том, что определить и измерить требование «доля услуг, которая должна быть выполнена исполнителем без привлечения субподрядчиков, должна составлять не менее 80% от общего объема услуг», возможно, поскольку сумма договора является фиксированной и отражена в закупочной документации, Комиссия считает необоснованным в силу того, что Закон о закупках устанавливает требование об указании в извещении объема выполняемых работ, а доля услуг, которая должна быть выполнена исполнителем без привлечения субподрядчиков может быть определена только от общего объема выполняемых работ, а не от суммы договора. Как указывалось выше, объем выполняемых работ в документации заказчиком указан не был.
В пункте 7.7 Технического задания установлено, что исполнитель до начала выполнения услуг должен представить заказчику копии паспортов на все виды предъявляемых к сдаче отходов.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности"), паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
Таким образом, требование заказчика о предоставлении копий паспортов на все виды предъявляемых к сдаче отходов Комиссия считает избыточным и нарушающим пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Для подтверждения квалификации и опыта работы участника заказчик вправе установить требование о предоставлении ранее заключенных договоров на оказание аналогичных услуг.
Учитывая изложенное, Комиссия считает обоснованным довод Заявителя об избыточном характере требования о предоставлении копий паспортов на все предъявляемых к сдаче отходов.
Комиссия считает необоснованными доводы Заявителя о том, что требования заказчика о предоставлении копий документов, подтверждающие наличие у исполнителя в собственности или на другом законном основании судна СЛВ (сборщик льяльных вод) и оборудования для обезвреживания льяльных вод, а также отсутствие характеристики по емкостям с нефтесодержащими отходами, которые участник обязан забирать для зачистки, в силу следующего.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ услуг заказчик также должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Учитывая равнозначность установленных Законом о закупках принципов, которыми заказчик должен руководствоваться при осуществлении закупок, Комиссия полагает, что ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки возможны в случае, если эти ограничения обоснованны, в том числе и в случае, если подобные ограничения связаны с обеспечением эффективного расходования денежных средств Заказчика и направлены на сокращение его издержек.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией было установлено, что 26.12.2014 на официальном сайте было опубликовано извещение об отказе от проведения закупки № 31401828512, в связи с чем пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений при проведении рассматриваемого запроса цен.
Комиссия принимала решение исходя из представленных Заявителем и представителем заказчика документов.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «ДЭК «Рециклинг» обоснованной.
- Признать факт нарушения ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод» пункта 3 части 9 статьи 4 и пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
- Предписание в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не выдавать.