Решение №2160/02-3 Решение и предписание по делу 33/06-2014 в отношении ЗАО "Ми... от 10 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №33/06-2014                                                                                                                                          г.Владивосток

Резолютивная часть решения оглашена - 20 марта 2015 года

В полном объеме решение изготовлено - 2 апреля 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:  <…> – заместитель руководителя,

члены Комиссии: <…>. – специалист 1 разряда аналитического отдела, <…> – ведущий специалист-эксперт аналитического отдела,

рассмотрев дело №33/06-2014 по признакам нарушения
ЗАО «Михайловский бройлер» (692778, Приморский край, г.Артем, ул.Охотничья, 55; ИНН 2502015477) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии:

от ответчика: (ЗАО «Михайловский бройлер»): <…> - генеральный директор, <…> - заместитель генерального директора по правовым вопросам,

от заинтересованных лиц: (ЗАО «ПРОДИС») <…> - генеральный директор, <…> - заместитель генерального директора по юридическим вопросам; (Департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края) <…> - начальник отдела сельского хозяйства,

УСТАНОВИЛА:

Федеральная антимонопольная служба в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (далее - Указ Президент Российской Федерации) и постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 года №778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года №560» 12 августа 2014 года поручила своим территориальным органам проводить еженедельный мониторинг отпускных оптовых цен на отдельные виды продовольственных товаров, в том числе мясо кур, говядину и свинину.

Мониторинг отпускных оптовых цен проводится в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение или имеющих существенную долю на товарных рынках производства и/или оптовой реализации продовольственных товаров, а также включенных в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» (далее - Реестр).

Крупнейшим хозяйствующим субъектом на рынке производства и оптовой реализации мяса кур (замороженного и охлажденного) и субпродуктов из него на территории Приморского края является ЗАО «Михайловский бройлер»
(далее - Общество).

В состав группы лиц ЗАО «Михайловский бройлер» в качестве дочерних предприятий входят:

- ЗАО «Хабаровский Бройлер» (ИНН 2725064615), осуществляющее производство мяса куриного и субпродуктов из мяса кур и реализующее продукцию на территории Хабаровского края;

- ОАО «Птицефабрика «Надеждинская» (ИНН 2521009285), осуществляющее деятельность на смежном рынке по производству инкубационных яиц и их поставке специальным автотранспортом на птицефабрики
ЗАО «Михайловский бройлер» и ЗАО «Хабаровский Бройлер».

Группа лиц ЗАО «Михайловский бройлер» является крупнейшим холдингом по производству мяса птицы в Дальневосточном регионе России.

Согласно данным официального сайта Общества, продукция ЗАО «Михайловский бройлер» и ЗАО «Хабаровский Бройлер» выпускается и реализуется под одной торговой маркой «Михайловский Бройлер».

Основными видами деятельности Общества являются производство и реализация куриного мяса. Основные этапы технологического цикла производства состоят из выращивания цыплят-бройлеров, их разделки, упаковки и передачи на реализацию, а также производства и реализации мясных полуфабрикатов.

Сведения об ассортименте производимой и реализуемой продукции Общества (ГОСТ, ТУ, принятая классификация и типология, особенности и требования при хранении) представлены в следующей таблице.

Группа продукции

Наименование продукции

Соответствие нормативной документации

Условия хранения (°С) / срок годности

Охлажденная продукция

Замороженная продукция

Мясо кур

Цыплёнок-бройлер 1 сорт

ГОСТ Р 52702-2006

0- +2 ; 5 суток

-18 ; 12 месяцев

Мясо птицы фасованное

Тушки и части тушек цыплят-бройлеров

ТУ 9211-252-23476484-2011

0 - +2; 7 суток

-12 ; 3 месяца, -18 ; 6  месяцев

Тушки и части тушек цыплят-бройлеров, подготовленные к кулинарной обработке

Полуфабрикаты из мяса птицы

Полуфабрикат из мяса птицы «Цыплята табака»

ТУ 9214-237-23476484-2011

0- +2; 5 суток

-12 ; 1 месяц, -18 ; 6 месяцев

Полуфабрикат из мяса птицы «Цыплята любительские»

Полуфабрикаты натуральные из мяса цыплят - бройлеров

Грудка

ТУ 9214-212-23476484-10

0+2; 7 суток

-12 ; 3 месяца, -18 ; 6 месяцев

Филе грудки, филе «Медальон», филе в белом и красном маринаде

Окорочок, окорочок бескостный в белом и красном маринаде

Бедро, бедро бескостное, бедро в белом и красном маринаде

Голень, голень в белом и красном маринаде

Крылышко целое, крылышко плечевая часть, крылышко локтевая часть, крылышко в белом и красном маринаде

Поджарка, шашлык «Аппетитный», шашлык «Аппетитный» с косточкой

Поджарка в маринаде

 

Набор для первых блюд, набор для тушения

Кожа шеи, кожа шеи и грудки

Грудная кость

Мясо механической обвалки куриное

Мясо механической обвалки куриное

ТУ 9211-198-23476484-10

0+2; 72 часа

-

Субпродукты птицы

Печень и сердце куриные

ТУ 9212-312-23476484-09

(-1) +1; 72 часа

-12 ; 3 месяца, -18 ; 6 месяцев

Мышечный желудок куриный

Шеи куриные

Ноги куриные

Головы куриные

Полуфабрикаты из мяса птицы рубленые. Фарш куриный

Фарш куриный обыкновенный

ТУ 9214-229-23476484-10

0+2; 4 суток

-12 ; 2 месяца, -18 ; 4 месяца

Фарш куриный «Михайловский»

Фарш куриный «Михайловский» диетический, фарш куриный «Михайловский» особый

ТУ 9214-148-02067936-2005

 

-12 ; 2 месяца, -18 ; 4 месяца

Полуфабрикаты из цыплят, цыплят-бройлеров и куриного мяса

«Крокеты», котлеты «Лакомка», котлеты «Особые», котлеты «Столичные»

ТУ 9214-157-23476484-01

 

-12 ; 2 месяца, -18 ; 4 месяца

Полуфабрикаты мясные

Котлеты «Маэстро», палочки куриные «Экстра»

ТУ 9214-004-18903582-04

 

-12 ; 1 месяц, -18 ; 4 месяца

Полуфабрикаты из мяса птицы

Купаты «Дарницкие», колбаски «Чесночные», «Бременские с сыром», «Бременские с кетчупом»

ТУ 9214-008-40155161-2003

72 часа

-12 ; 45 суток,  -18 ; 160 суток

Общество специализируется в основном на производстве натуральной охлажденной и замороженной продукции из мяса птицы, реализация которой производится со склада Общества.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Управление) №142 от 18.08.2006 Общество включено в Реестр по мясу куриному (ОКВЭД 15.12.1) с долей более 65% на территории Приморского края.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) Общество имеет достаточные признаки наличия доминирующего положения на товарном рынке, так как его доля составляет более 50%.

При этом в связи с началом действия Указа Президента Российской Федерации в период с 08.08.2014 по 30.09.2014 в Приморский край прекратились поставки мяса куриного из США (основной страны-имортера мясо куриного), что могло способствовать увеличению спроса на продукцию местных товаропроизводителей и необоснованному росту цен на мясо куриное и продукцию из него.

Управлением в ходе проведения мониторинга было установлено, что в 2014 году Общество систематически повышало цену на производимую и реализуемую продукцию из мяса куриного в Приморском крае, и темп роста цен значительно опережал аналогичный показатель на территории Дальневосточного федерального округа. Кроме того в указанный период в Управление стали поступать многочисленные обращения со стороны граждан и хозяйствующих субъектов (торговых сетей) о повышении цен на продукцию ЗАО «Михайловский бройлер».

Частью 1 статьи 10 Закона №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного, а также с учетом имеющихся материалов Управлением 30 сентября 2014 года приказом №265 в отношении Общества было возбуждено дело №33/06-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.

Для всестороннего и объективного рассмотрения дела к участию в нем в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, были привлечены Департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края и ЗАО «ПРОДИС».

Кроме того 27 февраля 2015 года (в ходе рассмотрения дела) прокуратурой города Артема при участии специалистов Управления проводилась проверка Общества, и полученные в результате проверки документы и сведения были приобщены к материалам дела.

Согласно имеющимся в материалах дела документам и сведениям, а также с учетом пояснений лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

Основным покупателем продукции ЗАО «Михайловский бройлер» (по всей номенклатурной линейки продукции) является ЗАО «ПРОДИС» (ИНН 2536191368), которое в свою очередь занимается реализацией (перепродажей) приобретенного товара оптовым покупателям, магазинам розничной торговли, торговым сетям, государственным учреждениям и иным потребителям.

На основании договора поставки мясопродукции между ЗАО «Михайловский бройлер» и ЗАО «ПРОДИС» от 01.01.2013 №594/13 производитель мясопродукции – ЗАО «Михайловский бройлер» передает указанную продукцию ЗАО «ПРОДИС» в соответствии с представленными последним заявками и по цене производителя.

В соответствии с пунктом 1.3 договора поставка продукции ЗАО «Михайловский бройлер» для ЗАО «ПРОДИС» осуществляется партиями на основании письменных и электронных заявок от ЗАО «ПРОДИС», которые подаются ежедневно в письменном или электронном виде.

При этом, согласно пояснению генерального директора ЗАО «ПРОДИС» (<…>), в соответствии со сложившейся практикой наценка на оптово-отпускную цену продукции производителя устанавливается в размере 10%.

Между ЗАО «Михайловский бройлер» и ЗАО «ПРОДИС» также заключен договор аренды помещения от 01.01.2012 №325, согласно которому ЗАО «ПРОДИС» было передано здание для организации хранения продукции площадью 140 кв.м. по адресу: г.Артем, ул.Охотничья, 55. К договору аренды прилагаются дополнительные соглашения, продляющие срок действия договора (№1 от 01.01.2013, №2 от 01.01.2014).

Согласно пояснению представителя Общества, а также генерального директора ЗАО «ПРОДИС», данное помещение расположено непосредственно на территории ЗАО «Михайловский бройлер». Вся реализуемая Обществом продукция в отношении ЗАО «ПРОДИС» отгружается в это помещение, после чего ЗАО «ПРОДИС» осуществляет его последующую реализацию (перепродажу).

При этом, согласно сложившимся договорным отношениям оплата за продукцию происходит по мере ее реализации.

Одновременно ЗАО «Михайловский бройлер» также заключены договоры поставки мясопродукции с иными хозяйствующими субъектами:

- 10.01.2013 заключен договор поставки мясопродукции №596/13 с ИП <…> и договор поставки мясопродукции №595/13
с ИП <…> В соответствии с пунктом 1.3 договоров поставка продукции осуществляется партиями на основании только письменных заявок, которые подаются не позднее чем за 7 календарных дней до дня отгрузки;

- 01.03.2013 заключен договор поставки мясопродукции № 589/01/03/13 с ЗАО «ВостокФудСервис»;

- 10.09.2014 заключен договор поставки мясопродукции № 10-09-2014-МБ с ИП <…>;

- 02.10.2014 заключен договор поставки мясопродукции № 02-10-2014-МБ с ООО «Велес-М».

Своими распоряжениями Общество устанавливает цену на продукцию отдельно для каждого хозяйствующего субъекта (контрагента). При этом установленный уровень цен для ЗАО «ПРОДИС» является наименьшим по отношению к уровню цен на аналогичную продукцию, установленному для ИП <…>, ИП <…>.

Из объяснений представителей ЗАО «Михайловский бройлер», полученных в рамках проверки прокуратуры города Артема (<…>, <…>), следует, что столь ограниченный состав покупателей продукции предприятия связан:

- с наличием длительных договорных отношений с ЗАО «ПРОДИС», которое осуществляет последующую реализацию продукции;

- с минимизацией затрат;

- с санитарной закрытостью предприятия, что позволяет исключить попадание на территорию транспорта, не связанного с технологическим процессом, и способствует защите предприятия от заноса инфекции.

Из объяснения секретаря-делопроизводителя ЗАО «Михайловский бройлер» <…>, в должностные обязанности которой входит обработка входящей корреспонденции, следует:

- обращения с намерениями приобрести мясопродукцию, поступающие от хозяйствующих субъектов на официальную электронную почту ЗАО «Михайловский бройлер» (mail@mbroiler.ru), в соответствии с устным распоряжением генерального директора (<…>) не рассматриваются и удаляются;

- в случае поступления телефонных звонков по вопросу осуществления покупки продукции ЗАО «Михайловский бройлер» на основании устного распоряжения генерального директора (<…>), обратившиеся перенаправляются в ЗАО «ПРОДИС».

В ходе проверки с компьютера <…> были скопированы письма, которые ранее были удалены, о намерении приобретения продукции ЗАО «Михайловский бройлер», поступившие от хозяйствующих субъектов (ООО «Рассвет»; ИП Трубицина; ООО «Экоторг»; ОАО «Мясокомбинат Находкинский», ООО «Евростандарт»).

Вышеуказанные действия ЗАО «Михайловский бройлер» создают препятствия для потенциальных покупателей по приобретению продукции непосредственно у производителя без участия посредника, а также неравные условия по приобретению продукции для действующих контрагентов.

По информации, представленной Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Приморского края, ЗАО «Михайловский бройлер» является участником федеральных и краевых целевых программ, в рамках которых Обществу предоставляются следующие субсидии.

1. Федеральная программа, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717 «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

2. Краевая программа, утвержденная постановлением администрации Приморского края от 07.12.2012 №392-па «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения Приморского края на 2013-2020 годы».

Основными целями программ являются:

1. Обеспечение продовольственной безопасности Приморского края в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;

2. Обеспечение жителей Приморского края качественной, экологически безопасной сельскохозяйственной продукцией;

3.Повышение конкурентоспособности приморской сельскохозяйственной и пищевой продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию и повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий Приморского края.

Основными задачами государственных программ являются:

1. Увеличение объемов производства и переработки высококачественной сельскохозяйственной продукции;

2. Повышение производительности труда на основе технической (технологической) модернизации агропромышленного комплекса; создание, обновление основных фондов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3. Повышение численности племенного поголовья скота и птицы в Приморском крае;

4. Развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка и потребительской кооперации.

В рамках указанных программ Обществом получены субсидии в следующих размерах.

Период

Краевой бюджет, рубли

Федеральный бюджет, рубли

Итого, рубли

9 месяцев 2014 года

56 726 716,90

17 880 856,31

74 607 573,21

2013 год

130 436 093,17

71 500 479,96

201 936 573,13

Получение субсидий в 2013 году в условиях снижения ЗАО «Михайловский бройлер» цен на продукцию и сокращения объемов производства, вызванных перепроизводством мяса птицы в Российской Федерации и благоприятными условиями импорта в Россию мяса свинины после вступления в ВТО, позволило Обществу закончить год безубыточно. Прибыль Общества по результатам 2013 года с учетом полученных субсидий в размере 201 936 573 рублей составила
80 362 000 рублей (рентабельность 4,1%).

В ходе рассмотрения дела №33/06-2014 Общество нарушения антимонопольного законодательства не признало и заявило, что не занимает доминирующего положения на рынке мяса куриного и субпродуктов из мяса кур на территории Приморского края.

В обоснование своей позиции Обществом были представлены следующие возражения.

1. Цены, установленные для оптовой реализации мяса куриного и субпродуктов из мяса кур в 2014 году на территории Приморского края, не превышают сумму необходимых для производства и реализации данной продукции расходов и прибыли. В течение же 2013 года средняя цена реализации продукции Общества была либо ниже себестоимости реализации данной продукции, либо незначительно превышала ее. Рентабельность продаж продукции Общества в 2013 году составляла 0,49 %.

При этом Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717, предусмотрена рентабельность сельскохозяйственных организаций в 2013 и 2014 годах в размере 12% и 13%. Государственной программой Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения приморского края на 2013 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 392- па, предусмотрены аналогичные показатели рентабельности.

В 2014 году средняя цена реализации продукции Общества была сопоставима с себестоимостью реализации данной продукции.

В январе и апреле 2014 года средняя цена реализации была ниже себестоимости, а в остальных периодах указанного года рентабельность не превышала 13%. Средняя рентабельность продаж продукции Общества за 9 месяцев 2014 года составила 5,82 %.

Таким образом, рентабельность продаж продукции Общества в 2014 году была в пределах показателей, установленных для сельскохозяйственных производителей.

2. Общий объем мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы на рынке Приморского края в 2013 году составил 61058,4 тонн (рассчитан по данным Приморскстата по формуле: ввоз (импорт) на территорию Приморского края + производство на территории Приморского края за 2013 год).

ЗАО «Михайловский бройлер» в 2013 году было произведено 22391,49 тонн мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы, реализовано на территории Приморского края <…>, вывезено за пределы Приморского края <…>. Таким образом, доля Общества на рынке Приморского края в 2013 году составила 29,43% <…>.

Общий объем мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы на рынке Приморского края за 9 месяцев 2014 года без учета объема импорта мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы в Приморский край в сентябре 2014 года составил 43253,77 тонны (<…>).

Обществом за 9 месяцев 2014 года было произведено мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы 16164,15 тонны, реализовано на территории Приморского края <…>, вывезено за пределы Приморского края <…>. Таким образом, доля ЗАО «Михайловский бройлер» на рынке Приморского края в период с января по сентябрь 2014 года составила 28,45% (<…>).

Поскольку доля ЗАО «Михайловский бройлер» на рынке мяса куриного и субпродуктов из мяса кур на территории Приморского края в 2013 и 2014 (9 месяцев) годах не превышала 35%, положение Общества на данном товарном рынке не может быть признано доминирующим.

На основании вышеизложенного ЗАО «Михайловский бройлер» считает, что в его действиях по повышению цен на мясо куриное и субпродукты из мяса кур в 2014 году при оптовой реализации на территории Приморского края отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона №135-ФЗ.

Также в ходе рассмотрения дела представители Общества заявляли ходатайства:

- о приостановлении рассмотрения дела ввиду подачи 8 декабря 2014 года заявления (исх. №1135) об исключении из Реестра;

- о назначении экспертизы с целью определения наличия или отсутствия у Общества доминирующего положения на рынке мяса куриного на территории Приморского края;

- о проведении экспертизы экономической обоснованности действий Общества по установлению и повышению цен на мясо куриное в 2014 году.

Комиссией в удовлетворении указанных ходатайств было отказано, так как проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках, в том числе с целью установления наличия или отсутствия у хозяйствующего субъекта доминирующего положения самостоятельно осуществляется антимонопольным органом, также как и установление наличия или отсутствия нарушения антимонопольного законодательства. Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 года №220 утвержден порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

При этом следует отметить, что в ходе рассмотрения дела хозяйствующие субъекты вправе предоставлять на обозрение Комиссии доказательства отсутствия у них доминирующего положения, в том числе самостоятельно проведенное исследование рынка или экспертное заключение.

С целью уточнения доли Общества на рынке и наличия или отсутствия доминирующего положения ответственному структурному подразделению Управления (аналитическому отделу) было поручено провести исследование состояния конкурентной среды на соответствующем товарном рынке.

При проведении анализа в качестве исходной информации использовались, в том числе:

- данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю;

- сведения, полученные от Дальневосточного таможенного управления, и Государственной ветеринарной инспекции Приморского края;

- сведения, полученные от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области;

- нормативные и правовые документы, действующие в Российской Федерации;

- методические рекомендации Федеральной антимонопольной службы, разработанные в рамках реализации Плана работы по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы, утвержденного приказом ФАС России от 18.12.2014 № 790/14.

Временными интервалами исследования определены отчетные периоды: 2012 год, 2013 год, 2014 год (с 01.01.2014 по 30.08.2014) и 2014 год (с 01.09.2014 по 31.12.2014).

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности куриное мясо относится к подгруппе 1 «Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы», которая включает два вида мяса домашней птицы - «Мясо парное, остывшее, охлажденное и субпродукты пищевые домашней птицы» ОКПД 15.12.11 и «Мясо подмороженное, замороженное, глубокой заморозки и размороженное и субпродукты пищевые домашней птицы» ОКПД 15.12.12.

Исходя из главы 1 статьи 3 Технического регламента «О требованиях к мясу сельскохозяйственной птицы, продуктам его переработки, их производству и обороту», для реализации в торговлю используется охлажденное, замороженное, глубокозамороженное мясо птицы (тушки и их части), субпродукты для производства продуктов питания.

Охлажденное мясо (субпродукты) птицы – свежее мясо птицы, полученное непосредственно после убоя птицы и охлаждения до температуры в толще мышц от 0°С до 4 °С.

Замороженное мясо (субпродукты) птицы – мясо птицы после замораживания охлажденных тушек до температуры в толще мышц не выше минус 8°С.

Глубокозамороженное мясо (субпродукты) птицы – мясо птицы после замораживания до температуры в толще мышц не выше минус 18 °С.

В соответствии с действующими государственными стандартами и техническими условиями значительно отличаются сроки хранения и правила транспортировки мяса кур охлажденного и мяса кур замороженного:

-условия хранения охлажденного мяса кур предусматривают температурный режим от 0°С до +4°С, срок годности мяса охлажденного
до 7 суток;

 -условия хранения замороженного мяса кур предусматривают температурный режим от -12°С до -18°С, срок годности мяса охлажденного от 6 до 12 месяцев;

-транспортировка охлажденного мяса курицы предусматривает перевозку в рефрижераторах или перевозку в изотермических транспортных средствах (с температурным режимом не выше 0 градусов);

-транспортировки замороженного мяса курицы предусматривают перевозку в рефрижераторах (с температурным режимом от -12°С до -18°С).

Таким образом, в качестве товара определены: мясо кур охлажденное и мясо кур замороженное (подмороженное).

Анализируемый вид деятельности - оптовая реализация мяса кур охлажденного и замороженного (подмороженного) независимым покупателям хозяйствующими субъектами, осуществляющими его производство, и/или иными хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц с производителем (1-ый уровень оптовых продаж).

В качестве географических границ рассматриваемых товарных рынков определена территория Приморского края.

На основании проведенного исследования установлено, что на протяжении всех рассматриваемых периодов доля Общества составляла:

- на рынке оптовой реализации мяса кур охлажденного свыше 50%;

- на рынке оптовой реализации мяса кур замороженного (подмороженного) более 8% и менее 35 %.

В силу изложенного, возражения об отсутствии у Общества доминирующего положения на рынке мяса птицы в Приморском крае подтверждаются частично, в части отсутствия доминирующего положения на рынке оптовой реализации мяса кур замороженного (подмороженного). В то время как на рынке оптовой реализации мяса кур охлажденного Общество занимает доминирующее положение (в соответствии со статьей 5 Закона №135-ФЗ).

Доля Общества от оптовой реализации всего мяса куриного (охлажденного и замороженного) в Приморском крае составила: в 2012 году - 52%; в 2013 году - 38% и в 2014 году – 39,19%. При этом Комиссия установила, что мясо куриное охлажденное и замороженное относится к разным товарным рынкам.

Представители Общества, ознакомленные с результатами исследования состояния конкурентной среды на указанных товарных рынках, тем не менее заявили, что рынок мяса куриного в Приморском крае является единым и не подразделяется на рынок мяса куриного охлажденного и рынок мяса куриного замороженного, и в силу изложенного Общество не занимает доминирующее положение на рынке.

При этом подтверждающих документов в обоснование своей позиции представителями Общества не было представлено. Кроме того эти доводы не нашли подтверждения с учетом ранее представленных материалов о существенных отличиях обращения продукции на рынках мяса куриного охлажденного и мяса куриного замороженного, а именно по:

 - условиям хранения при транспортировке и реализации;

- сроку хранения и реализации;

- уровню цен и динамики изменения цен на продукцию из мяса куриного охлажденного и мяса куриного замороженного;

- структуре товарных потоков мяса куриного охлажденного и мяса куриного замороженного в Приморском крае;

- составу продавцов и покупателей товара в Приморском крае.

Уровень оптовых и розничных цен на охлажденное и замороженное мясо куриное в Приморском крае значительно отличаются. Согласно имеющимся сведениям (результаты анкетирования потребителей, данные ЗАО «Михайловский бройлер») установлено, что уровень цен на охлажденную продукцию на 17-37% выше уровня цен на замороженную продукцию в Приморском крае.

В 2014 году цены на продукцию из мяса куриного охлажденного были установлены Обществом на 34% выше цен на продукцию из мяса куриного замороженного. При этом себестоимость продукции из мяса куриного охлажденного только на 12% превышала себестоимость продукции из мяса куриного замороженного.

Наименование

Объем реализации, тонны

Отпускная цена, руб./кг

Себестоимость, руб./кг

Рентабельность, %

Мясо замороженное итого

<…>

<…>

<…>

10%

Мясо охлажденное итого

<…>

<…>

<…>

33%

Колбасные изделия

<…>

<…>

<…>

21%

Фарш куриный и изделия из него

<…>

<…>

<…>

-41%

Вся продукция

<…>

<…>

<…>

16%

Более того, сравнительный анализ цен и себестоимости по основным видам продукции показал, что себестоимость продукции из мяса куриного охлажденного соответствовала или была ниже себестоимости аналогичной продукции из мяса куриного замороженного, при этом цена охлажденной продукции превышала цену замороженной продукции.

Наименование

Замороженная продукция 

 Охлажденная продукция 

Отношение охлажденной к замороженной, %

Цена, руб./кг.

Себестоимость, руб./кг.

Рентабельность продаж, %

Цена, руб./кг.

Себестоимость, руб./кг.

Рентабельность продаж, %

Отпускной цены

Себестоимость

Бедро на подложке

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

27%

0%

Голень на подложке

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

3%

-13%

Грудка на подложке

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0%

-1%

Крылышко на подложке

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

13%

-8%

Мясо цыплят бройлеров 1 сорт

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

8%

1%

Мясо цыплят бройлеров 1 сорт

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

21%

1%

Набор для 1 блюд на подл.

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

21%

-31%

Окорочок  на подл.

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

18%

-3%

П/ф из мяса цыпл.-бройл."Набор для туш."

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

13%

-29%

Сердце  + печень в пакетах

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

-2%

-4%

Поджарка на подл

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

4%

-9%

Филе грудки цыпленка-бройлера на подл.

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

3%

-16%

Объем производства Обществом в 2014 году мяса куриного по отношению
к 2013 году сократился на 3,17% и составил 19451 тонну, в том числе:

- объем производства мяса охлажденного сократился на 19,3% и составил 10203 тонны;

- объем производства мяса замороженного увеличился на 24,22% и составил 9248 тонн.

Наименование продукции

Произведено, тонны

Динамика изменения объемов производства, %

Динамика изменения структуры производства, %

2013 год

2014 год

2014 год к 2013 году

2013 год

2014 год

Мясо и субпродукты всего

20088

19451

-3,17%

100%

100%

Мясо охлажденное и субпродукты

12643

10203

-19,30%

63%

52%

Мясо замороженное и субпродукты

7445

9248

24,22%

37%

48%

Объем реализации Обществом в 2014 году продукции собственного производства из мяса куриного по отношению к 2013 году сократился на 4% и составил <…>, в том числе:

- объем реализации мяса куриного охлажденного сократился на 19% и составил <…>;

- объем реализации мяса куриного замороженного увеличился на 23% и составил <…>.

При этом выручка (без НДС) от реализации Обществом продукции собственного производства из мяса куриного в 2014 году по отношению к 2013 году увеличилась на 12% и составила <…>, в том числе:

- выручка от реализации мяса куриного охлажденного сократилась на 4% и составила <…> рублей;

- выручка от реализации мяса куриного замороженного увеличилась на 52% и составила <…>рублей.

Наименование продукции

Отгружено на сторону в отчетном году без продукции, произведенной из давальческого сырья

в натуральном выражении, тонны

в стоимостном выражении, тыс. руб.
(без НДС)*

2013 год

2014 год

2014 год к 2013 году

2013 год

2014 год

2014 год к 2013 году

Мясо и субпродукты всего

<…>

<…>

-4%

<…>

<…>

12%

Мясо охлажденное и субпродукты

<…>

<…>

-19%

<…>

<…>

-4%

Мясо замороженное и субпродукты

<…>

<…>

23%

<…>

<…>

52%

По результатам 2014 года прибыль от реализации продукции из мяса куриного с учетом косвенных расходов (коммерческие расходы, услуги банков) и полученных субсидий составила:

- от реализации продукции из мяса куриного охлажденного <…> рублей;

- от реализации продукции из мяса куриного замороженного <…> рублей.

При этом рентабельность продаж с учетом полученных субсидий
от реализации продукции из мяса куриного в 2014 году составила:

 -от реализации продукции из мяса куриного охлажденного – 28%;

- от реализации продукции из мяса куриного замороженного - 6%.

Установленный Обществом уровень рентабельности на продукцию из мяса куриного охлажденного значительно превышал (на 15%) рентабельность для сельскохозяйственных организаций, предусмотренную Государственными программами развития сельского хозяйства, участником которых является ЗАО «Михайловский бройлер». При этом установленный Обществом уровень рентабельности на продукцию из мяса куриного замороженного не соответствовал (был ниже на 7%) рентабельности для сельскохозяйственных организаций, предусмотренных этими программами.

Также Общество, указало, что при установлении цен ЗАО «Михайловский бройлер» ориентируется исключительно на рыночную стоимость данного товара, с учетом сложившейся себестоимости продукции.

Вместе с тем, Управлением установлено, что рыночные цены на мясо куриное охлажденное и мясо куриное замороженное в Российской Федерации сопоставимы (уровень цен отличается на +/- 2%).

Указанное подтверждается данными о ценах на мясо птицы с официального сайта Института конъюнктуры аграрного рынка (http://ikar.ru/poultry/prices.html) и  многочисленными предложениями хозяйствующих субъектов, размещенными на портале – «Российский агропромышленный сервер – «Агросервер.ru» (http://www.agroserver.ru/).

Действия по установлению более высоких цен на охлажденную продукцию из мяса куриного по сравнению с замороженной продукцией в 2014 году, согласно пояснению Общества, является маркетинговой политики предприятия. Такая политика помогает защититься от риска понести убытки при неожиданном повышении затрат или резком спаде спроса на замороженную продукцию.

Оценив доводы Общества, а также исследовав полученные доказательства, Комиссия установила, что финансирование деятельности по производству и реализации замороженной продукции за счет увеличения прибыли от реализации продукции из мяса куриного охлажденного по существу может быть отнесено к перекрестному субсидированию. При этом в отсутствии конкуренции на рынке оптовой реализации мяса кур охлажденного такое финансирование противоречит нормам антимонопольного законодательства.

Поскольку результатом указанных действий является или может являться ущемление интересов потребителей (оптовых и розничных покупателей), вынужденных нести необоснованные (излишние) финансовые затраты, оплачивая убытки Общества при реализации той продукции, которую они не приобретают.

При этом у оптовых и розничных покупателей продукции из мяса куриного охлажденного в Приморском крае отсутствует возможность приобрести указанную продукцию у другого производителя по более низкой цене (конкурентной цене).

Также в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что в 2014 году при снижении объемов производства и реализации продукции Общество неоднократно увеличивало цены на основные виды выпускаемой продукции из мяса куриного охлажденного.

Рост цен на основные виды продукции в 2014 году (с 01.01.2014 по 30.09.2014) составил от 14 до 53%.

Номенклатура

Цена на 01.01.2014 (руб./кг)

1 квартал 2014 года

2 квартал 2014 года

3 квартал 2014 года

на 30.03.2014 (руб./кг)

на 30.06.2014 (руб./кг)

изменение цен началу года, %

на 29.09.2014 (руб./кг)

изменение цен началу года, %

Бедро охлажденное на подложке

127,45

127,45

145,28

14%

145,28

14%

Голень охл. на подложке

131,91

131,91

145,28

10%

154,19

17%

Грудка охл. на подложке

107,84

107,84

118,54

10%

154,19

43%

Крылышко целое охл. на подложке

136,36

136,36

154,19

13%

163,1

20%

Мясо цыплят-бройлеров 1 с. охл. на подл.

101,6

106,06

114,97

8%

136,36

34%

Набор для 1 блюд охл.на подл.

41,44

41,44

50,35

22%

50,35

22%

Окорочок охл. на подл.

123,44

127,45

136,36

7%

140,82

14%

П/ф из мяса цыпл.-бройл."Набор для туш." весов.охл

33,87

33,87

47,24

39%

47,24

39%

Сердце + Печень охл. в пакетах

74,42

74,42

114,08

53%

114,08

53%

Филе грудки цыпленка-бройлера охл. на подл.

172,01

172,01

185,38

8%

207,66

21%

Представленные Обществом пояснения, обосновывающие правомерность повышения цен на продукцию в 2014 году, не нашли документального подтверждения, а именно:

1. Убыточность деятельности в 2013 году.

Однако по данным бухгалтерской отчетности, чистая прибыль Общества в 2013 году составила 80 362 000 рублей при выручке 1 962 088 000, а рентабельность продаж составила 4,1%.

2. Повышение цен вызвано повышением себестоимости в 2014 году, а также увеличением объемов привлекаемых кредитных средств на фоне сокращения объема субсидирования.

Однако по результатам анализа данных бухгалтерского учета Общества установлено, что в 2014 году темпы роста цен на продукцию не соответствовали темпам изменения себестоимости при реализации (в состав себестоимости были включены коммерческие расходы, расходы по банковскому обслуживанию, проценты по кредитам, а также полученные Обществом субсидии).

Сравнительный анализа цен и себестоимости по основным видам готовой продукции из мяса кур охлажденного (далее -  Продукция) показал следующее.

На графике можно увидеть дивергенцию (расхождение) стагнирующей себестоимости и растущей отпускной цены.

При этом Комиссией установлено следующее.

1. Объем реализации вышеуказанной Продукции (из мяса кур охлажденного) во 2-ом полугодии 2014 году по отношению к 1-му полугодию 2014 года сократился на 11% и составил <…> тонны.

2. Выручка (без НДС) от реализации Продукции во 2-ом полугодии 2014 году по отношению к 1-му полугодию 2014 года увеличилась на 4% и составила <…> рублей.

3. Прибыль от реализации Продукции с учетом косвенных расходов (коммерческие расходы, услуги банков) и полученных субсидий увеличилась
во 2-ом полугодии 2014 году по отношению к 1-му полугодию 2014 года на 36% и составила <…> рублей.

4. Уровень прибыли от реализации Продукции – рентабельность продаж составил: в 1-ом полугодии 2014 года - 25%; в 2-ом полугодии 2014 года - 31%.

5. Рентабельность продаж увеличилась во 2-ом полугодии 2014 году по отношению к 1-му полугодию 2014 года на 7 %.

Показатель

1 полугодие 2014 года

2 полугодие 2014 года

Отношение (2 полугодие к 1 полугодию 2014 года)

Объем реализации, тонны

<…>

<…>

89%

Выручка, тыс. руб.
(без НДС)

<…>

<…>

104%

Себестоимость, тыс. руб.

(без НДС)

<…>

<…>

95%

Валовая прибыль, тыс. руб.

<…>

<…>

132%

Коммерческие расходы

<…>

<…>

 -

Услуги банков,
% по кредитам

<…>

<…>

 -

Субсидии

<…>

<…>

 -

Прибыль от реализации

<…>

<…>

136%

Рентабельность

25%

31%

7%

В силу изложенного, действия Общества по повышению цен на Продукцию во 2-ом полугодии 2014 года были избыточны и экономически необоснованны.

Поскольку рассматриваемые действия совершены Обществом в период действия запрета на ввоз на территорию Российской Федерации продуктов питания из стран западной Европы и США, указанные действия свидетельствуют о получении необоснованно завышенной прибыли от реализации Продукции в условиях снижения количества конкурентов на внутреннем рынке.

Таким образом, своими действиями по повышению цен на продукцию из мяса куриного охлажденного во 2-ом полугодии 2014 года в условиях сокращения производства Общество создало себе условия для получения необоснованной прибыли, что привело к ущемлению интересов потребителей (оптовых и розничных покупателей), вынужденных нести необоснованные (излишние) финансовые затраты, оплачивая продукцию по экономически необоснованной стоимости.

В результате рассмотренных в настоящем решении действий Общества потребители, приобретавшие продукцию из мяса куриного охлажденного, только в 2014 году понесли излишние финансовые затраты в размере 134 205 208 рублей.

Частью 1 статьи 10 Закона №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, в рассмотренных действиях ЗАО «Михайловский бройлер»:

- по установлению экономически необоснованных цен на продукцию из мяса куриного охлажденного с целью компенсации убытков от реализации продукции из мяса куриного замороженного,

- по экономически необоснованному повышению цен на продукцию из мяса куриного охлажденного во 2-ом полугодии 2014 года, что привело к получению ответчиком по делу необоснованно завышенной прибыли от реализации продукции из мяса куриного охлаждённого,

Комиссия усматривает нарушение части 1 статьи 10 Закона №135-ФЗ в части злоупотребления Обществом своим доминирующим положением на рынке оптовой реализации мяса куриного охлаждённого в Приморском крае, результатом чего явилось или могло явиться ущемление интересов потребителей (оптовых и розничных покупателей), вынужденных нести необоснованные (излишние) финансовые затраты, оплачивая продукцию из мяса куриного охлаждённого по экономически необоснованной стоимости.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения ЗАО «Михайловский бройлер» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в совершении действий,

признанных злоупотреблением своим доминирующим положением на рынке оптовой реализации мяса кур охлажденного на территории Приморского края, результатом которого явилось или могло явиться ущемление интересов потребителей продукции из мяса кур охлажденного, вынужденных нести излишние финансовые затраты,

путем:

- установления экономически необоснованных цен на производимую продукцию из мяса кур охлажденного;

- экономически необоснованного повышения цен на производимую продукцию из мяса кур охлажденного во 2-ом полугодии 2014 года.

2. Выдать ЗАО «Михайловский бройлер» обязательное к исполнению предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на устранение допущенного нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                                    <…>

Члены  Комиссии:                                                                              <…>

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №33/06-2014

2 апреля 2015 года                                                                                                                                                г.Владивосток

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя, члены Комиссии: <…> – специалист 1 разряда аналитического отдела, <…> – ведущий специалист-эксперт аналитического отдела,

руководствуясь статьей 23 частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

на основании своего решения от 2 апреля 2015 года по делу №33/06-2014 о нарушении ЗАО «Михайловский бройлер» (692778, Приморский край, г.Артем, ул.Охотничья, 55; ИНН 2502015477) части 1 статьи 10 Федерального закона
от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ЗАО «Михайловский бройлер» прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в совершении действий, признанных злоупотреблением своим доминирующим положением на рынке оптовой реализации мяса куриного охлажденного на территории Приморского края, результатом которого явилось или могло явиться ущемление интересов потребителей продукции из мяса куриного охлажденного, вынужденных нести излишние финансовые затраты, путем:

- установления экономически необоснованных цен на производимую продукцию из мяса куриного охлажденного;

- экономически необоснованного повышения цен на производимую продукцию из мяса куриного охлажденного во 2-ом полугодии 2014 года,

а именно совершить следующие действия:

1. Установить цены на продукцию из мяса куриного охлажденного на основе экономически обоснованных расходов и прибыли, необходимых для ее производства и последующей реализации в срок до 12 мая 2015 года.

2. В качестве доказательства исполнения пункта 1 предписания представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю расчет цены с финансово-экономическим обоснованием цен и документы, подтверждающие факт их установления.

3. В предварительном порядке уведомлять Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю о повышении отпускных цен на продукцию из мяса куриного охлажденного, реализуемую ЗАО «Михайловский бройлер», в случае, если отпускная цена, устанавливаемая на дату предполагаемого её повышения, превысит цену, по которой производилась реализация продукции на 90 дней ранее даты предполагаемого повышения, более чем на 5%, с предоставлением финансово-экономического обоснования повышения цены за указанный период.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии                                                                    <…>

Члены Комиссии:                                                                               <…>

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны