Решение №025/10/18.1-538/2022 Признать жалобу ООО «Ремонт-ДВ» на действия Заказчика – Фон... от 5 июля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО «Ремонт-ДВ» на действия Заказчика  – Фонд Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» при проведении электронного аукциона (ПП РФ 615) на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Пожарского муниципального района (извещение № 202020000012200086).

       По мнению Заявителя, заказчик неправомерно установил условие, что в  случае, если подрядная организация является плательщиком НДС при закрытии выполненных работ к итогам в акте о приемке выполненных работ (форма КС-2) применяется процент аукционного снижения начальной (максимальной) цены Договора в случае, если в соответствии с протоколом проведения электронного аукциона по результатам электронного аукциона начальная (максимальная) цена Договора была снижена.

       В случае, если подрядная организация, находится па упрощенной системе налогообложения, при закрытии выполненных работ подрядной организацией к итогам в акте о приемке выполненных работ (форма КС-2) применяется формула для расчета затрат на компенсацию НДС при УСЫ (МАТ + ОБ) х 0,2, а также процент аукционного снижения начальной (максимальной) цепы Договора в соответствии с протоколом, в случае, если по результатам электронного аукциона начальная (максимальная) цена Договора была снижена.» (раздел форма, сроки и порядок оплату услуг и (или) работ аукционной документации)

Аналогичное условие включено в проект договора (п. 2.7. проекта договора).

Представитель организатора торгов с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные возражения.

Оценив доводы, изложенные Заявителем и организатором торгов, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 статьи 180 ЖК РФ, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях выполнения возложенных обязанностей в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 182 ЖК РФ Региональный оператор привлекает для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключая с ними от своего имени соответствующие договоры.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее - Положение, Постановление № 615) закупки в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляются путем использования способов определения поставщиков, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ. Исключение составляют случаи, когда предметом закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктами 8,193 Положения, утвержденного Постановлением № 615.

Таким образом, в соответствии с требованиями статьи 182 ЖК РФ привлечение Региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, утвержденном Постановлением № 615.

Учитывая изложенное, Фондом был размещен электронный аукцион РТС225А220085,  № ЕИС 202020000012200086 документация об электронном аукционе прилагается) в соответствии с положениями Постановления № 615.

В соответствии с пунктом 2 Положения участником электронного аукциона может быть юридическое лицо независимо от организационно­ правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение договора о проведении капитального ремонта.

Таким образом, любой участник электронного аукциона, в том числе, который освобожден от уплаты налога на добавленную стоимость и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в аукционе.

В соответствии с пунктом 135 Положения документация об электронном аукционе, помимо сведений, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, содержит обоснование и расчет начальной (максимальной) цены договора.

Помимо начальной (максимальной) цены договора, заказчик устанавливает требование к формированию цены, а именно - указывает о формировании начальной (максимальной) цены с учетом или без учета налогов и других обязательных платежей.

В соответствии с письмами Министерства финансов Российской Федерации от 27.12.2017 № 24-03-08/87276, от 15.05.2019 № 24-01-07/34829 при установлении начальной (максимальной) цены (далее - НМЦ) контракта заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену, в том числе налоговые платежи, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, в порядке, установленном Положением (пункт 172).

Положением не определен порядок действий в случае, если победитель электронного аукциона использует или переходит на упрощенную систему налогообложения.

Согласно пункту 185 Положения договор о проведении капитального ремонта заключается заказчиком по цене победителя электронного аукциона вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.

Таким образом, корректировка Фондом цены договора, предложенной победителем электронного аукциона, применяющим упрощенную систему налогообложения, при заключении договора с таким участником электронного аукциона не производится, договор заключается в соответствии с правилами действующего законодательства по цене предложенной победителем электронного аукциона.

На этапе проведения электронного аукциона Фонд не располагает информацией о режиме налогообложения у участников электронного аукциона, указанная информация предоставляется подрядной организацией после признания ее победителем электронного аукциона на стадии подготовки проекта договора для направления его победителю электронного аукциона.

В рассматриваемом случае предусмотренные проектом договора условия, в том числе спорный пункт 2.7, равны для всех потенциальных участников электронных аукционов и не создают каких-либо преференций для отдельных субъектов данного товарного рынка.

Обстоятельств, подтверждающие явную обременительность либо незаконность этих условий, а также то, что заключение договоров в предложенной редакции является вынужденным или понуждением для подрядчика, заявитель жалобы не доказал.

Отражение в пункте 2.7 спорного проекта договора цены, включающей НДС, не противоречит Постановлению № 615 и законодательству о налогах и сборах (в том числе положениям статьи 346.11 НК РФ, предусматривающей освобождение лиц, применяющих специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, от уплаты НДС) и не свидетельствует о нарушении прав участника закупки.

В проекте договора о проведении капитального ремонта установлено вариативное условие о цене контракта (включая НДС/НДС не облагается). При заключении договора о проведении капитального ремонта по результатам электронного аукциона, с организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, из цены договора (пункт 2.1) исключается условие о включении НДС, стоимость выполнения работ НДС не облагается.

При этом, в случае если после заключения договора у налогоплательщика появляется обязанность по уплате этого налога, между сторонами заключается дополнительное соглашение к договору в целях внесения соответствующих изменений в пункт 2.1 договора, и подрядная организация при закрытии выполненных работ в КС-2 в итогах указывает НДС.

Возможность вернуть сумму налога на добавленную стоимость из бюджета является законодательным закрепленным правом организации, что не может создавать преимущественные условия определенным обществам.

В соответствии   с пунктом 196 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 615, договор об оказании услуг заключается заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.

Пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует один из признаков принципа «Свободы договора» - условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абзацем 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Порядок включения в сметную документацию средств по уплате НДС приведен в приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.08.2020 № 421/пр, которым утверждена Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, пунктом 181 которой установлено: «Расчет суммы налога на добавленную стоимость выполняется от итогов глав 1-12 сводного сметного расчета с учетом резерва средств на непредвиденные работы и затраты, за исключением стоимости работ и услуг, не подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2020, № 31, ст. 5024).».

Таким образом, порядок расчета с организациями, находящимися на упрощенной системе налогообложения, установленный в проекте договора, соответствует данной Методике.

По мнению Фонда, реализация Фондом, как организатором электронного аукциона, своего права на определение условий договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, которые прямо не урегулированы Постановлением № 615 , не может быть расценено как создание неравных условий для участника электронного аукциона либо как совершение действий, влекущих за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (пункт 79 Постановления № 615).

Контроль за использованием региональным оператором средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово­бюджетной сфере (Федеральное казначейство).

Так, проверочной группой Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в период с 25.06.2019 по 25.07.2019 была проведена выездная проверка в отношении Фонда использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов, по итогам которой Фондом получен акт выездной проверки от 25.07.2019 (далее - акт проверки, входящий от 26.07.2019 № 9233-ФК/рп прилагается), согласно которому в пункте 1.9 акта проверки сделан вывод о том, что Региональным оператором приняты и оплачены завышенные объемы работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в общей сумме 6 471 218 рублей 02 копейки в результате применения завышенного коэффициента торгов, а также оформления акта о приемке выполненных работ формы КС-2 без расчета компенсации налога на добавленную стоимость (НДС).

27.08.2019 Управлением федерального казначейства по Приморскому краю (далее - УФК по Приморскому краю) Фонду вынесено представление № 20-22-26/21-9018 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации (далее - представление, входящий от 03.09.2019 № 10676-нд/к прилагается), согласно которому в пункте 2 было выявлено следующее нарушение требований законодательства Российской Федерации: «приняты и оплачены работы по капитальному ремонту многоквартирных домов по актам о приемке выполненных работ формы КС-2, подрядчикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, аналогично приемке и оплате работ подрядчикам, применяющим общую систему налогообложения, в результате чего завышена стоимость выполненных работ», а также было предписано принять меры по недопущению данных нарушений в дальнейшем.

По результатам рассмотрения представления в указанной части Фондом принято решение о внесении изменений в аукционную документацию и проект типового договора о проведении капитального ремонта с учетом позиции УФК по Приморскому краю, а также об учете позиции УФК по Приморскому краю при рассмотрении актов о приемке выполненных работ (по форме КС-2) по вновь заключенным договорам.

Таким образом,  положения абзаца третьего раздела «Форма, сроки и порядок оплаты услуг и (или) работ» аукционной документации и пункта 2.7 проекта Договора были включены в аукционную документацию и проект договора по результатам рассмотрения внесенного Фонду представления Управления федерального казначейства по Приморскому краю об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.

Заявитель не доказал какие именно преимущественные условия в процессе проведения электронного аукциона были допущены Заказчиком по отношению к хозяйствующим субъектам, имеющим общую систему налогообложения, в связи с чем Комиссия Приморского УФАС России считает, что отсутствуют нарушения со стороны Заказчика законных прав интересов участников настоящих процедур, а также отсутствия каких-либо преимущественных условий в отношении иных хозяйствующих субъектов.

При таких обстоятельствах Комиссия считает доводы, изложенные Заявителем необоснованными.

Комиссия принимала решение исходя из представленных Заявителем и Заказчиком документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны