Решение б/н Решение по делу 27/08-2015 от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток                                                                                                                                          Дело № 27/08-2015

26 марта  2015 года                                                                             

Резолютивная часть решения объявлена: 26 марта 2014 года.

Полный текст решения изготовлен: 08 апреля 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя Приморского УФАС России,

членов Комиссии:

<…>  – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти

<…> – специалист 1 разряда отдела кадров, информатики и делопроизводства,

при участии:

от Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому краю»  (далее – ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз») – <…>, доверенность от 25.03.2015, б/н;

От Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае – не явился, надлежаще извещен,

рассмотрев в заседании 26.03.2015 дело № 27/08-2015, возбужденное по признакам нарушения ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июня 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в реализации лома черных и цветных металлов в нарушение установленных требованиями действующего законодательства процедур, а именно путем заключения без проведения торгов договоров № 1 от 21.11.2014, № 1 от 12.12.2014 и № 1 от 17.11.2014 купли-продажи лома черных и цветных металлов (автомобиль грузовой МАЗ 5334, 1990 г.в., инв. номер <...> ; гусеничный трактор ВДЗ – 42, 2001 г.в., инв. номер <...> ; автомобиль грузовой КАМАЗ 5320, 1985 г.в., инв. номер <...> ) и передаче ООО «СТМ – Холдинг», ООО «Приморье», ООО «Эко +» образовавшегося лома черных и цветных металлов образовавшегося лома черных и цветных металлов, что имеет или может иметь своим результатом ограничение, недопущение или устранение конкуренции на рынке продажи лома черных и цветных металлов,

У С Т А Н О В И Л А:

21.11.2014 между Хорольским филиалом ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» (Заказчик), в лице директора <…>, и обществом с ограниченной ответственностью «СТМ – Холдинг» (Исполнитель), в лице генерального директора <…>, был заключен договор № 1 возмездного оказания услуг, согласно которому Исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по приему лома черных металлов несортированного, тары железной, загрязненной лакокрасочными материалами, остатки и огарки стальных сварочных электродов в количестве 5,9 тонн, а Заказчик обязуется оплатить указанные услуги.

12.12.2014 между Октябрьским филиалом ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» (Продавец), в лице директора <…>, и обществом с ограниченной ответственностью «Приморье» (Покупатель), в лице генерального директора <…>, был заключен договор № 1 о купле – продаже товара, согласно которому Продавец обязуется поставить Покупателю товар: лом и отходы черных металлов, а Покупатель принимает его и оплачивает его.

17.11.2014 между Кировским филиалом ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» (Продавец), в лице директора <…>, и обществом с ограниченной ответственностью «Эко +» (Покупатель), в лице начальника участка <…>, был заключен договор № 1 купли – продажи, согласно которому Продавец продает, а Покупатель принимает металлолом/лом черных металлов и оплачивает его.

Указанные действия (заключение договоров) не могут быть признаны законными по следующим основаниям.

До  октября 2014 года в оперативном управлении ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» находились следующие объекты: автомобиль грузовой МАЗ 5334, 1990 г.в., инв. номер <...> ; гусенечный трактор ВДЗ – 42, 2001 г.в., инв. номер <...> ; автомобиль грузовой КАМАЗ 5320, 1985 г.в., инв. номер <...> , являющиеся собственностью Российской Федерации.

Письмом Первого заместителя Министерства сельского хозяйства РФ от 30.09.2014 № ИМ-20-25/13011 «О согласовании списания объектов имущества» было согласовано списание указанных объектов

22.10.2014 на основании письма Министерства сельского хозяйства РФ были изданы приказы № 109, № 110, № 111 ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» о списании основных средств.

Из вышеизложенного следует, что ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз», при заключении договоров возмездного оказания услуг и купли – продажи лома черных металлов, выступало от имени собственника – Российской Федерации, и фактически осуществляло функцию собственника по распоряжению федеральным имуществом (при реализации образовавшегося в результате утилизации транспортных средств металлического лома).

В соответствии с пунктом 1 договора № 1 от 21.11.2014, «Исполнитель (ООО «СТМ – Холдинг») обязуется по задания Заказчика оказать следующие услуги: приема лома черных металлов несортированного, тары железной, загрязненной лакокрасочными материалами, остатки и огарки стальных сварочных электродов в количестве 5,9 тонн.».

Пункт 3 договора № 1 от 21.11.2014 устанавливает, что стоимость оказываемых услуг составляет 32 450,00 (тридцать две тысячи четыреста пятьдесят рублей 00 копеек).

В соответствии с пунктом 1.1 договора № 1 от 12.12.2014 Продавец обязуется поставить Покупателю (ООО «Приморье»)  лом и отходы черных металлов. Пункт 1.2 договора № 1 от 12.12.2014 – «Покупатель принимает его и оплачивает по факту взвешивания». Согласно пункту 1.10 договора № 1 от 12.12.2014, «Цена за единицу товара: договорная. Цена согласовывается сторонами на момент отгрузки Товара и указывается в счетах на оплату и в товарных накладных.»

В соответствии с пунктом 1.1 договора № 1 от 17.11.2014, «Продавец продает, а Покупатель (ООО «Эко +») покупает металлолом (лом черных металлов) на условиях, предусмотренных настоящим договором.». Пункт 4.1 договора № 1 от 17.11.2014: «Цена Товара между Покупателем и Продавцом определена договорная и не включает в себя НДС. Составляет 3 500,00 (три тысячи пятьсот) рублей 00 копеек за тонну.

Таким образом, вышеуказанные договоры по существу являются договорами купли – продажи в части передачи  ООО «СТМ – Холдинг», ООО «Приморье», ООО «Эко +» лома черных металлов, образовавшегося при утилизации транспортных средств,  что подтверждается, в частности, приемосдаточными актами № 242 от 25.11.2014, № 1 от 18.12.2014 и № 1 от 25.11.2014.

Поскольку лом черных и цветных металлов, образовавшийся в процессе утилизации транспортных средств является собственностью Российской Федерации, его реализация должна проходить в соответствии с Федеральным законом от  21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации государственного и муниципального имущества). Само решение о реализации государственного имущества от имени Российской Федерации принимает орган исполнительной власти, наделенный соответствующими полномочиями. При этом реализация образовавшегося лома должна совершаться собственником имущества либо лицом, которое собственник наделил соответствующими правами, а сама реализация имущества должна проходить на торгах (конкурсе либо аукционе). В данном случае ни порядок наделения правом реализации образовавшегося в результате утилизации транспортных средств металлического лома, ни порядок реализации лома не соблюден, что позволяет сделать вывод о противоречии заключенных договоров требованиям Закона о приватизации государственного и муниципального имущества.

Из письменных пояснений представителей ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» следует, что торги на право заключения вышеуказанных договоров не проводились в силу следующего.

Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, регулируется Положением, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества».

Согласно п.4 вышеуказанного Положения решение о списании федерального имущества принимается в отношении:

з) федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закреплённого за федеральными бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, а также особо ценного движимого имущества, закреплённого за федеральными бюджетными учреждениями учредителем либо приобретённого федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - бюджетными учреждениями по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждении.

В рамках данного Положения Министерством сельского хозяйства РФ издан приказ от 17.06.2011 № 178, которым утверждён Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в частности особо ценного движимого имущества, закреплённого за подведомственными Минсельхозу России учреждениями на соответствующем вещном праве, а также подписано распоряжение Минсельхоза России от 24.11.2011 № 97-р.

При возникновении необходимости списания указанных в абзаце 1 письма объектов основных средств в связи с физическим и моральным износом ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» в соответствии с регламентом направило пакет документов на согласование в адрес учредителя. После согласования списания письмом Министерства сельского хозяйства РФ от 30.09.2014 № ИМ-20-25/13011 (копия прилагается) и утверждения актов списания учреждением были подготовлены приказы от 22.10.2014  №№ 109, 110, 111 для завершения процедуры списания имущества.

Дальнейшие действия учреждением проводились в соответствии с пунктами 11-13 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834.

После завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утверждённый руководителем организации акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 447 "О совершенствовании учёта федерального имущества", направляются организацией в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.

После снятия техники с государственного регистрационного учёта и списания с баланса объекты были демонтированы, полученный в ходе разборки металлолом оприходован на счёт «Материальные запасы» согласно Инструкции, утверждённой приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н, и реализован специализированной организации с предварительным изучением стоимости лома на рынке.

Внесённые на балансовый учёт материальные запасы в виде образовавшегося после разборки объектов лома чёрных и цветных металлов являются имуществом учреждения и принадлежат ему на праве оперативного управления согласно Гражданского кодекса РФ, а также закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях).

В соответствии с Законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), пришедшие в негодность или утратившие потребительские свойства изделия, изготовленные из цветных и (или) чёрных металлов и их сплавов (или имеющие в составе части изделия из цветных и (или) чёрных металлов и их сплавов), подлежат утилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статье 4 данного закона право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Вместе с тем п. 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 10 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях установлено, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только особо ценным движимым имуществом, закреплённым за ним собственником или приобретённым бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Статьи 41 и 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливая норму о формировании неналоговых доходов федерального бюджета, в том числе от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, предусматривают исключение в отношении имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Согласно п. 4 статьи 9.2 и п. 2 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях, бюджетное учреждение вправе осуществлять иную приносящую доход деятельность при условии, что такая деятельность предусмотрена в его учредительных документах. При этом доходы от операций по реализации имущества, в том числе от реализации отходов (металлолома), относятся к доходам от иной приносящей доход деятельности бюджетного учреждения.

В силу действия п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса доходы, получаемые от указанных операций, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

В связи с изложенным, руководствуясь письмами Минфина РФ от 16.04.2012 № 02-01-10/1305 и от 24.04.2012 № 02-04-10/1464, доходы от реализации металлолома, полученного после разборки списанного имущества, закреплённого за учреждением на праве оперативного управления, поступили в самостоятельное распоряжение учреждения.

Также ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» сообщает, что оценщиком ИП <…> была проведена оценка технического состояния и целесообразности восстановительного ремонта и утилизационной рыночной стоимости в отношении списываемой техники.

Данная позиция считается необоснованной в силу следующего.

В силу статьи 1 Закон об отходах под отходами производства и потребления понимается остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Частью 2 статьи 299 ГК РФ установлено, что плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Частью 1 статья 220 ГК РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов.

В соответствии с вышеуказанными нормами права металлический лом, образовавшийся в результате утилизации транспортных средств, не относится к плодам, продукции или доходам от использования имущества, в связи с чем, такое имущество может быть использовано ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» только после его закрепления на праве оперативного управления за данным государственным учреждением.

Таким образом, на отношения по реализации государственного имущества распространяется действие Закона о приватизации государственного и муниципального имущества. При этом данным Законом предусмотрены способы приватизации государственного и муниципального имущества, в частности, продажа государственного или муниципального имущества на торгах.

На заседание Комиссии ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» не представило доказательств закрепления на праве оперативного управления образовавшегося лома черных металлов.

Заключение договоров № 1 от 21.11.2014, № 1 от 12.12.2014 и № 1 от 17.11.2014 без соблюдения требований Закона о приватизации государственного и муниципального имущества, привело к ограничению конкуренции на рынке заготовки, переработки и реализации лома черных и цветных металлов, поскольку ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» заключила соответствующий договор на безальтернативной основе, без предоставления иным, кроме ООО «СТМ – Холдинг», ООО «Приморье», ООО «Эко +», хозяйствующим субъектам, возможности заключить указанные договоры на торгах.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» (как организации, осуществляющей полномочия органа государственной власти – Министерства сельского хозяйства РФ), выразившиеся в заключении договоров № 1 от 21.11.2014, № 1 от 12.12.2014 и № 1 от 17.11.2014 в нарушение установленных требованиями действующего законодательства процедур, а именно без проведения торгов, ограничило возможность иных, кроме ООО «СТМ – Холдинг», ООО «Приморье», ООО «Эко +», хозяйствующих субъектов, участвовать в переработке и утилизации вышеуказанных транспортных средств, что фактически является ограничением конкуренции на рынке заготовки, переработки и реализации лома черных и цветных металлов, и является нарушением части 1 статьи 15 Закона О защите конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения Управлением мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому краю части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июня 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в реализации лома черных и цветных металлов в нарушение установленных требованиями действующего законодательства процедур, а именно путем заключения без проведения торгов договоров № 1 от 21.11.2014, № 1 от 12.12.2014 и № 1 от 17.11.2014 купли-продажи лома черных и цветных металлов (автомобиль грузовой МАЗ 5334, 1990 г.в., инв. номер <...> ; гусеничный трактор ВДЗ – 42, 2001 г.в., инв. номер <...> ; автомобиль грузовой КАМАЗ 5320, 1985 г.в., инв. номер <...> ) и передаче ООО «СТМ – Холдинг», ООО «Приморье», ООО «Эко +» образовавшегося лома черных и цветных металлов образовавшегося лома черных и цветных металлов, что имеет или может иметь своим результатом ограничение, недопущение или устранение конкуренции на рынке продажи лома черных и цветных металлов,

2. Наличие оснований для прекращения рассмотрения дела, указанных в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией не установлено.

3. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с фактической утилизацией транспортных средств.

4. Основания для принятия других иных мер по пресечению нарушения антимонопольного законодательства не имеется.

Председатель Комиссии

                  <…>

Члены Комиссии:

                    <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны