Решение №2610/24 Р Е Ш Е Н И Е ПО ДЕЛУ № 025/01/10-730/2023 О НАРУШЕНИИ АНТИМ... от 11 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «Сибирцевский комбинат строительной индустрии»

ул. Прапорщика Комарова, д. 45 «А», офис 2, г. Владивосток, 690091

 

Общество с ограниченной ответственностью «АНСТИГ»

ул. Демьяна Бедного, д. 14, офис 292, г. Хабаровск, 680009

 

Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю

ул. Светланская, д. 67, г. Владивосток, 690091

 

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № 025/01/10-730/2023

г. Владивосток 28 марта 2024 года


Резолютивная часть решения объявлена: 14.03.2024

Полный текст решения изготовлен: 28.03.2024

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дела № 025/01/10-730/2023 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – <...> – руководитель управления,

члены Комиссии: <...> – главный специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства, <...> – эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства,

рассмотрев в заседании 14.03.2024 дело № 025/01/10-730/2023 нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Сибирцевский комбинат строительной индустрии» (далее – ООО «СКСИ»; ответчик по делу) пунктов 3 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

с участием представителей: от общества с ограниченной ответственностью «АНСТИГ» (далее – ООО «АНСТИГ»; заявитель) – <...> (на основании решения № 8 от 26.05.2023), <...> (доверенность от 25.08.2023), <...> (доверенность от 31.07.2023); от ООО «СКСИ» – <...> (доверенность № 1-09/23 от 02.10.2023); от Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю (далее – Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю; заинтересованное лицо) – представители не явились,

 

У С Т А Н О В И Л А:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России; Управление) из прокуратуры Приморского края (вх. № 2122/23 от 06.03.2023), а также непосредственно от ООО «АНСТИГ» (вх. № 2096-ЭП/23 от 06.03.2023) поступили жалобы данного общества с прилагаемыми документами о нарушающих антимонопольное законодательство действиях ООО «СКСИ») по навязыванию невыгодного условия (дополнительных услуг) для ООО «АНСТИГ» при поставке железобетонных изделий (трубы безнапорные Т-100-50-2), произведённых ООО «СКСИ», а также по созданию дискриминационных условий при продаже данных изделий иным хозяйствующим субъектам.

При рассмотрении поступивших в Управление материалов установлено следующее.

В рамках проведённого закрытого электронного аукциона № 0320100031622000394 между Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю (Заказчик) и ООО «АНСТИГ» (Головной исполнитель) был заключён Государственный контракт от 03.02.2023 № 2323189101582000000000000/22394 (далее – Госконтракт от 03.02.2023) на поставку труб железобетонных цилиндрических раструбных безнапорных (показатели: стандарт изготовления изделия – ГОСТ 6482-2011; диаметр условного прохода – 100 см; длина – 50 дм; группа по несущей способности – 2) (далее – труба Т-100-50-2) в количестве 78 штук в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения, стоимость контракта 7 993 908,00 руб.

Вышеуказанные трубы Т-100-50-2 крупногабаритные, нестандартной длины и ширины, изготавливаются на Дальнем Востоке единственным изготовителем – ООО «СКСИ».

Как сообщило ООО «АНСТИГ», оно постоянно напрямую работает с заводами-изготовителями для поставки различных строительных товаров для государственных учреждений в рамках Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». При этом заводы-изготовители, как правило, заинтересованы быстрей продать свой товар, поскольку в стоимость товара уже заложена их прибыль.

При подготовке коммерческого предложения для Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю заявитель в ноябре 2022 года запросил у ООО «СКСИ» коммерческое предложение на приобретение труб Т-100-50-2.

16.11.2022 ООО «СКСИ» было предоставлено коммерческое предложение, согласно которому цена за трубу Т-100-50-2 составила 55 025,35 руб. (без НДС), с НДС – 66 030,42руб.

По имеющейся у заявителя информации, вторым участником аукциона стал непосредственно изготовитель трубы Т-100-50-2 – ООО «СКСИ». При этом ООО «АНСТИГ» не делало снижение, однако ООО «СКСИ» не смогло принять участие в аукционе по техническим причинам.

Закрытый электронный аукцион был признан несостоявшимся, поскольку никто из участников не подал ценовое предложение. Однако ООО «АНСТИГ» было признано победителем, поскольку первым направило заявку на участие в закупке.

С учётом сложившейся ситуации, ООО «СКСИ» 06.02.2023 направило заявителю коммерческое предложение практически на всю стоимость закрытого электронного аукциона с дополнением услуги доставки и разгрузки, а именно: «труба Т-100-50-2 с доставкой и разгрузкой» в количестве 78 штук на сумму 7 931 851,20 руб. (цена одной трубы 101 690,40 руб.), несмотря на то, что ООО «АНСТИГ» планировало приобрести только трубы, а доставку и разгрузку осуществить своими силами.

При этом непосредственно перед участием в закрытом электронном аукционе ООО «АНСТИГ» запросило у персонального менеджера ООО «СКСИ» информацию о стоимости трубы Т-100-50-2. При этом менеджер ООО «СКСИ» подтвердил прежнюю стоимость, данную в ноябре 2022 года. Данное обстоятельство также подтверждается рекламой от ООО «СКСИ» на официальном сайте «FarPost».

06.02.2023 ООО «АНСТИГ» направило в адрес ООО «СКСИ» обращение (исх. № 8) с просьбой направить коммерческое предложение на трубы Т-100-50-2 без учёта логистических услуг на условиях самовывоза.

Однако от менеджера по продажам ООО «СКСИ» Шленевой О.А. электронной почтой поступил ответ, согласно которому в отношении Общества решение не поменялось и коммерческое предложение от 06.02.2023 (с дополнительной услугой по доставке и разгрузке труб Т-100-50-2) остаётся в силе.

В связи с этим ООО «АНСТИГ» в своей жалобе в антимонопольный орган сообщило о неправомерном навязывании ООО «СКСИ» дополнительной услуги по доставке и разгрузке труб Т-100-50-2, что значительно увеличивает цену данного товара и ущемляет интересы ООО «АНСТИГ» в нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

При этом ООО «АНСТИГ» просчитывало иные варианты поставки трубы Т-100-50-2, однако приобретение данного товара в другом регионе будет значительно дороже из-за дополнительной стоимости логистических (транспортных) услуг.

В частности ООО «АНСТИГ» были запрошены коммерческие предложения с заводов-изготовителей трубы Т-100-50-2 со стоимостью логистических услуг. Как следует из поступившего предложения от ближайшего завода изготовителя трубы Т-100-50-2 – ООО «Завод ЖБИ Стройбизнес», расположенного в г. Челябинск, стоимость данных труб с учётом доставки составит 16 668 058,00 руб.

Таким образом, исполнить заключённый между Пограничным управлением ФСБ России по Приморскому краю и ООО «АНСТИГ» Госконтракт от 06.02.2023 на поставку труб Т-100-50-2 возможно только путём приобретения данных труб у завода-изготовителя на Дальнем Востоке.

Кроме того начальная максимальная цена контракта (далее – НМЦК) в рамках закрытого электронного аукциона № 0320100031622000394 на поставку труб Т-100-50-2 в количестве 78 штук составила 7 993 908,00 руб. из расчёта приобретения данных труб в Приморском крае, поскольку в НМЦК заложена, в том числе доставка и разгрузка крупногабаритных труб.

Также заявитель проанализировал аналогичную закупку по поставке таких же труб Т-100-50-2, размещённую АО «Приморское автодорожное ремонтное предприятие» в Единой информационной системе в сфере закупок от 01.02.2023 № 32312078526.

Согласно разделу «Обоснование начальной (максимальной) стоимости закупки» документации данной закупки Поставщик 1 предоставил коммерческое предложение с ценой 73 954,07 руб. (с учётом НДС) за 1 трубу Т-100-50-2, а Поставщик 2 – 81 500,00 руб. (с учётом НДС).

Кроме того в ответ на заявку от иного хозяйствующего субъекта – акционерного общества «Южморрыбфлот» (далее – АО «Южморрыбфлот») о поставке труб Т-100-50-2 ООО «СКСИ» направил коммерческое предложение на поставку данного товара по цене 73 954,07 руб. за одну трубу Т-100-50-2.

В связи с этим заявитель также сообщило о созданных для него ООО «СКСИ» дискриминационных (неравных) условий приобретения товара в сравнении с иным хозяйствующим субъектом (АО «Южморрыбфлот»).

Одновременно ООО «АНСТИГ» пояснило, что для исполнения Госконтракта от 06.02.2023 ему необходимо будет оформлять кредит, банковские гарантии и т.п., что влечёт за собой дополнительные расходы, которые были заложены в стоимость товара при участии в закрытом электронном аукционе.

Вместе с тем по цене коммерческого предложения на поставку труб Т-100-50-2, выставленной ООО «СКСИ» 06.02.2023, заявитель не сможет исполнить Госконтракт от 03.02.2023.

В связи с этим, как указал заявитель, Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю вынуждено будет расторгнуть Госконтракт от 03.02.2023 в одностороннем порядке с последующим внесением ООО «АНСТИГ» в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно писем Союза «Торгово-промышленной палаты Хабаровского края» (Дальневосточная) от 02.03.2023 № 74 и Министерства строительства Приморского края в лице краевого государственного автономного учреждения «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Приморского края» от 25.05.2023 (исх. № 01-01/676) единственным производителем труб железобетонных безнапорных Т-100-50-2 на Дальнем Востоке России является ООО «СКСИ».

Таким образом, существуют достаточные основания для выводов о наличии у ООО «СКСИ» признаков доминирующего положения на рынке оказания услуг по производству и поставке труб Т-100-50-2 в географических границах территории Приморского края.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей,

в том числе:

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции),

а также создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Приморским УФАС России в действиях ООО «СКСИ» были установлены признаки нарушения норм антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции» в части навязывания невыгодного для ООО «АНСТИГ» условия об обязательной доставке и разгрузке железобетонных изделий при их поставке, а также пунктом 8 части 1 статьи 10 указанного закона в части создании для заявителя дискриминационных условий при выставлении ООО «СКСИ» коммерческого предложения по поставке труб Т-100-50-2, включающего в себя их доставку и разгрузку, несмотря на то, что для иного хозяйствующего субъекта – АО «Южморрыбфлот» условия поставки данного товара не предусматривали его доставку и разгрузку.

Частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и/или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает (в том числе) хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 указанной статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10 указанного закона.

Таким образом, антимонопольные органы при выявлении признаков нарушения пунктов 3 и 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции обязаны направлять предупреждения хозяйствующим субъектам в чьих действиях (бездействии) был усмотрены признаки таких нарушений.

Учитывая установленные в действиях ООО «СКСИ» признаки нарушения пунктов 3 и 8 части 1 статьи 10 вышеуказанного закона Приморское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции направило в адрес ООО «СКСИ» предупреждение (исх. от 18.04.2023 № 2575/23) о необходимости прекращения устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения путём направления в срок до 28.04.2023 в адрес ООО «АНСТИГ» коммерческого предложения на поставку труб Т-100-50-2 в количестве 78 штук, не включая в данную поставку условия о доставке и разгрузке данных изделий (далее – Предупреждение).

Предупреждение в установленный срок со стороны ООО «СКСИ» выполнено не было, при этом ООО «СКСИ» 24.04.2023 направило в Арбитражный суд Приморского края заявление о признании незаконным и отмене Предупреждения.

Однако определением Арбитражного суда Приморского края от 11.05.2023 по делу № А51-7946/2023 заявление ООО «СКСИ» было оставлено без движения в связи с неприложением к заявлению документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. Поскольку впоследствии данный документ в суд не поступил Арбитражным судом Приморского края 21.06.2023 было вынесено определение по делу № А51-7946/2023 о возвращении ООО «СКСИ» поданного заявления.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного Приморским УФАС России издан приказ от 06.06.2023 № 60 о возбуждении дела № 025/01/10-730/2022 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «СКСИ» пунктов 3 и 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и создании Комиссии по рассмотрению указанного дела.

В процессе рассмотрения дела от заявителя, ответчика по делу, а также от заинтересованного лица поступали пояснения в письменном виде с прилагаемыми документами.

В частности Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю пояснило (исх. от 28.09.2023 № 21/703/20-10676; исх. от 11.12.2023 № 21/703/20-13766), что по условию Госконтракта от 03.02.2023 ООО «АНСТИГ» как Головному исполнителю было предписано осуществить поставку товара получателям Заказчика в срок до 05.06.2023. Однако Головной исполнитель в указанный срок товар не поставил. При этом в ходе исполнения указанного контракта от Головного исполнителя поступали письма о невозможности исполнить Госконтракт от 03.02.2023 в связи с недобросовестностью третьих лиц.

В результате, в связи с отсутствием оснований для расторжения Госконтракта от 03.02.2023 по соглашению сторон (согласно пункту 14.2 указанного контракта, сторона не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательство, несёт ответственность, если не докажет, что ненадлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушения обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых для приобретения товаров денежных средств) Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Указанное решение вступило в силу и Госконтракт от 03.02.2023 был расторгнут 21.07.2023 (в соответствии с пунктами 10.3 и 10.4 указанного контракта).

В связи с расторжением Госконтракта от 03.02.2023 и имеющейся потребностью в железобетонных трубах Т-100-50-2 в августе 2023 года был проведён новый закрытый аукцион на поставку данных труб, по результатам которого поступила одна заявка – от ООО «СКСИ». На основании протокола от 24.08.2023 подведения итогов закрытого электронного аукциона данная заявка была признана соответствующей установленным требованиям о закупке.

В связи с этим 05.09.2023 между Пограничным управлением ФСБ России по Приморскому краю и ООО «СКСИ» был заключён государственный контракт № 2323189100712000000000000/23148, который был исполнен и оплачен.

Заявитель в ходе рассмотрения дела сообщил, что полностью поддерживает доводы и обстоятельства, указанные в направленной в антимонопольный орган жалобе ООО «АНСТИГ». Дополнительно заявитель пояснил (исх. от 06.03.2024 № 13), что участниками закрытого аукциона на поставку железобетонных безнапорных труб Т-100-50-2 для нужд Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю на сумму 7 993 908 руб. являлись ООО «АНСТИГ» и ООО «СКСИ».

При определении цены контракта Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю руководствовалось данными о стоимости товара (труба Т-100-50-2), полученными от ООО «АНСТИГ» (которое сформировал своё коммерческое предложение на основании коммерческого предложения ответчика по делу от 16.11.2022, согласно которому стоимость изготовления одной трубы без услуги её доставки составляла 66 030,42 руб.), ООО «СКСИ», а также сведениями, предоставленными заводом изготовителем в г. Челябинске.

После заключения Госконтракта от 03.02.2023 с заявителем, ответчик по делу, как второй участник закрытого аукциона и проигравшее его лицо, необоснованно завысило стоимость одной трубы до 101 690,40 руб. (стоимость изготовления одной трубы и её погрузка и доставка), указав в электронном письме от 08.02.2023 об отсутствии для ООО «АНСТИГ» иного предложения.

При этом в это же время стоимость изготовления одной трубы Т-100-50-2 для иных организаций, в частности для ООО «Южморрыбфлот», составляла 74 954,07 руб.

В связи с этим, как указал заявитель, ООО «СКСИ» как лицо, владеющее сведениями о закрытом аукционе и его победителе, создало для ООО «АНСТИГ» условия при которых исполнение Госконтракта от 03.02.2023 стало невозможным.

Поскольку впоследствии государственный контракт на поставку труб Т-100-50-2 для нужд Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю был заключён последним с ООО «СКСИ» по стоимости одной трубы 101 490,40 руб., то есть по аналогичной с той, которую ответчик по делу выставил заявителю в коммерческом предложении от 06.02.2023, следует, что целью ООО «СКСИ» было недопущение исполнения государственного контракта иным, нежели он сам лицом.

Таким образом, по мнению заявителя, ООО «СКСИ» используя своё доминирующее положение на рынке производства в Приморском крае труб железобетонных безнапорных Т-100-50-2 и информацию закрытого аукциона, в котором ответчик по делу сам участвовал, фактически создало условия для исполнения данного заказа собственными силами и недопущения к этому заказу иных лиц, что является прямым нарушением законодательства о защите конкуренции в виде злоупотребления доминирующим положением и недобросовестной конкуренцией.

Ответчик по делу в своих пояснениях (от 12.12.2023; вх. № 2320/24 от 12.03.2024) сообщил что ООО «СКСИ» осуществляет производство и реализацию железобетонной продукции с 2012 года и является субъектом малого предпринимательства.

Также ООО «СКСИ» является производителем широкого ассортимента железобетонных изделий, производство которых осуществляется в период апрель-ноябрь. Ежесезонное приостановление производства железобетонных изделий вызвано особенностями бетона, в частности такими его характеристиками как набор отпускной прочности.

Порядок производства и технические характеристики рассматриваемого товара – труба железобетонная безнапорная Т-100-50-2 регламентируется, в том числе, ГОСТом 6482-2011 «Трубы железобетонные безнапорные» (введён в действие с 01.01.2013 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.05.2012 № 76-ст).

Пунктом 4.3.3 ГОСТа 6482-2011 установлено, что отпускная прочность бетона должна быть не менее 70 % проектной в тёплый и 90 % в холодный периоды года. За холодный период года принимают период, характеризующийся среднемесячной температурой воздуха 0 градусов и ниже.

ГОСТом 18105-2018 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности» (введён в действие с 01.01.2013 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.04.2019 № 130-ст) определены факторы влияющие на набор прочности бетона, согласно которым температурный режим является одним из главных факторов, влияющих на скорость набора прочности бетона.

В частности в холодный период (при условии стабильной температуры воздуха 0 градусов на протяжении всего времени набора прочности) отгрузка потребителю трубы Т-100-50-2 возможна только спустя 1,5 месяца с даты её производства.

Соответственно у производителей железобетонных изделий отсутствует возможность производить отгрузку товара, в независимости от времени года, сразу после его изготовления,

ООО «СКСИ» осуществляет производство труб диаметром 500, 600, 800, 1000 (мм) каждого диаметра по 2 вида (итого 8 ассортиментных изделий).

При этом для производства всего ассортимента указанных труб используется одно оборудование, проектной (паспортной) производительностью 12 труб в смену (при благоприятных погодных условиях и наличии производственных мощностей ООО «СКСИ» может производить до 20 труб в день). Средняя (сезонная) производительность одного вида труб составляет 2-6 изделий в день без учёта простоя, связанного с ремонтными и профилактическими работами оборудования.

16.11.2022 ООО «СКСИ» в ответ на запрос ООО «АСТИНГ» направило последнему коммерческое предложение, согласно которому ООО «СКСИ» на условиях 100 % предоплаты готово производить по 5 (пять) труб в день.

Соответственно, оплатив 78 труб в день получения коммерческого предложения для ООО «АНСТИГ», до 01.12.2022 (дата приостановки производства железобетонных изделий на зимний период – декабрь-март) могло быть произведено 50 труб. При этом остальные 28 труб могли быть произведены в апреле 2023 года.

Таким образом отгрузка всего заказанного товара для ООО «АНСТИГ» могла бы быть завершена не раньше 30.04.2023 (с учётом времени, необходимого на проектный набор прочности бетона).

Во всех коммерческих предложениях, как указал ответчик по делу, направляемых ООО «СКСИ» в адрес контрагентов, не указано, что отгрузка товара осуществляется из числа складских остатков, наоборот такие предложения содержат сведения о необходимости изготовления запрашиваемого товара.

По состоянию на 16.11.2022 на складе ООО «СКСИ» находилась 51 труба Т-100-50-2.

01.12.2022 ООО «СКСИ» приостановило производство труб до апреля 2023 года со складским остатком 91 труба Т-100-100-2.

На 01.03.2023 остаток труб Т-100-100-2 составил 12 шт.

В связи с большим количеством заказов, поступивших в апреле 2023 года, производство ООО «СКСИ» было загружено до сентября 2023 года. В связи с этим коммерческое предложение, направленное 10.05.2023 в адрес ООО «АНСТИГ» содержало сведения о сроках изготовления (отгрузки) сентябрь-октябрь 2023 г.

При этом ответчик по делу отметил, что такое длительное ожидание изготовления (отгрузки) продукции имело место и в предыдущие сезоны, в том числе при заказе мелких партий.

Стоимость изготовления раструбной трубы Т-100-50-2 в 2023 году составляла 85 839,54 руб., по состоянию на март 2022 года – 66 030,42 руб.

Также ответчик по делу пояснил, что переписки в бумажном виде между ООО «СКСИ» и ООО «АНСТИГ» практически не было, какие-либо договоры и соглашения не заключалось.

В период с ноября 2022 г. по май 2023 г. ООО «АНСТИГ» обращалось в ООО «СКСИ» с запросами коммерческих предложений на железобетонное изделие труба Т-100-50-2, в большинстве случаев запросы и сами коммерческие предложения направлялись посредством электронной почты.

В частности 16.11.2022 ООО «АНСТИГ» обратилось с запросом на поставку труб, 16.11.2022 в ответ ООО «СКСИ» направило коммерческие предложения по каждому из запрошенных заявителем объектов.

24.01.2023 ООО «АНСТИГ» обратилось с запросом на поставку труб, 06.02.2023 ООО «СКСИ» направило обобщённое коммерческое предложение.

Письмом от 04.05.2023 (исх. № 34) ООО «АНСТИГ» также обратилось с запросом на поставку труб Т-100-50-2, 11.05.2023 ООО «СКСИ» направило коммерческое предложение.

По факту включения услуг доставки и разгрузки трубы Т-100-50-2 конечную стоимость товара ответчик по делу пояснил, что действующим законодательством не запрещено включение в стоимость продукции стоимости её доставки.

06.02.2023 ООО «СКСИ» направило в адрес ООО «АНСТИГ» коммерческое предложение с указанием срока оплаты (до 28.02.2023), срока действия коммерческого предложения (до 15.02.2023), срока изготовления продукции (4 шт./день), а также условия поставки товара до объектов заказчика.

В части указанной в данном коммерческом предложении цены – 101 690,40 руб. (труба Т-100-50-2 с доставкой и разгрузкой) ответчик по делу сообщил, что после поступления в адрес ООО «СКСИ» запроса от 24.01.2023, представитель ООО «АНСТИГ» связался с менеджером по продажам ООО «СКСИ» и уточнил данный запрос в части предоставления стоимости товара с учётом его доставки до указанных им объектов, а также предоставления большего срока для произведения оплаты.

В части указанного в коммерческом предложении от 11.05.2023 срока поставки труб Т-100-50-2 – период с 01.09.2023 по 30.10.2023, ответчик по делу пояснил, что указанный срок поставки (изготовления) труб был обусловлен загруженностью производства и нехваткой кадровых мощностей, поскольку фактически одни и те же рабочие осуществляют изготовление обширного ассортимента продукции ООО «СКИС» (среднесписочная численность всех сотрудников ООО «СКСИ» составляет 34 человека). По состоянию на конец апреля 2023 года свободный остаток только одного вида товара (труба Т-100-50-2) составлял 122 шт. без учёта нагрузки на производство по иному ассортименту выпускаемой продукции.

При этом ответчик пояснил, что указание такого срока изготовления и поставки продукции не является единичным, поскольку аналогичная ситуация складывалась и в прошлые периоды.

Одновременно ответчик по делу сообщил, что ООО «СКСИ» не является субъектом естественной монополии, а также не является хозяйствующим субъектом, занимающим на территории Приморского края доминирующее положение на рынке производства и поставки железобетонных изделий.

К состоявшемуся 14.03.2024 заседанию Комиссии ответчик по делу вместе с пояснениями представило дополнительные документы, в частности сведения о расчётах с контрагентами ООО «СКСИ» в период с сентября 2022 г. по май 2023 г., а также сведения о движении труб Т-100-50-2 («производство»-«склад»-«отгрузка») в разрезе контрагентов по заказам контрагентов. Указанные сведения вместе с финансовой отчётностью ООО «СКСИ» за 2022 г. и за 2023 г., а также уведомлением о подписании 05.09.2023 контракта между Пограничным управление ФСБ России по Приморскому краю и ООО «СКСИ» на поставку труб железобетонных безнапорных представлены ответчиком по делу под грифом «коммерческая тайна».

Одновременно от ответчика по делу поступило ходатайство о рассмотрении дела № 025/01/10-730/2023 в закрытом заседании, поддержанное представителем в заседании Комиссии.

В обоснование заявленного ходатайства ответчик по делу сослался на положения статей 3 и 10 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», на положение части 3.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, на разъяснение Президиума Федеральной антимонопольной службы от 21.02.2018 № 13 «Об информации, составляющей коммерческую тайну, в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, проведении проверок соблюдения антимонопольного законодательства, осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», а также представил Положение о коммерческой тайне ООО «СКСИ», утверждённое приказом генерального директора данного общества от 24.04.2020.

Рассмотрев заявленное ходатайство Комиссия отметила, что, согласно положению части 3.2 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в закрытом заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, в необходимых случаях по решению комиссии присутствуют эксперты, переводчики, а также лица, располагающие сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

Таким образом, учитывая, что на рассмотрении дела № 025/01/10-730/2023 присутствуют только представители лиц, являющихся участниками данного дела, необходимость вынесения Комиссией отдельного определения в порядке части 3.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции отсутствует.

Также Комиссия считает, что представленные сведения по финансовой отчётности ООО «СКСИ» за 2022-2023 гг. (бухгалтерские балансы на 31.12.2022 и 31.12.2023, отчёты о финансовых результатах за 2022 г. и за 2023 г., отчёт об изменениях капитала за 2022 г., а также квитанции от 03.03.2023 и от 16.02.2024 о приёме налоговой декларации в электронном виде за 2023 год и за 2024 год) не могут составлять коммерческую тайну. Поскольку, во-первых, данные сведения не включены в утверждённое ответчиком по делу Положение о коммерческой тайне ООО «СКСИ» (раздел 2 «Информация, составляющая коммерческую тайну»). Во-вторых, в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», информацией, составляющей коммерческую тайну, являются сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании. Между тем сведения о финансовой отчётности организаций являются общедоступными в силу нахождения их в сети интернет.

В связи с этим поступившее от ответчика по делу ходатайство Комиссией удовлетворено за исключением сведений по финансовой отчётности ООО «СКСИ» за 2022-2023 гг.

Рассмотрев материалы дела № 025/01/10-730/2023 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия отмечает следующее.

Настоящее дело возбуждено по признакам нарушения ООО «СКСИ» пунктов 3 и 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В соответствии с указанно статьёй запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей

Таким образом основным критерием, характеризующим факт нарушения части 1 статьи 10 указанного закона является наличие у хозяйствующих субъектов доминирующего положения на рынке реализуемых товаров (оказываемых услуг), поскольку только при обладании реальной рыночной властью (доминирующим положением) в действиях таких хозяйствующих субъектов возможно установить злоупотребление ею с учётом присутствия причинно-следственной связи между совершёнными действиями и их результатом, о котором идёт речь в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно общему правилу, указанному в части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и/или устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и/или затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определённого товара:

1) превышает 50 % (если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим);

2) составляет менее чем 50 % (если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок).

При рассмотрении поступивших в Управление из прокуратуры Приморского края, а также от ООО «АНСТИГ» материалов по жалобе последнего о нарушении ООО «СКСИ» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции Приморское УФАС России приняло во внимание факт отсутствия в географических границах территории Приморского края иных, нежели ответчик по делу, хозяйствующих субъектов – производителей трубы Т-100-50-2, что следует из писем Союза «Торгово-промышленной палаты Хабаровского края» (Дальневосточная) от 02.03.2023 № 74 и Министерства строительства Приморского края в лице краевого государственного автономного учреждения «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Приморского края» от 25.05.2023 (исх. № 01-01/676), согласно которым на Дальнем Востоке ООО «СКСИ» является единственным производителем труб железобетонных безнапорных Т-100-50-2.

В связи с этими были сделаны выводы о существовании достаточных оснований считать наличие у ООО «СКСИ» признаков доминирующего положения на рынке оказания услуг по производству и поставке железобетонных изделий (безнапорных труб Т-100-50-2) в географических границах территории Приморского края.

При оценке Управлением имеющихся сведений об ответчике по делу в целях в рамках проведения анализа состояния конкуренции на вышеуказанном товарном рынке в целях установления у ООО «СКСИ» доминирующего положения, обязанность проведения которого в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства предусмотрена Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220, установлено, что общая выручка ООО «СКСИ» от экономической деятельности по производству изделий из бетона для использования в строительстве за 2022 год (год, предшествующей дате выявления нарушения) составляет 157 639 тысяч рублей, при этом единственным участником (учредителем) данного общества является физическое лицо – генеральный директор ООО СКСИ» Литовкина В.А.

Кроме того, ООО «СКСИ» не входит в группу лиц с иными хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

Указанные сведения подтверждаются данными, полученными от ответчика по делу (согласно Отчёту о финансовых результатах за 2022 год по форме 0710002 по ОКУД, а также информации в табличном виде, согласно Форме представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, утверждённой приказом Федеральной антимонопольной службы от 20.11.2006 № 293), а также данными информационного сервиса «Seldon.Basis».

Частями 2, 2.1 и 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрены исключения из общего правила признания положения хозяйствующего субъекта доминирующим. В частности, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта – юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает 800 миллионов рублей.

В связи с тем, что единственным участником ООО «СКСИ» является физическое лицо (<...>), а выручка ответчика по делу от осуществляемой деятельности по производству изделий из бетона для использования в строительстве за 2022 год (157 639 тысяч руб.) не превышает 800 миллионов рублей, ООО «СКСИ» не может быть признано хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по производству и поставке железобетонных изделий (в том числе безнапорных труб Т-100-50-2).

С учётом изложенного, учитывая отсутствие у ответчика по делу доминирующего положения на товарном рынке, Комиссия считает, что дело в отношении ООО «СКСИ», возбужденное по признакам нарушения пунктов 3 и 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Прекратить рассмотрение дела № 025/01/10-730/2022 о нарушении ООО «СКСИ» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «СКСИ».

 

Председатель Комиссии

<...>

Члены Комиссии: <...>

 

 

 

Связанные организации

ООО "СКСИ"
ИНН 2543017755, ОГРН 1122543022722
ПУ ФСБ России по Приморскому краю
ИНН 2536164734, ОГРН 1052503142075
ООО "АНСТИГ"
ИНН 2724236614, ОГРН 1192724020059