Решение б/н Решение и предписание по делу № 28/06-2014 в отношении ОАО "... от 29 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения оглашена: 03.12.2014                                                                                                                          г. Владивосток

Полный текст решения изготовлен: 18.12.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России)  по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – <…> – заместитель руководителя, члены Комиссии: <…> – начальник аналитического отдела, <…> – начальник отдела антимонопольного контроля, <…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев 03.12.2014 в заседании дело № 28/06-2014, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД) части 1 и пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ   «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), выразившегося в установлении и взимании платы за «использование грузовых платформ и эстакад погрузпункта ст. Гродеково», а также созданию препятствий доступу на товарный рынок на территории ст. Гродеково Дальневосточной железной дороги,

с участием представителей

заявителя - ООО «Пограничная транспортно-экспедиционная компания» (далее - ООО «ПТЭК»): <…> (доверенность от 01.06.2014); 

ответчика - ОАО «РЖД»: ведущий юрисконсульт <…> (доверенность от 26.02.2014 № 12Д),

в отсутствии

заявителя - ООО «Меридиан-ДВ», извещенного надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л А:

Определением об отложении дела № 28/06-2014 (исх. № 9875/06 от 13.10.2014) рассмотрение дела было отложено на 27.11.2014.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела в соответствии со статьей 46 Федерального закона «О защите конкуренции» был объявлен перерыв до 03.12.2014.

В Приморское УФАС России поступили обращения ООО «Меридиан-ДВ» и ООО «ПТЭК» (с учётом дополнительно представленных документов), на действия  ОАО «РЖД», касающиеся препятствия заявителям в доступе к инфраструктуре (железнодорожным путям общего пользования) для осуществления погрузки-выгрузки вагонов, а также взимания платы за «Использование грузовых платформ и эстакад погрузпункта ст. Гродеково (при производстве работ силами клиента)».

ООО «Меридиан-ДВ» осуществляет деятельность по организации перевозок грузов, в том числе на/с ст. Гродеково Дальневосточной железной дороги.

Между ООО «Меридиан-ДВ» и ОАО «РЖД» заключен договор транспортной экспедиции № 3184 от 28.12.2013, предметов которого является перевозка грузов.

Также ООО «Меридиан-ДВ» и ОАО «РЖД» заключен договор на оказание транспортно-экпедиционных услуг № 132/14/п МЧ-3 от 11.03.2014.  

На основании указанного договора ОАО «РЖД» оказывает  ООО «Меридиан-ДВ» услуги транспортно-экспедиционного обслуживания, в том числе на территории ст. Гродеково. 

ООО «Меридиан-ДВ» в рамках вышеуказанных договоров письмом  (вх. Гродеково-ДВ от 31.05.2014) уведомило ОАО «РЖД» о необходимости подачи вагонов КЖД №№ 3409517, 3108239, 3462441 на путь № 116 ст. Гродеково, указав, что выгрузка будет производиться силами грузополучателя.

ООО «Меридиан-ДВ» в своем обращении указало, что ОАО «РЖД» подало вагоны под выгрузку вовремя, однако структурное подразделение ОАО «РЖД» - Владивостокская дистанция погрузо-разгрузочных работ и коммерческих операций (далее – Дистанция) закрыло проезд к пути общего пользования № 116, в связи с необходимостью заключения отдельного договора с МЧ-3.

После чего, ООО «Меридиан-ДВ» направило на имя начальника участка МЧ-3 ст. Гродеково <…>заявление о выдаче пропусков на автопогрузчик для выдачи товара вагонов КЖД №№ 3409517, 3108239, 3462441.

Должностное лицо ОАО «РЖД» <…> отказал в выдаче пропуска ввиду отсутствия договора с МЧ-3.

ООО «Меридиан-ДВ» полагает, что ОАО «РЖД» необоснованно понуждает ООО «Меридиан-ДВ» к оплате услуг ОАО «РЖД» по предоставлению технологического места под погрузку, чем нарушает положения Прейскуранта  № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами», утвержденного Постановлением ФЭК РФ от 17.06.203 № 47-т/5 (далее – Прейскурант № 10-01).

ООО «ПТЭК» осуществляет деятельность по организации перевозок грузов на/с ст. Гродеково Дальневосточной железной дороги, указанный вид деятельности является для него основным.

В целях осуществления указанной деятельности между ООО «ПТЭК» и   ОАО «РЖД» заключен договор № АФТО/МОП 808 от 02.10.2013 на оказание услуг при организации работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования ст. Гродеково.

Указанный договор регулирует взаимоотношения сторон при осуществлении Заявителем собственными силами погрузки (выгрузки) грузов в вагоны/из вагонов с мест общего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД» и расположенных на путях общего пользования № 109/23 от стрелочного перевода № 112 ст. Гродеково Дальневосточной железной дороги.

В соответствии с указанным договором ОАО «РЖД» является перевозчиком, осуществляющим подачу, расстановку по местам погрузки, выгрузки и уборку локомотивом ОАО «РЖД» вагонов.

ООО «ПТЭК» в целях осуществления деятельности по осуществлению погрузо-разгрузочных работ арендовало погрузчик, а также провело обучение и аттестацию работника в ОАО «РЖД» на предмет знаний по техническим условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (о чем свидетельствует протокол проверки знаний № 26/43 от 06.02.2013 и иные документы).

Также ООО «ПТЭК» и ОАО «РЖД» заключен договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг № 9/14/п МЧ-3 от 01.01.2014. 

Согласно приложению № 1 к договору № 9/14/п МЧ-3 от 01.01.2014  ОАО «РЖД» оказывает услуги, в том числе:

- погрузка и выгрузка грузов из железнодорожного подвижного состава и автомобильного транспорта, соответственно, на железнодорожных станциях отправления и назначения, на складах грузоотправителей и грузополучателей;

- услуги по завозу-вывозу на/с железнодорожные станции автомобильным транспортом.

Заявитель считает, что вправе самостоятельно осуществлять погрузку/выгрузку груза в местах общего пользования ст. Гродеково ДВЖД либо  обратиться к ОАО «РЖД» в целях получения соответствующей услуги.

По сообщению заявителя, в апреле 2014 года в адрес лиц, осуществляющих деятельность на ст. Гродеково, ОАО «РЖД» было распространено письмо, согласно которого необходимо оформлять пропуска при заезде на территорию ст. Гродеково в соответствии с инструкцией о пропускном и внутриобъектовом режиме.

24.04.2014 ООО «ПТЭК» на имя Начальника Дистанции <…> были поданы заявления (исх. № 12, 15).

Дистанция письмом (исх. № 1522 от 08.05.2014) сообщила, что для осуществления погрузочно-разгрузочных работ с использованием автопогрузчиков на грузовой платформе, расположенной между путями №№ 52 и 116 ст. Гродеково необходимо заключить договор на эксплуатацию данного недвижимого имущества, так как ОАО «РЖД» является собственником объекта недвижимого имущества «Грузовая платформа-3 Гродеково (лит. 16), в составе сооружения-комплекса объектов недвижимости  и вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего имущества любые действия, а также несет бремя расходов по текущему содержанию данного имущества.

Кроме того, ОАО «РЖД» выставило в адрес ООО «ПТЭК» счет-фактуру № 185016000002062/0500001880 от 27.05.2014, согласно которой ООО «ПТЭК» предъявлено к оплате 2478 рублей за каждый вагон за услугу «Использование грузовых платформ и эстакад погрузпункта».

После отказа ООО «ПТЭК» от оплаты указанной счета-фактуры автопогрузчик ООО «ПТЭК» не допускается на грузовые платформы ст. Гродеково. ДВЖД.

Также в связи с отказом ОАО «РЖД» в выдаче пропусков на автомобильный транспорт ООО «ПТЭК», последнее не имеет возможности самостоятельно осуществлять погрузо-разгрузочную деятельность и может получать груз только путем обращения за услугами Дистанции  ОАО «РЖД» в соответствии с договором на оказание транспортно-экспедиционных услуг № 9/14/п МЧ-3 от 01.01.2014.  

В связи с изложенным в действиях ОАО «РЖД» были усмотрены признаки нарушения части 1 и пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении и взимании платы за «использование грузовых платформ» и эстакад погрузпункта  ст. Гродеково», а также созданию препятствий доступу на товарный рынок на территории ст. Гродеково Дальневосточной железной дороги и возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 28/06-2014.

Определением о назначении дела к рассмотрению исх. № 7704/06 от 12.08.2014 Приморское УФАС России запросило у ОАО «РЖД» письменное пояснение (со ссылками на соответствующие положения нормативных правовых актов и приложением подтверждающих документов) о правовых основаниях отказа выдачи пропусков Заявителям, о правомерности понуждения ОАО «РЖД» к заключению договора на эксплуатацию грузовой платформы, расположенной между путями №№ 52 и 116 ст. Гродеково, а также пояснение по существу вменяемого правонарушения.

ОАО «РЖД» представило в материалы дела пояснение (исх. № 1377/ДВДМ от 15.07.2014 и  исх. № ДМдю-48 от 26.08.2014), согласно которым указало, что на станции Гродеково ДВЖД действует пропускной режим в соответствии с Инструкцией  о пропускном и внутриобъектовом режиме МЧ-3 (согласовано начальником ВО ДВ цента безопасности 24.03.2013), также указало, что грузовые платформы между путями 23/109 и 52/116 на ст. Гродеково являются местами общего пользования, указанные платформы предоставляются грузоотправителям/грузополучателям в рамках договоров транспортной экспедиции, в состав которого входит услуга «Использование грузовых платформ и эстакад погрузпункта ст. Гродеково (при производстве работ силами клиента)».

Также ОАО «РЖД» пояснило, что в его действиях отсутствует нарушения действующего законодательства, в том числе указало, что несет расходы на содержание имущества, относящегося к местам общего пользования, которые правомерно возмещать путем его предоставления на основании возмездных договоров на пользование имущества.

В ходе рассмотрения дела ОАО «РЖД» были предоставлены дополнительные документы (вх. от 09.10.2014):

- заключение КГУП «Хабкрайинвентаризация» от 30.09.2014 № ДМ63-187/14-02, согласно которому объект недвижимости – грузовая платформа-1 Гродеково (лит. 17 протяженностью 200 м. по адресу: Приморский край, Гродеково (свидетельство о государственной регистрации права серии 25-АА № 392687 от 18.03.2004) не относится к инфраструктуре железнодорожной станции, входи в состав инфраструктуры тупикового стационарного погрузочно-перегрузочного пункта и не относится к местам общего пользования;

- заключение КГУП «Хабкрайинвентаризация» от 30.09.2014 № ДМ63-187/14-01, согласно которому объект недвижимости – сооружение эстакада для перегруза протяженностью 482,6 м. (лит. Е), инвентарный номер <...> по адресу: Приморский край, п. Пограничный, ул. Вокзальная, 3а, Гродеково (свидетельство о государственной регистрации права серии 25-АА № 392674 от 18.03.2004) не относится к инфраструктуре железнодорожной станции, входи в состав инфраструктуры тупикового стационарного погрузочно-перегрузочного пункта и не относится к местам общего пользования;

- справки Администрации Пограничного муниципального района от 03.10.2014 №№ 100, 101, согласно которым грузовая платформа-1 и эстакада для перегруза в соответствии с Генеральным планом Пограничного городского поселения находятся в территориальной зоне размещения объектов инженерно-технического обеспечения и не относятся к местам общего пользования.

Комиссия, рассмотрев предоставленные документы и пояснения сторон, пришла к следующим выводам.

В соответствии с представленными свидетельствами  о государственной регистрации права серии 25-АА № 392674 от 18.03.2004 и серии 25-АА № 392687 от 18.03.2004, ОАО «РЖД» является собственником объектов недвижимости:  сооружение эстакада для перегруза протяженностью 482,6 м. (лит. Е), инвентарный номер <...> по адресу: Приморский край, п. Пограничный, ул. Вокзальная, 3а, Гродеково и грузовая платформа-1 Гродеково (лит. 17 протяженностью 200 м. по адресу: Приморский край, Гродеково.

Согласно статье 2 Устава железнодорожного транспорта, утвержденного Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее – Устав железнодорожного транспорта):

- инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования  - это  технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;

- места общего пользования - крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа, грузобагажа пользователей услугами железнодорожного транспорта.

В материалы дела предоставлены письма ОАО «РЖД» (б/н от 18.06.2014, исх. № 1377/ДВДМ от 15.07.2014), согласно которым вышеприведенные эстакада для перегруза и грузовая платформа являются местами общего пользования по смыслу статьи 2 Устава железнодорожного транспорта.

Учитывая изложеное, Комиссия полагает, что сооружение эстакада для перегруза протяженностью 482,6 м. (лит. Е) и грузовая платформа-1 Гродеково (лит. 17) являются местами общего пользования.

 Комиссия критически относится к представленным ОАО «РЖД» документам, свидетельствующим, по мнению ОАО «РЖД», о том, что вышеуказанная платформа и эстакада погрузпункта Гродеково не являются местами общего пользования.

КГУП «Хабкрайинвентаризация» не является уполномоченным органом в области железнодорожного транспорта, определяющим принадлежность объектов недвижимого имущества к местам общего пользования в рамках Устава о железнодорожном транспорте, кроме того, в ходе подготовке заключений КГУП «Хабкрайинвентаризация» не руководствовалось Уставом железнодорожного транспорта.

Согласно письму Администрации Пограничного муниципального района (исх. № 3766 от 06.11.2014) в адре Приморского УФАС России при выдаче справок № 100, 101 под местами общего пользования на основании градостроительной документации понимались территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе улиц, скверы, площади), соответственно, объекты «грузовая платформа» и «эстакада для перегруза» к таким местам не относятся.

Согласно статье 9 Устава железнодорожного транспорта в местах общего пользования выполняются операции по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, грузобагажа и контейнеров; места общего и необщего пользования должны иметь надлежащим образом оборудованные сооружения и устройства для обеспечения сохранности грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, бесперебойной погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, а также соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее – Закон № 17-ФЗ):

- железнодорожный транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками;

 - инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Согласно ч. 1 статьи 8 Федерального  закона № 17-ФЗ тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 1.1 Прейскуранта N 10-01 определены следующие тарифы:

- на перевозки грузов, выполняемые ОАО «РЖД по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО «РЖД»;

- на услуги по использованию инфраструктуры ОАО «РЖД».

В соответствии с пунктом 1.16. Прейскуранта 10-01, в тарифы на перевозку грузов, указанные в нем, по начально-конечным операциям, входят, в том числе, прием к отправлению (включая проверку правильности погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе) и выдача грузов, а также оформление перевозочных документов железнодорожной станцией.

Также, согласно этому же пункту в тарифы, указанные в нем, по начально-конечным операциям, включены, в том числе, расходы по содержанию и обслуживанию зданий, сооружений, оборудования и инвентаря хозяйства грузовой и коммерческой работы и хозяйства перевозок.

Из изложенного следует, что расходы ОАО «РЖД», связанные с содержанием инфраструктуры, необходимой для осуществления приема груза к отправлению  и выдаче груза, заложены в тарифы на перевозку и компенсируются ОАО «РЖД» как при оплате провозной платы в отношении вагонов, прибывающих на станцию Гродеково, так и в отношении вагонов, убывающих со станции Гродеково.

В связи с этим, доводы ОАО «РЖД» о не включении  расходов в состав соответствующей провозной платы Комиссией не принимаются, так как ОАО «РЖД» вправе включать расходы  на содержание объектов инфраструктуры в расходы соответствующих тарифов.

Кроме того, согласно представленным ОАО «РЖД» документам (письмо ДЦФТО от 15.08.2014) в состав провозной платы включена ставка за использование инфраструктуры, понятие которой предусмотрено ст. 2 Федерального закона № 17-ФЗ.

Кроме того, ОАО «РЖД» предоставило в адрес Приморского УФАС России информацию (исх. 3328 от 08.10.2014) о том, что выручка от услуги «Использование грузовых платформ и эстакад» составила: за 2012 год – 48 тыс. рублей, за 2013 год – 0 рублей, за 9 месяцев 2014 года 1056,3 тыс. рублей.

Таким образом, ОАО «РЖД» в 2013 году не взимало с грузоотправителей, грузополучателей плату за «Использование грузовых платформ и эстакад погрузпункта Гродеково».

В связи с изложенным, по мнению Комиссии, ОАО «РЖД» необоснованно установило и взимало плату за «Использование грузовых платформ и эстакад погрузпункта Гродеково (при производстве работ своими силами)».

Кроме того, ООО «ПТЭК» неоднократно обращалось в адрес ОАО «РЖД» (копии обращений на выдачу пропусков имеются в материалах дела) с целью получения пропуска для проезда на территорию ст. Гродеково для осуществления выгрузки грузов из вагонов, однако ОАО «РЖД» не выдало ни одного пропуска ООО «ПТЭК» по различным причинам.

Вместе с тем, в случае оплаты услуги ««Использование грузовых платформ и эстакад погрузпункта ст. Гродеково (при производстве работ силами клиента)»     ОАО «РЖД» осуществляло допуск лиц к осуществлению выгрузки грузов, о чем свидетельствуют заявки ИП <…> на предоставления технологического места и счета-фактуры ОАО «РЖД», выставленные ему на основании указанных заявок.

Кроме того, 19.04.2013 ОАО «РЖД» утверждена инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме Владивостокской механизированной дистанции (далее – Инструкция), в  соответствии с которое определен порядок доступа лиц и транспортных средств на охраняемые территории Владивостокской механизированной дистанции.

Однако положения Инструкции не были доведены ОАО «РЖД» до неопределенного круга лиц, в том числе до сведения грузоотправителей/грузополучателей и лиц, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность на территории ст. Гродеково.

Кроме того, в соответствии со статьей 21 Устава железнодорожного транспорта погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, а также выгрузка из них в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями). Погрузка порожних или груженых контейнеров в вагоны, а также выгрузка из них таких контейнеров в местах общего пользования обеспечивается перевозчиками за счет грузополучателей с ее оплатой по соглашению сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Перевозчики, владельцы инфраструктур, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели при наличии соответствующих погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений могут принимать на себя по договору с грузоотправителями, грузополучателями выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Таким образом, ООО «ПТЭК» и иные лица, осуществляющие погрузку-выгрузку в местах общего пользования вправе получить доступ к местам общего пользования, на которых осуществляется погрузо-разгрузочные работы.

Таким образом, из совокупности указанных норм следует, что установление для ОАО «РЖД» законодательством о транспортной безопасности требований, в том числе в части разработки и обеспечения пропускного режима в зону транспортной безопасности не освобождает его от обязанности соблюдения иных норм действующего законодательства России.

Также в ходе рассмотрения дела № 28/06-2014 ОАО «РЖД» указывало, что въезд автотранспорта на грузовые платформы между путями №№ 52/116, 23/109 ст. Гродеково не предусмотрен.

Однако ОАО «РЖД» по запросу Приморского УФАС России предоставило технологический процесс работы производственного участка Владивостокской механизированной дистанции на станции Гродеково, утвержденный 01.03.2011 начальником Дальневосточной Дирекции по управлению терминально-складским комплексом Центральной дирекции управления движения – филиала ОАО «РЖД», согласно которому на станции Гродеково имеется 8 перегрузочных мест, в том числе перегрузочное место № 1 (между железнодорожными путями № 23/109), перегрузочное место № 2 (между железнодорожными путями № 52/116), предназначенные для перегруза тяжеловесных грузов, тарно-штучных грузов из вагона в вагон средствами малой механизации или вручную.

Вместе с тем, после перегрузки вагонов из колеи 1435 мм в вагоны колеи 1520 мм на перегрузочных местах №№ 1,2,9 производится выдача импортных грузов на автомобильный транспорт, соответственно, въезд автотранспорта на перегрузочные места № 1,2 предусмотрен технологическим процессом ст. Гродеково.

Кроме того, ОАО «РЖД» своим письмом (б/н от 18.06.2014) также сообщало, что на перегрузочные платформы между путями 23/109 и 52/116 предусмотрен въезд автотранспорта.

ОАО «РЖД» самостоятельно (силами своего структурного подразделения Дистанции) осуществляет погрузку/выгрузку грузов из вагонов на территории ст. Гродеково, соответственно, является конкурентом ООО «Меридиан-ДВ», ООО «ПТЭК» и иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.

Неразмещение информации об Инструкции в открытом доступе, а также уклонение от удовлетворения заявок на выдачу пропусков, требования об оплате услуг «Использование грузовых платформ и эстакад погрузпункта ст. Гродеково (при производстве работ силами клиента)» свидетельствуют о создании  ОАО «РЖД» препятствий иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим погрузку-выгрузку грузов, в доступе на товарный рынок услуг по погрузке, выгрузке грузов на территории ст. Гродеково Дальневосточной железной дороги.

ОАО «РЖД», осуществляющее деятельность в сфере железнодорожных перевозок, приказом ФСТ России от 29.12.2004 № 435-т включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Кроме того, ОАО «РЖД» является собственником сооружения-комплекса объектов недвижимого имущества хозяйства движения ст. Гродеково ДВЖД (балансодержателем является Дирекция по управлению терминально-складским комплексом).

Таким образом, Комиссия считает, что ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке по предоставлению терминально-складских элементов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных элементов, связанных с предоставлением этой инфраструктуры (ее элементов) в границах ст. Гродеково ДВЖД.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

С учётом изложенного, Комиссия считает, что:

- действия ОАО «РЖД», выразившиеся в установлении и взимании платы  «Использование грузовых платформ и эстакад погрузпункта ст. Гродеково (при производстве работ силами клиента)» являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»;

- действия ОАО «РЖД», выразившиеся в создании препятствий доступу на товарный рынок по погрузке/выгрузке грузов на территории ст. Гродеково Дальневосточной железной дороги хозяйствующим субъектам, осуществляющим погрузо-разгрузочные работы, в том числе ООО «Пограничная ТЭК» и  ООО «Меридиан-ДВ».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:     

1. Признать факт нарушения ОАО «Российские железные дороги» (ул. Новая Бассманная, 2, г. Москва, 107174) части 1 и пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в установлении и взимании платы за «Использование грузовых платформ и эстакад погрузпункта ст. Гродеково (при производстве работ силами клиента)», а также создании препятствий доступу на товарный рынок по погрузке/выгрузке грузов на территории ст. Гродеково Дальневосточной железной дороги хозяйствующим субъектам, осуществляющим погрузо-разгрузочные работы, в том числе ООО «Пограничная ТЭК» и ООО «Меридиан-ДВ».

2. Выдать ОАО «Российские железные дороги» обязательное для исполнения предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путём совершения в установленный срок следующих действий:

- обеспечить равный и беспрепятственный доступ к инфраструктуре ст. Гродеково, в том числе к перегрузочным местам (грузовым платформами и эстакадам) для грузоотправителей/грузополучателей, а также для хозяйствующих субъектов, осуществляющих погрузку/выгрузку грузов на территории ст. Гродеково Дальневосточной железной дороги;

- исключить из прейскуранта № ХР-1/14, утвержденного начальником ДЦФТО <…> от 20.12.2013, услугу «Использование грузовых платформ и эстакад погрузпункта ст. Гродеково (при производстве погрузо-разгрузочных работ силами клиента)»;

- обеспечить доступ грузоотправителям, грузополучателям, а также лицам, осуществляющим погрузо-разгрузочную деятельность, к информации об Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме  Владивостокской механизированной дистанции, утвержденной начальником Владивостокской механизированной дистанцией от 19.04.2013, путем ее размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и предоставления указанной информации на основании письменных запросов потребителей.

 

Председатель Комиссии:                                                                                  <...>

Члены Комиссии:                                                                                                <...>

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 28/06-2014

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

30 июля 2014 года                                                                                                                                                                              г. Владивосток       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России)  по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – <…> – заместитель руководителя, члены Комиссии: <…> – начальник аналитического отдела, <…> – начальник отдела антимонопольного контроля, <…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

на основании своего решения от 18.12.2014 года по делу № 28/06-2014 о нарушении ОАО «Российские железные дороги» части и пунктов 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «Российские железные дороги» (ул. Новая Басманная, 2, г. Москва, 107174;  ИНН 7708503727) прекратить нарушение части 1 и пунктов 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», совершить действия, направленные на прекращения злоупотребления доминирующим положением и обеспечение конкуренции, а именно:

путём совершения в установленный срок следующих действий:

- обеспечить равный и беспрепятственный доступ к инфраструктуре ст. Гродеково, в том числе к перегрузочным местам (грузовым платформами и эстакадам) для грузоотправителей/грузополучателей, а также для хозяйствующих субъектов, осуществляющих погрузку/выгрузку грузов на территории ст. Гродеково Дальневосточной железной дороги;

- исключить из прейскуранта № ХР-1/14, утвержденного начальником ДЦФТО <…> от 20.12.2013, услугу «Использование грузовых платформ и эстакад погрузпункта ст. Гродеково (при производстве погрузо-разгрузочных работ силами клиента)»;

- обеспечить доступ грузоотправителям, грузополучателям, а также лицам, осуществляющим погрузо-разгрузочную деятельность, к информации об Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме  Владивостокской механизированной дистанции, утвержденной начальником Владивостокской механизированной дистанцией от 19.04.2014, путем ее размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и предоставления указанной информации на основании письменных запросов потребителей.

Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 21 календарного дня  с момента получения предписания.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии:

<…>

Члены Комиссии:

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны