Решение б/н Решение по делу № 025/01/15 - 390/2023 от 20 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток                                                                                                           Дело № 025/01/15 - 390/2023

Резолютивная часть решения объявлена: 19 июля 2023 года

Полный текст решения изготовлен: 20 июля 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председателя комиссии <...> – заместителя руководителя – начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы управления; членов Комиссии: <...>– начальника отдела контроля органов власти; <...> – специалиста-эксперта отдела контроля торгов, рассмотрев дело № 025/01/15-390/2023, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-Закон о защите конкуренции) в действии (бездействии) администрации Надеждинского муниципального района (ОГРН: 1022501062088, ИНН: 2521001247),

в присутствии представителя заинтересованного лица ООО «Экспогрупп» <...>, доверенность от 05.06.2023

УСТАНОВИЛА:

Приморским УФАС России рассмотрено обращение, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях по непринятию мер по демонтажу 13 рекламных конструкций (щитов), установленных и эксплуатируемых без разрешений, предусмотренных Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее-Закон о рекламе), на земельных участках с кадастровыми номерами 25:10:000000:534, 25:10:011601:248, 25:10:011601:250, 25:10:280001:141, 25:10:011400:209, 25:10:010801:28, 25:10:011400:12 вдоль дороги по направлению «УгловоеНадеждинск-Объездная» (далее также-земельные участки). К обращению приложены фотографии рекламных конструкций.

По результатам рассмотрения обращения Приморское УФАС России выявило признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в действии (бездействии) администрации Надеждинского муниципального района, выразившемся в ненадлежащем исполнении (неисполнении) обязанности по демонтажу незаконно (без разрешений) установленных и эксплуатируемых на территории Надеждинского муниципального района рекламных конструкций: щитовой установки, отдельно стоящей размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 14 км+240 м (справа); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 14 км+450 м (слева); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 13 км+800 м (справа); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3 м х 6 м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 13 км+ 800 м (слева); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3 м х 6 м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 13 км+470 м (справа); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 13 км+470 м (слева); щитовой установки отдельно стоящей размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 11 км+990 м (справа); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 8 км+915 м (справа); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 7 км+900 м (слева); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 6 км+300 м (слева); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 1 км+055 м (справа); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 0 км+390 м (слева); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3м х 6м,адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 7 км+900 м (справа); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3м х 6м, адрес: автодорога «Хабаровск-Владивосток 727 км+210 м (слева) (далее - рекламные конструкции) в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона о рекламе, вследствие чего владельцу рекламных конструкций индивидуальному предпринимателю Алееву А.В. (ОГРНИП: 317253600032493, ИНН: 253911594619, 690091 г. Владивосток, ул. Пологая, д. 62 кв. 41) было обеспечено осуществление деятельности по распространению рекламы в обход установленных правил (в обход конкурентных процедур), создавшее хозяйствующему субъекту конкурентное преимущество в осуществлении указанной деятельности, что ограничило конкуренцию на товарном рынке распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.

В связи с данным обстоятельством администрации на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции было выдано предупреждение от 14.02.2023 № 929/23 о прекращении в срок до 20.03.2023 действия (бездействия), имеющего признаки нарушения антимонопольного законодательства, путём принятия в установленном законодательством РФ о рекламе порядке мер по демонтажу названных выше рекламных конструкций.

Письмом от 13.03.2023 №1712 (вх. № 2376-ЭП/23 от 13.03.2023) администрация в ответ на предупреждение подтвердила незаконность установки и эксплуатации рекламных конструкций, указав при этом на отсутствие в администрации информации о владельце рекламных конструкций и маркировки владельца на рекламных конструкциях, сослалась на направление в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства (далее также - Министерство) писем от 23.08.2022 исх. № 7347 и № 7368 о необходимости демонтажа рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в ведении министерства. Информацию о принятии в соответствии с Законом о рекламе надлежащих мер по демонтажу рекламных конструкций письмо администрации не содержало.

При таких данных предупреждение было признано не выполненным администрацией в установленный срок, в связи с чем в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Приказом от 04.04.2023 № 37 Приморское УФАС России возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства. В материалы дела администрацией представлены письменные пояснения от 07.06.2023 № 4229 (вх. № 5376-ЭП/23 от 08.06.2023), содержащие ту же самую информацию, что и письмо от 13.03.2023 №1712, из которой не следует принятие мер по демонтажу незаконно установленных и эксплуатируемых рекламных конструкций в соответствии с требованиями законодательства о рекламе.

Вместе с тем, администрацией в письменных пояснениях указывается на отсутствие признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в непринятии мер по демонтажу рекламных конструкций. Данный довод обосновывается непроведением Департаментом информационной политики Приморского края соответствующих торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, препятствующем выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в связи с чем бездействие не создает конкурентное преимущество владельцу незаконно установленных и эксплуатируемых рекламных конструкций и не ставит других хозяйствующих субъектов в неравное с ним положение.

Исходя из указанных обстоятельств, администрация резюмирует, что у нее отсутствовала возможность для соблюдения норм законодательства о рекламе по вине другого лица (по смыслу пояснения – Департамента информационной политики Приморского края).

ООО «Экспогрупп» в своих письменных и устных пояснениях по существу поддерживает позицию администрации, считая, что не проведение демонтажа рекламных конструкций не создает никому конкурентного преимущества, из-за непринятия Департаментом информационной политики Приморского края до настоящего времени нормативного правового акта, регламентирующего порядок организации и проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, ни у одного хозяйствующего субъекта – участника товарного рынка распространения рекламы на территории Надеждинского муниципального района нет возможности получить право распространять рекламу с использованием рекламных конструкций конкурентным способом, что имеет признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Просит дать оценку в соответствии с антимонопольным законодательством бездействию Департамента информационной политики Приморского края по непринятию нормативного правового акта, регламентирующего порядок организации и проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в собственности Приморского края, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Владивостокского, Артемовского городских округов, Шкотовского и Надеждинского муниципальных районов и обязать департамент принять соответствующий акт и провести торги.

По мнению Министерства, выраженного в письменных пояснениях, представленных в дело, администрация надлежаще не не выпонила требования статьи 19 Закона о рекламе о демонтаже незаконно (без разрешения) установленных и эксплуатируемых рекламных конструкций, письма администрации с актами о незаконных рекламных конструкциях не являются предписаниями, на основании которых возникает обязанность осуществить демонтаж рекламной конструкции, предписания владельцу рекламных конструкций, который известен, им является предприниматель Алеев А.В., администрация не выдавала, предписания, выданные министерству не соответствуют установленным требованиям, так как выдаются собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединены рекламные конструкции, только тогда, когда владелец конструкции не выполнил предписание или владелец рекламной конструкции неизвестен.

Предприниматель Алеев А.В. в письме от 26.01.2023 вх. № 729/23 подтвердил, что является владельцем рекламных конструкций (щитов), подписал договор с ООО «Экспогрупп» на размещение рекламы на щитах и отсутствие разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выразил готовность привести в соответствие с законом использование рекламных конструкций. Департамент информационной политики Приморского края пояснения в материалы дела не представил.

Перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела, копия которого была надлежаще направлена лицам, участвующим в деле. До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения от администрации поступили объяснения от 13.07.2023 № 5855 (вх. № 6697-ЭП/23 от 17.07.2023), в которых приводятся те же самые доводы, что и в пояснениях, представленных ранее в материалы дела.

Представитель ООО «Экспогрупп» поддержал доводы, ранее изложенные устно и письменно при рассмотрении дела, пояснив, что Приморским УФАС России не приняты меры к Департаменту информационной политики Приморского края, поскольку бездействие администрации по проведению демонтажа рекламных конструкций связано с непринятием нормативного правового акта, регламентирующего порядок организации и проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, и в не проведении соответствующих торгов.

Другие участники дела не представили пояснения, возражения, доказательства, не привели доводы в письменном виде в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела. 

Изучением материалов дела Приморское УФАС России установило следующие обстоятельства. Рассматриваемые рекламные конструкции установлены и эксплуатируются без разрешения на их установку и эксплуатацию. На одной из рекламных конструкций (на одном из щитов) указывалось, что реклама размещается Сity media group, в состав которой входят ООО «Экспогрупп», ООО «Мега Прим», ООО «РА «Мега Плюс», расположенных в г. Владивостоке по ул. Петра Великого, 2, мансардный этаж.

Согласно пояснению, представленному ООО «Экспогрупп» по запросу Приморского УФАС России, рекламные материалы на указанных рекламных конструкциях (щитах) размещаются на основании агентского договора № 08-2017 от 26.07.2017 (далее-агентский договор), заключенного с предпринимателем Алеевым А.В., являющимся владельцем рекламных конструкций.

По агентскому договору ООО «Экспогрупп» обязуется от имени предпринимателя за вознаграждение размещать рекламные материалы на рекламных щитах, принадлежащих предпринимателю, перечень которых определен приложением № 1 к договору. Согласно Приложению № 1 перечень содержит следующую информацию о рекламных конструкциях – рекламных щитах (далее также - РК), на которых ООО «Экспогрупп» на основании агентского договора размещает рекламные материалы: щитовая установка, отдельно стоящая размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 14 км+240 м (справа); щитовая установка, отдельно стоящая размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 14 км+450 м (слева); щитовая установка, отдельно стоящая размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 13 км+800 м (справа); щитовая установка, отдельно стоящая размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 13 км+800 м (слева); щитовая установка, отдельностоящая размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 13 км+470 м (справа); щитовая установка, отдельностоящая размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 13 км+470 м (слева); щитовая установка, отдельно стоящая размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 11 км+ 990 м (справа); щитовая установка, отдельно стоящая размером 3м х 6м, автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 8 км+915 м (справа); щитовая установка, отдельно стоящая размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 7 км+900 м (слева); щитовая установка, отдельно стоящая размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 6 км+300 м (слева); щитовая установка, отдельно стоящая размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 1 км+055 м (справа); щитовая установка, отдельно стоящая размером 3м х 6м,адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 0 км+390 м (слева); щитовая установка, отдельно стоящая размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 7 км+900 м (справа); щитовая установка, отдельно стоящая размером 3м х 6м,адрес: автодорога «Хабаровск-Владивосток 727 км+210 м (слева). Рекламные конструкции присоединены к земельным участкам с кадастровыми номерами 25:10:000000:534, 25:10:011601:248, 25:10:011601:250, 25:10:280001:141, 25:10:011400:209, 25:10:010801:28, 25:10:011400:12, находящимся в собственности Приморского края и переданным в постоянное (бессрочное) пользование министерству транспорта и дорожного хозяйства Приморского края в целях эксплуатации автомобильной дороги «пос. Новый-п-ов Де-Фриз-Седанка». Земельные участки расположены на территории Надеждинского муниципального района, рекламные конструкции размещены согласно схеме размещения рекламных конструкций, утвержденной приказом департамента информационной политики ПК от 26.02.2016 № 24-2.

Письмами от 23.08.2022 № №7347,7368 администрация направила в адрес министерства акты о выявлении рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешения, указав об обязанности законного владельца земельных участков, на которых установлены РК, произвести их демонтаж.

В ходе выездных мероприятий, состоявшихся 23.05.2023, администрация выявила отсутствие рекламных конструкций на земельных участках с кадастровыми номерами 25:10:011400:209, 25:10:010801:28 и 25:10:011400:12. Предписаниями, направленными письмом от 25.05.2023 № 3835, администрация обязала министерство произвести демонтаж рекламных конструкций, установленных на земельных участках с кадастровыми номерами 25:10:000000:534, 25:10:011601:248, 25:10:011601:250, 25:10:280001:141. Письмом от 23.06.2023 № 16/5358/6 министерство указало администрации на несоответствие выданных предписаний требованиям статьи 19 Закона о рекламе.

Предупреждение Приморского УФАС России от 14.02.2023 № 929/23, выданное администрации, содержит информацию о владельце рекламных конструкций – предпринимателе Алееве А.В., между тем, предписания предпринимателю о демонтаже рекламных конструкций администрация не выдавала.

Исследовав материалы дела, оценив установленные обстоятельства и доводы участников дела в соответствии с законодательством, регулирующим рассматриваемые отношения, Комиссия установила следующее. Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам власти (государственным органам и органам местного самоуправления) и организациям, осуществляющим их функции, запрещается совершать действия (бездействие), принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Применение данной нормы не ограничено случаями нарушения прямо сформулированных в ней запретов, под запрет части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции подпадают любые действия, которые приводят к ограничению конкуренции или создают угрозу конкуренции.

В силу пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" состав нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции образуют действия (бездействие) указанных органов и организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции либо создают угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках, за исключением случаев, когда имеется норма иного федерального закона, допускающая принятие оспариваемого акта, осуществления действий (бездействия).

Общественные отношения в сфере производства и распространения рекламы на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций нормативно урегулировано статьей 19 Закона о рекламе.

По правилам части 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В силу части 9 этой же нормы установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе). Таким образом, установка и эксплуатация рекламной конструкции самовольно, без разрешения представляет собой заведомо противоправные действия.

Процедура демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций определена частями 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе. Так, владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания. Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции. Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции. В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15, пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относятся: утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории соответствующего муниципального образования, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории соответствующего муниципального образования, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе. Таким образом, демонтаж рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой самовольно, без разрешения, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления. Исходя из общепринятого (распространенного) понятия, слово «демонтаж» определяется, как снять с места, разобрать установку. Материалами дела подтверждается незаконная, без разрешения установка и эксплуатация рекламных конструкций ее владельцем предпринимателем и ненадлежащее исполнение (неисполнение) администрацией обязанности по демонтажу рекламных конструкций в установленном частями 21-21.3 статьи 19 Закона о рекламе порядке. В соответствии с частями 21-21.3 статьи 19 Закона о рекламе администрация должна была выдать установленному Приморским УФАС России владельцу рекламных конструкций предпринимателю Алееву А.В. предписание (предписания) об их демонтаже в течение месяца и удалении информации, размещенной на рекламных конструкциях, в течение трех дней со дня выдачи предписания. В случае невыполнения владельцем рекламных конструкций данного предписания администрация должна была выдать предписание о демонтаже рекламных конструкций министерству транспорта и дорожного хозяйства - владельцу земельных участков, к которым присоединены рекламные конструкции, в течение месяца со дня выдачи предписания. В случае невыполнения министерством как владельцем земельных участков, к которым присоединены рекламные конструкции, предписания в установленный срок администрация должна была демонтировать рекламные конструкции за счет средств местного бюджета с последующим возмещением соответствующих расходов владельцем рекламных конструкций (предпринимателем) или министерством. Между тем, администрация указанные меры по демонтажу рекламных конструкций не приняла. Не принятие надлежащих мер по демонтажу самовольно, без разрешения установленных рекламных конструкций свидетельствует о нарушении администрацией положений статьи 19 Закона о рекламе, является незаконным. Норма федерального закона, которая бы при указанных обстоятельствах допускала бездействие органа местного самоуправления, выражающееся в непринятии мер в установленном порядке по демонтажу рекламных конструкций, отсутствует. В результате анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного в порядке, предусмотренном пунктом 10.7 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 (в редакции от 12.03.2020) (далее-Порядок), установлено следующее. Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции). Товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции). Продуктовые границы исследуемого товарного рынка - распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций. Географические границы данного товарного рынка определяются территорией Надеждинского муниципального района. Временной интервал исследования определен с 16.08.2022 (с момента фиксации администрацией актами установления и эксплуатации рекламных конструкций без разрешения) до настоящего времени. Вследствие действия (бездействия) администрации, выразившегося в ненадлежащем исполнении (неисполнении) обязанности по демонтажу незаконно установленных и эксплуатируемых рекламных конструкций (щитовых установок, расположенных по адресу: автодорога «пос. Новый-п-ов Де-Фриз-Седанка) в установленном Законом о рекламе порядке, недобросовестному хозяйствующему субъекту - владельцу рекламных конструкций обеспечено конкурентное преимущество в осуществлении заведомо неправомерной рекламной деятельности в обход установленных правил по отношению к добросовестным хозяйствующим субъектам, что ограничило конкуренцию, создало угрозу конкуренции на товарном рынке распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций в границах Надеждинского муниципального района. Комиссия отклоняет довод администрации и ООО «Экспогрупп» о том, что непроведение демонтажа незаконно установленных и эксплуатируемых рекламных конструкций не создает конкурентного преимущества владельцу таких рекламных конструкций по отношению к другим хозяйствующим субъектам, обоснованный непринятием Департаментом информационной политики Приморского края нормативного правового акта, регламентирующего порядок организации и проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, и не проведением соответствующих торгов, исходя из следующего. Невозможность получения в установленном порядке разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в результате бездействия Департамента не уравнивает недобросовестного хозяйствующего субъекта, осуществляющего заведомо незаконную, противоправную деятельность, без разрешения, и добросовестных участников товарного рынка. Добросовестные и недобросовестные хозяйствующие субъекты не могут находиться в равном положении на товарном рынке. Бездействие Департамента не дает право хозяйствующему субъекту осуществлять деятельность (устанавливать и эксплуатировать рекламные конструкции) в обход установленных законом правил, а администрации - обеспечивать недобросовестному хозяйствующему субъекту осуществление заведомо незаконной деятельности непринятием мер предусмотренных законом. Бездействие департамента не является законным основанием для непринятия администрацией мер по демонтажу незаконных рекламных конструкций. Администрация, не принимая меры по демонтажу установленных и эксплуатируемых без разрешения рекламных конструкций, тем самым обеспечивает недобросовестному владельцу рекламных конструкций - предпринимателю, соответственно ООО «Экспогрупп», преимущественное осуществление деятельности в обход установленных правил, то есть заведомо неправомерной рекламной деятельности, в то время как у добросовестных участников товарного рынка возможность осуществлять рекламную деятельность отсутствует. Исходя из этого, бездействие Департамента не исключает оценку непринятия администрацией надлежащих мер по демонтажу незаконно установленных и эксплуатируемых рекламных конструкций как недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством и ограничивающего конкуренцию действия (бездействия). В рамках настоящего дела не подлежат установлению наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в бездействии Департамента информационной политики Приморского края, указанном администрацией и ООО «Экспогрупп» в пояснениях, и принятие соответствующих мер. Информация о непринятии департаментом нормативного правого акта, регулирующего проведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, и непроведение торгов, содержащаяся в пояснениях администрации и ООО «Экспогрупп», указывающая на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, подлежат отдельному рассмотрению в порядке статьи 44 Закона о защите конкуренции. При таких данных Комиссия приходит к выводу об имеющем место нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действии (бездействии) администрации, выразившемся в ненадлежащем исполнении (неисполнении) обязанности по демонтажу незаконно установленных и эксплуатируемых указанных рекламных конструкций (щитовых установок, расположенных по адресу: автодорога «пос. Новый-п-ов Де-Фриз-Седанка), в порядке, установленном частями 21-21.3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», обеспечивающем хозяйствующему субъекту - владельцу рекламных конструкций конкурентное преимущество в осуществлении заведомо неправомерной деятельности по распространению рекламы в обход установленных правил (в обход проведения конкурентных процедур) по отношению к добросовестным хозяйствующим субъектам, что ограничило конкуренцию, создало угрозу конкуренции на товарном рынке распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций в границах Надеждинского муниципального района. Комиссия не усматривает оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции. В целях пресечения нарушения конкурентных условий функционирования товарного рынка распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций в границах Надеждинского муниципального района Комиссия считает необходимым выдать администрации предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем принятия надлежащих мер в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона о рекламе, по демонтажу перечисленных рекламных конструкций. Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения также разрешает вопрос о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства. Комиссия, принимая во внимание указывающую на признаки нарушения антимонопольного законодательства информацию, содержащуюся в пояснения администрации и ООО «Экспогрупп», о бездействии Департамента информационной политики Приморского края, выражающемся в непринятии нормативного правового акта, регламентирующего порядок проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в собственности Приморского края, и непроведении соответствующих торгов, считает необходимым передать такую информацию в структурное подразделение Приморского УФАС России на рассмотрение по правилам статьи 44 Закона о защите конкуренции. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать факт нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действии (бездействии) администрации Надеждинского муниципального района, выразившемся в ненадлежащем исполнении (неисполнении) обязанности по демонтажу незаконно установленных и эксплуатируемых рекламных конструкций: щитовой установки, отдельно стоящей размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 14 км+240 м (справа); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 14 км+450 м (слева); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 13 км+800 м (справа); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3 м х 6 м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 13 км+ 800 м (слева); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3 м х 6 м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 13 км+470 м (справа); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 13 км+470 м (слева); щитовой установки отдельно стоящей размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 11 км+990 м (справа); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 8 км+915 м (справа); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 7 км+900 м (слева); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 6 км+300 м (слева); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 1 км+055 м (справа); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3м х 6м, адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 0 км+390 м (слева); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3м х 6м,адрес: автодорога п. Новый – Де-Фриз-Седанка 7 км+900 м (справа); щитовой установки, отдельно стоящей размером 3м х 6м, адрес: автодорога «Хабаровск-Владивосток 727 км+210 м (слева) (далее - рекламные конструкции) в порядке, установленном частями 21-21.3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», обеспечивающем хозяйствующему субъекту - владельцу рекламных конструкций конкурентное преимущество в осуществлении заведомо неправомерной деятельности по распространению рекламы в обход установленных правил (минуя конкурентные процедуры) по отношению к добросовестным хозяйствующим субъектам, что ограничило конкуренцию, создало угрозу конкуренции на товарном рынке распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций в границах Надеждинского муниципального района. 2. Оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не имеется. 3. Выдать администрации предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем принятия надлежащих мер в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона о рекламе, по демонтажу перечисленных в пункте 1 рекламных конструкций. 4. Передать на рассмотрение по правилам статьи 44 Закона о защите конкуренции указывающую на признаки нарушения антимонопольного законодательства информацию, полученную в ходе рассмотрения дела, о бездействии Департамента информационной политики Приморского края, выражающемся в непринятии нормативного правового акта, регламентирующего порядок проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в собственности Приморского края, и непроведении соответствующих торгов, в отдел контроля органов власти Приморского УФАС России.

Председатель Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны