Решение №1481/24 Решение по делу № 025/05/28-1837/2023 от 4 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «АСТФ»

ул. Большевистская, д. 43, оф. блок 1, г. Новосибирск, 630102

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 025/05/28-1837/2023

 

28 февраля 2024 года г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <...> – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

Члены Комиссии: <...>  – ведущий специалист - эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <...> – специалист - эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев 28.02.2024 материалы дела № 025/05/28-1837/2023, возбужденного по факту распространения информации с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

12.12.2023 в Приморское УФАС России из Федеральной Антимонопольной службы России поступили материалы (вх. № 12178-ЭП/23 12.12.2023), представленные Центральным банком России для рассмотрения по существу.

В материалах сообщалось о распространении Обществом с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «АСТФ» (далее – ООО МКК «АСТФ»), рекламы финансовых услуг с признаками нарушения требований ФЗ «О рекламе».

Как стало известно Центральному банку России, на территории г. Владивостока по адресам: ул. Светланская, д. 85, ул. Светланская, д. 90, пр-т Красного Знамени, д. 65 размещена реклама услуг по предоставлению потребительских займов населению с признаками нарушения части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Так, по адресу: ул. Светланская, д. 85 расположен дом, рядом с которым установлен рекламный баннер с рекламой ООО МКК «АСТФ», содержащей информацию об условиях предоставления потребительских займов следующего содержания: «Займы под залог авто autocity finance 671-77-77 4,99% и ничего лишнего! Займы предоставляет ООО МКК «АСТФ», реестр ЦБ РФ № 2003550009526 от 20.02.2020 года. Сумма до 500 000, срок от 1 дня до 2 лет, ставка 4,99% в месяц, 59,88% годовых, страхование жизни».

В рекламе указано, что займы предоставляет ООО МКК «АСТФ.

По адресу: ул. Светланская, д. 90 расположен дом, рядом с которым установлен рекламный баннер с рекламой ООО МКК «АСТФ», содержащей информацию об условиях предоставления потребительских займов следующего содержания: «Займы под залог авто autocity finance 671-77-77 4,99% и ничего лишнего! Займы предоставляет ООО МКК «АСТФ», реестр ЦБ РФ № 2003550009526 от 20.02.2020 года. Сумма до 500 000, срок от 1 дня до 2 лет, ставка 4,99% в месяц, 59,88% годовых, страхование жизни».

В рекламе указано, что займы предоставляет ООО МКК «АСТФ.

По адресу: пр-т Красного Знамени, д. 65 расположен дом, рядом с которым установлен рекламный баннер с рекламой ООО МКК «АСТФ», содержащей информацию об условиях предоставления потребительских займов следующего содержания: «Займы под залог авто autocity finance 671-77-77 4,99% и ничего лишнего! Займы предоставляет ООО МКК «АСТФ», реестр ЦБ РФ № 2003550009526 от 20.02.2020 года. Сумма до 500 000, срок от 1 дня до 2 лет, ставка 4,99% в месяц, 59,88% годовых, страхование жизни».

В рекламе указано, что займы предоставляет ООО МКК «АСТФ .

В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - 353-ФЗ) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов представляет собой деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно статье 4 Федерального закона № 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Соответственно, действующим законодательством определен перечень субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов. В частности, к ним относятся кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и ломбарды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

При этом норма части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» содержит указание на необходимость расчета диапазона ПСК именно потребительского кредита (займа), соответственно требование об указании в рекламе диапазонов значений ПСК при указании процентной ставки применимо только к рекламе потребительских кредитов и займов, в том числе тех, обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой.

Соответственно, реклама потребительских кредитов и займов при указании процентной ставки должна содержать все условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также информацию о диапазоне значений ПСК. Указанная информация о диапазонах значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка.

При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо.

Таким образом, информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.

Учитывая вышеизложенное, реклама финансовых услуг, содержит признаки нарушения требований части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Приморское УФАС России определением (исх. от 28.12.2023 № 9639/23) возбудило дело № 025/05/28-1837/2023 по признакам нарушения требований части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

18.01.2024 на заседании Комиссии представители ООО МКК «АСТФ» по делу не явились.

Комиссия решила отложить рассмотрение дела в связи с необходимостью получения документов и информации от ООО МКК «АСТФ» для полного и всестороннего рассмотрения настоящего дела.

19.01.2024 в Приморское УФАС России поступил договор на размещение рекламного материала от 01.12.2023, который приобщен к материалам дела (вх. № 524-ЭП/23).

27.02.2024 в Приморское УФАС России поступили письменные пояснения (вх. № 1781-ЭП/24 от 27.02.2024) от ООО МКК «АСТФ», согласно которым дизайн рекламы был разработан в мае 2023 года и размещался на рекламных конструкциях с июня 2023 года.

Изменения в закон о рекламе вступили в силу с 20.10.2023, при этом макет рекламы ООО МКК «АСТФ» произвело лишь с 01.01.2024. Заблаговременно разработать новый макет рекламы до 20.10.2023 отдел дизайна и рекламы ООО МКК «АСТФ» не успел.

27.02.2024 на заседание Комиссии представители ООО МКК «АСТФ» по делу не явились.

Изучив документы, имеющиеся в материалах дела, Комиссия пришла к выводу, что рассматриваемая информация является рекламой и распространялась с нарушением требований части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В связи с тем, что баннер с рекламной информацией демонтирован до принятия Комиссией решения, то необходимость в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отсутствует.

В соответствии с частями 6, 7, 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

В рассматриваемом случае рекламодателем является ООО МКК «АСТФ».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе», а также руководствуясь Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу ненадлежащей, распространяемую на территории
г. Владивостока по адресам: ул. Светланская, д. 85, ул. Светланская, д. 90, пр-т Красного Знамени, д. 65, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 04.03.2024.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии: <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО МКК "АСТФ"
ИНН 5401994430, ОГРН 1195476056490