Решение №5617/24 Решение №025/06/49-739/2024 (197) от 31 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик –

Министерство здравоохранения Приморского края

ул. 1-я Морская, д. 2, г. Владивосток, Приморский край, 690007

 

Уполномоченное учреждение –

КГКУ «Центр государственных закупок Приморского края»

ул. Адмирала Фокина, д. 20,

г. Владивосток, Приморский край, 690090

 

ООО «Форест II»

ул. Тунгусская, 44-228,

г. Владивосток, Приморский край, 690066

 

ООО «РТС-тендер»

ул. Долгоруковская, д. 38, стр. 1,

г. Москва, 127006

 

Р Е Ш Е Н И Е №025/06/49-739/2024

комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок

26 июля 2024 года г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее – Комиссия Приморского УФАС России), в составе:

Заместитель председателя комиссии: <...> – начальник отдела контроля торгов и органов власти;

Члены комиссии:

<...> – специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти;

<...>  – специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти,

рассмотрев жалобу ООО «Форест II»

в присутствии:

от заказчика: <...> – представитель по доверенности,

от уполномоченного учреждения посредством видеоконференцсвязи:<...>  – представитель по доверенности,

от заявителя: <...> – генеральный директор,

 

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО «Форест II» на действия Заказчика – Министерство здравоохранения Приморского края при проведении аукциона в электронной форме на поставку и установку врачебных амбулаторий на территории Приморского края (извещение № 0820500000824004166) (далее – аукцион).

По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), так как описание объекта закупки не соответствует требованиям действующего законодательства.

Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласны, представлены письменные пояснения.

Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона № 44-ФЗ.

Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона №44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

По правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10, от 29.01.2013 № 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок для государственных и муниципальных нужд, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2014 N 304-КГ14-3003.

В извещении о проведении электронного аукциона и входящие в его состав документы, не обязательно должны устанавливаться условия, которые удовлетворят всех возможных участников.

Целями регулирования Закона №44-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.

Комиссия Приморского УФАС России, не оспаривая право Заказчика на формирование описания объекта закупки с учетом потребности, отмечает, что требования к поставляемому товару должны быть установлены с учетом требований действующего законодательства.

Из доводов жалобы следует, что Заказчиком необоснованно не используются при описании объекта закупки требования ГОСТ Р 58760-2019, ГОСТ Р 58759-2019.

Из пояснений Заказчика следует, что вышеуказанный ГОСТ в рассматриваемом случае не применим, поскольку стандарт распространяется на мобильные (инвентарные) здания контейнерного и сборно-разборного типа (далее — здания) различного вида, применяемые для нужд строительства, и устанавливает общие технические условия к этим зданиям. В свою очередь, врачебные амбулатории не являются мобильным (инвентарным) зданием для нужд строительства.

Комиссия не может согласиться с позицией Заказчика о неприменении требований ГОСТ Р 58760-2019 ввиду следующего.

Согласно разделу 3 ГОСТ Р 58760-2019 «Термины и определения» в настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 58759-2019 «Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация. Термины и определения» и ГОСТ 25866. Согласно разделу 4 ГОСТ Р 58760-2019 «Классификация» в настоящем стандарте применена классификация по ГОСТ Р 58759-2019 «Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация. Термины и определения».

Согласно разделу 1 ГОСТ Р 58759-2019 «Область применения» настоящий стандарт распространяется на мобильные (инвентарные) здания и сооружения, применяемые для нужд строительства, и устанавливает их классификацию, термины и определения.

Классификация, термины и определения, устанавливаемые настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, технической и справочной литературе.

Согласно разделу 3 ГОСТ Р 58759-2019 «Классификация» (п.3.4.) по функциональному назначению мобильные (инвентарные) здания и сооружения подразделяются на виды и разновидности (номенклатуру), указанные в таблице 1:

Вид

Разновидность

Производственные

Мастерские:

- ремонтно-механическая;

- инструментальная;

- электротехническая;

- санитарно-техническая;

- столярно-плотничная;

- подготовки отделочных материалов;

- арматурная;

- диагностическая;

- ремонта средств малой механизации;

- ремонта строительных машин;

- ремонта автомобилей.

Станция технического обслуживания и ремонта строительных машин и автомобилей (профилакторий).

Лаборатории:

- строительная;

- контроля сварных соединений

Установки:

- бетонорастворосмесительная со складами;

- бетоносмесительная со складами;

- формования и термообработки;

- железобетонных изделий;

- асфальтобетонная;

- ацетиленовая;

- каптажа родников;

- водозабора из поверхностных источников;

- очистки воды поверхностных источников;

- обеззараживания воды;

- получения воды из твердых атмосферных осадков;

- обезжелезивания воды подземных источников;

- очистки сточных вод.

Станции:

- малярная;

- штукатурная;

- насосная над артезианскими скважинами;

- насосная.

Электростанция.

Комплектная трансформаторная подстанция.

Водонапорная башня.

Резервуар для воды.

Котельная

Складские

Кладовые:

- материальная;

- инструментально-раздаточная нормокомплекта механизмов, инструмента и инвентаря для производства работ.

Склад материально-технический.

Склад технологического оборудования.

Склад цемента.

Склад заполнителей для бетона

Вспомогательные

Контора.

Диспетчерская.

Здание для проведения занятий и культурно-массовых мероприятий.

Гардеробная (с умывальной, помещением для отдыха и сушилкой).

Душевая с гардеробной.

Здание для кратковременного отдыха, обогрева и сушки одежды рабочих.

Сушилка для одежды и обуви рабочих.

Уборная.

Уборная с комнатой для гигиены женщин.

Столовые:

- на полуфабрикатах (доготовочная);

- раздаточная;

- на сырье (заготовочная).

Медпункт-изолятор

Жилые

Жилые дома:

- одноквартирный;

- многоквартирный.

Общежитие

Общественные

Контора с радиоузлом.

Дошкольная образовательная организация.

Общеобразовательная организация.

Здравпункт.

Фельдшерско-акушерский пункт со стационаром.

Магазин смешанной торговли (повседневного спроса).

Столовая (на сырье с выпечкой хлеба).

Пекарня.

Приемный пункт комбината бытового обслуживания.

Комбинат бытового обслуживания.

Баня-прачечная.

Баня.

Прачечная.

Клуб.

Здравпункт с изолятором

Таким образом, требования ГОСТ Р 58760-2019, ГОСТ Р 58759-2019, вопреки доводам Заказчика, устанавливают общие технические требования не только к мобильным (инвентарные) зданиям контейнерного и сборно-разборного типа, применяемым в сфере строительства, но и также к мобильным зданиям, применяемых в иных сферах, например, для обеспечения нужд образования (Дошкольная образовательная организация, Общеобразовательная организация ); социально-бытовых нужд (Приемный пункт комбината бытового обслуживания, Комбинат бытового обслуживания, Баня-прачечная); нужд здравоохранения (Здравпункт, Фельдшерско-акушерский пункт со стационаром, Здравпункт с изолятором).

Следствием неприменения Заказчиком требований ГОСТ Р 58760-2019 «Здания мобильные (инвентарные). Общие технические условия», послужило, например, установление требования по поставке в составе мобильного здания крыши двускатной с применением панелей металлических с утеплителем из пенопласта (группа горючести Г3-Г4), что противоречит п.6.4.12 ГОСТ Р 58760-2019, в котором указывается, что ограждающие конструкции должны быть выполнены по технологии и с применением "сэндвич-панелей"..... Изоляционный наполнитель (утеплитель) - минеральная вата плотностью 135 кГ/м2 на основе базальтового волокна, группа горючести НГ.

Кроме того, несмотря на позицию Заказчика о неприменении ГОСТ Р 58760-2019 «Здания мобильные (инвентарные). Общие технические условия» к объекту закупки, пунктом 5.1 Проекта контракта определено, что товар должен иметь в соответствии с пунктом 7.4. «ГОСТ Р 58760-2019. Здания мобильные (инвентарные). Общие технические условия» паспорт (технический паспорт) и инструкцию по эксплуатации зданий, а также эксплуатационную документацию к комплектующему оборудованию.

При указанных обстоятельствах, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком допущено нарушение части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ, поскольку не определены требования в отношении объекта закупки в соответствии с действующими нормативными документами. Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

В отношении доводов в части отсутствия планировочного решения амбулатории Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.

Заказчиком определены помещения, минимальная площадь амбулатории и минимальные требования к площади каждого помещения. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ является обязанностью заказчика, если производится закупка работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции. Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Поскольку, объектом закупки является поставка товара, отсутствие в описании объекта закупки планировочного решения не может быть признано нарушением требований Закона №44-ФЗ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона № 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Форест II» на действия Заказчика – Министерство здравоохранения Приморского края при проведении аукциона в электронной форме на поставку и установку врачебных амбулаторий на территории Приморского края (извещение № 0820500000824004166) обоснованной в части нарушения части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

2. Признать, что Заказчик допустил нарушение части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ.

3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона № 44-ФЗ, допущенного при проведении аукциона.

4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.

 

Заместитель председателя Комиссии: <...>

Члены комиссии: <...>

 

 

 

Связанные организации

КГКУ «Центр государственных закупок Приморского края»
ИНН 2540254652, ОГРН 1192536039739
Министерство здравоохранения Приморского края
ИНН 2540018454, ОГРН 1072540000103
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО «Форест II»
ИНН 2536219856, ОГРН 1092536007464