Решение б/н Решение по делу № 3/07-2016 от 26 января 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF31 марта 2016 года г. Владивосток
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: – заместитель руководителя;
Члены Комиссии: – начальник отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы, - специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы,
рассмотрев 31.03.2016 дело № 3/07-2016, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Собрание Эксклюзив» (ИНН/КПП 2540129972/253601001, ОГРН 1072540002446, Океанский проспект, д. 98А, г. Владивосток, 690002) (далее – ООО «Собрание Эксклюзив»), общества с ограниченной ответственностью «Стомос» (ОГРН 1152540002548, ИНН/КПП 2540210133/254001001, пр-т Красного Знамени, 21-24, г. Владивосток, 690106) (далее – ООО «Стомос»), общества с ограниченной ответственностью «ИнвестСтрой (ИНН/КПП 2536251715/253601001, ОГРН 1122536002478, ул. Уборевича, 5а, г. Владивосток, 690091) (далее – ООО «ИнвестСтрой»), общества с ограниченной ответственностью «Фитнес» (ОГРН 1112721001458, ИНН/КПП 2721182390/272101001, ул. Тургенева, д.46, оф. 503, г. Хабаровск, 680000) (далее – ООО «Фитнес») по факту распространения рекламы с признаками нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии:
от ООО «Собрание Эксклюзив» - генеральный директор,
от ООО «ИнвестСтрой» - представитель по доверенности б/н от 23.03.2016.
от ООО «Стомос» и ООО «Фитнес» представители не явились, уведомлены надлежащим образом.
ООО «Фитнес» заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя общества.
УСТАНОВИЛА:
29.12.2015 в Приморское УФАС России поступило обращение из Управления Роскомнадзора по Приморскому краю (вх. № 9992), в котором указано, что в журнале «СОБРАНИЕ еxclusive» выпуск декабрь 2015 года осуществляется распространение рекламной информации с признаками нарушения требований ФЗ «О рекламе».
Приморским УФАС России установлено, что в выходных данных журнала «СОБРАНИЕ еxclusive» указано:
- номер свидетельства о регистрации средства массовой информации (далее – СМИ) (№ ПИ № ФС77-59525 от 03.10.2014);
- учредитель и издатель – ООО «Собрание Эксклюзив»;
- территория распространения – Российская Федерация, зарубежные страны;
- журнал «СОБРАНИЕ еxclusive» является рекламным СМИ.
1. На странице 1 журнала размещена реклама «Клубный дом «Магнум» и содержится утверждение «…Магнум дом № 1..», на странице 147 размещена реклама «World Class» и содержится утверждение «…Сеть фитнес-клубов № 1..».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Как следует из части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально.
Пунктом 29 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъясняется, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).
Реклама «Клубный дом «Магнум» и реклама «World Class» не сопровождается подтверждением. Таким образом реклама «Клубный дом «Магнум» и реклама «World Class» содержит признаки нарушения пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, в рассматриваемом случае «Клубный дом «Магнум» (ООО «ИнвестСтрой) и «World Class» (ООО «Фитнес») в интересах которых распространялась вышеуказанная реклама.
На заседании Комиссии представитель ООО «ИнвестСтрой» поддержал ранее представленные письменные пояснения (вх. № 2127 от 24.03.2016) из которых следует, что ответственным лицом за размещение рекламы «Клубный дом «Магнум» являлся генеральный директор общества. Нарушение было допущено не намерено и впредь общество обязуется не допускать нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Из письменных пояснений представленных ООО «Фитнес» (вх. № 1950 от 21.03.2016) следует, что общество не согласно с допущенным нарушением в связи с тем, что в рекламе используется товарный знак по свидетельству № 406142 который состоит из фраз «WorldClass» и «Сеть фитнес-клубов № 1». Комиссия отмечает, что фраза «Сеть фитнес-клубов № 1» является неохраняемым элементом товарного знака и использование в рекламе слов «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
2. На странице 60-61 размещена рекламная статья медицинских услуг «Стоматологический центр Stomos».
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В размещенной рекламе «Стоматологический центр Stomos» отсутствует предупреждение.
Таким образом, вышеуказанный рекламный материал о медицинской услуге, размещался с признаками нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
Ответственность за нарушение части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» в соответствии с частью 6 и частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, в рассматриваемом случае Стоматологический центр Stomos» (ООО «Стомос») и издатель журнала «СОБРАНИЕ еxclusive» (ООО «Собрание Эксклюзив»).
Из письменных пояснений ООО «Стомос» (вх. № 2185 от 28.03.2016) следует, что на согласованном макете рекламы предупреждение присутствовало.
Представитель ООО «Собрание Эксклюзив» поддержал ранее представленные письменные пояснения (вх. № 2186 от 28.03.2016) из которых следует, что нарушение было допущено не намерено по техническим причинам. Ответственным лицом являлся выпускающий редактор, которой вынесено предупреждение.
На основании вышеизложенного, с учетом имеющихся в деле документов и пояснений сторон, Комиссия пришла к заключению, что реклама «Клубный дом «Магнум» и реклама «World Class» размещенная в журнале «СОБРАНИЕ еxclusive» выпуск декабрь 2015 года распространялась с нарушением пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», а реклама Стоматологического центра Stomos» распространялась с нарушением части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктом 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Приказ ФАС России от 23.11.2012 № 711/12), а также руководствуясь пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей размещенную в журнале «СОБРАНИЕ еxclusive» выпуск декабрь 2015 года рекламу «Клубный дом «Магнум», рекламу «World Class» поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» и рекламу Стоматологического центра Stomos» поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «ИнвестСтрой», ООО «Фитнес» предписание о прекращении нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
3. Не выдавать ООО «Собрание Эксклюзив» предписание о прекращении нарушения требований части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», в связи с добровольным устранением нарушения до рассмотрения настоящего дела.
4. В отношении ООО «Стомос» производство по делу прекратить.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 13.04.2016. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии