Решение б/н Решение по делу №16 в отношении ОАО «Международный аэропорт ... от 7 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Владивосток
17 августа 2009 года                                                                                                            Дело № 16
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – В.В. Трякин – заместитель руководителя Управления, члены Комиссии: Абросимов Д.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля, Москальцов А.Ю. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев в заседании 04.08.2009 дело № 16 от 04.06.2009,

возбужденное по заявлению ООО «С7 Билет» (Новая площадь, 8, стр. 2, г. Москва, 109012)

в отношении ОАО «Международный аэропорт Владивосток» (ул. Портовая, 41, г. Артем, Приморский край, 692760),

по признакам нарушения пунктов 1, 6 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления монопольно высокой стоимости аренды помещений; экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен на аренду помещений; создания дискриминационных условий арендаторам,

при участии:
от ООО «С7 Билет»: представитель Д.Ю. Стратейчук;

от ОАО «Международный аэропорт Владивосток»: начальник экономического отдела О.Г. Рожнова, юрисконсульт Л.В. Лушникова;

У С Т А Н О В И Л А:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) поступило заявление (от 04.05.2009 № 1880) от ООО «С7 Билет» (Новая площадь, 8, стр. 2, г. Москва, 109012) на действия ОАО «Международный аэропорт Владивосток», связанные с повышением цены по договору № 708-09/08 на аренду помещения на территории аэропорта «Владивосток».

ООО «С7 Билет» является агентом российских авиаперевозчиков по продаже авиабилетов, в частности обществом заключено агентское соглашение от 01.02.2005 № <…….> с ОАО «Авиакомпания Сибирь», а также стандартный договор от 01.04.2005 № <…….> с ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата».

В Приморском крае ООО «С7 Билет» осуществляет свою деятельность на территории аэропорта Владивосток, для чего между ООО «С7 Билет» и ОАО «Международный аэропорт Владивосток» был заключен договор № <…..> от 15.12.2008 на аренду помещения площадью 3,68 кв.м. для размещения и организации кассы по продаже авиаперевозок. Собственником помещения является ОАО «Международный аэропорт Владивосток» на основании Свидетельства о государственной регистрации права собственности № <……..> от 26.04.2008.

ОАО «Международный аэропорт Владивосток» письмом № 457 от 17.04.2009 направило ООО «С7 Билет» дополнительное соглашение к договору № <……> от 15.12.2008, согласно которому цена за арендуемое помещение была увеличена почти в 3,5 раза – с 7 176 рублей до 25 000 рублей (с учётом НДС).

ООО «С7 Билет» посчитало, что такое повышение аренды помещения необоснованно, а также противоречит пункту 2.3 договора № <……..> от 15.12.2008, согласно которому ОАО «Международный аэропорт Владивосток» устанавливает арендную плату по договору, размер которой может изменяться в зависимости от ценообразования и рынка, с уведомлением об этом ООО «С7 Билет» не позднее, чем за один месяц до дня ввода новых цен. В связи с чем общество обратилось в антимонопольный орган.

На запрос Приморское УФАС России об обоснованности роста стоимости аренды посещений аэропорта ОАО «Международный аэропорт Владивосток» пояснило, что для расчета стоимости 1 кв. м. помещений, сдаваемых в аренду коммерческим организациям для предпринимательских целей, используется маркетинговый подход, направленный на увеличение доходности от неавиационных видов деятельности в целях повышения экономической устойчивости и эффективности.

Также из представленных аэропортом материалов следует, что с 01.05.2009 стоимость аренды 1 кв. м. составляет: для ООО «С7 Билет» 6793,5 руб., для ООО Агентство воздушных сообщений «ТИС Ко., ЛТД» - 7142,8, для ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» 2223 руб., для ОАО «Владивосток Авиа» 1380 руб. При этом указанные организации на арендованных площадях осуществляют один и то же вид деятельности – размещение и организация кассы по продаже авиаперевозок.

Из представленного аэропортом приказа № 127 от 30.03.2009 следует, что для ООО «С7 Билет» и ООО Агентство воздушных сообщений «ТИС Ко., ЛТД» применяется коэффициент равный 0,95 и 1, соответственно. При этом максимальный размер коэффициента, применённого к иным организациям, арендующим помещения аэропорта, в том числе осуществляющим реализацию авиабилетов, не превышает 0,31.

ОАО «Международный аэропорт Владивосток» в пояснило, что при расчёте арендной платы для ООО «С7 Билет» и ООО Агентство воздушных сообщений «ТИС Ко., ЛТД» было учтено то, что данные организации не являются непосредственно перевозчиками, а осуществляют продажу авиационных перевозок по договорам с перевозчиками.

Комиссия расценивает указанный довод аэропорта подтверждением установления ОАО «Международный аэропорт Владивосток» дискриминационных условий по аренде помещений для ООО «С7 Билет» и ООО Агентство воздушных сообщений «ТИС Ко., ЛТД» и экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен на аренду помещений.

ООО «С7 Билет» является агентом российских авиаперевозчиков по продаже авиабилетов и при реализации авиационных перевозок выступает от имени перевозчиков. Представители ОАО «Международный аэропорт Владивосток» в заседании Комиссии не смогли пояснить со ссылками на законодательство причину установления различных арендных ставок для перевозчиков и агентов перевозчиков, являющимися такими же коммерческими организациями, осуществляющими на той же территории (1-й этаж здания аэровокзала) аналогичную деятельность по реализации авиационных перевозок.

Таким образом, ОАО «Международный аэропорт Владивосток» для разных арендаторов одного и того же помещения (1 этаж аэровокзала российских авиалиний) была установлена различная стоимость 1 кв. м. помещений.

ОАО «Международный аэропорт Владивосток» в обоснование установление различной цены сослалось на систему коэффициентов, однако самой системы не представило, как и законного обоснования установления различных коэффициентов для организаций, осуществляющих один и тот же вид деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ОАО «Международный аэропорт Владивосток» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте (Приказ ФСТ России от 21.05.2007 г. № 102-э).

Также Комиссией установлено, что на территории аэропорта Владивосток существуют 4 организации, сдающие принадлежащие им площади в аренду:

- ОАО «Международный аэропорт Владивосток»,
- ОАО «Владивосток Авиа»,
- ООО «Аэро-Груз»,
- ООО «Отель «Венеция».

При этом ООО «Аэро-Груз» сообщило, что поскольку общество находится на пропускной режимной территории ООО «Аэро-Груз» не имеет возможности предоставить в аренду помещения для организаций, реализующих авиабилеты пассажирам.

ООО «Отель «Венеция» представило информацию, согласно которой общество также не имеет возможности предоставления в аренду помещений для организаций, реализующих авиабилеты пассажирам.

Согласно информации ОАО «Владивосток Авиа», помещения последнего частично арендуются ОАО «Международный аэропорт Владивосток», частично государственными органами в целях исполнениями ими государственных функций контроля авиационных перевозок, перемещения грузов и пассажиров. Кроме того, большая часть арендованных помещений                ОАО «Владивосток Авиа» находится в контролируемой зоне аэропорта, т.е. в режимной зоне с соответствующей пропускной системой. В связи с чем, по мнению общества, помещения предоставляемые в аренду организациям, реализующим авиабилеты пассажирам, должны находится в аэровокзалах.

С учётом изложенного, Комиссия установила наличие доминирующего положения ОАО «Международный аэропорт Владивосток» на рынке услуг в аэропорту, в т.ч. на рынке услуг по предоставлению помещений в аренду для размещения и организации касс по продаже авиаперевозок.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на товар и создание дискриминационных условий.

С учетом изложенного, Комиссия установила, что ОАО «Международный аэропорт Владивосток» нарушило требования части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на соответствующем рынке, путем экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен на аренду помещений; создания дискриминационных условий арендаторам, в частности  ООО «С7 Билет».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения ОАО «Международный аэропорт Владивосток» пунктов 6 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен на аренду помещений и создания дискриминационных условий ООО «С7 Билет» при аренде помещений в сравнении с другими арендаторами, осуществляющими аналогичную деятельность.

2. Выдать ОАО «Международный аэропорт Владивосток» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 
 
 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны