Решение б/н Решение по делу №16 в отношении ОАО «Международный аэропорт ... от 7 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – В.В. Трякин – заместитель руководителя Управления, члены Комиссии: Абросимов Д.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля, Москальцов А.Ю. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
возбужденное по заявлению ООО «С7 Билет» (Новая площадь, 8, стр. 2, г. Москва, 109012)
в отношении ОАО «Международный аэропорт Владивосток» (ул. Портовая, 41, г. Артем, Приморский край, 692760),
по признакам нарушения пунктов 1, 6 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления монопольно высокой стоимости аренды помещений; экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен на аренду помещений; создания дискриминационных условий арендаторам,
от ОАО «Международный аэропорт Владивосток»: начальник экономического отдела О.Г. Рожнова, юрисконсульт Л.В. Лушникова;
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) поступило заявление (от 04.05.2009 № 1880) от ООО «С7 Билет» (Новая площадь, 8, стр. 2, г. Москва, 109012) на действия ОАО «Международный аэропорт Владивосток», связанные с повышением цены по договору № 708-09/08 на аренду помещения на территории аэропорта «Владивосток».
ООО «С7 Билет» является агентом российских авиаперевозчиков по продаже авиабилетов, в частности обществом заключено агентское соглашение от 01.02.2005 № <…….> с ОАО «Авиакомпания Сибирь», а также стандартный договор от 01.04.2005 № <…….> с ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата».
В Приморском крае ООО «С7 Билет» осуществляет свою деятельность на территории аэропорта Владивосток, для чего между ООО «С7 Билет» и ОАО «Международный аэропорт Владивосток» был заключен договор № <…..> от 15.12.2008 на аренду помещения площадью 3,68 кв.м. для размещения и организации кассы по продаже авиаперевозок. Собственником помещения является ОАО «Международный аэропорт Владивосток» на основании Свидетельства о государственной регистрации права собственности № <……..> от 26.04.2008.
ОАО «Международный аэропорт Владивосток» письмом № 457 от 17.04.2009 направило ООО «С7 Билет» дополнительное соглашение к договору № <……> от 15.12.2008, согласно которому цена за арендуемое помещение была увеличена почти в 3,5 раза – с 7 176 рублей до 25 000 рублей (с учётом НДС).
ООО «С7 Билет» посчитало, что такое повышение аренды помещения необоснованно, а также противоречит пункту 2.3 договора № <……..> от 15.12.2008, согласно которому ОАО «Международный аэропорт Владивосток» устанавливает арендную плату по договору, размер которой может изменяться в зависимости от ценообразования и рынка, с уведомлением об этом ООО «С7 Билет» не позднее, чем за один месяц до дня ввода новых цен. В связи с чем общество обратилось в антимонопольный орган.
На запрос Приморское УФАС России об обоснованности роста стоимости аренды посещений аэропорта ОАО «Международный аэропорт Владивосток» пояснило, что для расчета стоимости 1 кв. м. помещений, сдаваемых в аренду коммерческим организациям для предпринимательских целей, используется маркетинговый подход, направленный на увеличение доходности от неавиационных видов деятельности в целях повышения экономической устойчивости и эффективности.
Также из представленных аэропортом материалов следует, что с 01.05.2009 стоимость аренды 1 кв. м. составляет: для ООО «С7 Билет» 6793,5 руб., для ООО Агентство воздушных сообщений «ТИС Ко., ЛТД» - 7142,8, для ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» 2223 руб., для ОАО «Владивосток Авиа» 1380 руб. При этом указанные организации на арендованных площадях осуществляют один и то же вид деятельности – размещение и организация кассы по продаже авиаперевозок.
Из представленного аэропортом приказа № 127 от 30.03.2009 следует, что для ООО «С7 Билет» и ООО Агентство воздушных сообщений «ТИС Ко., ЛТД» применяется коэффициент равный 0,95 и 1, соответственно. При этом максимальный размер коэффициента, применённого к иным организациям, арендующим помещения аэропорта, в том числе осуществляющим реализацию авиабилетов, не превышает 0,31.
ОАО «Международный аэропорт Владивосток» в пояснило, что при расчёте арендной платы для ООО «С7 Билет» и ООО Агентство воздушных сообщений «ТИС Ко., ЛТД» было учтено то, что данные организации не являются непосредственно перевозчиками, а осуществляют продажу авиационных перевозок по договорам с перевозчиками.
Комиссия расценивает указанный довод аэропорта подтверждением установления ОАО «Международный аэропорт Владивосток» дискриминационных условий по аренде помещений для ООО «С7 Билет» и ООО Агентство воздушных сообщений «ТИС Ко., ЛТД» и экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен на аренду помещений.
ООО «С7 Билет» является агентом российских авиаперевозчиков по продаже авиабилетов и при реализации авиационных перевозок выступает от имени перевозчиков. Представители ОАО «Международный аэропорт Владивосток» в заседании Комиссии не смогли пояснить со ссылками на законодательство причину установления различных арендных ставок для перевозчиков и агентов перевозчиков, являющимися такими же коммерческими организациями, осуществляющими на той же территории (1-й этаж здания аэровокзала) аналогичную деятельность по реализации авиационных перевозок.
Таким образом, ОАО «Международный аэропорт Владивосток» для разных арендаторов одного и того же помещения (1 этаж аэровокзала российских авиалиний) была установлена различная стоимость 1 кв. м. помещений.
ОАО «Международный аэропорт Владивосток» в обоснование установление различной цены сослалось на систему коэффициентов, однако самой системы не представило, как и законного обоснования установления различных коэффициентов для организаций, осуществляющих один и тот же вид деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ОАО «Международный аэропорт Владивосток» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте (Приказ ФСТ России от 21.05.2007 г. № 102-э).
Также Комиссией установлено, что на территории аэропорта Владивосток существуют 4 организации, сдающие принадлежащие им площади в аренду:
При этом ООО «Аэро-Груз» сообщило, что поскольку общество находится на пропускной режимной территории ООО «Аэро-Груз» не имеет возможности предоставить в аренду помещения для организаций, реализующих авиабилеты пассажирам.
ООО «Отель «Венеция» представило информацию, согласно которой общество также не имеет возможности предоставления в аренду помещений для организаций, реализующих авиабилеты пассажирам.
Согласно информации ОАО «Владивосток Авиа», помещения последнего частично арендуются ОАО «Международный аэропорт Владивосток», частично государственными органами в целях исполнениями ими государственных функций контроля авиационных перевозок, перемещения грузов и пассажиров. Кроме того, большая часть арендованных помещений ОАО «Владивосток Авиа» находится в контролируемой зоне аэропорта, т.е. в режимной зоне с соответствующей пропускной системой. В связи с чем, по мнению общества, помещения предоставляемые в аренду организациям, реализующим авиабилеты пассажирам, должны находится в аэровокзалах.
С учётом изложенного, Комиссия установила наличие доминирующего положения ОАО «Международный аэропорт Владивосток» на рынке услуг в аэропорту, в т.ч. на рынке услуг по предоставлению помещений в аренду для размещения и организации касс по продаже авиаперевозок.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на товар и создание дискриминационных условий.
С учетом изложенного, Комиссия установила, что ОАО «Международный аэропорт Владивосток» нарушило требования части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на соответствующем рынке, путем экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен на аренду помещений; создания дискриминационных условий арендаторам, в частности ООО «С7 Билет».
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать факт нарушения ОАО «Международный аэропорт Владивосток» пунктов 6 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен на аренду помещений и создания дискриминационных условий ООО «С7 Билет» при аренде помещений в сравнении с другими арендаторами, осуществляющими аналогичную деятельность.
2. Выдать ОАО «Международный аэропорт Владивосток» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.