Решение б/н Решение по делу № 37/07-2016 от 10 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

22 декабря  2016 года                                                                               г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:  – заместитель руководителя;

Члены Комиссии:  – ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы,  – специалист 1 разряда отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы,

рассмотрев 22.12.2016 дело № 37/07-2016, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Мед Ассистанс» (далее – ООО «Мед Ассистанс»), общества с ограниченной ответственностью «Шалфей» (далее – ООО «Шалфей»), общества с ограниченной ответственностью ДВМЦ «Биомера» (далее – ООО ДВМЦ «Биомера»)  по факту размещения рекламы   с признаками нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

в отсутствии представителей заявителей, уведомленных надлежащим образом;

в присутствии: от ООО «Мед Ассистанс» <......> - генеральный директор;

от ООО «Шалфей» <......> – генеральный директор;

от ООО ДВМЦ «Биомера» <......> – генеральный директор.

 

УСТАНОВИЛА:

 

10.10.2016 в Приморское УФАС России по подведомственности  из Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю (вх. № 9437  от 10.10.2016), а также, от ТО Росздравнадзора по Приморскому краю (вх. № 9888 от 26.10.2016) поступило заявление <......> и <......>, о том, что распространение рекламы группы медицинских компаний «Биомера», «Шалфей», «Мед Ассистанс», размещенной по адресу: г. Владивосток, ул. Борисенко, дом 40, осуществляется с признаками нарушения требований ФЗ «О рекламе».

Из представленных заявлений следует, что, в содержательной части рекламы указано: «Группа медицинских компаний «Биомера», «Шалфей», «Медассистас» оказывает медицинскую помощь бесплатно по полису ОМС: все виды анализов, прием терапевта, прием гинеколога, ЭКГ по правила ОМС. Платные медицинские услуги с системой дисконтной карты. За каждое посещение предусмотрена скидка и бесплатные медицинские услуги в подарок».

Однако, потребители при обращении в медицинский центр для оказания им бесплатных услуг, указанных в содержательной части рекламы, по факту не могут получить ни одну из указанных не на платной основе.

Приморское УФАС России, изучив заявление, установило следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Как следует из части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58  «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – Постановление) разъясняется, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально.

Из пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» следует, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Таким образом, Группа медицинский компаний «Биомера», «Шалфей», «Мед Ассистанс» вводит в заблуждение потребителей в отношении предоставления бесплатных медицинских услуг по полису ОМС, чем нарушает положения пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, в рассматриваемом случае - Группа медицинский компаний «Биомера», «Шалфей», «МедАссистанс».

По данному факту, определением Приморского УФАС России от 24.11.2016 (исх. 9991/06-5), в отношении ООО ДВМЦ «Биомера», ООО «Шалфей»,  ООО «Мед Ассистас» возбуждено дело № 37/07-2016 по признакам нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» и назначено  к рассмотрению на 22.12.2016.               

На заседании Комиссии генеральный директор ООО ДВМЦ «Биомера» поддержал доводы, указанные в ранее представленных письменных пояснениях (вх. № 10444 от 21.11.2016).

Из представленных вышеуказанных пояснений следует, что до 23.08.2016 года ООО ДВМЦ «Биомера» совместно с партнером ООО «МедАссистанс» оказывали услуги населению по полисам обязательного медицинского страхования (далее – ОМС). С 01.01.2017 года услуги по полисам ОМС будут возобновлены согласно лицензии ЛО-25-01-003174 от 23.08.2016 г. Замечания  по несоответствию рекламы учтены и устранены.

Кроме того, на заседании Комиссии генеральный директор ООО ДВМЦ «Биомера» сообщил, что деятельность, как до расторжения договора   с ООО«МедАссистанс», так и после, велась со скидками по отдельным позициям практически бесплатно.

На заседании Комиссии генеральный директор ООО «Шалфей» поддержал доводы, указанные в представленных письменных пояснениях (вх. № 11310 от 20.12.2016).

Из представленных вышеуказанных пояснений следует, что  на информационном щите, на который ссылаются заявители, нет упоминания  о стоматологических услугах, есть только название. Вывеска не содержит перечень стоматологических услуг и не содержит сведений рекламного характера.

ООО «Шалфей» по адресу: ул. Борисенко, 40, занимается разрешенной лицензированной деятельностью. С согласия ООО «Шалфей» на информационном щите (вывеске), не содержащей рекламы, размещена информация, что для застрахованных граждан по ОМС предусмотрены скидки. Таким образом, информация является достоверной, т.к. при обращении  в ООО «Шалфей» заявители могли получить скидку на стоматологические услуги, до 40%. Скидки устанавливаются врачом после осмотра, установления диагноза и определения объёма работы.

Кроме того, на заседании Комиссии, генеральный директор ООО «Шалфей» сообщил, что в их действиях отсутствует состав правонарушения.

На заседании Комиссии генеральный директор ООО «МедАссистанс» поддержал доводы, указанные в представленных письменных пояснениях  (вх. № 11172 от 15.12.2016).

Из представленных вышеуказанных пояснений следует, что ООО «МедАссистанс» не входит в группу медицинских компаний с ООО ДВМЦ «Биомера» и ООО «Шалфей» и является самостоятельным юридическим лицом.

Кроме того, информация, указанная в заявлении <......> и <......> на балансе ООО «МедАссистанс» не состоит. Текст рекламы с администрацией ООО «МедАссистанс» не согласовывался.

На заседании Комиссии, генеральный директор ООО «МедАссистанс» сообщил, что для осуществления медицинской деятельности согласно существующему законодательству ООО «МедАссистанс» заключило договор субаренды помещения с 01.10.2015 с ООО ДВМЦ «Биомера» по адресу:  ул. Борисенко, 40 в целях предоставления медицинских услуг населению по ОМС. Было приобретено и взято в аренду у ООО ДВМЦ «Биомера» соответствующее медицинское оборудование, были приняты на работу сотрудники, заключены трудовые договора.

С марта 2016 года по август 2016 года в арендованном помещении врач акушер-гинеколог и врач-терапевт от ООО «МедАссистанс» вел прием в рамках программы ОМС. Ежемесячно подавались отчеты в Фонд ОМС. Платные услуги населению не предоставлялись. С 29.08.2016 года медицинские услуги по терапии и акушерству-генекологии по адресу: ул. Борисенко, 40,   не предоставлялись.

На основании изложенного, с учетом имеющихся в деле документов, Комиссия пришла к заключению, что, реклама группы медицинских компаний  ООО ДВМЦ «Биомера», ООО «Шалфей», ООО «Мед Ассистанс»,  в содержательной части, которой указано: «Группа медицинских компаний «Биомера», «Шалфей», «Медассистас» оказывает медицинскую помощь бесплатно по полису ОМС: все виды анализов, прием терапевта, прием гинеколога, ЭКГ по правила ОМС. Платные медицинские услуги с системой дисконтной карты. За каждое посещение предусмотрена скидка и бесплатные медицинские услуги в подарок» размещена с нарушением пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», т.к. вводит в заблуждение потребителей в отношении предоставления бесплатных медицинских услуг по полису ОМС, а также, относительно расположения и оказания медицинских услуг населению   ООО «МедАссистанс».

В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Согласно главе II Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664Н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг»,  «прием-терапевта», «прием гинеколога», «ЭКГ» является медицинской услугой, таким образом, вышеуказанная реклама размещена с нарушением части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», т.к. не содержит предупреждения о наличия противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Довод ответчиков о том, что размещенная информация не является рекламой, является не верным, т.к. ФАС России письмом (исх. № АК/47658/13 от 28.11.2013) разъяснил какие конструкции являются рекламными, а какие информационными.

Таким образом, с учетом вышеуказанных разъяснений, из содержательной части, рассматриваемой информации, Комиссия делает вывод о том, что она является рекламной.

Факт нарушения пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе», в распространяемой вышеуказанной рекламе, при рассмотрения дела, Комиссией не установлен.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 3.58-3.61 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Приказ ФАС России от 23.11.2012 № 711/12), а также руководствуясь пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать факт нарушения ООО «МедАссистанс», ООО «Шалфей», ООО ДВМЦ «Биомера» пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «МедАссистанс», ООО «Шалфей», ООО ДВМЦ «Биомера» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена частью 1, 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 09.01.2017.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                          

Члены Комиссии                                                                           

 

                                                                                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны