Решение б/н Решение по делу № 38/06-2014 от 23 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения оглашена: 03.03.2015                                                                                                                               г. Владивосток

Полный текст решения изготовлен: 17.03.2015

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России, Управление)  по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – <…> – заместитель руководителя, члены Комиссии: <…> – ведущий  специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, <…> – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,

рассмотрев 03.03.2015 дело № 38/06-2014, по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Территориальная энергосетевая компания» (ул. Пограничная, д. 17, г. Находка, Приморский край, 692900, ИНН 2508113752; далее – ООО «ТЭСК», Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в отказе в допуске в эксплуатацию приборов учета, установленных в соответствии с договорами технологического присоединения № 10-34-163 от 18.10.2013 и № 10-25-153 от 11.10.2013, что может привести к ущемлению интересов ООО «Торговый двор Купеческий», ООО «Торговый дом»,

при участии:

от заявителя: не явились, надлежащим образом уведомлены;

от ответчика: не явились, поступило ходатайство о рассмотрении дело в отсутствие представителя;

от третьего лица: не явились, надлежащим образом уведомлены,

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России, Управление) поступило обращение (вх. № 6985 от 24.07.2014) ООО «Торговый двор Купеческий (ул. Сидоренко, 1, стр. 6, оф. 2, г. Находка, 692905) и ООО « Торговый дом» (а/я 18/103, г. Находка, 692918) (далее – Заявители) по поводу отказа ООО «Территориальная сетевая компания» (ул. Пограничная, 17,  г. Находка, 692922) от ввода в эксплуатацию приборов учета, в выдаче документов о технологическом присоединении, отказа в выдаче документов о технологическом присоединении.

 При рассмотрении поступивших в Управление материалов установлено следующее.

В соответствии с Заявкой ООО «Торговый Двор Купеческий» № 10-17-171 от 05.10.2013 на увеличение существующей мощности 399кВт до 799кВт объекта «Торговый комплекс», находящегося по адресу г. Находка, ул. Сидоренко, 1, и Заявкой ИП <…> № 10-15-169 от 11.10.2013 г. (в последствии права и обязанности по Договору технологического присоединения № 10-25-153 от 11.10.2013 были переданы от ИП <…> к ООО «Торговый Двор Купеческий» в соответствии с условиями Договора б/н от 11.04.2014, полученного ООО «ТЭСК» (вх. № 1036 от 14.04.2014) на технологическое присоединение нового объекта «Центр сервисных услуг» максимальной мощностью 150 кВт, расположенного в 20-и метрах на юго-запад от дома № 3 по ул. Сидоренко, г. Находка, ООО «Торговый Двор Купеческий» и ИП <…> заключили с сетевой организацией ООО «ТЭСК» договоры технологического присоединения  № 10-34-163 от 18.10.2013 и № 10-25-153 от 11.10.2013. Стороны полностью выполнили условия договоров, включая следующие мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные Техническими условиями           № 10-34-162 от 18.10.2013 и Техническими условиями № 10-25-153 от 11.10.2013.

В соответствии с подпунктом в) пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), в котором сказано: «Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка, согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями» и пунктами 10.4 и 10.5 Технических условий № 10-34-162 от 18.10.2013г., ООО «Торговый Двор Купеческий» была разработана «Рабочая документация: «Организация расчетного учета Торгового комплекса «Торговый Двор Купеческий» по ул. Сидоренко, 1 в г. Находка», Раздел: 737/2-2013-ЭС лист 3 «Схема принципиальная электроснабжения»» (в дальнейшем «Проектное решение»). «Проектное решение» согласовано с сетевой организацией ООО «ТЭСК» - 11.12.2013 и с гарантирующим поставщиком ОАО «ДЭК» -17.12.2013г. (номер согласования 164), в том числе и в соответствии с пунктом 23 «Правил N 861» в котором предусмотрено: «В случае если в ходе проектирования у заявителя возникает необходимость частичного отступления от технических условий, такие отступления должны быть согласованы с выдавшей их сетевой организацией с последующей корректировкой технических условий. При этом сетевая организация в течение 10 рабочих дней с даты обращения заявителя согласовывает указанные изменения технических условий».

«Проектным решением» выполнено объединение объектов «Торговый комплекс» с увеличенной максимальной мощностью 799 кВт и «Центр сервисных услуг» максимальной мощностью 150кВт, всего мощностью 949 кВт, с последующим разделением на два другие объекта. Первый «объект»: «Левый блок» - находящийся в настоящий момент в законном владении ООО «Торговый Двор Купеческий» и включающий в себя: «Торговые центры №№ 1, 2, 8, 9, Павильоны №15», с сохранением за указанным «объектом» максимальной мощности 550 кВт. И второй «объект»: «Правый блок» - находящийся в настоящее время в законном владении ООО «Торговый Дом» и включающий в себя: «Центр сервисных услуг, Торговые центры №№ 4, 5, 7, Павильоны 12, Проходная и Офисные помещения» с сохранением за указанным «объектом» максимальной мощности 399 кВт. Всего на два объекта общей мощностью 949кВт. Разделение объектов «Проектным решением» произошло в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ООО «Торговый Двор Купеческий» без изменения внешней схемы электроснабжения, точки поставки (присоединения) и категории надежности и с согласованием данных действий с сетевой организацией ООО «ТЭСК» («Проектным решением» и Письмом № 154 от 03.04.2014).

При заключении договоров энергоснабжения для объектов «Левый блок» максимальной мощностью 550кВт и «Правый блок» максимальной мощностью» 399кВт обязанность сетевой организации обеспечить прохождение электрической энергии через свои сети в точку поставки РУ-0.4кВ ТП 121 для энергопринимающих устройств «Потребителей» общей максимальной мощностью 949 кВт — остается неизменной.

«Потребителем» ООО «Торговый Двор Купеческий» организовано электроснабжение объектов в соответствии с «Проектным решением», что подтверждается в том числе и Служебной запиской от 08.04.2014г. главного энергетика ООО «Торговый Двор Купеческий» <…>,

Заявлением в ООО «ТЭСК» от 04.04.2014г. исх. № 157 о допуске в ТП-121,  РУ-0,4 кВ и Нарядом-допуском № 523 от 07.04.2014.

Согласно с пунктами 9.1 и 9.2 Технических условий № 10-34-162 от 18.10.2013 и № 10-25-153 от 11.10.2013 сетевой организацией ООО «ТЭСК» проверена схема электроснабжения объектов и осуществлено фактическое присоединение объектов к электрическим сетям с фиксацией коммутационного аппарата в положении «включено».

«Потребителем» ООО «Торговый Двор Купеческий», в соответствии с «Проектным решением», установлены принадлежащие «Потребителю» приборы учета NP73E.3-6-2 №10730392 для объекта «Левый блок» («Торговые центры №№ 1, 2, 8, 9, Павильоны №15») и NP73E.3-6-2 №10755038 для объекта «Правый блок» («Центр сервисных услуг, Торговые центры №№ 4, 5, 7, Павильоны 12, Проходная и Офисные помещения»). Указанные мероприятия согласованны с сетевой организацией ООО «ТЭСК». Что, также подтверждается Служебной запиской от 08.04.2014 главного энергетика ООО «Торговый Двор Купеческий» <…>. Заявлением в ООО «ТЭСК» от 04.04.2014 исх. № 157 о допуске в ТП-121, РУ-0,4 кВ, Нарядом - допуском № 523 от 07.04.2014, а так же письмом ОАО «ДЭК»  № 607-9/2732 от 17.06.2014 и письмом ООО «ТЭСК» № 734 от 27 декабря 2013 г. (ответ на наш исх. № 328 от 25.12.2013 г.) и письмом б/н от 23.12.2013.

Сетевой организацией ООО «ТЭСК» на основании письма ООО «Торговый Двор Купеческий» № 154 от 03.04.2014 произведена проверка выполнения технических условий № 10-34-162 от 18.10.2013 и № 10-25-153 от 11.10.2013, после чего выданы Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон № 183/1/Э от 31.03.2014г. и Акт разграничения балансовой принадлежности сторон № 183/1/Б от 31.03.2014г. для объекта «Левый блок» «Торговые центры №№ 1, 2, 8, 9, Павильоны №15». Акты подписаны сетевой организацией ООО «ТЭСК» и владельцем «объекта» - ООО «Торговый Двор Купеческий». В пунктах 3.1 актов указано, что в максимальную мощность 550кВт входит 400кВт - на основании ТУ № 10-34-162 от 18.10.2013г. и 150кВт - на основании Договора энергоснабжения № Н1874 от 01.11.2013г.(заключенного ОАО «ДЭК» с ООО «Торговый двор Купеческий» в отношении объекта «Торговый комплекс» 399кВт). Так же выданы Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон № 183/Э от 31.03.2014г. и Акт разграничения балансовой принадлежности сторон № 183/Б от 31.03.2014г. в отношении объекта «Правый блок» «Центр сервисных услуг, Торговые центры №№ 4, 5, 7, Павильоны 12, Проходная и Офисные помещения». Акты подписаны сетевой организацией ООО «ТЭСК» и прежним владельцем «объекта» - ООО «Торговый Двор Купеческий». В пунктах 3.1 актов указано, что в максимальную мощность 399кВт входит 150кВт - на основании ТУ № 10-25-153 от

11.10.2013г. и 249кВт - на основании Договора энергоснабжения № HI874 от 01.11.2013г. В пункте 7 указанных актов приведена схема соединения электроустановок в которой присутствуют два прибора учета для каждого объекта.

Не взирая на это сетевая организация пописывает Акт допуска от 08.04.2014г. прибора учета № 03482775 для объекта «Левый блок» и Акт допуска от 08.04.2014г. прибора учета № 03483527 для объекта «Правый блок», т.е. только для своих приборов учета.

Приборы учета № 10730392 и № 10755038, установленные ООО «Торговый Двор Купеческий», в актах не указаны.

Согласно пункту 34 Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, в случае направления документов, предусмотренных настоящим пунктом, для заключения соответствующего договора энергоснабжения до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя документы о допуске в эксплуатацию приборов учета предоставляются сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение, после завершения процедуры допуска в эксплуатацию соответствующих приборов учета в порядке, предусмотренном разделом X настоящего документа, с учетом особенностей, предусмотренных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

«Потребители» уведомили Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) о вводе в эксплуатацию двух объектов: ООО «Торговый Двор Купеческий» - «Левый блок» («Торговые центры №№ 1, 2, 8, 9, Павильоны №15») мощностью 550кВт и ООО «Торговый Дом» - «Правый блок» («Центр сервисных услуг, Торговые центры №№ 4, 5, 7, Павильоны 12, Проходная и Офисные помещения») мощностью 399 кВт согласно Уведомлению № 213 от 24.06.2014г. и Уведомлению № 3 от 25.06.2014г. В соответствии с пунктом 18(1) и подпунктом «г» пункта 18(2) «Правил № 861», «Проектное решение» является документом, прикладываемым к уведомлению о вводе в эксплуатацию энергопринимающих устройств мощностью до 670кВт.

Осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов «Потребителей» к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено») произошло без выполнения требований подпункта «е» пункта 18 «Правил № 861», а именно: «Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки (подпункт «е» в ред. Постановления Правительства РФ от 20.02.2014 N 130)». Что подтверждает ввод эксплуатацию энергопринимающих устройств не превышающих мощностью 670кВт, а именно энергопринимающих устройств - «Левый блок» («Торговые центры №№ 1,2, 8, 9, Павильоны №15») мощностью 550 кВт и энергопринимающих устройств «Правый блок» («Центр сервисных услуг, Торговые центры №№ 4, 5, 7, Павильоны 12, Проходная и Офисные помещения») мощностью 399 кВт.

После чего 15.05.2014 в ТП № 121, сетевой организацией ООО «ТЭСК», в присутствии представителей гарантирующего поставщика ОАО «ДЭК», был составлен Акт о неучтенном потреблении электроэнергии № 000224, в отношении «Объекта»: «Торговый комплекс», расположенного по адресу г. Находка, ул. Сидоренко, 1, принадлежащего ООО «Торговый Двор Купеческий». В акте указан «способ осуществления неучтенного потребления»: «на данный объект отсутствует договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком электроэнергии. Объект подключен к сетям ООО «ТЭСК». Место осуществления выявленного нарушения: г. Находка, ул. Сидоренко, 1. Наименование объекта: «Торговый комплекс»». Также в акте указано, что якобы «прибор учета, допущенный в эксплуатацию отсутствует», что противоречит выданным абоненту ООО «Торговый Двор Купеческий», сетевой организацией ООО «ТЭСК» 08.04.2014 Актам допуска приборов учета в эксплуатацию с указанием в актах Договора энергоснабжения № HI 874 от 01 ноября 2013 г.

После составления акта там же в ТП № 121, 15.05.2014 представитель ОАО «ДЭК» вручил представителю ООО «Торговый Двор Купеческий» телефонограмму № 607-5-41-428 от 15.05.2014 о приостановлении «Потребителю» отпуска электроэнергии на объект «Торговый комплекс» с 10-00 26.05.2014.

16.05.2014 «Сетевая Организация» письмом № 504 от 16.05.2014 уведомило ООО «Торговый Двор Купеческий» о поступлении заявки № 607-5-41-428/1 от 15.05.2014 от гарантирующего поставщика ОАО «ДЭК» на введение ограничения режима потребления электроэнергии с 10-00 26.05.2014 в отношении объекта ООО «Торговый Двор Купеческий».

Описанные выше действия происходили несмотря на то, что ООО «Торговый Двор Купеческий» имел и имеет действующий Договор энергоснабжения № HI874 от 01 ноября 2013 г. заключенный с гарантирующим поставщиком ОАО «ДЭК».

В связи с признанием незаконным гарантирующим поставщиком ОАО «ДЭК» и сетевой организацией ООО «ТЭСК», выраженным в Письме ОАО «ДЭК» № 607-9/3166 от 09.07.2014 и Письме ООО «ТЭСК» № 526 от 22.05.2014, Акта о неучтенном потреблении электроэнергии № 000224 от 15.05.2014, ООО «Торговый Двор Купеческий» заявило в Арбитражный суд Приморского края об отказе от ранее поданных исковых требований (Дело № А51-15033/2014).

Тем не менее, под угрозой отключения и недопоставки мощности в полном объеме на все технологически присоединенные объекты «Потребителей» мощностью 949 кВт, сетевая организация и гарантирующий поставщик заставили ООО «Торговый Двор Купеческий» подписать документы о технологическом присоединении объектов «Торгового комплекса» мощностью 799 кВт и «Центра сервисных услуг» мощностью 150 кВт. Документы были приложены к письму сетевой организации № 456 от 07.05.2014 и несмотря на дату письма, были получены ООО «Торговый Двор Купеческий» 26.05.2014 входящий номер <...> /1. Указанные документы о технологическом присоединении были переданы ООО «ТЭСК» вместе с письмом № 191 от 27.05.2014.

Сетевая организация ООО «ТЭСК» письмом № 526 от 22.05.2014 уведомило ООО «Торговый Двор Купеческий» об «аннулировании» Акта о неучтенном потреблении электроэнергии № 000224 от 15.05.2014, как незаконного и «не влекущего никаких последствий».

Кроме того, ООО «ТЭСК» указало, что документы, выданные на объекты «Левый блок» и «Правый блок», объявляются и считаются недействительными на любой момент времени, в связи с тем что они выданы ошибочно.

Акты границ, подписанные сторонами договора технологического присоединения, устанавливают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности сторон в отношении балансовой принадлежности энергопринимающих устройств и эксплуатационной ответственности сторон, имеют свойства сделки и не могут в одностороннем порядке «объявляться» или «считаться» недействительными. В том числе и по тому что, определенная в актах границ точка поставки (границы эксплуатационной ответственности) является существенным условием договора энергоснабжения согласно пункту 40 Основных положений.

Кроме того, какие именно документы «выданные на объекты «Левый блок» и «Правый блок»» сетевая организация ООО «ТЭСК» «объявляет и считает недействительными на любой момент времени» в связи отсутствием ссылки на какие-либо реквизиты, определить не представляется возможным. Так же не понятно, какие именно объекты по названием «Левый блок» и «Правый блок» имеются в виду.

Таким образам, сетевой организацией ООО «ТЭСК», во-первых, нарушены положения статей 153, 450 Гражданского кодекса РФ, а также Основных положений и, во-вторых, документы: Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон № 183/1/Э от 31.03.2014 и Акт разграничения балансовой принадлежности сторон № 183/1/Б от 31.03.2014, выданные в отношении объекта «Левый блок» «Торговые центры №№ 1, 2, 8, 9, Павильоны №15», Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон № 183/Э от 31.03.2014 и Акт разграничения балансовой принадлежности сторон № 183/Б от 31.03.2014, выданные в отношении объекта «Правый блок» «Центр сервисных услуг, Торговые центры №№ 4, 5, 7, Павильоны 12, Проходная и Офисные помещения», не могут считаться недействительными.

Положениями Закона о защите конкуренции сформулированы требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Для лиц, занимающих доминирующее положение на соответствующих рынках, введены ограничения, предусмотренные статьёй 10 указанного закона.

В частности, в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона  «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Из содержания статьи 3 и части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии с использованием электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ООО «ТЭСК» осуществляет естественно-монопольный вид деятельности по передаче электрической энергии на территории Находкинского городского округа в границах пролегания принадлежащих ему электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства, что подтверждается утверждёнными для указанного хозяйствующего субъекта тарифами и ставками.

В частности, постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 24.12.2014 №65/7 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края», для ООО «ТЭСК» утверждён индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «ТЭСК» и  ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Приморские электрические сети»).

  Решающее значение для отнесения хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии является факт занятия производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, а не условие включения такого хозяйствующего субъекта в Реестр субъектов естественной монополии. 

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим. 

В соответствии с положением пункта 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

Также постановлением Департамента по тарифам Приморского края  от 29.11.2013  № 73/7 ООО «ТЭСК» утверждены стандартизированные тарифные ставки, ставки за единицу максимальной мощности и формулы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Передача электрической энергии неразрывно связана с осуществлением сетевой организацией технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. Мероприятия по технологическому присоединению указанных устройств (установок) к электрическим сетям осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электрической энергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не является отдельным видом экономической деятельности и, как следствие, не образует самостоятельного товарного рынка.

Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта -  субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В связи  с изложенным Комиссия признала положение ООО «ТЭСК» доминирующим на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах пролегания принадлежащих Сетевой организации электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, в действиях ООО «ТЭСК», выразившихся в непринятии прибора учета  содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Во исполнения определения о назначении дела № 38/06-2014 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – дело № 38/06-2014) к рассмотрению (исх. № 10641/06-4 от 29.10.2014) сторонами по делу были представлены письменные пояснения по существу рассматриваемого дела.

В своих письменных пояснениях Общество указало, что пункт 148 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 (далее – Основные положения) последним не нарушается, так как приборы учета согласованные в соответствие с рабочей документации были установлены. В рамках договора энергоснабжения действующего используются те приборы учета, которые были ранее согласованы сторонами договора энергоснабжения.

В соответствии с пунктом 149 Основных положений, если заявитель желает заменить прибор учета, он должен был направить гарантирующему поставщику заявку на снятие показаний прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа. Заявка должна содержать сведения следующего характера:

- реквизиты заявителя;

- место нахождения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить;

- номер договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договора оказания услуг по передаче электрической энергии (если такой договор заключен указанным собственником);

- контактные данные, включая номер телефона.

 Однако поскольку данные заявки гарантирующему поставщику не поступали, то действует старый прибор учета.

Пункт 148 Основных положений не может быть истолкован вне рамок договора энергоснабжения, так как само постановление касается не порядка технологического присоединения, а функционирования розничных рынков электрической энергии.

Соответственно и пункты 148 и 149 Основных положений касаются вопросов возникающих при установке или замене приборов учета в рамках договоров энергоснабжения, так как сам по себе порядок технологического присоединения не регулирует порядок учета электрической энергии и ее оплаты.

Установка приборов учета, их замена и демонтаж это действие напрямую связанное с определением размера потребленной электрической энергии по договору энергоснабжения.

В данном случае заявитель, пытался именно заменить прибор учета без соблюдения процедуры установленной пунктами 148 и 149 Основных положений.

В соответствии с пунктом 146 Основных положений собственники энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), на которых возложена обязанность по их оснащению приборами учетами, вправе при условии выполнения указанных в настоящем разделе требований к порядку установки, замены и эксплуатации прибора учета привлекать на основании соответствующих гражданско-правовых договоров для осуществления действий по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета лиц, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки.

Под заменой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного прибора учета в данной точке.

Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) несет ответственность за действия привлеченных им лиц по установке, замене и эксплуатации приборов учета, осуществляемые ими в интересах такого собственника, и не освобождается от определенных в настоящем разделе последствий нарушения установленных сроков организации учета электрической энергии.

Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в границах которых установлен прибор учета, принадлежащий другому лицу, обязан обеспечить допуск такого лица и (или) его представителей для проведения работ по замене прибора учета и (или) работ, связанных с эксплуатацией прибора учета».

Соответственно замена, установка, демонтаж прибора учета хотя и является правом собственника энергопринимающих устройств, в том числе с привлечением третьих лиц, с условием ответственности собственника, однако должен соблюдаться принцип соблюдения требований раздела 10 указанных Основных положений.

В связи с тем, что в данном случае собственник подал заявку на самовольный демонтаж ранее использовавшегося в рамках договора энергоснабжения действующего прибора учета, с целью установки в качестве прибора учета несогласованного по рабочему проекту прибора учета, впоследствии по требованию Гарантирующего поставщика был установлен прибор учета, в настоящий момент функционирующий в рамках договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и заявителем.

Однако, как отмечает ООО «ТЭСК» данные приборы учета, которые являются собственностью заявителя не демонтировались и находятся в ранее установленных местах, выбранных для этого сетевой организацией.

Прибор учета, как расчетный или контрольный может быть введен в эксплуатацию, только в рамках действующего договора энергоснабжения.

В соответствии с пунктом 152 Основных положений допуск прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием в том числе гарантирующего поставщика, а также иных лиц имеющих права на прибор учета и энергопринимающее устройства, а как утверждает сам заявитель гарантирующий поставщик данные приборы учета не видит, что вообще исключает для нас возможность ввести его в эксплуатацию.

Кроме того, в соответствии с пунктами 156-157 Основных положений, определяется расчетный и контрольный прибор учета, при этом сетевая организация из данной процедуры определения вообще исключается, так как гарантирующий поставщик и заявитель это делают самостоятельно и в принципе только уведомляют сетевую организацию об этом.

Закон не предполагает для сетевой организации возможности возражать по поводу того, какой прибор установить в качестве расчетного, а какой в качестве контрольного прибора учета.

Также Общество отмечает, что не пункт 148, а именно пункт 152 Основных положений определяет порядок ввода прибора учета в эксплуатацию, а пункт 148 определяет порядок установки и демонтажа прибора учета.

В данном случае прибор учета установлен на месте, но и старые приборы учета не демонтированы, так как гарантирующий поставщик не согласовал данный момент.

По мнению Общества, заявитель требует ввести приборы учета в эксплуатацию именно как расчетные приборы учета, что вообще исключается, так как расчетные приборы учета по договору энергоснабжения уже есть, они не менялись в установленном пунктом 149 Основных положений порядке.

Третье лицо – ОАО «ДЭК» пояснило, что техническая документация по объектам ООО «Торговый Двор Купеческий» была согласована Гарантирующим поставщиком вследствие обращения потребителя в адрес последнего с проектом схемы электроподключения для проверки правильности организации учета на соответствие приборов учета классу точности и фактической нагрузке приборов учета при увеличении мощности до 799 кВт, данное согласование № 164 от 17 декабря 2013 года носило консультационный характер, так как действующим законодательством обязательное согласование Гарантирующим поставщиком не требуется.

В связи с тем, что рабочая документация (проект схемы электроподключения), в части организации учета энергоснабжения при увеличении мощности до 799 кВт, соответствовала техническим условиям, данный проект был согласован техническим персоналом Дальэнергосбыта филиала ОАО «ДЭК».

Расчет за потребленную электрическую энергию по договору № Н1874 от 01.11.2013 осуществляется по прибору учета введенного в эксплуатацию Актом допуска от 22.05.2014.

Заявители поддержали свою позицию, изложенную в заявлениях.

Рассмотрение дела № 38/06-2014 откладывалось на 03.03.2015 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Вместе с тем, 02.03.2015 (вх. № 1354) от Общества поступили письменные пояснения, в которых последнее указало, что в настоящее время технологическое присоединение ООО «Торговый двор Купеческий» и ООО «Торговый Двор» осуществлено полностью, приборы учета введены в эксплуатацию. 16.02.2015 Заявители подали документы в ОАО «ДЭК» о заключение договора энергоснабжения с ООО «Торговый двор» и внесение изменений в действующий договор энергоснабжения с ООО «Торговый Двор Купеческий». Со стороны ООО «ТЭСК» претензий к приборам учета в том числе, и введенным в эксплуатацию нет.

Таким образом, по мнению Общества, действия последнего дают возможность Приморскому УФАС России не считать действия ООО «ТЭСК», исключающими нарушения антимонопольного характера, а также не выдавать предписания об устранение нарушения антимонопольного законодательства.

Также ООО «ТЭСК» просит прекратить дело в связи с добровольным устранением нарушения по статье 48 Закона о защите конкуренции.

От заявителей также поступили письменные пояснения 02.03.2015 (вх. № 1328), в которых они указали, что в связи с изменением обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела № 38/06-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, а именно выполнением Гарантирующим Поставщиком - Находкинское отделение Филиала ОАО «ДЭК» Дальэнергосбыт и Сетевой Организацией - ООО «Территориальная энергосетевая компания» своих обязательств по договорам технологического присоединения, принятию в эксплуатацию приборов учета Заявителей и получении договоров энергоснабжения для объектов ООО «Торговый Двор Купеческий» и ООО «Торговый Дом», последние  просят, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицами, совершившим такое нарушение.

Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание нормы действующего законодательства, Управление пришло к выводу, что действиями ООО «ТЭСК»,

выразившимися в отказе в допуске в эксплуатацию приборов учета, установленных в соответствии с договорами технологического присоединения № 10-34-163 от 18.10.2013 и № 10-25-153 от 11.10.2013, были ущемлены интересы ООО «Торговый двор Купеческий», ООО «Торговый дом» и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Однако, учитывая заявление ООО «ТЭСК» о том, что технологическое присоединение Объекта осуществлено, а также учитывая то, что Заявители данный факт не оспаривают Комиссия пришла к выводу, что до вынесения решения по делу № 38/06-2014 ООО «ТЭСК» добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения ООО «ТЭСК» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в отказе в допуске в эксплуатацию приборов учета, установленных в соответствии с договорами технологического присоединения № 10-34-163 от 18.10.2013 и № 10-25-153 от 11.10.2013, что может привести к ущемлению интересов ООО «Торговый двор Купеческий», ООО «Торговый дом»..

2. Прекратить рассмотрение дела № 38/06-2014 в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                              <…>

Члены  Комиссии:                                                                        <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны