Решение б/н Решение по делу в отношении редакции газеты «Арсеньевские ве... от 2 сентября 2012 г.
Текст документа
Сохранить как PDF8 февраля 2012 г.
г. Владивосток
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (Приморское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Абросимов Д.Е., заместитель руководителя Приморского УФАС России,
члены Комиссии:
Кромской С.В., начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Марченко Н.Б., главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев 2 февраля 2012 года дело № 3/07-2012, возбужденное в отношении редакции газеты «Арсеньевские вести» по признакам нарушения статьи 16 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), выразившегося в размещении в газете «Арсеньевские вести» рекламы издательского дома «Водолей» без пометок «реклама» или «на правах рекламы», а также рекламы медицинских услуг клиники слуха и лор-заболеваний «Аудиофарм», в которой отсутствует предусмотренное ч.7 ст.24 Закона «О рекламе» предупреждение,
в отсутствии представителей редакции газеты «Арсеньевские вести», надлежащим образом уведомленной о дате и времени рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
В газете «Арсеньевские вести» №2 (982) от 11-17 января 2012 года на странице 5 опубликована реклама под названием: «ЛУЧШИЙ ПОДАРОК – ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЧУДЕСНЫЙ МИР ЗВУКОВ!», в которой рекламируются услуги специалистов клиники слуха и лор-заболеваний «Аудиофарм» по диагностике различных форм нарушения слуха, а также по подбору и настройке слуховых аппаратов, в том числе слуховых аппаратов нового поколения «Видекс».
Указанная реклама является рекламой медицинских услуг клиники слуха и лор-заболеваний «Аудиофарм», а также рекламой слуховых аппаратов - изделий медицинского назначения.
В рекламе клиники «Аудиофарм» отсутствует предусмотренное частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе») обязательное предупреждение, установленное для рекламы медицинских услуг и изделий медицинского назначения.
Кроме того, в газете «Арсеньевские вести» на страницах 15, 16, 20 и 21 опубликована реклама издательского дома «Водолей» без пометок «реклама» или «на правах рекламы», предусмотренных статьей 16 Закона «О рекламе»
Газета «Арсеньевские вести» зарегистрирована как общественно-политическая, правозащитная газета, свидетельство о регистрации газеты «Арсеньевские вести» - средства массовой информации ПИ № 77-9547 от 06.08.2001.
Из письменных объяснений редактора газеты «Арсеньевские вести», представленных в Приморское УФАС России 01.02.2012 в соответствии с определением о возбуждении рассматриваемого дела, следует, что редакция факт нарушения части 7 статьи 24 Закона «О рекламе» не признает. По мнению газеты, в рекламе ООО «Аудиофарм» не рекламируются лекарственные средства или проведение лечения, в инструкции по эксплуатации слуховых аппаратов отсутствует указание на какие-либо противопоказания при их применении и использовании, рассматриваемая реклама не нанесла кому-либо вред. В своих объяснения редактор отмечает, что требования части 7 статьи 24 Закона «О рекламе» в рекламе клиники «Аудиофарм» соблюдены, поскольку в рекламе проходит красной нитью необходимость индивидуального подбора и настройки слухового аппарата при проведении консультации квалифицированным специалистом.
В письменных объяснениях представитель газеты считает, что размещение рекламы без пометок «реклама» или «на правах рекламы» в газете является технической ошибкой нового работника редакции при осуществлении им верстки газеты, и полагает, что из содержания рекламы издательского дома «Водолей» ни у кого не вызывает сомнения, что это реклама.
Исследовав материалы дела, в том числе информацию и документы, представленные редакцией газеты «Арсеньевские вести», Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в печатных СМИ, такому предупреждению должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Реклама клиники «Аудиофарм», опубликованная в газете «Арсеньевские вести» предупреждением ни в одной из приведенных в Законе «О рекламе» форм не сопровождается.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О рекламе» размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».
Реклама издательского дома «Водолей», опубликованная в газете «Арсеньевские вести» установленными Законом «О рекламе» пометками не сопровождается.
Письменные доводы редактора газеты «Арсеньевские вести» об отсутствии в действиях редакции события правонарушения в рекламной сфере при публикации рассматриваемой рекламы Комиссия отклоняет по следующим основаниям.
Часть 7 статьи 24 Закона «О рекламе» содержит прямое требование о том, что реклама медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Указанная норма Закона «О рекламе» является обязательной, и ее исполнение не может ставиться в зависимость от содержания, смысла или конструкции рекламного текста. Кроме того, Закон «О рекламе» устанавливает размер такого предупреждения в печатных СМИ: не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Статья 16 Закона «О рекламе» содержит прямое требование о том, что в печатных средствах массовой информации размещение текста рекламы должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Исполнение этого требования законом не ставится в зависимость от очевидности или однозначности понимания кем-либо рекламного характера публикации. Техническая ошибка сотрудника редакции, следствием которой стало нарушение Закона «О рекламе», не освобождает саму редакцию от ответственности за нарушение требований рекламного законодательства.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к заключению, что нарушение части 7 статьи 24 Закона «О рекламе» при распространении в газете «Арсеньевские вести» №2 от 11-17 января 2012 года рекламы медицинских услуг, предоставляемых клиникой слуха и лор-заболеваний «Аудиофарм», а также нарушение статьи 16 Закона «О рекламе» при публикации рекламы издательского дома «Водолей» без пометок «реклама» или «на правах рекламы», нашло свое подтверждение.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг клиники слуха и лор-заболеваний «Аудиофарм», опубликованную в газете «Арсеньевские вести» № 2 (982) от 11-17.01.2012 на странице 5, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
2. Признать ненадлежащей рекламу издательского дома «Водолей», опубликованную в газете «Арсеньевские вести» № 2 (982) от 11-17.01.2012 на страницах 15,16, 20 и 21 поскольку в ней нарушены требования статьи 16 Федерального закона «О рекламе».
3. Выдать редакции газеты «Арсеньевские вести» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 8 февраля 2012 года.