Постановление б/н Постановление по делу № 3А/06-2015 о назначении администрати... от 24 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 3А/06-2015

17 апреля 2015 года

                                                                  г. Владивосток

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю <…>, рассмотрев 15.04.2015 административный протокол от 01.04.2015 и материалы дела № 3А/06-2015 от 02.03.2015 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 стать 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), возбужденного в отношении юридического лица – открытого акционерного общества «Оборонэнерго» (ул. Знаменка, д. 19, г. Москва, 119160; ИНН/КПП 7704726225/770401001; далее – ОАО «Оборонэнерго»; Общество, Сетевая организация),  

УСТАНОВИЛ:

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 45/06-2014 от 20.01.2015 (исх. № 369/06-8), установлено, что открытое акционерное общество «Оборонэнерго» (ул. Знаменка, д. 19, г. Москва, 119160; ИНН 7704726225; далее – ОАО «Оборонэнерго», Общество) совершило действия, признаваемые злоупотреблением доминирующим положением и недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении поступивших в Управление материалов установлено следующее.

В адрес Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю  поступили заявления (вх. №№ 7721, 7722, 7723 от 13.08.2014, №№ 9059, 9060, 9061 от 16.09.2014) гр-н <…> (далее – Заявители) на действия открытого акционерного общества «Оборонэнерго» (ИНН 7704726225, юридический адрес: ул. Знаменка, д. 19, г. Москва, 119160; почтовый адрес: ул. Русаковская, д. 13, стр.19, 21-25, г. Москва, 107140; далее – ОАО «Оборонэнерго»; Общество; Сетевая организация), ущемляющие, по мнению Заявителей, их интересы путем уклонения от заключении договоров на технологическое присоединение энергопринимающих устройств дачных домов, расположенных по адресу: участок <…> массив «Синяя сопка», г. Артем, Приморский край (далее – Объект № 1); <…> массив «Синяя сопка», г. Артем, Приморский край (далее – Объект № 2); <…> массив «Синяя сопка», г. Артем, Приморский край (далее – Объект № 3), <…> массив «Синяя сопка», г. Артем, Приморский край (далее – Объект № 4), <…> массив «Синяя сопка», г. Артем, Приморский край (далее – Объект № 5), <…> массив «Синяя сопка», г. Артем, Приморский край (далее – Объект № 6) (далее также – Объекты) по одному участку у каждого заявителя соответственно.

В своих заявлениях Заявители указали, что ОАО «Оборонэнерго» уклоняется от  заключения договоров на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Объектов, а также нарушает нормы действующего законодательства.

Также Заявители считают, что бездействие Сетевой организации ограничивает доступ Заявителям к электрическим сетям Общества в целях потребления электрической энергии на основании и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении поступивших в Управление материалов установлено следующее.

16.12.2013 гр-н <…> обратился с заявкой в Сетевую организацию на присоединение энергопринимающих устройств физического лица (бытового абонента, использующего электроэнергию в коммунально-бытовых целях) максимальной мощностью до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) для осуществления технологического присоединения строения для ведения садово-огородного хозяйства с максимальной мощностью энергопринимающих устройств 15 кВт и уровнем напряжения энергопринимающих устройств 380 В, из них ранее присоединенная в данной точке присоединения мощность 0 кВт (вх. ОАО «Оборонэнерго» № 8428 от 16.12.2013).

С аналогичными заявками в Сетевую организацию обратились гр-не <…> (вх. ОАО «Оборонэнерго»  № 1223 от 27.02.2014) и <…> (вх. ОАО «Оборонэнерго» № 1539 от 13.03.2014).

В ответ на вышеуказанные заявки Общество направило в адрес Заявителей письма (от 28.12.2013 № ПРМ/50/7527, от 21.03.2014 № ПРМ/050/1323, от 16.04.2014 № ПРМ/050/1883), в которых указало, что в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон № 66-ФЗ) были созданы с/т «Институт» и с/т «Актинидия».

Учитывая требования Закона № 66-ФЗ, садоводческие некоммерческие товарищества самостоятельно производят постройку линий электропередач внутри садоводческого товарищества для присоединения к электросетям дачных домов и технологическое присоединение энергопринимающих устройств должно осуществляться в рамках договора между с/т «Институт» и Сетевой организацией, а также с/т «Актинидия» и Обществом.

На основании чего, Заявителям необходимо обратиться к председателям с/т «Институт» и с/т «Актинидия» для решения вопроса о технологическом присоединение энергопринимающих устройств Объектов.

Управлением в адрес Сетевой организации был направлен запрос от 21.08.2014 № 8098/06, в котором было указано о необходимости представить письменные пояснения по фактам, изложенным в заявлениях граждан.

В представленных пояснениях (вх. № 8827 от 11.09.2014) Общество указало, что в настоящее время существует проблема подключения земельных участков к электроснабжению в массиве «Синяя Сопка».

Также Сетевая организация указала, что в непосредственной близости массива «Синяя Сопка» проходит воздушно-кабельная линия ОАО «Оборонэнерго» напряжением 6 кВ и расположена ТП-271, обеспечивающая электроэнергией объекты противовоздушной обороны Министерства обороны Российской Федерации. В случае превышения напряжения военные объекты могут быть обесточены, что подорвет обороноспособность страны.

Общество пояснило, что приоритетным направлением ОАО «Оборонэнерго» является эксплуатация, обслуживание, ремонт и модернизация энергетических объектов в интересах Вооруженных сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков.

Таким образом, выполнение функций сетевой организации Обществом в интересах третьих лиц не может быть в ущерб обеспечения обороноспособности страны и приоритетным направлениям видам деятельности Общества.

Также ОАО «Оборонэнерго» указало, что работа по решению проблемы электроснабжения всего массива «Синяя Сопка» ведется на уровне Администрации Приморского края с привлечением соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Приморского края.

В ходе совещаний, проведенных Администрацией Приморского края было установлено, что питающим центром для энергоснабжения массива «Синяя Сопка» может являться новая планируемая ПС 220/110/35/20 кВ «Артем», включенная в инвестиционную программу ОАО «ФСК ЕЭС».

Общество пояснило, что для решения проблемы в комплексе Обществу необходимо располагать обобщенными данными о потребности в электроэнергии всего массива «Синяя Сопка», в связи с чем ОАО «Оборонэнерго» направило письма в адрес граждан о необходимости подачи коллективной заявки от имени садоводческих участков, образованных на территории массива.

Также 30.05.2013 гр-ка <…> обратилась с заявкой в Сетевую организацию на присоединение энергопринимающих устройств физического лица (бытового абонента, использующего электроэнергию в коммунально-бытовых целях) максимальной мощностью до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) для осуществления технологического присоединения строения для ведения садово-огородного хозяйства с максимальной мощностью энергопринимающих устройств 15 кВт и уровнем напряжения энергопринимающих устройств 380 В, из них ранее присоединенная в данной точке присоединения мощность 0 кВт (вх. ОАО «Оборонэнерго» № 3253 от 30.05.2013).

С аналогичной заявкой в Сетевую организацию обратилась гр-ка <…> (вх. ОАО «Оборонэнерго» № 560 от 30.01.2014).

В ответ на заявку гр-ки <…>, Общество направило в адрес заявителя письмо от 05.07.2013 № ПРМ/50/3781, в котором указало, что ОАО «Оборонэнерго» не имеет возможности представить проект договора на технологическое присоединение Объекта № 1, в связи с тем, что для подключения дачного дома Обществу необходимо строительство новой районной подстанции, рассчитанной на электроснабжение всего массива «Синяя Сопка», которую необходимо присоединить к электрическим сетям смежной сетевой организации.

Также Сетевая организация указала, что после определения перечня мероприятий по технологическому присоединению и расчета размера платы за технологическое присоединение в адрес гр-ки <…> будет направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Общества, включая технические условия.

В ответ на заявку гр-ки <…>, Общество направило в адрес <…> письмо от 06.02.2014 № ПРМ/050/547, в котором указало, что в соответствии с Законом № 66-ФЗ было создано с/т «Актинидия».

На основании чего, гр-ке <…> необходимо обратиться к председателю с/т «Актинидия» для решения вопроса о технологическом присоединение энергопринимающих устройств Объекта № 2.

Аналогичное письмо (исх. № ПРМ/050/2662 от 20.05.2014) было направлено в адрес гр-ки <…>.

Управлением в адрес Сетевой организации были направлены запросы от 21.08.2014 № 8098/06 и от 23.09.2014 № 9204/06, в которых было указано о необходимости представить письменные пояснения по фактам, изложенным в заявлениях граждан.

В представленных пояснениях по запросам Общество изложило позицию аналогичную изложенной в пояснениях от 11.09.2014.

Также Общество пояснило, что действия ОАО «Оборонэнерго» в данном случае не могут квалифицироваться как уклонение от заключения договора и являться нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции»).

Учитывая изложенное, Общество пояснило, что в настоящий момент не имеет возможности для осуществления технологического присоединения Объектов Заявителей к электрическим сетям ОАО «Оборонэнерго», что подтверждается представленными документами.

Управление не может согласиться с доводами ОАО «Оборонэнерго» в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Такой порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

Согласно пункту 1 Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Согласно пункту 3 Правил № 861 (в редакциях, действующих в период подачи заявок Заявителем) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

К таким лицам относятся физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и энергоснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Частью 4 статьи 6 Закон № 66-ФЗ установлено, что учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Управлением установлено, что с/т «Актинидия», с/т «Институт», расположенные на территории массива «Синяя Сопка» юридически не зарегистрированы, не осуществляют деятельности в качестве садоводческих товариществ.

Таким образом, Заявители не могут являться членами вышеуказанных садоводческих товариществ.

Вместе с тем, Закон № 66-ФЗ также не устанавливает обязанности граждан-собственников земельных участков, расположенных на территории садоводческого объединения граждан, осуществлять технологическое подключение исключительно к сетям такого товарищества; в отношении лиц, ведущих свое хозяйство в индивидуальном порядке (не членов такого объединения), данный Закон устанавливает лишь право пользования инфраструктурой такого товарищества.

Таким образом, Заявители, ведущие индивидуальное хозяйство на территории массива «Синяя Сопка», пользуются инфраструктурой садоводческих товариществ, расположенных на территории массива.

Технологическое присоединение для граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого объединения граждан, осуществляется согласно требованиям статьи 26 Закона № 35-ФЗ и Правилами № 861.

Пунктом 6 Правил № 861 (в редакциях, действующих в период подачи заявок Заявителями) установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

В соответствии с пунктом 15 Правил № 861 (в редакциях, действующих в период подачи заявок гр-ном <…> и гр-ном <…>.), в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, а также уведомляет о возможности временного технологического присоединения, предусмотренного разделом VII настоящих Правил.

Пунктом 15 Правил № 861 (в редакции, действующей в период подачи заявки гр-ном <…>) установлено, что в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации, а также уведомляет о возможности временного технологического присоединения, предусмотренного разделом VII настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 15 Правил № 861 (в редакции, действующей в период подачи заявки <…>), сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Пунктом 15 Правил № 861 (в редакции, действующей в период подачи заявки <…>) установлено, что в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной, в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению № 1 и направляется заявителю - физическому лицу.

Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.

Однако, до настоящего времени проекты договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств Объектов Заявителей в адрес гр-н <…> не направлены.

Учитывая, что отказ в выдаче договоров Сетевой организации об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Объектов Заявителей является неправомерным, ОАО «Оборонэнерго» в срок до 30.12.2013 для гр-на <…>, до 13.03.2014 для гр-на <…>, до 27.03.2014 для гр-на <…>, до 28.06.2013 для гр-ки <…>, до 13.02.2014 для гр-ки <…> обязано было направить для подписания заполненные и подписанные ею проекты договоров и технические условия как неотъемлемое приложение к договорам.

Однако, до настоящего времени проекты договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств в адреса гр-н <…> не направлены.

Вместе с тем, срок, установленный Правилами № 861 (в редакциях, действующих в период подачи заявок Заявителями), является пресекательным и не может превышать 30 (тридцать) и 15 (пятнадцать) дней с момента подачи заявки Заявителями.

Нарушение сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств может привести к ущемлению интересов лиц, обратившихся в сетевую организацию за технологическим присоединением.

Таким образом, ОАО «Оборонэнерго» нарушило положения пункта 15 Правил № 861 (в редакциях, действующих в период подачи заявок Заявителями) и продолжает нарушать положения пункта 15 Правил № 861 (в редакции, действующей в настоящее время) в части нарушения сроков направления проектов договоров на технологическое присоединение и технических условий как неотъемлемого приложения к договорам.

Также Управлением рассмотрено заявление гражданина <…> на действия ОАО «Оборонэнерго».  В своем заявлении <…> указал, что ОАО «Оборонэнерго» был представлен проект договора № 228-12-ТП и технические условия, которые не соответствуют нормам действующего законодательства. В установленный законом срок Заявитель направил в адрес Сетевой организации мотивированные отказы с требованием привести проект договора и технические условия в соответствии с законом.

Заявитель указал, что мотивированный отказ не был рассмотрен ОАО «Оборонэнерго», проект договора и технические условия, приведенные в соответствии с законодательством, до настоящего времени не направлены.

При рассмотрении поступивших в Управление материалов установлено следующее.

20.06.2012 гр-н <…> обратился с заявкой в Сетевую организацию на присоединение энергопринимающих устройств физического лица (бытового абонента, использующего электроэнергию в коммунально-бытовых целях) максимальной мощностью до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) для осуществления технологического присоединения Объекта № 6 для ведения садово-огородного хозяйства с максимальной мощностью энергопринимающих устройств 15 кВт и уровнем напряжения энергопринимающих устройств 220 В, из них ранее присоединенная в данной точке присоединения мощность 0 кВт (вх. ОАО «Оборонэнерго» № 3643 от 20.06.2012).

29.08.2012 ОАО «Оборонэнерго» направило в адрес гр-на <…> проект договора об осуществлении технологического присоединение № 228-12-ТП (далее – договор) и технические условия от 01.08.2012 № 364 (далее – технические условия), как неотъемлемое приложение к договору (исх. ОАО «Оборонэнерго» № ПРМ/3550).

Вышеуказанный договор и технические условия были получены Заявителем 11.09.2012.

08.10.2012 Заявитель направил в адрес Общества отказ от заключения договора (вх. ОАО «Оборонэнерго» № 5968), в котором указал, что полученный договора и технические условия не соответствуют Правилам № 861, а именно пункты 1, 3, 5, 10, 11 договора и пункты 5, 7, 10.1, 10.2, 11.1, 11.4, 11.5 технических условий.

Сетевая организация, рассмотрев мотивированный отказ от подписания договора гр-на <…>, письмом от 10.10.2012 № ПРМ/4353 сообщила, что ОАО «Оборонэнерго» не имеет оснований для внесения изменений в проект договора № 228-12-ТП.

30.11.2012 письмом № ПРМ/5249 ОАО «Оборонэнерго» уведомило Заявителя о том, что аннулирует направленный проект договора, в связи с несоответствием пунктов 1, 3, 10, 11 договора и пунктов 5, 7, 11.1 технических условий Правилам              № 861.

Также в вышеуказанном письме Сетевая организация указала, что границы Объекта Заявителя находятся на расстоянии свыше 300 метров от электрических сетей Общества, в связи с чем плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям рассчитывается по стандартизированным ставкам, установленным Департаментам по тарифам Приморского края от 01.06.2011 № 36/3.

Учитывая изложенное, Общество запросило у Заявителя согласие на расчет платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств Объекта № 6 по стандартизированным ставкам.

17.01.2013 письмом № ПРМ/206 ОАО «Оборонэнерго» уведомило Заявителя, что после утверждения платы за технологическое присоединение Департаментом по тарифам Приморского края в виде стандартизированных ставок ему будет направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Общества.

Письмом от 05.07.2013 № ПРМ/50/3796 Общество уведомило Заявителя о том, что ОАО «Оборонэнерго» не имеет возможности представить проект договора на технологическое присоединение Объекта, в связи с тем, что для подключения дачного дома Обществу необходимо строительство новой районной подстанции, рассчитанной на электроснабжение всего массива «Синяя Сопка», которую необходимо присоединить к электрическим сетям смежной сетевой организации.

Также Сетевая организация указала, что после определения перечня мероприятий по технологическому присоединению, и расчета размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств Объекта, Заявителю будет направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Общества, включая технические условия.

14.05.2014 ОАО «Оборонэнерго» направило в адрес гр-на <…> письмо № ПРМ/050/2509, в которых указало, что в соответствии с Законом № 66-ФЗ было создано с/т «Эхо».

Учитывая требования Закона № 66-ФЗ, садоводческие некоммерческие товарищества самостоятельно производят постройку линий электропередач внутри садоводческого товарищества для присоединения к электросетям дачных домов и технологическое присоединение энергопринимающих устройств должно осуществляться в рамках договора между с/т «Эхо» и Сетевой организацией.

На основании чего, Заявителю необходимо обратиться к председателю  с/т «Эхо» для решения вопроса о технологическом присоединение энергопринимающих устройств Объекта.

В соответствии с пунктом 15 Правил № 861 (в редакции, действующей в период подачи заявки Заявителем), сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению № 1 и направляется заявителю - физическому лицу.

Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.

В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с Правилами № 861.

Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.

Однако до настоящего времени Обществом не рассмотрен мотивированный отказ от подписания договора от 08.10.2012 в соответствии с Правилами № 861.

Вместе с тем, Управлением установлено, что Сетевая организация неправомерно аннулировала договор, направленный в адрес Заявителя.

Учитывая, что отказ в выдаче договора Сетевой организации об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Объекта Заявителя  является неправомерным, ОАО «Оборонэнерго»в срок до 12.10.2012 обязано было направить в адрес Заявителя для подписания, заполненный и подписанный ею проект договор на технические условия как неотъемлемое приложение к договорам в соответствии с мотивированным отказом Заявителя.

Нарушение сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств может привести к ущемлению интересов лиц, обратившихся в сетевую организацию за технологическим присоединением.

Таким образом, ОАО «Оборонэнерго» нарушило положения пункта 15 Правил № 861 (в редакции, действующей в период подачи заявки Заявителем) и продолжает нарушать положения пункта 15 Правил № 861(в редакции, действующей в настоящее время) в части нарушения сроков обязанности Сетевой организации приведении проекта договора в соответствии с Правилами № 861 и направления новой редакции проекта договора на технологическое присоединение и технических условий как неотъемлемого приложения к договору в адрес Заявителя.

Приказом Федеральной службы  по тарифам от 21.02.2012 № 104-э  OAО «Оборонэнерго» включено в раздел I (услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии) Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе. При этом услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, а являются нераздельной частью рынка передачи электрической  энергии, в связи, с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

Передача электрической энергии неразрывно связана с осуществлением сетевой организацией технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. Мероприятия по технологическому присоединению указанных устройств (установок) к электрическим сетям осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электрической энергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не являетсяотдельным видом экономической деятельности и, как следствие, не образует самостоятельного товарного рынка.

Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта -  субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «Оборонэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах пролегания собственных сетей.

Пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе  экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможностипроизводства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, в действиях ОАО «Оборонэнерго», выразившихся в уклонении от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Объектов Заявителей содержатся признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 39.1 Федерального закона  «О защите конкуренции» предусмотрено, что в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Согласно части 2 статьи 39.1 Федерального закона  «О защите конкуренции»   предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Таким образом, антимонопольные органы при выявлении признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» обязаны направлять предупреждения хозяйствующим субъектам в чьих действиях (бездействии) был усмотрены признаки таки нарушений.

На основании изложенного, Управлением в адрес ОАО «Оборонэнерго» были направлены предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

06.10.2014 (вх. №№ 9722, 9723, 9724) и 30.10.2014 (вх. № 10611) Сетевая организация в ответ на выданные предупреждения сообщила, что Общество не имеет технической возможности для осуществления мероприятий по технологическому присоединению объектов Заявителей к электрическим сетям ОАО «Оборонэнерго», а соответственно и заключения с ними договоров на технологическое присоединение.

Таким образом, Управление пришло к выводу о том, что Общество уклоняется от исполнения предупреждений Приморского УФАС России.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.1 Федерального закона  «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного приказом № 394 от 16.12.2014 Управлением было возбуждено дело № 45/06-2014 о нарушении ОАО «Оборонэнерго» антимонопольного законодательства (далее – дело № 45/06-2014).

29.12.2014 в ходе рассмотрения дела № 45/06-2014 представитель Заявителей настаивал на своих требованиях, представитель ОАО «Оборонэнерго» поддержал позицию, изложенную ранее, о том, что в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О    садоводческих,    огороднических    и    дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое некоммерческое товарищество - это юридическое лицо - коллективное образование собственников земельных участков, расположенных непосредственно вместе на одном массиве земли, имеющих общие границы и имущество общего пользования, предназначенное для обеспечения в пределах территории данного некоммерческого объединения потребностей членов, а также граждан ведущих садоводческое, огородническое или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории такого некоммерческого объединения, в том числе электроснабжения.

Согласно п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона, на основании решения граждан в целях реализации своих прав на получение земельных участков, владение, пользование и распоряжение ими были созданы с/т «Учитель», «Актинидия», «Галс», «Витязь», «Институт» (далее – Товарищества).

Садоводческое некоммерческое товарищество самостоятельно производит постройку линий электропередач внутри с/т для присоединения к электросетям дачных домов и технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких домов должно осуществляться в рамках договора между Товариществом и Сетевой организацией.

В связи с этим Общество полагает, что Заявителям необходимо обратиться к председателям Товариществ для решения вопроса о технологическом присоединении энергопринимающих устройств строящихся дачных домов.

Таким образом, ОАО «Оборонэнерго» считает, что в данном случае права и законные интересы Заявителей не нарушены, в действиях ОАО «Оборонэнерго» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Между тем, в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере электроэнергетики, в том числе в Правилах № 861, нет законных оснований незаключения Сетевой организацией с Заявителями договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям принадлежащих Заявителям энергопринимающих устройств.

Также Управление считает, что сроки и порядок технологического присоединения утверждены Правилами, и любое нарушение данных сроков и порядка приводит к ущемлению интересов лиц, обратившихся в сетевую организацию за технологическим присоединением.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В связи с изложенным Приморское УФАС России считает доказанным факт наличия нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в рассмотренных действиях ОАО «Оборонэнерго».       

Согласно пункту 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных (в том числе) статьей 14.31 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятое комиссией, подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела. При этом может оглашаться только его резолютивная часть. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Федеральный закон «О защите конкуренции» не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата, нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).

Кроме того,  Федеральный закон «О защите конкуренции» предусматривает, что в случае обжалования решения или предписания антимонопольного органа до вступления решения суда в законную силу приостанавливается лишь исполнение предписания антимонопольного органа. При этом не указано, что обжалование решения откладывает его вступление в законную силу.

С учетом изложенного, решение Комиссии Приморского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 45/06-2014 вступило в законную силу 20.01.2015.

При этом решением Комиссии Приморского УФАС России от 20.01.2015 по указанному делу установлено, что действия ОАО «Оборонэнерго» в части уклонения последнего от заключения с гражданами <…> договоров на технологическое присоединение энергопринимающих устройств принадлежащих им дачных домов, расположенных по адресам: участок <…>, массив «Синяя сопка», г. Артем, Приморский край; участок <…>, массив «Синяя сопка», г. Артем, Приморский край; <…>, массив «Синяя сопка», г. Артем, Приморский край, <…>, массив «Синяя сопка», г. Артем, Приморский край, <…>, массив «Синяя сопка», г. Артем, Приморский край, <…>, массив «Синяя сопка», г. Артем, Приморский край (по одному участку у каждого заявителя соответственно), являются нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления ОАО «Оборонэнерго» своим доминирующим положением на рынке оказываемых услуг по передаче электрической энергии в границах пролегания собственных сетей, результатом которого является ущемление интересов вышеуказанных граждан.     

В соответствии с положениями части 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В связи  с изложенным, 02.03.2015 Приморское УФАС России вынесло определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 3А/06-2015 и проведении административного расследования (исх. № 1330/06-2 от 02.03.2015; далее – определение о возбуждении дела № 3А/06-2015) в отношении юридического лица – ОАО «Оборонэнерго», в котором запросило у Сетевой организации письменное пояснение по существу вменяемого правонарушения.

Также в указанном определении Управление сообщило о необходимости явки законного представителя Общества для составления и подписание протокола № 3А/06-2015 по делу об административном правонарушении в указанные в определении о возбуждении дела № 3А/06-2015 дату и время.

На момент составления протокола в адрес Управления поступили письменные пояснения от Сетевой организации, в которых последняя указала, что в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое    некоммерческое товарищество - это юридическое лицо - коллективное образование собственников земельных участков, расположенных непосредственно вместе на одном массиве земли, имеющие общие границы и имущество общего пользования, предназначенное для обеспечения в пределах территории данного некоммерческого объединения потребностей членов, а также граждан ведущих садоводческое, огородническое или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории такого некоммерческого объединения, в том числе электроснабжения.

Садоводческое некоммерческое товарищество самостоятельно производит постройку линий электропередач внутри с/т для присоединения к электросетям дачных домов и технологическое присоединение энергопринимающих устройств должно осуществляться в рамках договора между садоводческим товариществом и сетевой организацией.

В связи с этим гражданам, указанным в определении Приморского УФАС России от 02 марта 2015 г. № 1330/06-2, необходимо обратиться к председателю садоводческого товарищества, на территории которого располагаются принадлежащие им земельные участки, для решения вопроса о технологическом присоединении энергопринимающих устройств принадлежащих им дачных домов.

Также общество отметило, что в настоящий момент филиалом «Приморский» ОАО «Оборонэнерго» ведется необходимая работа по решению комплексной проблемы энергоснабжения всего массива «Синяя Сопка». Так 20 мая 2014 г. при департаменте энергетики, нефтегазового комплекса и угольной промышленности Приморского края состоялось рабочее совещание по вопросу технологического присоединения энергопринимающих устройств земельных участков в районе массива «Синяя сопка» к электрическим сетям.

По результатам совещания было принято решение о необходимости подачи садоводческими товариществами коллективной заявки в филиал «Приморский» ОАО «Оборонэнерго». После определения перечня мероприятий по технологическому присоединению, необходимых для осуществления технологического присоединения массива «Синяя Сопка» и после предоставления единой заявки от имени садоводческих товариществ филиал «Приморский» ОАО «Оборонэнерго» рассмотрит вопрос строительства сетей до точек поставки электрической энергии.

Согласно почтовой карточке-уведомлению № 69000784002842, определение о возбуждении дела № 3А/06-2015 было получено Обществом 10.03.2015 (вручено представителю ОАО «Оборонэнерго» под роспись).

Таким образом, Сетевая организация была надлежащим образом уведомлена о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по делу  № 3А/06-2015.       

Вместе с тем, законный представитель ОАО «Оборонэнерго», а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом Общества, для составления и подписания настоящего протокола не явился. Защитники или иные представители ОАО «Оборонэнерго» для представления интересов последнего при составлении и подписании протокола об административном правонарушении по делу № 3А/06-2015 также не прибыли.

В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения дела законного представителя или защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. В связи с чем настоящий протокол составлен в отсутствие законного представителя ОАО «Оборонэнерго», а также в отсутствие защитников последнего.

Протоколом № 3А/06-2015 об административном правонарушении от 01.04.2015 (исх. № 2123/06-2) рассмотрение дела было назначено на 15 апреля 2015 года в 14 часов 15 минут.

При рассмотрении дела присутствовал представитель ОАО «Оборонэнерго» - <…> на основании доверенности от 25.03.2015 № 3.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Смягчающих обстоятельств в ходе рассмотрения дела не установлено. Отягчающим обстоятельством является продолжение противоправного поведения Обществом.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 3.5, частями 1, 3 ст. 4.1, ст.ст. 4.5, 14.31, 23.48, 29.7, 29.9, 29.10 и 29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо ОАО «Оборонэнерго» (ул. Знаменка, д. 19, г. Москва, 119160; ИНН 7704726225) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, выразившегося в совершении хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Код  бюджетной классификации

Расчетный счет

161 1 16 02010 01 6000 140

40101810900000010002

Уникальный идентификатор начисления (УИН)

Ъ30cf63AS04170146261

\ИНН

КПП

БИК

Получатель

Банк

ОКТМО

2540017193

254001001

040507001

 

УФК по Приморскому краю (Приморское УФАС России, л/с 04201425430)     

Дальневосточное ГУ Банка России

05701000

В платежном документе в поле «Назначение платежа» перед текстовым указанием назначения платежа обязательно указывать «Код бюджетной классификации» и код «ОКТМО».

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Руководитель

                             <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны