Письмо №5281/24 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 025/04/14.3.1-708/2024 ОБ А... от 17 июля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Индивидуальный предприниматель Иванова А.В. ул. Абрама Боровика, д. 12, г. Уссурийск, 692501 |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 025/04/14.3.1-708/2024
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
17 июля 2024 года г. Владивосток
Я, ведущий специалист - эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю <...>, рассмотрев материалы заявления и материалы дела № 025/05/7-190/2024 по признакам нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с частью 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
18.04.2024 по результатам рассмотрения дела № 025/05/7-190/2024, Комиссия Приморского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) признала ненадлежащей рекламу, нарушающей требования пункта 8 статьи 7, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
При рассмотрении дела № 025/05/7-190/2024 Комиссией установлены следующие обстоятельства.
В Приморское УФАС России из Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края поступило заявление (вх. № 11195-ЭП/23 от 20.11.2023), в котором сообщалось о распространении на территории г. Уссурийска рекламы табачной продукции с признаками нарушения требований ФЗ «О рекламе».
При рассмотрении заявления установлено, что по ул. Агеева, д. 56 в г. Уссурийске располагается магазин табачной продукции «Алибаба».
На фасаде и стенах нестационарного торгового объекта (далее – НТО) размещена следующая информация: «Супермаркет кальянов и электронного дыма», «Алибаба подымаем настроение с 2010 г», «Космический выбор дымной продукции».
Кроме того, возле входа в помещение размещена рекламная информация следующего содержания: «Лидеры дымного направления».
Размещенная информация не содержит объективного подтверждения.
Установлено, что деятельность в магазине табачной продукции «Алибаба» осуществляет индивидуальный предприниматель Иванова А.В.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе», товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Размещенная рекламная информация направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к продавцу табачной продукции в НТО «Алибаба», и способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению товара на рынке.
Рассматриваемая реклама направлена на неограниченный круг лиц, в том числе и тех, кто не является потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку размещение рекламы, посредством наружной рекламы, обеспечивает ее свободное восприятие для всех.
В соответствии с подпунктами, а, б, в, пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещается реклама и стимулирование продажи табака.
В соответствии с частью 5 статьи 16 вышеназванного закона, запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей осуществляется в соответствии с законодательством ФЗ «О рекламе».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Таким образом, при использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара над иными товарами («лучший», «№ 1» и пр.), должны быть указаны те конкретные критерии, по которым осуществляется сравнение, то есть в рекламе обязательно должно содержаться обоснование данного утверждения. Отсутствие в рекламе такого обоснования рассматривается как приведение сравнения с приведенной в рекламе характеристикой товара по любому критерию.
В соответствии с пунктом 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.
Поскольку рассматриваемая рекламная информация не содержит указания на конкретные марки продукции, то в данном случае имеет место не реклама продукции, а реклама НТО «Алибаба», как продавца табачной продукции.
16.04.2024 в Приморское УФАС России поступили письменные пояснения с приложением (вх. № 3665-ЭП/24) от ИП Иванова А.В., из которых следует, что 24 ноября 2023 года индивидуальный предприниматель Иванова А.В. обратилась в адрес Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на фасаде НТО, приложив к заявлению пакет документов, включая эскиз рекламной конструкции. На момент обращения за разрешением все информационные объекты с фасада НТО были удалены.
После демонтажа конструкциии обращения за разрешением на установку и эксплуатацию рекламной конструкции предпринимателем было получено предписание от 20 ноября 2023 года, содержащее требование о демонтаже спорной конструкции в срок до 20 декабря 2023 года.
В соответствии с частью 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель и рекламодатель.
В рассматриваемом случае рекламодателем и рекламораспространителем является – индивидуальный предприниматель Иванова А.В., в интересах которой распространялась информация.
В соответствии с частью 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 14.3.1 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.
Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.
Руководствуясь статьей 28.1, пунктом 62 статьи 28.3 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить в отношении должностного лица - индивидуального предпринимателя Ивановой А.В. дело № 025/04/14.3.1-708/2024 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.3.1 КоАП, выразившемся в распространении ненадлежащей рекламы.
2. ИП Иванова А.В. либо иному уполномоченному лицу с надлежаще оформленной доверенностью на участие в производстве по делу № 025/04/14.3.1-708/2024 (при себе иметь паспорт) явиться в 13 часов 30 минут 12.08.2024 по адресу: г. Владивосток, ул. 1-я Морская, д. 4, каб. 442, тел. (423)2-412-061 для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения дела физического лица, или законного представителя физического лица, законного представителя или защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
Разъясняю, что в соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник допускается к участию в производстве по делу об административному правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
В случае невозможности обеспечения явки возможно заявление ходатайства о составлении и подписании протокола, а так же рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции |
<...> |