Решение №5090/24 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 025/05/28-537/2024 от 10 июля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFФедеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ(ред. от 23.04.2024)"О рекламе"
Общество с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «АСТФ» ул. Большевистская, д. 43, оф. блок 1, г. Новосибирск, 630102 |
РЕШЕНИЕ
ПО ДЕЛУ № 025/05/28-537/2024
25 июня 2024 года г. Владивосток
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <...>. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Члены Комиссии: <...> – начальник отдела контроля антимонопольного законодательства, <...> – специалист - эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев 25.06.2024 материалы дела № 025/05/28-537/2024, возбужденного по факту распространения информации с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
21.05.2024 в Приморское УФАС России из ФАС России (исх. от 20.05.2024 № КТ/42788/24) поступили материалы (вх. № 4766-ЭП/24), представленные Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк) для рассмотрения по существу.
В материалах сообщалось о распространении Обществом с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «АСТФ» (далее – ООО МКК «АСТФ») рекламы финансовых услуг с признаками нарушения требований ФЗ «О рекламе».
Как стало известно Банку, на территории г. Владивостока по адресу: ул. Адмирала Юмашева, д. 22В размещена реклама услуг по предоставлению потребительских займов населению с признаками нарушения части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе». Представленные фото датированы 31.10.2023.
Так, по указанному адресу расположено здание, в оконном проеме которого установлен рекламный баннер с рекламой ООО МКК «АСТФ», содержащей информацию об условиях предоставления потребительских займов следующего содержания:
В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353 - ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - 353-ФЗ) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов представляет собой деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
Согласно статье 4 Федерального закона № 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Соответственно, действующим законодательством определен перечень субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов. В частности, к ним относятся кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и ломбарды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.
Частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).
При этом норма части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» содержит указание на необходимость расчета диапазона ПСК именно потребительского кредита (займа), соответственно требование об указании в рекламе диапазонов значений ПСК при указании процентной ставки применимо только к рекламе потребительских кредитов и займов, в том числе тех, обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой.
Соответственно, реклама потребительских кредитов и займов при указании процентной ставки должна содержать все условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также информацию о диапазоне значений ПСК.
Указанная информация о диапазонах значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка.
При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо.
Таким образом, информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.
Приморское УФАС России определением (исх. от 03.06.2024 № 4072/24) возбудило дело № 025/05/28-537/2024 по признакам нарушения требований части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
25.06.2024 в Приморское УФАС России поступили письменные пояснения (вх. № 6063-ЭП/24) от ООО МКК «АСТФ», согласно которым дизайн рекламы был разработан в мае 2023 года и размещался на рекламных конструкциях с июня 2023 года.
Изменения в закон о рекламе вступили в силу с 20.10.2023, при этом макет рекламы ООО МКК «АСТФ» произвело лишь с 01.01.2024. Заблаговременно разработать новый макет рекламы до 20.10.2023 отдел дизайна и рекламы ООО МКК «АСТФ» не успел.
ООО МКК «АСТФ» так же сообщило, что по аналогичному обращению Приморским УФАС России уже вынесено постановление по делу № 025/04/14.3-369/2024 от 10.06.2024.
Комиссия отмечает, что дело, на которое ссылается общество, содержит информацию о распространении ООО МКК «АСТФ» рекламы финансовых услуг с признаками нарушения требований ФЗ «О рекламе» на территории г. Владивостока по ул. Светланская, д. 85, ул. Светланская, д. 90, пр-т Красного Знамени, д. 65.
25.06.2024 на заседание Комиссии представители ООО МКК «АСТФ» не явились.
Изучив документы, имеющиеся в материалах дела, Комиссия пришла к выводу, что рассматриваемая информация является рекламой и распространялась с нарушением требований части 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В связи с тем, что информация об устранении нарушения на территории г. Владивостока по адресу: ул. Адмирала Юмашева, д. 22В в Приморское УФАС России не поступала, Комиссия считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с частями 6, 7, 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.
В рассматриваемом случае рекламодателем является ООО МКК «АСТФ».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе», а также руководствуясь Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу ненадлежащей, распространяемую на территории г.Владивостока по адресу: ул. Адмирала Юмашева, д. 22В, поскольку в ней нарушены требования части 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения требований части 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 09.07.2024.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии: <...>