Решение №5090/24 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 025/05/28-537/2024 от 10 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ(ред. от 23.04.2024)"О рекламе"

Общество с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «АСТФ»

ул. Большевистская, д. 43, оф. блок 1,

г. Новосибирск, 630102 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 025/05/28-537/2024

 

25 июня 2024 года г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <...>. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

Члены Комиссии: <...> – начальник отдела контроля антимонопольного законодательства, <...> – специалист - эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев 25.06.2024 материалы дела № 025/05/28-537/2024, возбужденного по факту распространения информации с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

21.05.2024 в Приморское УФАС России из ФАС России (исх. от 20.05.2024 № КТ/42788/24) поступили материалы (вх. № 4766-ЭП/24), представленные Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк) для рассмотрения по существу.

В материалах сообщалось о распространении Обществом с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «АСТФ» (далее – ООО МКК «АСТФ») рекламы финансовых услуг с признаками нарушения требований ФЗ «О рекламе».

Как стало известно Банку, на территории г. Владивостока по адресу: ул. Адмирала Юмашева, д. 22В размещена реклама услуг по предоставлению потребительских займов населению с признаками нарушения части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе». Представленные фото датированы 31.10.2023.

Так, по указанному адресу расположено здание, в оконном проеме которого установлен рекламный баннер с рекламой ООО МКК «АСТФ», содержащей информацию об условиях предоставления потребительских займов следующего содержания:

В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353 - ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - 353-ФЗ) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов представляет собой деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно статье 4 Федерального закона № 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Соответственно, действующим законодательством определен перечень субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов. В частности, к ним относятся кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и ломбарды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

При этом норма части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» содержит указание на необходимость расчета диапазона ПСК именно потребительского кредита (займа), соответственно требование об указании в рекламе диапазонов значений ПСК при указании процентной ставки применимо только к рекламе потребительских кредитов и займов, в том числе тех, обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой.

Соответственно, реклама потребительских кредитов и займов при указании процентной ставки должна содержать все условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также информацию о диапазоне значений ПСК.

Указанная информация о диапазонах значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка.

При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо.

Таким образом, информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.

Приморское УФАС России определением (исх. от 03.06.2024 № 4072/24) возбудило дело № 025/05/28-537/2024 по признакам нарушения требований части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

25.06.2024 в Приморское УФАС России поступили письменные пояснения (вх. № 6063-ЭП/24) от ООО МКК «АСТФ», согласно которым дизайн рекламы был разработан в мае 2023 года и размещался на рекламных конструкциях с июня 2023 года.

Изменения в закон о рекламе вступили в силу с 20.10.2023, при этом макет рекламы ООО МКК «АСТФ» произвело лишь с 01.01.2024. Заблаговременно разработать новый макет рекламы до 20.10.2023 отдел дизайна и рекламы ООО МКК «АСТФ» не успел.

ООО МКК «АСТФ» так же сообщило, что по аналогичному обращению Приморским УФАС России уже вынесено постановление по делу № 025/04/14.3-369/2024 от 10.06.2024.

Комиссия отмечает, что дело, на которое ссылается общество, содержит информацию о распространении ООО МКК «АСТФ» рекламы финансовых услуг с признаками нарушения требований ФЗ «О рекламе» на территории г. Владивостока по ул. Светланская, д. 85, ул. Светланская, д. 90, пр-т Красного Знамени, д. 65.

25.06.2024 на заседание Комиссии представители ООО МКК «АСТФ» не явились.

Изучив документы, имеющиеся в материалах дела, Комиссия пришла к выводу, что рассматриваемая информация является рекламой и распространялась с нарушением требований части 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В связи с тем, что информация об устранении нарушения на территории г. Владивостока по адресу: ул. Адмирала Юмашева, д. 22В в Приморское УФАС России не поступала, Комиссия считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с частями 6, 7, 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

В рассматриваемом случае рекламодателем является ООО МКК «АСТФ».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе», а также руководствуясь Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу ненадлежащей, распространяемую на территории г.Владивостока по адресу: ул. Адмирала Юмашева, д. 22В, поскольку в ней нарушены требования части 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения требований части 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 09.07.2024.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии: <...>

Связанные организации

ООО МКК "АСТФ"
ИНН 5401994430, ОГРН 1195476056490