Решение б/н Решение по делу № 4/07-2016 от 26 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

26 мая 2016 года                                                                                      г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы   по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:  – руководитель;

Члены Комиссии: – ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы,  - специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства  и рекламы,

рассмотрев 26.05.2016 дело № 4/07-2016, возбужденное в отношении кредитного потребительского кооператива «КИФ» (ОГРН 1142508002647, ИНН/КПП 2508120125/250801001, ул. Тургенева, д.46, оф. 503, г. Хабаровск, 680000) (далее – КПК «КИФ») по факту распространения рекламы с признаками нарушения требований пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии:

от КПК «КИФ» представитель не явился.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Приморское УФАС России поступило обращение из Дальневосточного главного управления Банка России (вх. № 9956 от 28.12.2015), в котором указано, что КПК «КИФ» распространяет рекламные листовки содержащие информацию о вкладах. Однако, КПК «КИФ» не является кредитной организацией и не имеет соответствующей лицензии. Следовательно, КПК «КИФ» не вправе осуществлять такой вид банковских операций, как привлечение во вклады денежных средств физических лиц.

При рассмотрении заявления Приморским УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме  и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц   и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица  и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания  к которым направлена реклама.

Как следует из части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 1 Федерального закона    от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный потребительский кооператив (далее - кредитный кооператив) - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

Привлечение денежных средств физических лиц во вклады относится к банковским операциям (пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

Согласно статье 36 ФЗ «О банках и банковской деятельности» вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.

В силу части 1 статьи 835 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ , статьи 1 и 36 ФЗ «О банках и банковской деятельности» исключительное право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законом порядке.

Таким образом, организация, не являющейся кредитной и не имеющая соответствующей лицензии, не вправе осуществлять такой вид банковских операций, как привлечение во вклады денежных средств физических лиц.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Следовательно, вышеуказанный рекламный материал КПК «КИФ» содержащий информацию о вкладах, размещался с признаками нарушения пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

Ответственность за нарушение пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» в соответствии с частью 6 и частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, в рассматриваемом случае КПК «КИФ» в интересах которого распространялась реклама и рекламораспространиетель.

26.05.2016 представитель КПК «КИФ» на рассмотрение дела не явился. Комиссией установлено, что корреспонденция направляемая в адрес КПК «КИФ» возвращается в адрес Приморского УФАС России в связи с истечением срока хранения.

Согласно абзацу 2 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.).

Исследовав имеющиеся в деле документы, Комиссия установила, что вышеуказанные определения были направлены в адрес КПК «КИФ», указанный в ЕГРЮЛ.

Данное обстоятельство свидетельствует об уклонении адресата от получения почтовых отправлений антимонопольного органа и расценивается как надлежащее уведомление лица о дате, времени и месте рассмотрения дела № 4/07-2016.

Поскольку Приморским УФАС России были предприняты необходимые меры для соблюдения законных прав КПК «КИФ» и его надлежащего уведомления, дело № 4/07-2016 было рассмотрено в его отсутствии.

На основании вышеизложенного, с учетом имеющихся в деле документов, Комиссия пришла к заключению, что рекламные листовки содержащие информацию о вкладах КПК «КИФ» распространялись с нарушением пункта 7 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36  ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктом 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Приказ ФАС России от 23.11.2012 № 711/12), а также руководствуясь пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу содержащие информацию о вкладах КПК «КИФ», поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать КПК «КИФ» предписание о прекращении нарушения требований пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 01.06.2016. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                  

 

Члены Комиссии                                                                            

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны