Решение б/н Решение по делу № 4/07-2016 от 26 января 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF26 мая 2016 года г. Владивосток
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: – руководитель;
Члены Комиссии: – ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы, - специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы,
рассмотрев 26.05.2016 дело № 4/07-2016, возбужденное в отношении кредитного потребительского кооператива «КИФ» (ОГРН 1142508002647, ИНН/КПП 2508120125/250801001, ул. Тургенева, д.46, оф. 503, г. Хабаровск, 680000) (далее – КПК «КИФ») по факту распространения рекламы с признаками нарушения требований пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии:
от КПК «КИФ» представитель не явился.
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступило обращение из Дальневосточного главного управления Банка России (вх. № 9956 от 28.12.2015), в котором указано, что КПК «КИФ» распространяет рекламные листовки содержащие информацию о вкладах. Однако, КПК «КИФ» не является кредитной организацией и не имеет соответствующей лицензии. Следовательно, КПК «КИФ» не вправе осуществлять такой вид банковских операций, как привлечение во вклады денежных средств физических лиц.
При рассмотрении заявления Приморским УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Как следует из части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный потребительский кооператив (далее - кредитный кооператив) - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).
Привлечение денежных средств физических лиц во вклады относится к банковским операциям (пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – ФЗ «О банках и банковской деятельности»).
Согласно статье 36 ФЗ «О банках и банковской деятельности» вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.
В силу части 1 статьи 835 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ , статьи 1 и 36 ФЗ «О банках и банковской деятельности» исключительное право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законом порядке.
Таким образом, организация, не являющейся кредитной и не имеющая соответствующей лицензии, не вправе осуществлять такой вид банковских операций, как привлечение во вклады денежных средств физических лиц.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Следовательно, вышеуказанный рекламный материал КПК «КИФ» содержащий информацию о вкладах, размещался с признаками нарушения пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
Ответственность за нарушение пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» в соответствии с частью 6 и частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, в рассматриваемом случае КПК «КИФ» в интересах которого распространялась реклама и рекламораспространиетель.
26.05.2016 представитель КПК «КИФ» на рассмотрение дела не явился. Комиссией установлено, что корреспонденция направляемая в адрес КПК «КИФ» возвращается в адрес Приморского УФАС России в связи с истечением срока хранения.
Согласно абзацу 2 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.).
Исследовав имеющиеся в деле документы, Комиссия установила, что вышеуказанные определения были направлены в адрес КПК «КИФ», указанный в ЕГРЮЛ.
Данное обстоятельство свидетельствует об уклонении адресата от получения почтовых отправлений антимонопольного органа и расценивается как надлежащее уведомление лица о дате, времени и месте рассмотрения дела № 4/07-2016.
Поскольку Приморским УФАС России были предприняты необходимые меры для соблюдения законных прав КПК «КИФ» и его надлежащего уведомления, дело № 4/07-2016 было рассмотрено в его отсутствии.
На основании вышеизложенного, с учетом имеющихся в деле документов, Комиссия пришла к заключению, что рекламные листовки содержащие информацию о вкладах КПК «КИФ» распространялись с нарушением пункта 7 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктом 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Приказ ФАС России от 23.11.2012 № 711/12), а также руководствуясь пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу содержащие информацию о вкладах КПК «КИФ», поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать КПК «КИФ» предписание о прекращении нарушения требований пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 01.06.2016. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии