Постановление №7989/22 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 025/04/14.3-858/2022 о назначении ад... от 10 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

АО «Альфа-Банк» ул. Каланчевская, д. 27, г. 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу № 025/04/14.3-858/2022 о назначении административного наказания


 

7 ноября 2022 года г. Владивосток

11 часов 45 минут

 

Я, заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России)<...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 025/04/14.3-858/2022 в отношении юридического лица – акционерного общества «Альфа-банк» (ОГРН 1027700067328, дата присвоения ОГРН 26.07.2002, ИНН 7728168971, КПП 770801001) (далее - АО «Альфа-банк»), в связи с нарушением требований, установленных частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), выразившегося в распространении ненадлежащей рекламной информации, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии с частью 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

26.04.2022 по результатам рассмотрения дела № 025/05/18-56/2022, Комиссия Приморского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных
по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) признала ненадлежащей рекламу, нарушающей требования части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

При рассмотрении дела № 025/05/18-567/2022 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

По заявлению <...> (вх. № 8644 от 30.11.2021) Приморское УФАС России определением (исх. от 27.01.2022 № 599/07-3) возбудило дело № 025/05/18-56/2022 в отношении ООО «Мобиконт» (далее так же Общество) и АО «Альфа-Банк» (далее так же Банк) по признакам нарушения требований части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы финансовых услуг.

Рекламное sms-сообщение поступило 25.11.2021 в 10:00 с телефонного номера с буквенным обозначением «Alfa-Bank» следующего содержания: «Кэшбек 1% на бизнес - расходы, эквайринг за 1.39% или бесплатный РКО в Альфе на полгода. Такого больше нет нигде http://alfa.link/x1b0F3».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме
и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц
и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» товар - продукт деятельности
(в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом, реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет,
что такое согласие было получено.

Из информации, представленной ПАО «МТС» (вх. № 3 ДСП
от 11.01.2022) следует, что телефонный номер с буквенным обозначением
«Alfa-Bank», с которого поступило sms-сообщение, было отправлено заказчиком рассылки ООО «Мобиконт». Оператор связи представил копию договора № mts/mh1 от 12.12.2017, заключенного с ООО «Мобиконт», и приложение №1 к договору № mts/mh1 от 12.12.2017, в котором содержится номер заказчика рассылки «Alfa-Bank».

Переходя по ссылке в информационно-телекамуникационной сети «Интернет» http://alfa.link/x1b0F3, указанной в sms-сообщении, открывается сайт АО «Альфа-Банк» «Счёт для бизнеса на персональных условиях».

Таким образом, Приморское УФАС России установило, что sms-сообщение распространяется в интересах АО «Альфа-Банк».

22.02.2022 от ООО «Мобиконт» и АО «Альфа-Банк» поступили письменные пояснения по делу (вх. № 1167, 1158).

Из представленных пояснений ООО «Мобиконт» следует,
что рассматриваемая реклама была направлена Обществом на основании договора № mfm43/12-17 от 12.12.2017 заключенного с ООО «ОСК». ООО «Мобиконт»
не формирует текст и адресатов, а получает информацию для рассылки
от ООО «ОСК».

Из представленных пояснений АО «Альфа-Банк» следует, что у банка имеется надлежащее согласие <...> на получение рекламных сообщений. Согласие получено при заключении договора о комплексном банковом обслуживании (пункт 3.16.9). В материалы дела представлена анкета клиента.

03.03.2022 АО «Альфа-Банк» представил в материалы дела копию договора от 20.05.2008 № sms-32-05/08 заключенного с ООО «ОСК» предметом, которого является направление рекламы посредством sms-сообщений.

29.03.2022 Комиссия изучив представленные документы и пояснения установила, что в материалах дела отсутствует договор о комплексном банковом обслуживании заключенный АО «Альфа-Банк» с <...>.

АО «Альфа-Банк» сообщил, что вопрос согласия на получение рекламных sms-сообщений содержится в пункте 3.16.9 договора о комплексном банковом обслуживании, на основе этого, Комиссия приняла решение об отложении в связи с необходимостью ознакомления с указанным договором.

05.04.2022 от Заявителя поступили сведения, что договор с Банком был закрыт в 2020 году.

12.04.2022 Банк представил дополнительные сведения, а именно редакцию о комплексном обслуживании от 2015 года и редакцию от 2015 года.

Комиссия отмечает, что в договоре от 2015 года действительно содержатся пункты о согласии на получение рекламной информации о продуктах банка. Однако, с учетом, что договор расторгнут, по сведения Заявителя, в 2020 году, то Комиссия считает, что у Банка отсутствовало надлежащее согласие от <...>.

Комиссия считает, что реклама, распространялась без предварительного согласия абонента, тем самым с нарушением требований части 1 статьи 18 ФЗ
«О рекламе», где ООО «Мобиконт» является рекламораспространителем, а АО «Альфа-Банк» рекламопроизводителем.

В соответствии с частями 6, 7, 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с частью 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в действиях АО «Альфа-Банк», как рекламопроизводителя, следствием которых явилось распространение рекламы с нарушением требований части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе», усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Датой совершения административного правонарушения следует считать 25.11.2021 (дата поступления рекламы).

Местом совершения правонарушения следует считать г. Владивосток.

В связи с вышеизложенным, 15.09.2022 Приморским УФАС России было направлено уведомление о составлении протокола (исх. № 6684/07) и направлено АО «Альфа-Банк» (почтовый идентификатор № 80093476705452).

21.10.2022 на составление протокола об административном правонарушении представитель АО «Альфа-банк» не явился, документов не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (в том числе его защитник/представитель) вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а также пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, в случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол составлен в отсутствии представителя АО «Альфа-банк».

Определением от 24.10.2022 (исх. № 7616/22) дело назначено к рассмотрению (почтовый идентификатор № 80095477761758).

07.11.2022 на рассмотрение дела представитель АО «Альфа-банк» не явился.

Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, прихожу
к заключению, что распространенная информация
АО «Альфа-банк» является рекламой и распространялась/размещалась с нарушением требований, установленных частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Установлено, что ранее АО «Альфа-банк» не привлекалось Приморским УФАС России к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в течение года.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении административного наказания лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.

Правонарушение не нанесло вредных последствий, не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, а также не причинило имущественного ущерба. Учитывая изложенное, считаю возможным административное наказание в виде административного штрафа заменить на предупреждение.

Рассмотрев материалы дела, учитывая характер правонарушения, а также отсутствие отягчающих обстоятельств, установленных статьей 4.3 КоАП РФ, руководствуясь статьями 4.1.1, 14.3, 23.48, КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать юридическое лицо - АО «Альфа-банк» (ОГРН 1027700067328, дата присвоения ОГРН 26.07.2002, ИНН 7728168971, КПП 770801001) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, выразившегося в распространении рекламы с нарушением требований, установленных частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Применить к АО «Альфа-банк» меру ответственности в виде предупреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток
со дня вручения или получения копии постановления.

 


 

 

 

2022-927

 

 

Связанные организации

АО «Альфа-Банк»
ИНН 7728168971, ОГРН 1027700067328