Постановление б/н О назначении административного наказания по делу № 44А/06-2... от 26 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России; Управление), рассмотрев 04.08.2016 материалы дела № 44А/06-2016 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и иные материалы дела в отношении юридического лица – открытого акционерного общества «Оборонэнерго» (адрес места регистрации: ул. Знаменка, 19, г. Москва, 119160, почтовый адрес: ул. Русаковская,13, стр. 19, 21-25, г. Москва, 107140;   ИНН 7704726225; далее – ОАО «Оборонэнерго», Общество, Сетевая организация),  

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России; Управление) поступила (вх. № 921 от 09.02.2016) жалоба гражданки С. (далее – Заявитель) на действия ОАО «Оборонэнерго», нарушающие, по мнению Заявителя, его интересы путём несоблюдения установленных законодательством сроков осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: Приморский край, г. Артем, массив «Синяя Сопка», с/т «Институт», участок № <.....> (далее – Объект) к электрическим сетям ОАО «Оборонэнерго».

Согласно имеющимся в распоряжении Приморского УФАС России материалам было установлено следующее.

С целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств Объекта максимальной мощностью до 15 кВт Заявитель обратился с заявкой в ОАО «Оборонэнерго».

22.10.2015 между Заявителем и ОАО «Оборонэнерго» был заключён договор об осуществлении технологического присоединения № 280-15-ТП от 22.10.2015 (далее – Договор), а также выданы технические условия для технологического присоединения № 276 от 20.10.2015 (далее – ТУ).

Указанные ТУ Заявителем выполнены, что подтверждается Актом осмотра (обследования) электроустановки № 66 от 02.11.2015.

Согласно пункту 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения Договора.

Также, в соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства Российской  Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 4 месяца для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно

в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включённых (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Таким образом, согласно подпункту «б» пункта 16 Правил и пункту 5 Договора мероприятия по технологическому присоединению Объекта Заявителя должны были быть выполнены Сетевой организацией в срок до 23.02.2016.

Согласно абзацу 3 пункта 6 Договора, сетевая организация обязалась не позднее 3-х рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования) присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя, с соблюдением срока, установленного пунктом 5 Договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям, фактическую подачу напряжения и мощности, составить при участии Заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их Заявителю.

Однако, по состоянию на 30.06.2016 со стороны Сетевой организации мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Объекта не были выполнены и технологическое присоединение энергопринимающих устройств Объекта к электрическим сетям  ОАО «Оборонэнерго» не осуществлено.

Согласно пункту 3 Правил, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Заявитель относится к лицам, указанным в пункте 14 Правил, то есть является физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Кроме того, следует учитывать, что сроки технологического присоединения утверждены Правилами и нарушение данных сроков приводит к ущемлению интересов лиц, обратившихся в сетевую организацию за технологическим присоединением.

Приказом Федеральной службы  по тарифам от 21.02.2012 № 104-э OAО «Оборонэнерго» включено в раздел I (услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии) Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе. При этом оказываемые сетевыми организациями услуги по технологическому присоединению не образуют отдельного вида экономической деятельности, а являются нераздельной частью рынка передачи электрической  энергии, поскольку передача электрической энергии неразрывно связана с осуществлением сетевыми организациями технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии (в том числе) установленного порядка подключения (технологического присоединения) к (в том числе) электрическим сетям влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В связи с вышеизложенным, 30.06.2016 Приморское УФАС России вынесло определение о возбуждении в отношении ОАО «Оборонэнерго» дела об административном правонарушении № 44А/06-2016 и проведении административного расследования (исх. № 5357/06-2 от 30.06.2016), в котором запросило у Сетевой организации письменное объяснение по существу правонарушения, а также ряд документов и сведений.

18.07.2016 в Управление от Сетевой организации поступило (письмо исх. № ПРМ/062/2941 от 18.07.2016) запрошенное пояснение с приложением копий документов, в том числе по финансовой отчётности, а также по решению вопроса технологического присоединения энергопринимающих устройств земельных участков в районе массива «Синяя сопка» к электрическим сетям.        

В указанном пояснении Общество сообщило следующее.

В соответствии с пунктом 4.2 Устава ОАО «Оборонэнерго» приоритетными направлениями деятельности Общества являются эксплуатация, обслуживание, ремонт и модернизация энергетических объектов в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков. Учредителем Общества является Российская Федерация, от имени которой права акционера в установленном порядке осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.        

Таким образом, выполнение Обществом функций сетевой организации в интересах третьих лиц не может осуществляться в ущерб обеспечения обороноспособности Российской Федерации и приоритетным видам деятельности Общества.

В настоящий момент существует проблема подключения земельных участков к электроснабжению в массиве «Синяя сопка», связанная с тем, что в указанном  массиве выделено гражданам порядка 1500 земельных участков без создания со стороны соответствующих органов местного самоуправления соответствующей инфраструктуры, а техническая возможность самостоятельного решения такой проблемы у ОАО «Оборонэнерго» отсутствует.

Осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств Объекта возможно только при комплексном решении программы организации электроснабжения массива «Синяя сопка» (на территории которого расположен принадлежащий Заявителю Объект) по причине отсутствия дополнительной мощности на существующих в настоящее время электрических сетях ОАО «Оборонэнерго».

Филиал «Приморский» ОАО «Оборонэнерго» инициировал включение в инвестиционную программу ОАО «Оборонэнерго» на 2017-2020 гг. соответствующих мероприятий по обеспечению энергоснабжения части массива «Синяя сопка». Указанная инвестиционная программа находится на утверждении в Департаменте энергетики Приморского края.

Согласно пункту 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. Договор об осуществлении технологического присоединения является публичным и на него в полной мере распространяются нормы статьи 426 ГК РФ.

По мнению Общества, в рассматриваемом случае усматривается противоречие между нормами статьи 426 ГК РФ и абзаца 2 пункта 3 Правил, а именно в том, что Правила налагают на сетевую организацию обязанность по осуществлению технологического присоединения в любом случае, в свою очередь статья 426 ГК РФ предусматривает обязательное заключение договора лишь при наличии такой возможности (в том числе и технической).

Поскольку нормы ГК РФ имею приоритет перед нормами постановления Правительства Российской Федерации, утвердившего Правила, то абзац 2 пункта 3 Правил, по мнению Общества, в рассматриваемом случае применяться не может.

В связи с этим Общество сообщило, что в данном случае права и законные интересы гр-ки С. не нарушены, в действиях ОАО «Оборонэнерго» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

18.07.2016 в отношении юридического лица – ОАО «Оборонэнерго» был составлен протокол № 44А/06-2016 об административном правонарушении (исх. № 5855/06-2 от 18.07.2016; далее – Протокол № 44А/06-2016) в присутствии защитника Общества.  

В ходе составления указанного протокола присутствующий защитник сообщил о несогласии с протоколом об административном правонарушении, а также о том, что Общество поддерживает свои доводы, указанные в ранее представленном в материалы дела об административном правонарушении № 44А/06-2016 пояснении от 18.07.2016. 

В Протоколе № 44А/06-2016 Управление указало о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении № 44А/06-2016.

Законный представитель Общества на рассмотрение дела не прибыл. Интересы ОАО «Оборонэнерго» при рассмотрении настоящего дела также представлял защитник Общества – юрисконсульт юридического отдела.

Присутствующий защитник также сообщил о несогласии Общества с вменяемым ему административным правонарушением на основании ранее представленных доводов.      

По мнению должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении № 44А/06-2016, не являются обоснованными выводы Общества о противоречии пункта 3 статьи 426 ГК РФ и абзаца 2 пункта 3 Правил технологического присоединения.

В частности, в части 3 статьи 426 ГК РФ речь идёт об общем правиле недопущения отказа при заключении публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги (выполнить для него соответствующие работы).

Указанное положение также прописано в абзаце первом пункта 3 Правил технологического присоединения: «Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих правил и наличии технической возможности технологического присоединения».

Однако, как следует из абзаца 2 пункта 3 Правил: «Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению».

Таким образом, законодателем специально были установлены соответствующие изъятия из общего правила обязанности заключения сетевыми организациями договоров на технологическое присоединение и обязанности  выполнения услуг по ним (только при наличии технической возможности) для лиц, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил.

Соответственно, Сетевая организация обязана выполнить мероприятия по технологическому присоединению в отношении энергопринимающих устройств принадлежащего Степанищевой Л.Н. Объекта и осуществить технологическое присоединение таких устройств.       

Правомерность выводов антимонопольного органа также подтверждается (в том числе) выводами, указанными во вступивших в законную силу решении Ленинского районного суда г. Владивостока от 12.03.2014 по иску гр-на Г. к ОАО «Оборонэнерго» о понуждении выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а также решении Ленинского районного суда              г. Владивостока от 18.03.2015 по иску Степанищевой Л.Н. к ОАО «Оборонэнерго» о понуждении заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств Объекта.

Также Управлением отмечено, что осуществление мероприятий по технологическому присоединению Объекта не осуществлено до настоящего времени, что также охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Размер штрафа определяется должностным лицом Приморского УФАС России, рассматривающим дело об административном правонарушении № 44А/06-2016, с учётом характера совершённого правонарушения и всех обстоятельств указанного дела, отсутствия отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств, исходя из пределов указанных в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ штрафных санкций.  

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 3.5, частями 1, 3 статьи 4.1, статьей 4.5, частью 1 статьи 9.21, статьями 23.48, 29.7, 29.9, 29.10 и 29.11 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать юридическое лицо – открытое акционерное общество «Оборонэнерго» (адрес места регистрации: ул. Знаменка, 19, г. Москва, 119160, почтовый адрес: ул. Русаковская,13, стр. 19, 21-25, г. Москва, 107140;  ИНН 7704726225ул. Знаменка, д. 19, г. Москва, 119160; ИНН 7704726225) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленных законодательством сроков осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств принадлежащего Заявителю жилого дома, расположенного по адресу: Приморский край,  г. Артем, массив «Синяя Сопка», с/т «Институт», участок № <.....> к электрическим сетям ОАО «Оборонэнерго», и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 указанной статьи, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти или территориального органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в надлежащий срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы                          по Приморскому краю

                          

 

 _________________ 

            (подпись)                                            

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны