Решение б/н Решение по делу №11 от 7 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Владивосток
25 июня 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена: 10.06.2009
Полный текст решения изготовлен: 25.06.2009

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – Трякин В.В. – заместитель руководителя Управления, члены Комиссии: Дегтярев С.А. – начальник аналитического отдела, Москальцов А.Ю. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, Николаев А.В. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, Лазаревский Д.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев в заседании 10.06.2009 дело № 11 от 21.04.2009,
возбужденное по результатам проведения Приморским УФАС России планового контрольного мероприятия
в отношении ОАО «Новая телефонная компания» (далее – ОАО «НТК»),
по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), выразившегося в заключении договоров обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств без проведения торгов,
при участии
от ОАО «НТК»: заместитель Директора по маркетингу и развитию по вопросам взаимодействия с партнерами И.Г. Герасимов, начальник юридического отдела А.А. Сердюк (дов. от 01.12.2006, ведущий юрисконсульт М.Л. Червяков (от 01.12.2008 № 165);

У С Т А Н О В И Л А:

По результатам планового контрольного мероприятия по проверке соблюдения требования ст.ст. 11, 18 Федерального закона «О защите конкуренции» ОАО «Новая телефонная компания», проведенного инспекцией Приморского УФАС России (Акт № 3 от 13.03.2009), было установлено, что в действиях проверяемого хозяйствующего субъекта по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договоры ОСАГО) с ОАО «Московская страховая компания» (далее – ОАО «МСК») без проведения торгов могут усматриваться признаки нарушений части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции».
На основании результатов проверки в отношении ОАО «НТК» и ОАО «МСК» Приморским УФАС России по собственной инициативе было возбуждено дело № 11 о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе проведения планового контрольного мероприятия ОАО «НТК» был представлен Генеральный договор № 1004-2500011 от 30.03.2006 обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – Договор) с ОАО «Московская страховая компания», в рамках исполнения которого ОАО «НТК» заключает договоры ОСАГО с указанной страховой организацией без проведения торгов.
Комиссия, рассмотрев Договор от 30.03.2006, пришла к выводу, что он не может быть признан договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, поскольку не соответствует содержанию, форме и порядку заключения договоров ОСАГО, предусмотренным Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25.04.2002 (далее – Федеральный закон «Об ОСАГО») и Правилами обязательного страхования гражданской ответственности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 (далее – Правила ОСАГО). В пояснениях, представленных ОАО «МСК» (от 08.06.2009 № 1693) в рамках рассмотрения дела № 10 о нарушении антимонопольного законодательства, также указывается, что Договор от 30.03.2006 не является договором ОСАГО.
Вместе с тем, Договор от 30.03.2009 закрепляет порядок взаимодействия при заключении договоров ОСАГО и по своему содержанию является соглашением о сотрудничестве между ОАО «НТК» и ОАО «МСК» при заключении договоров ОСАГО.
В силу пункта 1.2 Страхователь (ОАО «НТК») обязан по каждой партии транспортных средств, гражданская ответственность в отношении которых должна быть застрахована, направлять заявление о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства
Согласно пункту 1.1.1. Страховщик (ОАО «МСК») в отношении каждой партии транспортных средств, перечисленных в Заявлениях, обязан на основании Правил обязательного страхования гражданской ответственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263, заключать договоры страхования и оформлять страховые полисы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и специальные знаки государственного образца на каждое транспортное средство, по которому рассчитана страховая премия.
Таким образом, согласно условиям данного Генерального договора ОАО «НТК» предоставляет ОАО «Московская страховая компания» заявления о заключении договоров обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств (далее – договоры ОСАГО), на основании которых ОАО «Московская страховая компания» заключает договоры ОСАГО без проведения конкурса.
ОАО «НТК» Приказом МАП России № 10/11-Р от 07.03.2001 внесено в реестр субъектов естественных монополий в сфере оказания услуг связи.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» субъект естественной монополии осуществляет отбор финансовых организаций путем проведения конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг, в том числе страхование ответственности.
В силу пункта 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая организация – это хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе страховая организация.
С учетом данных нормы ОАО «НТК» обязано осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения конкурса для оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» срок действия договора обязательного страхования составляет один год.
С учетом приведенных норм ОАО «НТК» обязано проводить ежегодный отбор финансовых организаций на заключение договоров ОСАГО.
В соответствии со статьей 54 Федерального закона «О защите конкуренции», настоящий закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования. Федеральный закон «О защите конкуренции» опубликован в «Российской газете» 27.07.2006, то есть вступил в силу 26.10.2006.
Следовательно, все договоры ОСАГО, заключаемые ОАО «НТК» после 26.10.2006, должны были быть заключены с осуществлением отбора финансовой организации путем проведения открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии с пунктом 24 Правил ОСАГО документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис обязательного страхования, оформляемый страховщиком по форме, установленной приложением 2 Правил ОСАГО.
На 10.06.2009 - дату рассмотрения Комиссией Приморского УФАС России по делу № 11 о нарушении антимонопольного законодательства действуют следующие страховые полиса обязательного страхования: ААА № 0135725577, ААА № 0135725840, ААА № 01355725838, ААА № 01355725839, ААА № 01355725825, ААА № 01355725845, ААА № 01355725824, ААА № 01355725826, ААА № 01355725829, ААА № 01355725827, ААА № 01355725828, ААА № 01355725820, ААА № 01355725822, ААА № 01355725823, ААА № 01355725879, ААА № 01355725917, ААА № 0135725925, ААА № 0142161142, ААА № 0142161161, ВВВ № 01427272070, ВВВ № 0147272089, ВВВ № 0142272109.
Таким образом, вышеуказанные договоры ОСАГО (страховые полисы) между ОАО «НТК» и ОАО «МСК» заключены с нарушением положений части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции» без осуществления отбора финансовой организации путем проведения открытого конкурса.
В ходе рассмотрения дела ОАО «НТК» представило пояснения (от 08.05.2009), согласно которым последнее полагает, что на Договор от 30.03.2006 не распространяется действие Федерального закона «О защите конкуренции», так как договор был заключен до вступления Федерального закона «О защите конкуренции» в законную силу.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган дает разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства.
Согласно Разъяснению ФАС России по основным вопросам применения части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции» (от 21.02.2007 № ИА/2188), при наличии у субъекта, указанного в статье 18 Федерального закона «О защите конкуренции», договоров на оказание финансовых услуг, заключенных ранее, в том числе продленных, такие договоры признаются действующими до определенного в них момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Согласно статье 442 ГК РФ условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Между тем, согласно разъяснению ФАС России, статья 442 ГК РФ в данном случае распространяется только на договоры об оказании финансовой услуги, то есть непосредственно на договоры ОСАГО, заключенные до вступления в силу Федерального закона «О защите конкуренции».
Вместе с этим, поскольку действия ОАО «НТК» и ОАО «МСК» по ежегодному заключению договоров ОСАГО являются следствием исполнения Договора от 30.03.2006, то в этом случае положения статьи 442 ГК РФ могли быть применимы к правоотношениям, возникшим при исполнении Договора в части заключения договоров ОСАГО до вступления в силу Федерального закона «О защите конкуренции».
Таким образом, заключение договоров ОСАГО ОАО «НТК» без конкурса до 26.10.2006 не противоречит антимонопольному законодательству, но только до момента исполнения обязательства по таким договорам. Последующее заключение договоров ОСАГО должно было быть проведено ОАО «НТК» с учетом требований статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции» с осуществлением отбора финансовой организации путем проведения открытого конкурса.
Также ОАО «НТК» пояснило, что сумма страховой премии по договорам ОСАГО за 2007-2008 года не превышает размера, установленного Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон «О размещении заказов»), при превышении которого возникает обязанность проведения конкурса.
Однако, Федеральный закон «О размещении заказов» регулирует отношения, связанные с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд, обеспечиваемых за счет средств бюджетов различных уровней.
ОАО «НТК не является государственным или муниципальным заказчиком в понятии, определяемом Федеральным законом «О размещении заказов».
Порядок отбора финансовых организаций определен статьей 18 Федерального закона «О защите конкуренции». Указанная норма определяет, что субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса в соответствии с положениями Федерального закона, которые определяют только порядок организации и проведения конкурса.
Таким образом, субъекты естественных монополий в силу статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции» должны осуществлять отбор финансовых организаций вне зависимости от размера привлекаемых финансовых средств для оказания финансовой организацией услуг, поскольку данной нормой такой размер не установлен.
С учетом изложенного Комиссия установила в вышеназванных действиях ОАО «НТК» нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договоров обязательного страхования автогражданской ответственности владельца транспортных средств без осуществления отбора финансовой организации путем проведения открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения ОАО «Новая телефонная компания» части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в заключении в 2007-2008 гг. договоров обязательного страхования автогражданской ответственности владельца транспортных средств без осуществления отбора финансовой организации путем проведения открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2. Приморскому УФАС России на основании части 2 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции» обратиться в суд с иском о признании недействительными заключенных между ОАО «НТК» и ОАО «МСК» и действующих в настоящее время договоров страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны