Решение б/н Решение по делу №10 от 7 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Владивосток
24 июня 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена: 10.06.2009
Полный текст решения изготовлен: 24.06.2009

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – Трякин В.В. – заместитель руководителя Управления, члены Комиссии: Абросимов Д.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля, Москальцов А.Ю. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, Лазаревский Д.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев в заседании 10.05.2009 дело № 10 от 21.04.2009,
возбужденное по результатам проведения Приморским УФАС России планового контрольного мероприятия
в отношении ОАО «Новая телефонная компания» (далее – ОАО «НТК») и
ОАО «Московская страховая компания» (далее – ОАО «МСК»),
по признакам нарушения частей 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), выразившегося в заключении соглашения ограничивающего конкуренцию,
при участии
от ОАО «НТК»: заместитель Директора по маркетингу и развитию по вопросам взаимодействия с партнерами И.Г. Герасимов, начальник юридического отдела А.А. Сердюк (дов. от 01.12.2006,; ведущий юрисконсульт М.Л. Червяков (от 01.12.2008 № 165);
от ОАО «МСК»: директор Владивостокского филиала ОАО «МСК» Н.Ф. Кочергин (дов. от 19.12.2008 № 1479); представитель К.Н. Шугай (дов. от 13.01.2009 № 86)

У С Т А Н О В И Л А:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) с 02.03.2009 по 13.03.2009 проводилась проверка ОАО «Новая телефонная компания» (ул. Верхнепортовая, 70, г. Владивосток,690003) на предмет соблюдения обществом антимонопольного законодательства. В ходе проверки ОАО «НТК» был представлен Генеральный договор № 1004-2500011 обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств, заключенный с ОАО «Московская страховая компания» (ул. Долгоруковская, 40, г. Москва, 127006).
Согласно имеющимся в Управлении материалов установлено следующее.
В силу пункта 1.2 Страхователь (ОАО «НТК») обязан по каждой партии транспортных средств, гражданская ответственность в отношении которых должна быть застрахована, направлять заявление о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства
Согласно пункту 1.1.1. Страховщик (ОАО «МСК») в отношении каждой партии транспортных средств, перечисленных в Заявлениях, обязан на основании Правила обязательного страхования гражданской ответственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263, заключать договоры страхования и оформлять страховые полисы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и специальные знаки государственного образца на каждое транспортное средство, по которому рассчитана страховая премия.
Таким образом, согласно условиям данного Генерального договора ОАО «НТК» предоставляет ОАО «Московская страховая компания» заявления о заключении договоров обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств (далее – договоры ОСАГО), на основании которых ОАО «Московская страховая компания» заключает договоры ОСАГО без проведения конкурса.
Генеральный договор по своей сути не является договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, поскольку не соответствуют содержанию, форме и порядку заключению договора ОСАГО, предусмотренными Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25.04.2002 (далее – Федеральный закон «Об ОСАГО»).
Прежде всего, Договор от 30.03.2006 не является договором имущественного страхования в силу следующего.
Для заключения договора страхования ответственности, который является видом имущественного страхования, стороны должны договориться о существенных условиях.
Согласно статье 942 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:
1) об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования;
2) о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая);
3) о размере страховой суммы;
4) о сроке действия договора.
Вышеприведенные условия, предусмотренные статьей 942 ГК РФ в Договоре от 30.03.2006 отсутствуют.
Согласно статье 5 Федерального закона «Об ОСАГО» порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в правилах обязательного страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона «Об ОСАГО» Правила обязательного страхования наряду с другими положениями включают в себя порядок заключения, изменения, продления, досрочного прекращения договора обязательного страхования.
В силу пункта 12 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 (далее – Правила ОСАГО), премия по договору обязательного страхования уплачивается страхователем страховщику наличными деньгами или по безналичному расчету при заключении договора обязательного страхования.
Таким образом, соглашения между сторонами по всем существенным условиям недостаточно. Поскольку договор ОСАГО является реальным договором, то есть договор ОСАГО считается заключенным с момента уплаты страховой премии.
С учетом изложенного Договор от 30.03.2006 не является договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В пояснениях, представленных ОАО «МСК», также указывается, что Договор от 30.03.2006 не является договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, так как не содержит ряда существенных условий и требований, предусмотренных Федеральным законом «Об ОСАГО» и Правилами заключения договоров ОСАГО.
Вместе с тем, Договор от 30.03.2009 закрепляет порядок взаимодействия при заключении договоров ОСАГО и по своему содержанию является соглашением о сотрудничестве между ОАО «НТК» и ОАО «МСК» при заключении договоров ОСАГО.
ОАО «НТК» Приказом № 10/11-Р от 07.03.2001 внесено в реестр субъектов естественных монополий в сфере оказания услуг связи.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» субъект естественной монополии осуществляет отбор финансовых организаций путем проведения конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг, в том числе страхование ответственности.
С учетом данной нормы ОАО «НТК» обязано осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения конкурса для оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» срок действия договора обязательного страхования составляет один год.
С учетом данных норм ОАО «НТК» обязано проводить ежегодный отбор финансовых организаций на заключение договоров страхования автогражданской ответственности транспортных средств
Вместе с тем, Договор от 30.03.2006 не содержит условий о сроке, и согласно пункту 2 Договора, последний может быть расторгнут только по соглашению сторон, таким образом, данный Договор является фактически бессрочным.
В связи с наличием Договора от 30.03.2006 ОАО «НТК» с 2006 по 2008 года заключало договоры обязательного страхования автогражданской ответственности транспортных средств только с ОАО «МСК».
Представитель ОАО «НТК» в ходе рассмотрения дела на вопрос Председателя Комиссии: «Является ли ежегодное заключение договоров ОСАГО последствием заключения Договора от 30.03.2006?» пояснил, что ежегодное заключение договоров ОСАГО с ОАО «МСК» является последствием исполнения Договора от 30.03.2006.

В ходе рассмотрения дела ОАО «НТК» представило пояснения, согласно которым последнее полагает, что на Договор от 30.03.2006 не распространяется действие Федерального закона «О защите конкуренции», так как договор был заключен до вступления Федерального закона «О защите конкуренции» в законную силу. Также ОАО «НТК» считает, что на основании действующего законодательства вправе заключать с любой страховой организацией договоры ОСАГО и сумма страховой премии за 2007-2008 года не превышает пределов, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон «О размещении заказов»). Кроме того, ОАО «НТК» поясняет, что заключало договоры ОСАГО не только с ОАО «МСК», но и с ООО «Росгосстрах Дальний Восток».
Управление не принимает доводы ответчика в силу следующего.
Согласно Разъяснению ФАС России по основным вопросам применения части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции» (от №), при наличии у субъекта, указанного в статье 18 Федерального закона «О защите конкуренции» договоров на оказание финансовых услуг, заключенных ранее, в том числе продленных, такие договоры признаются действующими до определенного в них момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Действительно после вступления в силу Федерального закона «О защите конкуренции» договоры ОСАГО заключенные ОАО «НТК» с ОАО «МСК» без проведения отбора страховой организации являлись правомерными, но до окончания срока действия указанных в них.
Согласно статье 442 ГК РФ условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Между тем, статья 442 ГК РФ в данном случае распространяется только на договоры об оказании финансовой услуги, то есть непосредственно на договоры ОСАГО, заключенные до вступления Федерального закона «О защите конкуренции» в силу.
Таким образом, договоры ОСАГО заключенные ОАО «НТК» до момента вступления в силу (26.10.2007) и до срока окончания их действия являются правомерными.
Однако последующее заключение договоров ОСАГО после 29.10.2007 ОАО «НТК» было необходимо провести с учетом требований статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции», то есть провести отбор финансовой организации для оказания данных услуг.
В связи с тем, что Договор от 30.03.2009 является соглашением о сотрудничестве по заключению договоров ОСАГО, то разъяснение ФАС России (от № )и положения статьи 442 ГК РФ в данном случае к нему не применимы.

 

 

В соответствии с пунктом 14 Правил ОСАГО, владелец транспортного средства имеет право на свободный выбор страховщика, осуществляющего обязательное страхование, а страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему.
Вместе с тем, статьей 18 Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрены обязательные требования в проведении субъектами естественных монополий отбора финансовых организаций для заключения договоров ОСАГО.
Приморское УФАС России не отрицает тот факт, что ОАО «НТК» вправе заключать договоры ОСАГО с любой страховой организацией. Вместе с тем, ОАО «НТК» необходимо провести отбор страховой организации для последующего заключения договоров ОСАГО.
Между тем, в силу наличия Договора от 30.03.2006 другие страховые организации фактически лишены возможности заключить договоры ОСАГО с ОАО «НТК».
ОАО «НТК» в пояснениях и в ходе рассмотрения дела указывает, что последнее в период действия Договора от 30.03.2006 заключало договоры ОСАГО с ООО «Росгосстрах Дальний Восток».
Однако данное утверждение ОАО «НТК» противоречит материалам дела. Согласно представленным документам ОАО «НТК» до 20.03.2006 заключало договоры ОСАГО с ООО «Росгосстрах Дальний Восток». После заключения договора с ОАО «МСК» 30.03.2006 ОАО «НТК» не было заключено ни одного договора ОСАГО с другим страховщиком, все транспортные средства с 30.03.2006 по настоящее время были застрахованы в ОАО «МСК».
В силу пункта 4 части 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов» размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.
Однако статья 18 Федерального закона «О защите конкуренции» обязывает субъекты, указанные в данной статье, заключать договоры на поименованные услуги только путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона вне зависимости от каких-либо факторов, в том числе от суммы, на которую будут оказываться услуги.
При этом положения статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции» носят отсылочный характер на Федеральный закон «О размещении заказов» в части организации и проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
Таким образом, для получения финансовых услуг, перечисленных в статье 18 Федерального закона «О защите конкуренции, на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, субъектам, перечисленным в данной статье, необходимо проводить открытый конкурс или открытый конкурс финансовой организации.
В рамках рассмотрения дела № 10 Управление запросило страховые компании на предмет наличия заинтересованности у других страховых компаний заключения договоров ОСАГО с ОАО «НТК» в 2007-2008 гг. и в настоящем и/или будущем.
Ряд страховых компаний, а именно ОАО «Военно-страховая компания» (от 05.06.2009 № 902), ООО Страховая компания «Дальакфес» (от 04.06.2009 № 109-02/03), ОАО «АльфаСтрахование» (от 05.06.2009 № 735), ОАСО «Защита-Находка» (от 06.06.2009 № 124-и) имеют заинтересованность в настоящее время и хотели бы в дальнейшем заключить договоры ОСАГО с ОАО «НТК».
Кроме того, ООО «Росгосстрах Дальний Восток» (от 09.06.2009 № 03/193) пояснило, что в 2008 году ООО «Росгосстрах Дальний Восток» проводило переговоры с представителями ОАО «НТК» по вопросам комплексного страхования рисков. В ходе переговоров ООО «Росгосстрах Дальний Восток» делалось предложение ОАО «НТК», в том числе и по страхованию ОСАГО, однако со стороны ОАО «НТК» был получен отказ. Также ООО «Росгосстрах Дальний Восток» имело заинтересованность в заключении договоров ОСАГО с ОАО «НТК» в 2007-2008 годах, и такая заинтересованность имеется в настоящее время и в будущем.
Таким образом, страховые организации, оказывающие услуги по страхованию ОСАГО на территории Приморского края, были заинтересованы заключать договоры с ОАО «НТК» в 2007-2008 годах, а также имеют такую заинтересованность в настоящее время и в будущем.
С учетом изложенного Договор от 30.03.2006 может привести к ограничению, устранению конкуренцию на рынке услуг ОСАГО, так как ограничивает доступ другим страховым компаниям на рынок ОСАГО и как следствие доступ другим страховым компания к за средствам ОАО «НТК» предоставляемым последним в рамках договоров ОСАГО.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к: экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами (пункт 4); созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (пункт 8).
Частью 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Таким образом, ОАО «НТК» обязано проводить ежегодный отбор страховой организации для оказания услуг ОСАГО, а фактически заключает договоры ОСАГО только с ОАО «МСК» в рамках сотрудничества по Договору от 30.03.2006, учитывая заинтересованность иных страховых компаний в заключении с ОАО «НТК» договоров ОСАГО, генеральный договор обязательного страхования автогражданской ответственности владельца транспортных средства № 1004-2500011 от 30.03.2006 противоречит части 1, 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции». С учетом вышеизложенного Комиссия установила в вышеназванных действиях ОАО «НТК» и ОАО «МСК» нарушение части 1,2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», в части заключения соглашения (генеральный договор обязательного страхования автогражданской ответственности владельца транспортных средства № 1004-2500011 от 30.03.2006), которое может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения ОАО «Новая телефонная компания» и ОАО «Московская страховая компания» части 1,2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в заключения соглашения (генеральный договор обязательного страхования автогражданской ответственности владельца транспортных средства № 1004-2500011 от 30.03.2006), которое может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2. Выдать ОАО «НТК» и ОАО «МСК» обязательные для исполнения предписания.
 


Предписание по делу №10

25 июня 2009 года г. Владивосток

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – Трякин В.В. – заместитель руководителя Управления, члены Комиссии: Дегтярев С.А. – начальник аналитического отдела, Москальцов А.Ю. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, Николаев А.В. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, Лазаревский Д.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»,
на основании своего решения от 25 июня 2009 года по делу № 10 о нарушении ОАО «Новая телефонная компания» и ОАО «Московская страховая компания» части 1, 2 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ОАО «Московская страховая компания» (ул. Долгоруковская, 40, г. Москва, 127006):
1. Прекратить нарушение частей 1, 2 статьи 11, выразившегося в действиях по исполнению генерального договора обязательного страхования автогражданской ответственности владельца транспортных средств от 30.03.2006 № 1004-2500011, заключенного между сторонами, путем ежегодного заключения договоров ОСАГО с одной страховой организацией, без проведения отбора финансовой организации путем проведения открытого конкурса, что может привести к созданию препятствий на рынок страховых услуг и ограничению конкуренции на рынке страховых (услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств), а именно: расторгнуть генеральный договор от 30.03.2006 № 1004-2500011.
2. В срок до 17 июля 2009 года письменно сообщить в Приморское УФАС России об исполнении настоящего предписания с приложением копий документов, подтверждающих факт исполнения предписания.

Контроль за исполнением настоящего предписания возлагается на специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Лазаревского Д. А.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны