Постановление №3160/24 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 025/04/14.3-281/2024 о назначении ад... от 2 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<...>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу № 025/04/14.3-281/2024 о назначении административного наказания

 

26 апреля 2024 года г. Владивосток

14 часов 15 минут

 

Я, заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) <...>, рассмотрев 26.04.2024 протокол и материалы дела об административном правонарушении № 025/04/14.3-281/2024 в отношении физического лица – <...> в связи с нарушением требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28, части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), выразившегося в распространении ненадлежащей рекламной информации, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии с частью 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

18.10.2023 по результатам рассмотрения дела № 025/05/28-873/2023 Комиссия Приморского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) признала ненадлежащей рекламу, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28, части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

При рассмотрении дела № 025/05/28-873/2023 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

09.06.2023 в Приморское УФАС России из Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Дальневосточное ГУ Банка России) поступило заявление (исх. От 08.06.2023 № Т7-44/8149, вх. № 5426-ЭП/23), в котором сообщалось о распространении ООО «Гарант ломбард+» рекламы финансовых услуг с признаками нарушения требований ФЗ «О рекламе».

Как стало известно Дальневосточному ГУ Банка России, на территории г. Владивостока на столбе освещения у дороги по ул. Володарского (ориентир между домами № 39 и № 25), размещена информация следующего содержания: «ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ ПТС 298-35-35 ул. Дальзаводская, 2, стр. 1, каб. 30Е».

Дальневосточное ГУ Банка России полагает, что рассматриваемая реклама распространяется в интересах ООО «Гарант ломбард+».

По представленной информации от ПАО «Вымпелком» (вх. № 66 ДСП от 04.07.2023) телефонный номер 298-35-35 является мобильным номером +79046283535 который выделен в пользу ООО «Руссимка».

В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353- ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - 353-ФЗ) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов представляет собой деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок куплипродажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно статье 4 Федерального закона № 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности. Соответственно, действующим законодательством определен перечень субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов. В частности, к ним относятся кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и ломбарды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» не допускается.

В соответствии с частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Также в распространяемой информации содержится информация о предоставлении займов под залог паспорта транспортного средства (далее – ПТС).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» потребительские займы под залог автотранспортного средства вправе представлять микрофинансовые организации, кредитные кооперативы (кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные кооперативы). Действующим законодательством не запрещено хранение имущества (автотранспортного средства) у заемщика, который по согласованию сторон может передать заимодавцу ПТС. При этом предметом залога является автотранспортное средство, а не ПТС.

Также следует отметить, что в соответствии со статьей 336 Гражданского кодекса Российской Федерации предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, на которое может быть обращено взыскание. Паспорт транспортного средства является документом, который в свою очередь предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также для идентификации самого транспортного средства.

Из смысла вышеуказанной нормы, регулирующего такую меру обеспечения исполнения обязательства как залог имущества усматривается, что таким предметом может быть имущество, за счет которого в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником, кредитор может получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества.

Вместе с тем, ПТС должен храниться у собственников либо владельцев транспортных средств. Таким образом, предмет залога должен иметь стоимостную оценку, тогда как ПТС является документом, не имеющим стоимостной оценки. Следовательно, ломбард не сможет получить удовлетворение требований из стоимости ПТС в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения заемщиком своих обязательств. При таких обстоятельствах следует вывод о том, что ПТС не может являться предметом залога по договору займа в ломбарде.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

02.08.2023 в Приморское УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Гарант ломбард+» (вх. №7275-ЭП/23), из которых следует, что общество не имеет никакого отношения к рекламе расположенной на территории г. Владивостока на столбе освещения у дороги по ул. Володарского (ориентир между домами № 39 и № 25), никогда не занималось ее распространением, не заключало никаких договоров на размещение, не разрабатывало и не утверждало текст рекламы, не осуществляет выдачу займов под ПТС.

В соответствии с частью 6 и частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью пункта 2 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28, части 14 несет рекламораспространитель.

Согласно части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Датой совершения административного правонарушения следует считать 12.05.2023 (дата фиксации рекламы).

Местом совершения правонарушения следует считать г. Владивосток.

В связи с вышеизложенным, 15.12.2023 Приморским УФАС России было направлено определение о возбуждении дела № 025/04/14.3-1706/2023 об административном правонарушении (исх. № 9135/23) в адрес ООО «Руссимка» (№80096991574763). 15.01.2024 на составление протокола об административном правонарушении представители ООО «Руссимка» не явились, документов не представили.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (в том числе его защитник/представитель) вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а также пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, в случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол составлен в отсутствие ООО «Руссимка».

Определением исх. от 18.01.2024 № 340/24 дело назначено к рассмотрению (80081492726681). Определением исх. от 02.02.2024 № 758/24 рассмотрение дела откладывалось (80080193243282).

29.02.2024 на рассмотрение дела явился генеральный директор ООО «Руссимка» - <...>.

Установлено, что 14.02.2024 от ООО «Руссимка» поступили письменные пояснения (вх. № 1434-ЭП/24), из которых следует, что телефонный номер 298-35-35 (+79046283535) по договору от 07.03.2020 № Р-9191 передан <...>. В материалы дела представлены копии подтверждающих документов.

С учетом вышеизложенного, в действиях ООО «Руссимка», отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Таким образом, дело об административном правонарушении № 025/04/14.3-1706/2023 в отношении ООО «Руссимка» прекращено 29.02.2024 согласно статье 24.5 КоАП.

В рассматриваемом случае рекламораспространителем является <...>.

В связи с вышеизложенным, 21.03.2024 Приморским УФАС России было направлено определение о возбуждении дела № 025/04/14.3-281/2024 об административном правонарушении (исх. № 2029/24) в адрес <...>  (№80096994551426).

15.04.2024 на составление протокола об административном правонарушении <...> не явился. Протокол составлен в отсутствие <...>.

15.04.2024 Приморским УФАС России было направлен протокол № 025/04/14.3281/2024 об административном правонарушении в адрес <...> (почтовый идентификатор № 80083395758929).

Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 025/04/14.3-281/2024 (исх. от 15.04.2024 № 2722/24) было направлено заказным письмом с простым уведомлением <...> (почтовый идентификатор № 80083395758783).

Рассмотрение дела назначено на 26.04.2024.

26.04.2024 на рассмотрение дела <...> не явился.

Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, прихожу заключению, что распространенная информация <...> является рекламой и распространялась/размещалась с нарушением требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28, части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, в действиях <...> как рекламораспространителя, следствием которых явилось распространение рекламы с нарушением требований, установленных ФЗ «О рекламе», усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Ранее <...> не привлекался Приморским УФАС России к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе (в течение года).

Согласно статье 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении административного наказания лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрев материалы дела, учитывая характер правонарушения, а также отсутствие отягчающих обстоятельств, установленных статьей 4.3 КоАП РФ, руководствуясь статьями 4.1.1, 14.3, 23.48, КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать физическое лицо – <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, выразившегося в распространении рекламы с нарушением требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28, части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Уникальный идентификатор начисления (УИН)

16100500000001936044

Код бюджетной классификации

16111601141010003140

ОКТМО

05701000

Получатель платежа

УФК по Приморскому краю (Приморское УФАС России)

ИНН

2540017193

КПП

254001001

Расчетный счет

03100643000000012000

Корреспондентский счет

40102810545370000012

БИК

010507002

Банк

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ// УФК по Приморскому краю, г. Владивосток

В платежном документе обязательно указывать «УИН», «Код бюджетной классификации» и код «ОКТМО». В случае необходимости оплаты более одного штрафа, обязательно оплачивать каждый штраф отдельным платежным документом. Штраф, наложенный на физическое лицо, должен быть оплачен именно данным физическим лицом. При несоблюдении указанных условий не гарантируется квитирование платежа в «Государственной информационной системе государственных и муниципальных платежей» (ГИС ГМП), что повлечет за собой отражение штрафа в системе «ГосУслуги» как неоплаченного, возможные проблемы при прохождении пограничного контроля при выезде за пределы Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 указанной статьи, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти или территориального органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в надлежащий срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

 

Заместитель руководителя управления - начальник

отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции

<...>

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны