Решение б/н Решение по делу № 24 в отношении МУП «Рынок» от 9 октября 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Владивосток
08 сентября 2009 года                                                                                                                     Дело № 24
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: Трякин В.В. – заместитель руководителя Управления, члены Комиссии: Абросимов Д.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля, Дегтярев С.А. – начальник аналитического отдела, Яковенко Н.В. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля

рассмотрев в заседании 25.08.2009 дело № 24 от 08.07.2009,

возбужденное по жалобе граждан Семеновой С.И., Лубошниковой Н.Л., Богданович Н.П., Давыдовой Г.З.

в отношении МУП «Рынок» (ул. Кузнечная, 38/1, п. Кавалерово, Кавалеровский район, Приморский край, 692413),                                                                                                

по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действий по ограничению прав арендаторов торговых мест на розничном рынке путем установления условий договора аренды торговых мест, отличных и противоречащих типовой форме такого договора, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 13.04.2007 № 86-па, и установлении монопольно высокой цены (стоимости) арендной платы торгового места.

при участии:

от заявителей: присутствовали - Семенова С.И., Богданова Н.П., уведомлены надлежащим образом, на заседание Комиссии не явились - Лубошникова Н.Л., Давыдова Г.З.,

от МУП «Рынок»: директор Касинова Г.В. (полномочия определены уставом МУП «Рынок»);

от администрации Кавалеровского муниципального района: начальник юридического отдела Величко Л.А.; начальник отдела потребительских рынков Михалева А.Г. ;

 
У С Т А Н О В И Л А:
 

17.06.2009 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступила жалоба граждан Семеновой С.И., Лубошниковой Н.Л., Богданович Н.П., Давыдовой Г.З. об установлении МУП «Рынок» завышенной арендной платы за торговые места на управляемом предприятием Универсальном рынке № 11 (ул.Чехова, 8а/1, п. Кавалерово) и не соблюдении прав арендаторов предлагаемым  к заключению договором аренды торгового места. 

На территории п. Кавалерово Кавалеровского района Приморского края расположены два розничных рынка, зарегистрированных в Реестре розничных рынков за номерами: № 9 и № 11.

В соответствие с данными Реестра розничных рынков, ведущегося администрацией Приморского края, управляющей компанией Рынка № 9 (адрес регистрации рынка: ул. Центральная, п. Кавалерово) и Рынка № 11 (адрес регистрации рынка: ул.Чехова, 8а/1, п. Кавалерово) является МУП «Рынок» (ул. Кузнечная, 38/1, п. Кавалерово, Кавалеровский район, Приморский край, 692413).

Разрешения на организацию деятельности розничных рынков МУП «Рынок» выданы Департаментом лицензирования и регулирования деятельности в сфере потребительского рынка Приморского края - по рынку № 11 - № 6 от 28.06.2008, сроком действия до 31.12.2009.

Согласно заключению Аналитического отдела Приморского УФАС России от 01.07.2009,           МУП «Рынок» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по предоставлению торговых мест в аренду на территории розничного рынка № 11, расположенного в п. Кавалерово Кавалеровского района Приморского края, с долей 100%.

1. При рассмотрении настоящего дела Комиссией установлено, что форма договора аренды торговых мест, предлагаемая к заключению МУП «Рынок», не соответствует типовой форме такого договора, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 13.04.2007 № 86-па «Об утверждении порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничных рынках на территории Приморского края и требований к торговому месту на розничном рынке» и включает в себя положения, не предусмотренные данным постановлением, а именно:

- не содержит указания общей площади торгового места предоставляемого по договору (п.1.1.);

- включает в себя пункт, определяющий, что договор, является одновременно актом приема-передачи торгового места (п.1.3.);

- содержит условие о запрете передачи торгового места в субаренду (п.1.5.);

- арендная плата устанавливается договором без учета требований типовой формы договора об обязательном выделении из стоимости НДС (п.2.1.);

- предусмотрено изменение арендной платы Арендодателем в одностороннем порядке (п. 2.2., п.7.2.);

- установлена дата вступления в силу договора с даты его подписания, а не с даты подписания акта приема-передачи (п. 3.1., п. 7.1.);

- расширена трактовка положения договора по досрочному его расторжению (п. 3.3.);

- установлено условие расторжения договора в одностороннем, со стороны Арендодателя, порядке (п. 3.4);

- договор дополнен пунктом, предполагающим дополнительное ограничение прав Арендатора, в части вынесения предписаний контрольных органов в отношении деятельности рынка (ч. «е» п. 4.1.);

- договор дополнен пунктом, которым Арендодатель дополнительно возлагает на Арендатора обязанности, не предусмотренные типовой формой договора, в части соблюдения последним правил розничной торговли, соблюдения правил пожарной безопасности, уборке по окончании рабочего дня (ч. «е» п. 4.2.), хотя из представленных пояснений и калькуляции стоимости аренды 1 кв.м торгового места стоимость уборки включена в стоимость арендной платы;

- договор дополнен пунктом о корректировке размера арендной платы в случае не возможности использования торгового места при наличии форс-мажорных обстоятельств (п. 7.4.).

Данным договором (в частности п. 1.1, п. 1.5, п. 3.4, ч. «е» п. 4.2., и иными перечисленными) ущемлены права Арендаторов в части предусмотренных нормативными правовыми актами прав, изложенных в утверждённой постановлением Администрации Приморского края от 13.04.2007 № 86-па типовой форме договора.

Ответчик по делу представил письменное обоснование своей позиции, в которой изложил следующие доводы в обоснование правомерности позиции МУП «Рынок» по форме договора аренды торгового места:

- договоры аренды торговых мест на розничном рынке Кавалеровского района Приморского края заключаются МУП «Рынок» в соответствие с Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ);

- ГК РФ не дает нормативного определения понятия «типовой договор». Типовой договор, в т.ч. по форме утвержденной постановлением от 13.04.2007 № 86-па Администрации Приморского края, содержит унифицированные условия сделок, и не являясь обязательной формой, носит рекомендательный характер, что вытекает из смысла ст. 421 ГК РФ о свободе договора. Частично внесенные изменения в отдельные пункты договора МУП «Рынок» не относятся к императивным нормам, сам договор соответствует нормам ГК РФ и содержит все существенные условия, для признания договора действительным;

- ссылки на то, что договор не может быть изменен, потому что он типовой, совершенно не обоснованы. Согласно ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда это предписано законом или иным правовым актом. Но, в любом случае будет действовать принцип свободы договора (ст. 424 ГК РФ). То есть в типовой договор могут быть внесены изменения по желанию одной стороны и при согласии другой.

Комиссия не может согласиться с доводами ответчика по следующим основаниям.

Пункт 4 статьи 421 ГК РФ устанавливает, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Пункт 1 статьи 422 ГК РФ, определяет, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Пункт 6 статьи 15 Федерального закона № 271 - ФЗ от 30.12.2006 «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» устанавливает, что порядок заключения договора о предоставлении торгового места, его типовая форма устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», Администрацией Приморского края издано постановление от 13.04.2007 № 86-па, которое регламентирует порядок заключения договора о предоставлении торгового места на розничных рынках на территории Приморского края и утверждает типовую форму договора о предоставлении торгового места на розничном рынке.

Таким образом, договор, заключаемый МУП «Рынок» с арендаторами, может включать дополнительные условия, отсутствующие в типовой форме договора, но согласованные сторонами, однако не должен противоречить типовой форме договора. Пункты договора МУП «Рынок» 1.1., 1.3., 1.5., 2.1., 2.2., 3.1., 3.3., 3.4., ч. «е» п. 4.2., 7.1., 7.2. противоречат типовой форме договора о предоставлении торгового места на розничном рынке и в сравнении с положениями типовой формы договора существенно ограничивают права арендаторов торговых мест на рынке № 11 МУП «Рынок».

В соответствие с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия МУП «Рынок» в части установления и применения условий договора предоставления (в аренду) торгового места на розничном рынке, отличных и противоречащих типовой форме такого договора, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 13.04.2007 № 86-па, ущемляют права арендаторов торговых мест и, следовательно, являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Заявители поддержали доводы, указанные в своей жалобе, о том, что МУП «Рынок» установлена завышенная стоимость арендной платы за 1 кв. м. торгового места в размере 260 (двести шестьдесят) рублей в день.

Здание универсального рынка, расположенного по адресу ул. Чехова 8а/1, общей площадью 355,4 кв. м, принадлежит МУП «Рынок» на праве хозяйственного ведения (договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 19.02.2007). Здание имеет несколько помещений разного предназначения, сдаваемые в аренду под магазины и используемые для иных целей и в том числе торговый зал, предназначенный для торговли мясо-молочной и также рыбной продукцией общей площадью 101, 1 кв. м из них 91 кв.м предназначены для торговли исключительно мясо-молочной продукцией. Заявители арендуют торговые места в указанном зале.

По мнению заявителей, на розничном рынке установлена необоснованно высокая цена за аренду 1 кв.м. торгового места. Как следует из заявления, при заключении с арендаторами торговых мест на розничном рынке договоров аренды, МУП «Рынок» не предоставляет расчёт арендной платы, а также не предоставляет каких-либо документов и объяснений при изменении стоимости арендной платы.

Ответчик в своих письменных и устных пояснениях указал, что ссылка заявителей на установление завышенной стоимости арендной платы документально заявителями не подтверждена и не обоснована, поскольку согласно п. 2 ст. 1, ст. 421 Гражданского кодекса РФ юридические лица свободны в установлении прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Данное положение закрепляется и в ч. б) ст. 15 Федерального закона № 271-ФЗ от 30.12.2006 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», где указано, что цена договора о предоставлении торгового места определяется управляющей рынком компанией самостоятельно.

Комиссия не согласна с указанным доводом ответчика по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия по установлению, поддержанию монопольно высокой цены товара.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

МУП «Рынок» предоставило в Приморское УФАС России расчёт стоимости арендной платы 1 кв. м. торгового прилавка по реализации мясомолочной продукции.

Согласно представленным материалам, в расчёт принималась сумма общих затрат по содержанию 1 кв.м. торгового места в зале по реализации мясомолочной и рыбной продукции в сумме 771 037 рублей, исходя из площади зала 91 кв.м. и 350 рабочих дней. При этом общая сумма затрат, рассчитанная исходя из площади зала 91 кв.м., при расчёте стоимости арендной платы делилась не на всю расчётную площадь зала (91 кв.м.), а исключительно на площадь торговых прилавков – 8,22 кв.м.

В результате применения такого расчёта стоимость арендной платы 1 кв.м. торгового прилавка по реализации мясомолочной продукции составила 268 рублей в день (771037/350/8,22), а с учётом убыточности 3% - 260 руб./1кв.м./день.

Директор МУП «Рынок» на заседании Комиссии пояснила, что затраты в сумме 771037 рублей являются общими затратами по содержанию всего помещения торгового зала по реализации мясомолочной и рыбной продукции, а не по содержанию торгового места в этом зале.

При этом установлено, что относительно перечисления обязательных платежей в бюджет и расчете налогооблагаемой базы от основного вида деятельности МУП «Рынок» - управления рынком, по форме налогооблагаемой базы данного вида деятельности МУП «Рынок» уплачивает налог на вмененный доход.

В соответствие со ст. 346.29 Налогового кодекса РФ, налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Физическим показателем для розничная торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети имеющие торговые залы является площадь торгового зала.

Согласно информации, предоставленной МУП «Рынок», площадь помещения - торгового зала по реализации мясомолочной и рыбной продукции, взятая для расчета общих затрат по содержанию 1 кв.м торгового места, составляет 91 кв. м.

С учётом вышеизложенного, Комиссия сделала вывод о том, что цена аренды торгового места, рассчитанная вышеуказанным способом, превышает сумму необходимых МУП «Рынок» расходов и прибыли для содержания 8,22 кв.м. торговых прилавков, непосредственно сдаваемых в аренду.

Комиссия полагает, что «справедливая» цена аренды 1 кв. м. торгового места торгового зала по реализации мясомолочной и рыбной продукции за один день, рассчитанная исходя представленных МУП «Рынок» данных, должна составлять 24,21 руб. (771037/350/91= 24,21) плюс рентабельность предприятия.

Таким образом, стоимость аренды 1 кв. м. торгового места торгового зала по реализации мясомолочной и рыбной продукции в размере 260 руб. за 1 кв. м. превышает расчетную стоимость в 10,7 раза, что говорит о необоснованно (монопольно) высокой стоимости 1 кв. м. торгового места в зале по реализации мясомолочной и рыбной продукции.

Дополнительно Комиссией с целью примерного сопоставления уровня цен проанализирована стоимость оказания аналогичных видов услуг (передача в аренду торговых мест)   на схожих рынках, а именно на рынках:

- Кировского Муниципального района (ООО «Смена» - стоимость аренды 1 кв.м торгового места в день составляет 15 (пятнадцать) рублей);

- Уссурийского городского округа (ООО «Ануш» стоимость аренды 1 кв.м торгового места в день составляет 12,4 (двенадцать руб. 40 коп.) рублей);

- Вольно-Надеждинского Муниципального района (ООО «Рынок» - стоимость аренды  1 кв.м торгового места, предназначенного  для торговли мясом в день составляет 18 (восемнадцать) рублей);

- Спасского городского округа ( МУП «Городской рынок» стоимость аренды 1 кв.м торгового места в день составляет 46, 8 (сорок шесть руб. 80 коп.) рублей.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия сделала вывод, что цена аренды 1 кв. м. в день торгового места на рынке № 11 МУП «Рынок» равная 24,21 руб. плюс рентабельность предприятия примерно сопоставима с ценами аренды торговых мест на других схожих розничных рынках Приморского края.

С учётом изложенного, действия МУП «Рынок» в части установления монопольно высокой цены (стоимости) предоставления (в аренду) торгового места на розничном рынке № 11 являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 
Р Е Ш И Л А:
 

1.    Признать факт нарушения МУП «Рынок» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в ущемлении прав арендаторов торговых мест на розничном рынке № 11 путем установления и применения условий договора предоставления торгового места на розничном рынке, отличных и противоречащих типовой форме такого договора, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 13.04.2007  № 86-па, и в установления монопольно высокой цены (стоимости) предоставления (в аренду) торгового места на розничном рынке № 11.

2. Выдать МУП «Рынок» обязательное к исполнению предписание об  устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны