Решение №1167/24 Р Е Ш Е Н И Е по делу № 025/01/15-1841/2023 от 20 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация ГО Большой Камень ул. Карла Маркса, 4, г. Большой Камень, Приморский край, 692806

ООО "Водоканал" ул. Лазо, д. 18, г. Большой Камень, Приморский край, 692801

КГУП "Приморский водоканал" ул. Центральная, д. 5, п. Штыково, Шкотовский район, Приморский край, 692841 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток Дело 025/01/15-1841/2023

 

Резолютивная часть решения объявлена: 14 февраля 2024 года

Полный текст решения изготовлен: 20 февраля 2024 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председателя комиссии <...> – руководителя Управления; членов Комиссии: <...> – специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти; <...> – специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти,

рассмотрев дело № 025/01/15-1841/2023, возбужденное по признакам нарушения администрацией городского округа Большой Камень (ОГРН: 1022500579750, ИНН: 2503005665) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)

при участии: представителя заявителя ООО «Водоканал» <...>, доверенность от 19.01.2024 б/н;

в отсутствие представителя ответчика, а также представителя КГУП «Приморский водоканал» в качестве заинтересованного лица, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступило обращение ООО «Водоканал» (вх. № 10609/23 от 02.11.2023) (далее – Общество) с жалобой на действия администрации городского округа Большой Камень (далее – администрация, концедент), нарушающие требования антимонопольного законодательства при попытке ООО «Водоканал» получить необходимые документы и информацию для рассмотрения вопроса о заключении концессионного соглашения на объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, в том числе в порядке частной инициативы.

С 31.10.2016 деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории городского округа Большой Камень на основании концессионного соглашения осуществляет КГУП «Приморский водоканал» (далее – Предприятие). Срок указанного концессионного соглашения установлен в течение 10 (десяти) лет (п.3.1. концессионного соглашения) и истекает в 2026 году.

В связи с тем, что исполнение концессионного соглашения влечет убытки для КГУП «Приморский водоканал», руководствуясь п. 14.1 концессионного соглашения, Предприятие неоднократно направляло в адрес концедента обращения (исх. № 11-17/5905 от 23.05.2023, исх. № 11-17/7793 от 05.07.2023, исх. № 11-17/10198 от 01.09.2023) о досрочном расторжении концессионного соглашения.

ООО «Водоканал», осуществляя хозяйственную деятельность на сетях водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Большой Камень в рамках договора с КГУП «Приморский водоканал», было осведомлено о намерениях КГУП «Приморский водоканал» досрочно расторгнуть концессионное соглашение. В связи с этим Общество обратилось в администрацию городского округа Большой Камень с запросом от 27.09.2023 № 272 о предоставлении сведений, необходимых для подготовки предложения о заключении концессионного соглашения в порядке частной инициативы.

16.10.2023 письмом исх. № 01/12797 администрация на указанный запрос ответила отказом в связи с тем, что законодательством не предусмотрено обязательство по предоставлению органами местного самоуправления запрашиваемых документов и информации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа, в том числе водоснабжения населения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Из этого следует, что вопросы, связанные с организацией водоснабжения в границах городского округа, относятся к вопросам местного значения, следовательно, образуют муниципальную нужду.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты централизованных систем водоснабжения и водоотведения, уполномоченный муниципальным образованием орган обязан представить в течение 30 календарных дней по запросу лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения, документы и материалы, указанные в пунктах 1, 4-8, 10-14 части 1 статьи 46 Закона о концессионных соглашениях, а также сведения о составе имущества и обеспечить доступ для ознакомления указанного лица со схемой водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, отказ администрации в предоставлении ООО «Водоканал» запрашиваемых документов представляет собой заведомо противоправные действия, поскольку предоставление такой информации является обязанностью органа местного самоуправления.

В результате ООО «Водоканал» лишилось возможности надлежащим образом подготовить предложение о заключении концессионного соглашения, поскольку администрация городского округа Большой Камень намеренно не представила необходимые для этого сведения, ограничив тем самым доступ на рынок проектирования, создания, реконструкции и ввода в эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры (централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения), а также осуществления холодного водоснабжения и водоотведения, включая водоподготовку, очистку сточных вод на территории муниципального образования городского округа Большой Камень (далее - рынок оказания услуг по водоснабжению и водоотведению).

В связи с выявлением в действиях администрации городского округа Большой Камень признаков нарушения, выразившихся в ограничении (создании препятствий) доступа на рынок оказания услуг по водоснабжению и водоотведению путем нарушения порядка, предусмотренного частью 2 статьи 52 Закона о концессионных соглашениях, при рассмотрении запроса ООО «Водоканал» (письмо от 27.09.2023 № 272) о представлении материалов и документов, необходимых для подготовки предложения о заключении концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора, Приморским УФАС России, в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, в адрес администрации городского округа Большой Камень было выдано предупреждение от 23.11.2023 № 8424/23 о прекращении действий, имеющих признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (далее — Предупреждение).

По информации сайта отслеживания почтовых отправлений (https://www.pochta.ru/tracking#) Предупреждение получено администрацией городского округа Большой Камень 29.11.2023. Срок исполнения Предупреждения - 29.12.2023.

О невозможности исполнения Предупреждения администрация городского округа Большой Камень отчиталась письмом от 20.12.2023 № 04/15662 (вх. № 12788/23 от 25.12.2023). Как следует из письма, администрация не располагает сведениями, необходимыми для исполнения запроса ООО «Водоканал», в связи с чем исполнение запроса Общества не представляется возможным.

Таким образом, предупреждение администрация в установленный срок не выполнила, в связи с чем издан приказ Приморского УФАС России от 27.12.2023 № 109 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией городского округа Большой Камень части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На рассмотрении дела представитель ООО «Водоканал» повторил доводы, обосновывающие обращение.

Представитель администрации в пояснениях, представленных в материалы в письменном виде на заседании Комиссии (письмо от 24.01.2024 б/н), указал, что предупреждение нельзя считать не выполненным в виду того, что в письме администрации от 20.12.2023 № 04/15662 указывается об отсутствии требуемых ООО «Водоканал» для подготовки предложения о заключении концессионного соглашения документов и материалов, то есть сообщается о невозможности исполнения предупреждения по объективным причинам. Также администрация информирует о принятых мерах по предоставлению документов в виде запроса их в КГУП «Приморский водоканал» и просит прекратить возбужденное дело.

Перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела, копия которого была направлена лицам, участвующим в деле.

До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения участники дела не представили пояснения, возражения, доказательства, не привели доводы в письменном виде в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Комиссия, исследовав материалы и оценив доказательства, имеющиеся в деле, установила следующее.

В рамках рассмотрения дела Комиссией установлено и подтверждено материалами дела ненадлежащее выполнение администрацией обязанности по представлению по запросу лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения, документов и материалов, необходимых для подготовки такого предложения.

16.10.2023 письмом исх. № 01/12797 администрация на запрос ООО «Водоканал» ответила отказом в связи с тем, что законодательством не предусмотрено обязательство по предоставлению органами местного самоуправления запрашиваемых документов и информации.

20.12.2023 письмом исх. № 04/15662 администрация в ответ на предупреждение Приморского УФАС России сообщила, что не располагает сведениями, необходимыми для исполнения запроса ООО «Водоканала», в связи с чем органом местного самоуправления в адрес КГУП «Приморский водоканал» был направлен запрос от 24.08.2023 № 04/10501 о предоставлении запрашиваемой информации. Согласно пояснениям администрации, отраженным в письме от 20.12.2023 № 04/15662, ею были осуществлены все возможные действия по исполнению Предупреждения и выполнению требований действующего законодательства.

Комиссия отклоняет доводы, которые следуют из письменных пояснений администрации от 20.12.2023 № 04/15662 и от 24.01.2024 б/н в виду следующего.

В распоряжении Приморского УФАС России имеется письмо КГУП «Приморский водоканал» исх. № 11-17/7793 от 05.07.2023, согласно которому Предприятием проведена инвентаризация объектов коммунальной системы переданных в рамках заключенного концессионного соглашения. По итогу инвентаризации в адрес администрации 04.07.2023 был направлен Перечень движимого и недвижимого имущества, а также иного имущества (исх. № 11-17/7670 от 04.07.2023).

Таким образом, имело место непринятие администрацией надлежащих мер по предоставлению ООО «Водоканал» необходимых документов и информации в порядке, установленном частью 2 статьи 52 Закона о концессионных соглашениях, поскольку в распоряжении администрации имелся весь Перечень движимого и недвижимого имущества, а также иного имущества.

Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 2 статьи 52 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты централизованных систем водоснабжения и водоотведения, уполномоченный муниципальным образованием орган обязан представить в течение 30 календарных дней по запросу лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения, документы и материалы, указанные в пунктах 1, 4-8, 10-14 части 1 статьи 46 Закона о концессионных соглашениях, а также сведения о составе имущества и обеспечить доступ для ознакомления указанного лица со схемой водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, действующим законодательством не установлены основания для отказа уполномоченного органа в предоставлении сведений и параметров, необходимых для подготовки предложения о заключении концессионного соглашения.

При этом решение о возможности или невозможности заключения концессионного соглашения принимается собственником уже после представления инициатором заключения концессионного соглашения предложения о заключении концессии с учетом полной и всесторонней оценки предложения.

Также необходимо отметить, что частью 2 статьи 52 Закона о концессионных соглашениях установлен исчерпывающий перечень информации, который должен быть представлен уполномоченным органом потенциальному инвестору, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, необходимых для подготовки предложения о заключении концессионного соглашения.

Таким образом, по мнению Комиссии, в целях выполнения обязанности, установленной частью 2 статьи 52 Закона о концессионных соглашениях, уполномоченный орган обязан был представить необходимую информацию в объеме и в сроки, установленные частью 2 указанной статьи.

Также Комиссия отмечает, что администрация городского округа Большой Камень не воспользовалась имеющимся у нее правом на ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения, установленного частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В результате анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного в порядке, предусмотренном пунктом 10.7 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 (в редакции от 12.03.2020) (далее-Порядок), установлено следующее.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Продуктовые границы исследуемого товарного рынка - проектирование, создание, реконструкция и ввод в эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры (централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения), а также осуществление холодного водоснабжения и водоотведения, включая водоподготовку, очистку сточных вод на территории муниципального образования городского округа Большой Камень.

Географические границы данного товарного рынка определяются территорией городского округа Большой Камень Приморского края.

Временной интервал исследования – с 01.01.2023 до настоящего времени.

Вследствие действий (бездействия) администрации нарушен порядок, предусмотренный частью 2 статьи 52 Закона о концессионных соглашениях, при рассмотрении запроса ООО «Водоканал» о представлении материалов и документов, необходимых для подготовки предложения о заключении концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора, что ограничило доступ на рынок оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории городского округа Большой Камень и, как следствие, привело к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке, что образует состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При таких данных Комиссия приходит к выводу об имевшем место нарушении администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившемся в нарушении администрацией городского округа Большой Камень порядка, предусмотренного частью 2 статьи 52 Закона о концессионных соглашениях, при рассмотрении запроса ООО «Водоканал» о представлении материалов и документов, необходимых для подготовки предложения о заключении концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора, что ограничило доступ на рынок оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории городского округа Большой Камень и, как следствие, привело к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке, что образует состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Комиссия не усматривает оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Комиссия считает необходимым в целях устранения нарушения антимонопольного законодательства, восстановления прав и законных интересов хозяйствующих субъектов на товарном рынке проектирования, создания, реконструкции и ввода в эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры (централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения), а также осуществления холодного водоснабжения и водоотведения, включая водоподготовку, очистку сточных вод на территории муниципального образования городского округа Большой Камень выдать администрации городского округа Большой Камень обязательное для исполнения предписания.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действии администрации городского округа Большой Камень, выразившегося в нарушении порядка, предусмотренного частью 2 статьи 52 Закона о концессионных соглашениях, при рассмотрении запроса ООО «Водоканал» о представлении материалов и документов, необходимых для подготовки предложения о заключении концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора, что ограничило доступ на рынок оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории городского округа Большой Камень и, как следствие, привело к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

2. Оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не имеется.

3. Выдать администрации городского округа Большой Камень предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем предоставления актуальных сведений ООО «Водоканал», необходимых для подготовки предложения о заключении концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора, в порядке, установленном частью 2 статьи 52 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

4. Передать материалы должностному лицу Приморского УФАС России
для рассмотрения вопроса о применении мер реагирования в соответствии Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

<...>

 

 

 

Члены Комиссии

 

<...>

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "Водоканал"
ИНН 2503017646, ОГРН 1022500575800
КГУП "Приморский водоканал"
ИНН 2503022413, ОГРН 1042501100267
Администрация ГО Большой Камень
ИНН 2503005665, ОГРН 1022500579750