Решение №025/05/21-136/2020 реклама от 21 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Папиву»

//

 

//

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 025/05/21-136/2020

 

21 апреля 2020 года                                                                            г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы
по
Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России; Управление)
по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии: //. – заместитель руководителя-начальник отдела контроля торгов;

члены Комиссии: //. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы, //. – специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства
и рекламы,
рассмотрев 21.04.2020 дело № 025/05/21-136/2020, возбужденное
в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Папиву»
(ИНН 2543110024; КПП 254301001; ОРГН 1172536009557)
(далее – ООО «Папиву»; Общество),
по факту распространения рекламной информации с признаками нарушения требований Федерального закона
от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителя от ООО «Папиву» по доверенности
от 11.03.2020 //

 

УСТАНОВИЛА:

 

09.01.2020 в Приморское УФАС России поступило обращение // (вх. № 10) в отношении рекламы в магазине «Папиву» деятельность в которой осуществляет ООО «Папиву», расположенном в городе //

При рассмотрении обращения Приморским УФАС России было установлено следующее.

На фасаде здания расположенном по адресу: //, размещена реклама «Партизанского Пивзавода», при этом содержаться признаки нарушения требований статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Поскольку рассматриваемая рекламная информация не содержит указания на конкретные марки алкогольной продукции (пива), то в данном случае имеет место не реклама пива и алкогольной продукции, а рекламируется деятельность «Партизанского Пивзавода» как продавец/производитель алкогольной продукции.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные указанным Федеральным законом
в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также
на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей
или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару,
в отношении рекламы, которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В связи с тем, что рассматриваемая рекламная информация о продавце алкогольной продукции (пива) установлена с использованием технических средств стабильного территориального размещения, а именно: на рекламной конструкции размещенной на внешней стене жилого здания, в котором также располагается магазин «Папиву» «Партизанского Пивзавода», то в данном случае содержатся признаки нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе», реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

В связи с вышеизложенным, Приморским УФАС России в отношении
ООО «Папиву» было вынесено определение о возбуждении дела
№ 025/05/21-136/2020 (исх. № 950/06-2 от 10.02.2020) по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе». Рассмотрение дела было назначено
на 04.03.2020.

В связи с отсутствием в день рассмотрения дела № 025/05/21-136/2020 законного представителя ООО «Папиву» либо иного уполномоченного лица,
а также непредставлением в Приморское УФАС России документов, запрошенных вышеуказанным определением, Комиссия определением
об отложении рассмотрения дела (исх. № 1899/06-2 от 12.03.2020) назначила рассмотрение дела на 21.04.2020.

15.04.2020 в Приморское УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Папиву» (вх. № 2998) в которых, Общество сообщило, что установленная на фасаде здания конструкция не является рекламной, а размещена в целях предоставления информации потребителю о месте нахождения Общества
и профиле ее деятельности.

Согласно Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58
«О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами
ФЗ «О рекламе», следует исходить из того, что не может быть квалифицированна в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещаются в силу обычая делового оборота.

Общество, ссылаясь на пункт 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства
о рекламе», статью
495 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 11 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», статью 18 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», статьи 9, 10 Закона «О защите прав потребителей», пункта 16 статьи 2, частью 5 статьи 18 Федерального закона «О лотереях», статьи 92 Федерального закона «Об акционерных обществах», статьи  27 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» пояснило, что сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака. Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.

Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться
в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

Также Общество пояснило, что указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации магазина
для потребителей и не является рекламой.

21.04.2020 на заседании Комиссии прибыл //. представитель
по доверенности от 11.03.2020 на представление интересов ООО «Папиву»
при рассмотрении дел по признакам нарушения ФЗ «О рекламе».

// поддержал пояснения, представленные ранее в письменном виде в Приморское УФАС России, а также пояснил, что пивная продукция, реализуемая в магазине «Папиву» осуществляется только «Партизанского пивзавода» с максимальным содержанием алкоголя которого, составляет не выше 4,5 % оборота этилового спирта.

При этом отметил, что ООО «Папиву» заключило договор со сторонней организацией на согласование конструкции расположенной на внешней стене жилого дома по улице Марины Расковой, д. 2, в городе Владивостоке.

Также пояснил, что с начала февраля содержательная часть на конструкции ими снята с внешней стены жилого дома.

Однако документов, подтверждающих отсутствие рекламной информации на конструкции по улице //
в Приморское УФАС России не было представлено.

Представитель Бобриков А.О. в день рассмотрения дела представил Комиссии копию договора № 423/0212-1 от 12.02.2020 заключенного с ООО «РА «Нью Тон» об оказании услуг по согласованию дизайн-проектов размещения вывесок и разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Изучив документы, имеющиеся в материалах дела Комиссия установила, что на фото №6, содержащихся в материалах дела, на фасаде жилого дома по // имеется надпись «Пиво, сваренное сегодня!» и указано «84р/л цена завода», также изображен грузовик марки «Зил» с прицепом железной бочки на которой размещена надпись «Пиво». Кроме того на рекламной информации размещена надпись «Партизанский пивзавод».

Указанную информацию Комиссия расценивает как рекламу алкогольной продукции.

Кроме того, на фото № 8 видно, что алкогольная продукция доступна
к продаже, в магазине «Папиву» «Партизанский пивзавод», расположенном в этом же жилом доме.

Комиссия отмечает, что приведенные ссылки на статьи действующего законодательства Российской Федерации, указанные в письменных пояснениях ООО «Папиву» от 15.04.2020, относятся к содержанию и понятию вывески магазина, на которое действительно не распространяется ФЗ «О рекламе», однако в деле № 025/05/21-136/2020 рассматривается рекламная конструкция расположенная на внешней стене жилого дома с рекламной информацией продажи алкогольной продукции.

В связи с вышеизложенным, статьи действующего законодательства указанные в письменных пояснениях ООО «Папиву» не относятся
к рассматриваемому делу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме
и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц
и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания   к которым направлена реклама.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;

Комиссией установлено, что рекламораспространителем – является
ООО «Папиву» в интересах которого, распространяется информация. Данный вывод сделан Комиссией из содержательной части распространяемой рекламы.

Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что фотографии № 4, № 5, № 6, № 7, № 8 были сделаны специалистами Приморского УФАС России 04.02.2020 и зафиксированы Актом фиксации размещенной информации, в связи с этим, Комиссия относится к доводу представителя Общества о том, что в начале февраля 2020 года панно, размещенное на внешней стене жилого дома по адресу // было ими самостоятельно удалено - критически.

Также Комиссией установлено, что договор по согласованию и размещению вывесок на установку и эксплуатацию рекламных конструкций был заключен только 12.02.2020, вместе с тем, как следует из материалов дела, а именно: обращения Волкова В.Е., рекламная конструкция с содержанием алкогольной продукции была размещена раньше заключенного договора.

В определении о возбуждении дела № 025/05/21-136/2020  (исх. № 950/06-2) и определении об отложении дела (исх. № 1899/06-2 от 12.03.2020) Приморское УФАС России запросило у Общества предоставить информацию о согласовании размещения рассматриваемой информации с Администрацией города Владивостока и с собственниками многоквартирного дома.

Документов в материалы дела № 025/05/21-136/2020 в обосновании законности размещения рекламной конструкции ООО «Папиву» - не представило.

На основании пункта 5.8 части 5 статьи 19 ФЗ «О рекламе» органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.

Рекламные конструкции размещаются на территории муниципальных районов или городских округов на основании специальной схемы, которая согласовывается в установленном порядке.

В связи с этим, Комиссия считает, необходимым направить материалы дела в Администрации города Владивостока для рассмотрения вопроса законности размещения рекламной информации.

Согласно пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе», реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

Комиссия, оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, признает их достаточными для квалификации спорной информации в качестве ненадлежащей рекламы.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ
«О рекламе», в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Приказ ФАС России от 23.11.2012 № 711/12), а также руководствуясь Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508.

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ООО «Папиву» на внешней стене жилого дома по адресу: //, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21
ФЗ «О рекламе».

2. Выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении
ООО «Папиву» нарушения требований пункта 5 части 2 статьи 21
ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 08.05.2020.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                     //

 

Члены Комиссии                                                                                  //

                                                                                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны