Постановление №492/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 025/04/14.33-1268/2022 о назначении ... от 25 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Уссурнефтепродукт»

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу № 025/04/14.33-1268/2022 о назначении административного наказания

 

13 января 2023 года г. Владивосток

11 часов 15 минут

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) <...>, рассмотрев 13.01.2023 протокол и материалы дела № 025/04/14.33-1268/2022 об административном правонарушении, в отношении должностного лица ООО «Уссурнефтепродукт» (ОГРН 1032500859995, дата присвоения ОГРН 04.06.2003, ИНН 2511044682, КПП 251101001) – директора  по факту нарушения части 1 статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

По результатам рассмотрения дела № 025/01/14.4-582/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного Приморским УФАС России в отношении ООО «Уссурнефтепродукт», Комиссия Приморского УФАС России по рассмотрению дела № 025/01/14.4-582/2021 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) признала факт нарушения ООО «Уссурнефтепродукт» части 1 статьи 14.4 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительного права на товарные знаки по свидетельству № 796519 и № 796522.

30.04.2021 в Приморское УФАС России поступило заявление ООО «НК Уссури» (вх. № 3266) о нарушении ООО «Уссурнефтепродукт» антимонопольного законодательства, выразившегося в недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг, путем регистрации права на товарный знак по свидетельству № 796519 и № 796522 от 08.02.2021.

Приморским УФАС России приказом от 18.05.2021 № 31 возбуждено дело № 025/01/14.4-582/2021 в отношении ООО «Уссурнефтепродукт» по признакам нарушения статьи 14.4 ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела № 025/01/14.4-582/2021 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

В рамках рассмотрения дела рассматривались следующие логотипы и товарные знаки:

 

 

 

товарный знак по свидетельству № 796519

принадлежащий

ООО «Уссурнефтепродукт»

товарный знак по свидетельству № 796522

принадлежащий

ООО «Уссурнефтепродукт»

логотип используемый

ООО «НК Уссури»

ООО «НК Уссури» занимается оптовой, розничной торговлей моторным топливом. В начале 2007 года общество начало строить свою первую автозаправочную станцию. 02.02.2007 ООО «НК Уссури» обратилось в ООО «Смайл» с техническим заданием о разработке логотипа. 12.02.2007 логотип в виде расположенных рядом тигренка и надписи «НК УССУРИ», являющейся отдельным элементом (частью) фирменного наименования ООО «НК Уссури», был разработан и передан ООО «НК Уссури». Автозаправочная станция была оформлена с использованием указанного логотипа и введена в эксплуатацию 26.12.2008.

С указанного времени логотип в виде тигренка и надписи «НК УССУРИ», выполненный с использованием желтого, оранжевого, черного
и белого цветов, постоянно используется ООО «НК Уссури» на своих автозаправочных станциях. Указанное обозначение выполнено крупно
и размещено на автозаправочных станциях таким образом, чтобы быть видным издалека.

Фактически логотип используется ООО «НК Уссури» для индивидуализации принадлежащих ему автозаправочных станций и является его коммерческим обозначением.

Начиная с 2010 года, ООО «НК Уссури» разрешало своим партнерам использовать указанный логотип.

09.10.2019 ООО «НК Уссури» обратилось в Федеральный институт промышленной собственности (далее - ФИПС) с заявкой на государственную регистрацию указанного выше обозначения в качестве товарного знака (регистрационный № 2019750549).

23.11.2020 ООО «НК Уссури» было отказано в регистрации товарного знака по следующим основаниям.

ООО «Уссурнефтепродукт» 12.03.2020 обратилось в ФИПС с двумя заявками на государственную регистрацию в качестве товарного знака обозначения в виде тигренка с надписью «УССУРНЕФТЕПРОДУКТ», выполненных с использованием зеленого и черного цветов (регистрационный № 2020712262) и тигренка без надписей, выполненного с использованием оранжевого, желтого, белого и черного цветов (регистрационный № 2020712265).

При этом тигренок из заявки № 2020712265 идентичен тигренку, используемому ООО «НК Уссури», а тигренок из заявки № 2020712262 идентичен по форме.

Комиссия отметила, что полосы тигренка на всех изображениях при их наложении практически совпадают.

Также ООО «Уссурнефтепродукт» обратилось в ФИПС с обращением, в котором просило отказать в регистрации товарного знака по заявке ООО «НК Уссури».

В обращении ООО «Уссурнефтепродукт» указывало сведения о том,
что именно ООО «Уссурнефтепродукт» разработало в 2013 году указанное коммерческое обозначение для сети своих автозаправочных станций. В его основу по версии ООО «Уссурнефтепродукт» лег используемый ООО «Уссурнефтепродукт» с 2009 года логотип «Тигренок».

Комиссия отметила, что в материалы дела не представлены документы
по разработке логотипа для ООО «Уссурнефтепродукт». На заседании Комиссии представитель общества сообщил, что логотип был нарисован директором и набросков (эскизов) не сохранилось.

ООО «Уссурнефтепродукт» указало, что коммерческое обозначение
в едином стиле ребрендинга «НК УССУРИ» с изображением «Тигренок» принадлежит именно ему и ассоциируется у потребителя именно
с компанией ООО «Уссурнефтепродукт», а АЗС сети «НК УССУРИ» - это компания ООО «Уссурнефтепродукт».

ООО «НК Уссури» в ФИПС были направлены пояснения по поводу обращения ООО «Уссурнефтепродукт», но ООО «НК Уссури» было отказано в регистрации товарного знака, поскольку заявленное обществом обозначение воспроизводит обозначение, используемое ООО «Уссурнефтепродукт» для индивидуализации товаров и услуг, однородных заявленным (решение от 23.11.2020).

08.02.2021 товарные знаки по заявкам ООО «Уссурнефтепродукт» были зарегистрированы.

24.03.2020 за исх. № 302 ООО «Уссурнефтепродукт» направило в адреса
ООО «НТС-Уссури», ООО «ТК-Примнефть», ООО «Гарант-1», ООО «Гарант-11» (две компании), ООО «НК-Уссури» (две компании), ООО «Гранд-сервис-плюс», ООО «Гарант-2», ООО «Гарант-3» требование о прекращении незаконного использования товарного знака «Тигренок» (цвета: оранжевый, желтый, белый, черный).

Комиссией установлено, что ООО «Уссурнефтепродукт» использует рассматриваемое изображение не только при оформлении автозаправочных станций, но и при оформлении деловых писем, печати компании, топливных и дисконтных картах.

В целях исследования (установление фактических конкурентных отношений между ООО «НК Уссури» и ООО «Уссурнефтепродукт»), временным интервалом исследования определен период с 01.01.2020 до 15.10.2021.

Определение продуктовых границ товарного рынка производилось исходя из предмета договоров, представленных сторонами в рамках рассмотрения дела.

В рамках проводимого исследования установлено, что ООО «НК Уссури» и ООО «Уссурнефтепродукт» осуществляют деятельность по сдаче в аренду автозаправочных станций с целью использования их арендаторами для организации розничной торговли автомобильным топливом с комплексом дополнительных сопутствующих услуг (по усмотрению арендаторов).
На всех АЗС как ООО «НК Уссури», так и ООО «Уссурнефтепродукт» в целях индивидуализации объектов использовалось:

- коммерческое обозначение «НК Уссури» (до февраля 2021 года на АЗС как ООО «НК «Уссури», так и ООО «Уссурнефтепродукт»; с февраля 2021 года только на АЗС ООО «НК Уссури»);

- логотип с «Тигренок в круге» (в 2019-2021 гг. на АЗС ООО «НК Уссури» и ООО «Уссурнефтепродукт»).

Исходя из цели исследования - установление фактических конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами ООО «НК Уссури» и ООО «Уссурнефтепродукт» на рынке обращения товара, в отношении которого(ой) поданы в антимонопольный орган заявление, материалы, продуктовыми границами рынка определены как услуги аренды АЗС, на которых в целях индивидуализации размещен логотип «Тигренок в круге».

При определении географических границ принимались во внимание границы территорий, на которой имеет право осуществлять деятельность ООО «НК Уссури» и на которых рассматриваемыми действиями ООО «Уссурнефтепродукт» причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред деловой репутации ООО «НК Уссури».

Принимая во внимание границы территорий, на которой ООО «НК Уссури» и ООО «Уссурнефтепродукт» фактически конкурировали при осуществлении деятельности географические границы рынка определяются территорией Уссурийского городского округа.

Аналитический отчёт об исследовании рынка в рамках дела
№ 025/01/14.4-582/2021 о нарушении антимонопольного законодательства подготовлен 10.12.2021 и приобщен к материалам дела.

Таким образом, ООО «Уссурнефтепродукт» и ООО «НК Уссури» являются хозяйствующими субъектами конкурентами на территории Уссурийского городского округа, осуществляющими коммерческую деятельность по оказанию услуги аренды АЗС.

ООО «Уссурнефтепродукт» не согласно с вменяемым нарушением. Письменные позиции приобщены к материалам дела.

ООО «Уссурнефтепродукт» в материалы дела представлены паспорта ребрендинга 2013 года. Паспорта содержат визуализацию АЗС с использованием изображения тигренка выполненного с использованием оранжевого, желтого, белого и черного цветов. Так же на фризах нависной группы используется наименование «НК Уссури».

Комиссия отметила, что представленные паспорта подтверждают факт использования в ребрендинге изображение тигренка и наименование «НК Уссури», но не факт разработки самого изображения тигренка.

Представленные в материалы дела договора, датированные 2013 годом
и 2014 годом, новостные статьи 2014 года, 2015 года так же не устанавливают факт разработки изображения тигренка, а подтверждают факт изготовления конструкций и предметов, в том числе с использованием изображения тигренка.

Сама регистрация товарных знаков со стороны ООО «Уссурнефтепродукт» не может считаться добросовестной в силу следующего.

В момент, когда ООО «Уссурнефтепродукт» подало заявку на регистрацию рассматриваемых товарных знаков на рынке не только существовало планируемое к регистрации обозначение, но и активно вводилась в гражданский оборот ООО «НК Уссури».

Таким образом, ООО «Уссурнефтепродукт», приняв решение о регистрации товарного знака, использовало не новое обозначение (изображение),
а заимствовало обозначение (изображение), которое уже было введено хозяйствующим субъектом-конкурентом. Такое поведение на рынке не может быть расценено как добросовестное.

Комиссия отметила, что ООО «Уссурнефтепродукт» после регистрации товарного знака предприняло действия, направленные на пресечение использования рассматриваемого обозначения.

Такие действия направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, поскольку ООО «Уссурнефтепродукт» имело возможность не вкладывать материальные ресурсы в разработку собственного обозначения (изображения) и пользоваться результатами деятельности, созданными другим юридическим лицом.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на недобросовестную конкуренцию.

Согласно статье 10 bis Парижской Конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

Согласно пункту 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с частью 1 статьей 14.4 ФЗ «О защите конкуренции»
не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением
и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

Таким образом, рассмотрев заявление ООО «НК Уссури» и имеющиеся
в распоряжении Приморского УФАС России материалы, управление пришло
к выводу о наличии в действиях ООО «Уссурнефтепродукт» нарушения части 1 статьи 14.4 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительного права на товарные знаки по свидетельству
по свидетельству
№ 796519 и № 796522 о чем 22.12.2021.

Согласно пункту 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных (в том числе) статьей 14.33 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции» решение по делу
о нарушении антимонопольного законодательства, принятое комиссией, подлежит оглашению по окончанию рассмотрения дела. При этом может оглашаться только его резолютивная часть. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

ФЗ «О защите конкуренции» не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата, нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).

В соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ и частью 2 статьи 14.3 КоАП РФ, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей;
на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Директор ООО «Уссурнефтепродукт»  является должностным лицом, ненадлежащее исполнение которым должностных обязанностей единоличного исполнительного органа указанного общества, привело к совершению административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

В связи с вышеизложенным Приморским УФАС России было изготовлено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 025/04/14.33-1268/2022 (исх. от 13.12.2022 № 8908/22). Определение было направлено в адрес <...> посредством почты, электронной почты.

29.12.2022 на составление и подписание протокола об административном правонарушении <...> не явился.

Установлено, что в Приморское УФАС России поступили возражения по делу вх. № 10027-ЭП/22 от 29.12.2022. возражения так же содержат ходатайство о приостановлении производства по делу.

Из системного толкования («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года», утвержденный постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009) статей 23.1, 28.2, 28.3, 29.1 и части 6 статьи 29.7 КоАП РФ следует, что КоАП РФ не предусматривает возможности обсуждения ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.

Таким образом, удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, недопустимо.

В случае заявления такого ходатайства при составлении протокола об административном правонарушении должностное лицо, возбудившее дело об административном правонарушении, должно занести его в протокол об административном правонарушении, который должен быть направлен на рассмотрение.

Датой совершения административного правонарушения следует считать 08.02.2021 (дата регистрации товарных знаков).

Местом совершения правонарушения следует считать г. Уссурийск.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (в том числе его защитник/представитель) вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а также пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением Приморского УФАС России от 29.12.2022 (исх. № 9351/22)
на рассмотрение дела об административном правонарушении определено явиться 13.01.2023.

В указанную дату и время <...> либо представитель не явился.

Установлено, что 13.01.2023 от <...> поступили возражения, которые содержат доводы о несогласии с составленным протоколом.

Решение Комиссии по делу № 025/01/14.4-582/2021 в настоящее время обжалуется обществом в судебном порядке (№ СИП-837/2021).

В удовлетворении заявленного ходатайства <...> о приостановлении производства по делу отказываю, в связи с ограниченными сроками рассмотрения дела об административном правонарушении.

Статьей 3.1 КоАП РФ определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Смягчающих административную ответственность <...> за совершенное административное правонарушение не установлено.

Малозначительность в совершенном <...> административном правонарушении не установлена. Таким образом, основания для освобождения <...> от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.3, 14.33, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать должностное лицо ООО «Уссурнефтепродукт» (ОГРН 1032500859995, дата присвоения ОГРН 04.06.2003, ИНН 2511044682, КПП 251101001) – директора <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительного права на товарные знаки по свидетельству № 796519 и № 796522, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 (двенадцать тысяч) рублей.

Уникальный идентификатор начисления (УИН)

16100500000001581076

Код бюджетной классификации

16111601141010033140

ОКТМО

05701000

Получатель платежа

УФК по Приморскому краю (Приморское УФАС России)

ИНН

2540017193

КПП

254001001

Расчетный счет

03100643000000012000

Корреспондентский счет

40102810545370000012

БИК

010507002

Банк

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ// УФК по Приморскому краю, г. Владивосток

В платежном документе обязательно указывать «УИН», «Код бюджетной классификации» и код «ОКТМО». В случае необходимости оплаты более одного штрафа, обязательно оплачивать каждый штраф отдельным платежным документом. Штраф, наложенный на физическое лицо, должен быть оплачен именно данным физическим лицом. При несоблюдении указанных условий не гарантируется квитирование платежа в «Государственной информационной системе государственных и муниципальных платежей» (ГИС ГМП), что повлечет за собой отражение штрафа в системе «ГосУслуги» как неоплаченного, возможные проблемы при прохождении пограничного контроля при выезде за пределы Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в надлежащий срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Руководитель 

 

2023-516

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны