Постановление №6958/06 Дело № 025/04/19.8-396/2019 об административном правонарушен... от 25 июля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Генеральному директору                    ПАО «Владивостокский морской торговый порт»

<...>

ул. Стрельникова, 9, г. Владивосток,  690065.

e-mail: vmtp@fesco.com

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 025/04/19.8-396/2019

 

«22» июля 2019 года

                                         г. Владивосток

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю  <...>, рассмотрев 22.07.2019 протокол от 04.07.2019 № 025/04/19.8-396/2019 об административном правонарушении и материалы дела № 025/04/19.8-396/2019 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), возбужденного в отношении юридического лица – ПАО «Владивостокский морской торговый порт» (далее – ПАО «ВМТП»; Общество),

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России; Управление) в рамках возбужденного в отношении ПАО «ВМТП» дела об административном правонарушении № 66А/06-2018 (далее – Дело № 66А/06-2018) сообщило Обществу о необходимости предоставления сведений (в виде таблицы) о выручке Общества за 2016 год от всех видов хозяйственной деятельности, осуществляемых Обществом в границах собственного терминала на территории морского порта Владивосток (далее – Сведения о выручке).

Требование о предоставлении Сведений о выручке было указано в:

- определении от 15.03.2019 об отложении Дела № 66А/06-2018 (исх. № 2401/06 от 21.03.2019; далее – Определение от 15.03.2019);

- определении от 10.04.2019 об отложении Дела № 66А/06-2018 (исх. № 2981/06 от 10.04.2019; далее – Определение от 10.04.2019);

- определении от 07.05.2019 об отложении Дела № 66А/06-2018 (исх. № 3804/06 от 08.05.2019; далее – Определение от 07.05.2019).

Указанные сведения не были предоставлены Обществом.

В частности, на Определение от 15.03.2019, в котором был указано о необходимости представить Сведения о выручке в срок до 08.04.2019, Общество направило ходатайство (исх. № ЮД-328 от 08.04.2019) с просьбой предоставить дополнительное время для представления таких сведений (сославшись на то, что время для исполнения требования Определения от 15.03.2019 совпало с периодом подготовки и направления в Федеральную налоговую службы бухгалтерской отчётности, что не позволило своевременно провести аналитическую работу по документам первичного бухгалтерского учёта за 2016 год).

Одновременно в указанном ходатайстве ПАО «ВМТП» попросило отложить рассмотрение Дела № 66А/06-2018 «на любую удобную для антимонопольного органа дату после 20.04.2019».

В связи с этим Определением от 10.04.2019 рассмотрение Дела № 66А/06-2018 было отложено до 29.04.2019, а конечным сроком предоставления Сведений о выручке являлось 26.04.2019.

На Определение от 10.04.2019 Общество также направило ходатайство  (исх. № ЮД-389 от 29.04.2019) с просьбой предоставить дополнительное время для представления Сведений о выручке (сославшись на незаконченную до настоящего времени обработку первичных документов бухгалтерского учёта за 2016 год, а также незаконченный анализ бухгалтерских документов для определения выручки по отдельным видам деятельности Общества).

В указанном ходатайстве ПАО «ВМТП» также попросило отложить рассмотрение Дела № 66А/06-2018 «на любую удобную для антимонопольного органа дату после 17.05.2019».

В связи с этим Определением от 07.05.2019 рассмотрение Дела № 66А/06-2018 было отложено до 10.06.2019, а конечным сроком предоставления Сведений о выручке являлось 05.06.2019.

Согласно карточке-уведомлению ФГУП «Почта России», почтовое отправление № 69009035524522, которым в адрес ПАО «ВМТП» был направлено заказное письмо с исх. № 3804/06 (Определение от 07.05.2019), было получено Обществом 16.05.2019.

Однако ни к 05.06.2019, ни на дату рассмотрения Дела № 66А/06-2018 (10.06.2019) Сведения о выручке ПАО «ВМТП» в Управление не поступили.

Таким образом, ПАО «ВМТП» не представило Сведения о выручке, запрошенные Приморским УФАС России как Определением от 07.05.2019, так и Определениями от 15.03.2019 и от 10.04.2019.

В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в территориальный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в территориальный антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

В связи с изложенным, 13.06.2019 должностным лицом Приморского УФАС России было вынесено определение (исх. № 4808/06) о возбуждении в отношении ПАО «ВМТП» дела об административном правонарушении № 025/04/19.8-396/2019 и проведении административного расследования, в котором Управление запросило у Общества письменное объяснение по существу вменяемого правонарушения, а также непосредственно Сведения о выручке.

04.07.2019 в отношении юридического лица – ПАО «ВМТП» был составлен протокол № 025/04/19.8-396 об административном правонарушении (исх. № 5579/06) в присутствии защитников Общества – <...>, <...> и <...> на основании общих доверенностей (от 01.01.2019 № 24, от 26.06.2019 № 197 и от 01.01.2019 № 15 соответственно) с правом участвовать от имени и в интересах Общества в (в том числе) производствах по делам об административных правонарушениях.

До составления указанного протокола в Управление от ПАО «ВМТП» поступило (вх. № 4974 от 19.06.2019) сопроводительное письмо (исх. № ЮД-574 от 18.06.2019) с приложением Сведений о выручке в виде справки от 18.06.2019 (исх. № б/н) о выручке ПАО «ВМТП» за 2016 год от всех видов хозяйственной деятельности, осуществляемых Обществом в границах собственного терминала на территории морского порта Владивосток, что свидетельствует об исполнении Обществом к 19.06.2019 требований о предоставлении антимонопольному органу запрошенных сведений, которые были указаны Управлением в Определениях от 15.03.2019, от 10.04.2019 и от 07.05.2019.

02.07.2019 (вх. № 5388) в Приморское УФАС России  поступили письменные пояснения ПАО «ВМТП» (исх. № ЮД-605 от 28.06.2019) по делу об административном правонарушении, в которых последнее сообщило о несогласии с вменяемым правонарушением по причине отсутствия субъективной стороны вменяемого правонарушения, также Общество просило объявить ему предупреждение в качестве меры административной ответственности по делу об административной ответственности № 025/04/19.8-396/2019.

Присутствующие при составлении протокола № 025/04/19.8-396 об административном правонарушении защитники в ходе составления указанного протокола также сообщили о несогласии Общества с вменяемым правонарушением, сославшись на ранее предоставленные письменные пояснения.

Определением от 08.07.2019 (исх. № 5702/06 от 09.07.2019) о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении  № 025/04/19.8-366/2019 Управление уведомило ПАО «ВМТП» о месте и времени рассмотрения дела (22.07.2019 в 15.30).

Указанное определение было получено ПАО «ВМТП» 12.07.2019, что подтверждается карточкой-уведомлением о вручении почтового отправления с почтовым идентификатором 6900903779153 (вручение заказного письма с исх. № 5702/06).  

Законный представитель ПАО «ВМТП» на рассмотрение дела об административном правонарушении № 025/04/19.8-396/2019 не прибыл. Интересы Общества при рассмотрении настоящего дела представлял защитник – <...> на основании общей доверенности от 26.06.2019 № 197 на представление интересов ПАО «ВМТП» при (в том числе) производствах по делам об административных правонарушениях.   

Присутствующий защитник с вменяемым Обществу правонарушением не согласился, в ходе рассмотрения дела пояснил следующее.

Общество не обязано вести бухгалтерский учёт в разрезе по всем осуществляемым Обществом видам деятельности. По этой причине законный представитель ПАО «ВМТП» неоднократно направлял ходатайства (исх. № ЮД-328 от 08.04.2019; исх. № ЮД-389 от 29.04.2019) с просьбой об отложении рассмотрения дела по причине элементарного отсутствия в распоряжении бухгалтерии Общества запрошенных сведений, требующих масштабный анализ всех осуществляемых Обществом за 2016 год хозяйственных операций с произведением арифметических расчётов.

Также защитник указал, что запрашиваемую информацию о выручке Общества антимонопольный орган мог истребовать в иных государственных органах, в частности в Федеральной службе государственной статистики, а также в Федеральной налоговой службе.  

В частности, защитник сослался на пункт 107 Перечня документов и/или информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 724-р, согласно которому сведения из бухгалтерской (финансовой) отчётности организации контролирующий орган обязан получать в органах Росстата.

Также защитник пояснил, что у ПАО «ВМТП» не имелось объективной возможности соблюдения установленного срока предоставления запрошенных сведений, поскольку Общество ими не обладало и обладать в силу норм закона о бухгалтерском учёте не было обязано, однако Обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требования о предоставлении сведений и по окончанию формирования справки о выручке за 2016 год в адрес Приморского УФАС России сопроводительным письмом  (исх. № ЮД-574 от 18.06.2019) были направлены необходимые сведения.

В связи с этим, как указал присутствующий защитник, Общество считает, что в его действиях по несвоевременному предоставлению запрошенных сведений отсутствует субъективная сторона вменяемого правонарушения в виде вины.

Кроме того, по мнению защитника, в распоряжении Управления уже имеются запрошенные в рамках дела № 23/06-2017 о нарушении антимонопольного законодательства сведения о выручке Общества за 2016 год, предоставленные Обществом с письмом от 16.03.2019 (исх. № 5) в ответ на требование Управления, указанное в определении от 01.03.2018 об отложении рассмотрения вышеуказанного дела (исх. № 1778/06-2 от 05.03.2018).

Между тем как в соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите  прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», при проведении проверки должностные лица (в том числе) органа государственного контроля не вправе требовать от (в том числе)  юридического лица представления документов и/или информации, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов.

Также присутствующий защитник пояснил, что в случае рассматриваемого дела не идёт речь о каких-либо умышлено виновных действиях Общества по несвоевременному предоставлению запрошенных сведений, о каком-либо размере причинённого вреда или ущерба указанными действиями в материалах дела не содержится, соответственно компенсационный характер санкции определить также не представляется возможным.           

В связи с этим присутствующий защитник на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ заявил устное ходатайство о прекращении возбужденного      в отношении ПАО «ВМТП» дела об административном правонарушении по основанию отсутствия состава административного правонарушения в виде вины.

Рассмотрев доводы защитника ПАО «ВМТП», должностное лицо Управления, рассматривающее дело об административном правонарушении № 025/04/19.8-3662019, не может согласиться с ними в силу следующего.

Во-первых, запрашивая у ПАО «ВМТП» Сведения о выручке Управление не ссылалось на обязанность Общества вести бухгалтерский учёт в разрезе по всем осуществляемым им видам деятельности. Правовым основанием для требования предоставления хозяйствующими субъектами, совершившими действия, признаваемые злоупотреблением своим доминирующим положением и недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, сведений о суммах своей выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, является диспозиция части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, предусматривающая расчёт штрафа за указанные действия в величине, кратной такой выручке.

Общество, но не в лице законного представителя, а в лице Юридического департамента действительно неоднократно заявляло ходатайства (исх. № ЮД-328 от 08.04.2019, исх. № ЮД-389 от 29.04.2019) с просьбой об отложении рассмотрения Дела № 66А/06-2018 для подготовки запрошенных Сведений о выручке.

При этом в ходатайстве от 08.04.2019 Общество попросило отложить рассмотрение Дела № 66А/06-2018 «на любую удобную для антимонопольного органа дату после 20.04.2019» (конечным сроком предоставления сведений являлось 08.04.2019).    

В ходатайстве от 29.04.2019 Общество также попросило отложить рассмотрение Дела № 66А/06-2018 «на любую удобную для антимонопольного органа дату после 17.05.2019» (конечным сроком предоставления сведений являлось 26.04.2019).

Приморским УФАС России вышеуказанные ходатайства были удовлетворены. В связи с этим Определением от 07.05.2019 рассмотрение Дела № 66А/06-2018 было отложено до 10.06.2019, а конечным сроком предоставления Сведений о выручке являлось 05.06.2019.

Однако к 05.06.2019 Сведения о выручке ПАО «ВМТП» за 2016 год в Управление также не поступили.

Вместо этого, 10.06.2019 в Управление от Общества поступило (вх. № 4712) ходатайство об отложении рассмотрения Дела № 66А/06-2018 по причине убытия 10.06.2019 в служебную командировку в г. Хабаровск защитников ПАО «ВМТП» – директора юридического департамента Общества <...> и заместителя директора юридического департамента Общества <...> для участия в судебных заседаниях Арбитражного суда Дальневосточного округа по делам, назначенным к рассмотрению на 11.06.2019.

Несмотря на то, что рассмотрение Дела № 66А/06-2018, назначенного на 11.06.2019, было отложено, тем не менее было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении ввиду отсутствия связи между необходимостью выполнения требования предоставить антимонопольному органу  Сведения о выручке до 05.06.2019 и очередным их непредоставлением с повторной просьбой об отложении рассмотрения Дела № 66А/06-2018, но уже по причине невозможности участия защитников Общества.

Что касается довода о возможности истребования информации о выручке Общества в иных государственных органах, в частности в Федеральной службе государственной статистики, а также в Федеральной налоговой службе, то  сведения о бухгалтерской (финансовой) отчётности ПАО «ВМТП» Управление действительно могло бы  получить в рамках межведомственного взаимодействия в указанных государственных органах.

Однако в рамках Дела № 66А/06-2018 были истребованы сведения о выручке Общества за 2016 год от всех видов хозяйственной деятельности, осуществляемых Обществом в границах собственного терминала на территории морского порта Владивосток. Сведения не общего, а усечённого вида (в границах собственного терминала) не могут быть получены ни в Федеральной службе государственной статистики, ни в органах Федеральной налоговой службы, поскольку такими сведениями может располагать непосредственнo ПАО «ВМТП».

В части довода о том, что ранее вышеуказанные сведения уже запрашивались антимонопольным органом и Общество их предоставляло, то в пункте 2.10 определения от 01.03.2018 об отложении рассмотрения дела № 23/06-2017 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № 1778/06-2 от 05.03.2018) Управление действительно указывало о необходимости предоставления сведений о выручке ПАО «ВМТП» от оказания услуг в границах  морского порта Владивосток.

Письмом от 16.03.2018 (исх. № 5) Финансовый департамент Общества представил информацию в виде таблицы о выручке ПАО «ВМТП» по услугам за 2016 год (6 393 864 000 руб.). Указанная выручка равнозначна выручке,  отражённой в Отчёте о финансовых результатах Общества за период январь-декабрь 2016 года (форма № 071002 по ОКУД), таким образом речь идёт об общей выручке ПАО «ВМТП» (от продажи товаров, продукции, работ услуг) за 2016 год.

Между тем, выручка Общества за 2016 год от произведения работ (оказания услуг), осуществляемых в границах собственного терминала на территории морского порта Владивосток, то есть от оказания услуг, на рынке которых совершено административное правонарушение (используемая при расчёте штрафа по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ), антимонопольным органом при рассмотрении дела № 23/06-2017 о нарушении антимонопольного законодательства не запрашивалась.

Что касается довода о том, что в действиях Общества по несвоевременному предоставлению запрошенных Сведений о выручке отсутствует субъективная сторона вменяемого правонарушения в виде вины, то, согласно положению статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Непосредственно юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Должностным лицом Приморского УФАС России, рассматривающим дело об административном правонарушении № 025/04/19.8-396/2019, не оспаривается факт того, что 19.06.2019 Общество представило Управлению запрашиваемые Сведения о выручке.

Вместе с тем, возможность для соблюдения требований антимонопольного органа о предоставлении Сведений о выручке не к 19.06.2019, а как минимум до 05.06.2019 (учитывая указанную Обществом в своём ходатайстве от 29.04.2019 исх. № ЮД-389 просьбу отложить рассмотрение Дела № 66А/06-2018 «на любую удобную для антимонопольного органа дату после 17.05.2019») у Общества имелась, однако Обществом не были прияты все зависящие от него меры по своевременному соблюдению указанных требований.  

 В связи с этим должностное лицо Приморского УФАС России, рассматривающее дело об административном правонарушении № 025/04/19.8-396/2019, не находит оснований для удовлетворения поступившего ходатайства о   прекращения настоящего дела по основанию отсутствия состава административного правонарушения в виде вины.

Как следует из диспозиции части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, указанной статьей охватываются действия не только в виде непредставления в территориальный антимонопольный орган по его требованию сведений (информации), но и (в том числе) несвоевременное представление таких сведений.

 Соответственно, ПАО «ВМТП», предоставив в Управление запрошенные Определениями от 10.04.2019 и от 07.05.2019 Сведения о выручке только 19.06.2019, а не до 26.04.2019, несвоевременно представило антимонопольному органу запрошенные Сведения о выручке и, таким образом Общество своими действиями совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

Местом совершения административного правонарушения является город Владивосток, а временем совершения административного правонарушения период с 27.04.2019 (день, следующий после истечения указанного в Определении от 10.04.2019 срока для предоставления Сведений о выручке) по 19.06.2019.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность указан в части 1 статьи 4.2 и части 1 статьи 4.3 КоАП РФ соответственно.  

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Общества в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении № 025/04/19.8-396/2019 не установлено. 

При этом должностным лицом Приморского УФАС России, рассматривающим настоящее дело, учтено, что ПАО «ВМТП» ранее не привлекалось к административной ответственности по части 5 статьи 19.8  КоАП РФ. 

Как следует из представленных ПАО «ВМТП» бухгалтерских балансов за 2016 год, за 2017 год, на 30.06.2018, на 30.09.2018, а также отчётов о финансовых результатах за указанные периоды, финансовое положение Общества является устойчивым, имеет место стабильное превышение доходов над расходами, убытки отсутствуют (чистая прибыль по итогам 2016 года составила 2 254 023 000 руб., по итогам 2017 года – 4 391 024 000 руб., за первое полугодие 2018 года – 1 698 439 000 руб., за 9 месяцев 2018 года – 3 349 412 000 руб.).  

С учётом изложенного, размер штрафа определяется должностным лицом Приморского УФАС России, рассматривающим дело об административном правонарушении № 025/04/19.8-396/2019, с учётом характера совершённого правонарушения, имеющихся в материалах сведений о финансовом положении Общества, а также того, что последнее впервые совершило административное правонарушении по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, исходя из приведённого в части 5 указанной статьи КоАП РФ минимальном размера.  

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 2.1, 3.5, частями 1, 3 статьи 4.1, статьей 4.5, частями 2, 4 статьи 14.31, статьями 23.48, 29.7, 29.9, 29.10 и 29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо – ПАО «Владивостокский морской торговый порт» (690065, Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, 9; ОГРН 1022502259625, дата присвоения 14.10.2002; ИНН/КПП 2504000204/254001001) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, выразившегося в несвоевременном представлении в территориальный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, и назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.


В платежном документе в поле «Назначение платежа» перед текстовым указанием назначения платежа обязательно указывать «Код бюджетной классификации» и код «ОКТМО».

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1  статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в надлежащий срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

 

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы

по Приморскому краю

                          

 

 

 

_________________  <...>

            (подпись)                                            

 

 

    

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны