Решение №1158/06-3 Решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении АО «Нахо... от 11 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик

Акционерное общество

«Находкинский морской торговый порт»,

ул. Портовая, 22, г. Находка, 692904

ncsp@nmtport.ru

 

Заявитель

ООО «Порт Ливадия»

ул. Астафьева, д. 13 А, г. Находка, 692920

comport-L@yandex.ru

 

Третье лицо

АО «Корпорация развития Дальнего

Востока»

Океанский пр-т, д. 17,г. Владивосток,

690091

info@erdc.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № 3/06-2018                                                                        г. Владивосток

Резолютивная часть решения объявлена: 25 января 2019 года

Полный текст решения изготовлен: 8 февраля 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дела № 3/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – <...> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля торгов,

члены Комиссии: <...> – главный специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы, <...> – специалист 1 разряда информационно-аналитического отдела,

рассмотрев в заседании «25» января 2019 года дело № 3/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное на основании заявления ООО «Порт Ливадия» (ул. Астафьева, д. 13 А, г. Находка, Приморский край, 692920, ОГРН 1162508050319, ИНН 25081255035; далее – Заявитель) в отношении АО «Находкинский морской торговый порт» (ул. Портовая, 22, г. Находка, Приморский край, 692904, ОГРН 1022500697471, ИНН 2508001449; далее – АО «НМТП»; Общество; Порт) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов ООО «Порт Ливадия» путем установления и взимания экономически необоснованной платы в размере 3600 рублей за транзитное прохождение железнодорожных вагонов, поступающих в адрес Заявителя, по железнодорожным путям необщего пользования Порта № 4 в соответствии с договором от 22.11.2017 № 17-28/ПР, при участии представителей:

от заявителя - ООО «Порт Ливадия»: представитель по доверенности - <...>;

от  ответчика - АО «НМТП»: представитель по доверенности - <...>;

от заинтересованного лица;– АО «Корпорация развития Дальнего Востока» представитель не явился, извещено надлежащим образом.

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России; Управление) рассмотрено заявление, поступившее письмом от 09.01.2018 исх. № 3 (вх. № 217 от 15.01.2018) ООО «Порт Ливадия» на действия АО «НМТП» по установлению необоснованно высокой платы в размере 3600 рублей за транзитное прохождение железнодорожных вагонов, поступающих в адрес Заявителя, по железнодорожным путям необщего пользования Порта № 4 (далее - ж/д пути № 4) в соответствии с договором от 22.11.2017 № 17-28/ПР.

В ходе рассмотрения указанного заявления было установлено, что 22.11.2017 между АО «Находкинский МТП» (Владелец) и ООО «Порт Ливадия» (Контрагент) был подписан договор об эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования № 17-28/ПР (далее- Договор).

Согласно Договору, Владелец, предоставил Контрагенту право транзитного прохождения железнодорожных вагонов, поступающих в адрес ООО «Порт Ливадия» со станции мыс Астафьева по железнодорожному пути необщего пользования № 4 (далее- ж/д путь № 4), до границы, указанной в договоре на железнодорожный путь ООО «Порт Ливадия» г. Находка.

Данный договор с ценой в 3600 рублей за пропуск одного вагона в две стороны по ж/д пути № 4 длиной 512 метров Заявитель был вынужден подписать, так как других подъездных железнодорожных путей к инфраструктуре ООО «Порт Ливадия» не имеется.

Управлением у Общества была запрошена информация и документы, в том числе о расчете платы за пользование подъездными железнодорожными путями необщего пользования за 1 вагон в 2017 году (на основании фактических показателей) и за 2018 год (на основании расчетных показателей).

АО «НМТП» на запрос Управления от 31.01.2018г. № 692/09 сообщило следующее.

АО «НМТП» является оператором морского терминала (ст.4 ФЗ от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ «О морских портах») и владеет объектами инфраструктуры морского порта, в том числе железнодорожными путями необщего пользования, которые, в первую очередь, используются в процессе осуществления перегрузочных операций.

В связи с примыканием к данным объектам инфраструктуры железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих иным хозяйствующим субъектам, Общество в соответствии со ст. 16 ФЗ «О морских портах», ст. 60 Устава железнодорожного транспорта РФ, ст. 14 ФЗ от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» заключает с владельцами путей соответствующие договоры.

В связи с отсутствием иных подъездных железнодорожных путей, примыкающих к используемой Заявителем территории, кроме ж/д путей №4, Заявитель направляет вагоны, следующие в его адрес, через инфраструктуру Общества.

В соответствии с поступившим предложением Заявителя о заключении договора на транзитное прохождение вагонов по путям Общества, между сторонами была оформлена соответствующая сделка - договор №17-28/ПР от 22.11.2017г.

Стоимость использования ж/д путей №4 для пропуска 1 вагона в одну сторону была установлена 04.12.2014 (т.е. цена транзитного прохождения вагонов в две стороны: туда-обратно, составляла 3 600 руб (с НДС) и по настоящее время не изменялась, в том числе и при заключении договора с Заявителем.

По мнению Общества, Заявитель безосновательно указывает на установление Обществом необоснованно высокой платы за транзитное прохождение вагонов. При этом ООО «Порт Ливадия» в течение 2017 года и до момента заключения договора беспрепятственно и в отсутствие оплаты осуществляло использование ж/д путей №4 Общества.

Стоимость использования ж/д путей № 4 не менялась с 2014 года, и при заключении договора №17-28/ПР от 22.11.2017 стороны, используя принципы равенства участников гражданских правоотношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, согласовали соответствующую плату за пользование ж/д путями №4 при транзитном прохождении вагонов Заявителя.

Также Обществом был представлен расчет платы за пользование подъездными железнодорожными путями необщего пользования № 4 за 1 вагон в 2018 году для ООО «Порт Ливадия» (далее - Расчет платы).

При анализе Расчета платы Управлением было установлено, что часть расходов, включенных в тариф для Заявителя, является экономически необоснованной, а именно «дополнительные расходы, связанные с дополнительной перевалкой в связи с заключением договора с ООО "Порт Ливадия» в размере 7881022 рублей.

Из содержания статьи 3 и части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

АО «НМТП» является оператором морского терминала и оказывает услуги в морском порту Находка (в том числе услуги хранения грузов и погрузочно-разгрузочные работы), которые в соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях отнесены к естественно-монопольным видам деятельности.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Заявитель не имеет возможности перевозить вагоны с грузом от станции
мыс Астафьева до территории морского терминала  ООО «Порт Ливадия», минуя ж/д путь № 4, принадлежащий АО «НМТП».

В силу изложенного АО «НМТП» занимает доминирующее положение на рынке услуг в порту (в том числе оказания услуг по предоставлению железнодорожного пути необщего пользования № 4 для транзитного прохождения железнодорожных вагонов, поступающих в адрес ООО «Порт Ливадия» со станции мыс Астафьева на железнодорожный путь ООО «Порт Ливадия»).

С учетом изложенного в действиях АО «НМТП» были усмотрены признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в ущемлении интересов ООО «Порт Ливадия» путем установления и взимания экономически необоснованной платы в размере 3600 рублей за транзитное прохождение железнодорожных вагонов, поступающих в адрес Заявителя, по ж/д путям № 4 в соответствии с договором от 22.11.2017 № 17-28/ПР.

В связи с этим, Управление приказом от 16.04.2018 № 149 возбуждено дело
№ 3/06-2018 о нарушении АО «НМТП» антимонопольного законодательства.

Определением от 27.04.2018 (исх. № 3626/06-3 от 03.05.2018)  назначении дела № 3/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению были запрошены пояснения у АО «НМТП», обосновывающие  правомерность действий Общества.

1.1 В пояснениях АО «НМТП» с приложением копий документов (письмо вх. № 7840 от 07.09.2017), представленных в материалы дела № 3/06-2018, было указано следующее.

Ж/д путь № 4 принадлежит АО «НМТП» на праве собственности, длина составляет 512 м, проходит по тылам причалов № 75-77 морского порта Находка, примыкает к железнодорожным путям необщего пользования № 1-2, принадлежащим до 30.03.2016 - ООО «Коммерческий порт Ливадия» (ИНН 2508060395), с 30.03.2016 - ООО «Рыбопромышленная компания «Посейдон».

Между Обществом и ООО «Коммерческий порт Ливадия» ранее был заключен договор, регулирующий взаимоотношения сторон по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования Общества, который был расторгнут в связи с допущенными ООО «Коммерческий порт Ливадия» злоупотреблениями при использовании пути для отстоя вагонов, а также в связи со сменой законного владельца примыкающих путей необщего пользования.

В феврале 2017 года в адрес Общества поступило обращение ООО «Порт Ливадия» о заключении с ним договора на эксплуатацию ж/д № 4, принадлежащего АО «НМТП», в связи с необходимостью получения и переработки грузов, перевозимых железнодорожным транспортом в адрес ООО «Порт Ливадия».

Морской терминал ООО «Порт Ливадия» ранее занимался перевалкой металлолома, который завозился автотранспортом. Кроме используемого ж/д пути №4 АО «НМТП», ООО «Порт Ливадия» не имеет какой-либо другой железнодорожной инфраструктуры, непосредственно соединяющейся со станцией мыс Астафьева.

ООО «Порт Ливадия» согласовало с ОАО «РЖД» завоз угля на экспорт в количестве 14 вагонов в сутки. При этом, по мнению Порта, фактически групповые отправки в адрес данного оператора составляли по 35 вагонов в сутки.

АО «РЖД», не имея возможности держать груженые вагоны ООО «Порт Ливадия» на станционных путях в ожидании выгрузки у конечного потребителя, расставляло груженые вагоны в максимально возможном количестве (14) на фронт выгрузки Заявителя, а остальные прибывшие вагоны (в количестве 21 вагона) на ж/д пути №4 Общества  в ожидании выгрузки.

Далее, по мере выгрузки вагонов ООО «Порт Ливадия», станционный тепловоз менял местами порожние вагоны с гружеными, оставляя ж/д путь
№ 4 Общества постоянно занятым.

В результате чего ж/д путь № 4 полностью заблокирован подходящими в адрес ООО «Порт Ливадия» вагонами. Что напрямую отразилось на увеличении расходов на перемещение грузов на территории Общества, так как ж/д путь №4 более не участвует в выгрузке, и указанная инфраструктура не работает на пользу АО «НМТП».

Таким образом, в связи с заключением договора с ООО «Порт Ливадия» на пропуск вагонов по ж/д пути № 4, у Общества возникает необходимость производить выгрузку из вагонов на других путях и складировать груз на площадях отдаленных от зоны погрузки груза на судно.

Для подготовки груза к отгрузке Порту необходимо перевезти груз из зоны складирования в зону отгрузки на судно. При этом АО «НМТП» вынуждено осуществлять дополнительную операцию по перевалке грузов по варианту работ «склад-склад» и, соответственно, нести дополнительные расходы.

Перевалка грузов по варианту работ «склад-склад» в 2017 году составила 709 791 тонн, 2016 году - 519 867 тонн. В 2017 году рост перевалки грузов по варианту работ «склад-склад» составил 36,5% по отношению к 2016 году.

Учитывая, что объем грузов, принадлежащих ООО «Порт Ливадия», пропущенных в 2017 году по ж/д пути необщего пользования №4, составляет 25,2% от общего объема угля, перегруженного по варианту «склад-склад», в расходную часть платы за транзитное прохождение вагонов включены дополнительные затраты в размере 25,2 % от общего размера затрат, понесенных по данному виду работ в 2017 году.

С учетом изложенного Порт отмечает, что, в связи с увеличением вагонооборота ООО «Порт Ливадия», АО «НМТП» не может эксплуатировать ж/д пути № 4, поскольку станция назначения мыс Астафьева держит в резерве ж/д пути № 4 для транзита вагонов в ООО «Порт Ливадия», либо занимает указанные пути под простой порожних вагонов Заявителя.

1.2 Также Портом была представлена переписка о согласовании договорных условий транзитного прохождения вагонов, поступающих в адрес Заявителя.

1.3 АО «НМТП» представлен в материалы дела отчет ООО «Дальневосточное агентство оценки имущества» № 104/18 от 13.07.2018 «По определению рыночной стоимости ставки за транзитное прохождение 1 вагона по пути необщего пользования № 4, принадлежащего на праве собственности АО «НМТП».

Общество указывает, что согласно Отчета профессионального оценщика, рыночная стоимость транзитного прохождения одного вагона по ж/д пути №4 АО «НМТП» составляет 1 607 руб. (в одну сторону).

Указанное, по мнению Общества, подтверждает экономическую обоснованность применяемого тарифа по Договору за транзитное прохождение 1 вагона по ж/д пути №4, принадлежащего на праве собственности АО «НМТП».

2.1 ООО «Порт Ливадия» были представлены пояснения, в которых было указано, что Заявитель неоднократно обращался в АО «НМТП» в течении 2017 года с предложением согласовать стоимость платы по Договору не ущемляющие интересы ООО «Порт Ливадия» ввиду ее высокой стоимости, в том числе по сравнению с аналогичной услугой, оказываемой ОАО «РЖД» на подъездных путях необщего пользования.

ООО «Порт Ливадия» была представлена переписка о согласовании договорных условий транзитного прохождения вагонов, поступающих в адрес Заявителя.

2.2 ООО «Порт Ливадия» были представлены пояснения, в которых было указано, что Заявителем была запрошена информация у начальника станции Мыс Астафьева Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» с просьбой разъяснить о производстве дополнительных маневровых операций (уборка/постановка) вагонов с ж/д пути №4, поступивших в адрес АО «НМТП», а также дополнительной оплаты маневровых работ за счёт АО «НМТП».

Письмом (от 10.05.2018 год № 74 на № б/н от 08.05.18) начальником станции Мыс Астафьева ДВЖД ( филиала ОАО «РЖД), Заявителю было разъяснено, что дополнительные маневровые операции вагонов с жд пути № 4, поступивших в адрес АО «НМТП», не производились.

2.3 Также Заявитель представил возражения по доводам Общества о том, что в связи с заключением Договора между АО «НМТП» и ООО «Порт Ливадия», у Порта возникает необходимость производить выгрузку из вагонов на других путях в связи с дополнительными операциями по перевалке грузов по варианту работ «склад-склад».

При этом Заявитель пояснил, что, согласно схеме складирования и перевозки угля 76-78 причалов, ж/д путь № 4 расположен в тыловой части 76-78 причалов и какого либо влияния на внутри складское перемещение грузов, маневровые работы на ж/д пути № 4, на процесс перемещения грузов - автомобильным транспортом, перегрузочными механизмами - не оказывает, соответственно нет необходимости, производить выгрузку из вагонов на других путях и складировать груз на площадях, отдаленных от зоны погрузки на судно.

Кроме того, в ответе от начальника железнодорожной станции Мыс Астафьева ОАО «РЖД» указано, что дополнительные маневровые операции вагонов с ж/д пути № 4, поступивших в адрес АО «НМТП», не производятся, соответственно необходимость выгружать на других путях вагоны, поступающие на ж/д путь №4, отсутствует.

По мнению Заявителя, увеличение объемов выгрузки угля на других железнодорожных путях необщего пользования АО «НМТП» производиться только с целью увеличения общего грузооборота, так как привлекаются к выгрузке еще дополнительные фронты выгрузок.

При организации единого транспортного процесса для тыловой части зоны причалов 76-78(АО «НМТП)» и 79 (ООО «Порт Ливадия»), какого-либо приоритета между компаниями ОАО РЖД не предоставляет, т.к. будут ущемлены интересы хозяйствующих субъектов. Соответственно выводы о том, что ж/д путь № 4 не участвует в выгрузке, а отстроенная инфраструктура не работает на пользу АО «НМТП», не имеет оснований, что подтверждается в том числе, и количеством поставленных вагонов для выгрузки на ж/д путь № 4 для АО «НМТП» в 2016, 2017 гг.

По мнению Заявителя, перевалка грузов по варианту работ «склад-склад»   АО «НМТП» в 2017 году увеличилась по сравнению за 2016 годом только из-за увеличения общего объема переваленного груза АО «НМТП», а не из-за дополнительных операций по перевалке грузов по варианту работ «склад-склад».

Соответственно АО «НМТП» необоснованно включило в расходную часть платы за транзитное прохождение вагонов дополнительные затраты в размере 25,2% от общего размера затрат, понесенных по варианту работ «склад-склад» в 2017 году.

Также Заявитель отметил, что в адрес АО «НМТП» направлялось обращение с просьбой предоставить «Расчет платы за пользование подъездным путем необщего пользования № 4 за 1 вагон на 2017 и 2018 год», однако Обществом ответ предоставлен не был.

2.4 24.07.2018 ООО «Порт Ливадия» сообщило о примирении и урегулировании платы за пропуск вагонов по ж/д пути № 4 с АО «НМТП», и обратилось в Управление с заявлением об отзыве  жалобы (заявления) на действия АО «НМТП» и ходатайстве о прекращении дела № 3/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства со стороны АО «НМТП».

2.5 В рамках рассмотрения Дела у Заявителя была запрошены сведения и документы в том числе о наличии ущемления интересов ООО «Порт Ливадия» действиями ПАО «НМТП» по установлению платы в размере 3600 рублей по Договору (с 22.11.2017 до момента урегулирования цены за пропуск вагонов между Заявителем и АО «НМТП», а также с 19.07.2018 по настоящее время, с учетом урегулирования цены за пропуск вагонов между Заявителем и АО «НМТП»).

ООО «Порт Ливадия» в качестве пояснений о наличии ущемления интересов ООО «Порт Ливадия» действиями АО «НМТП» по установлению платы в размере 3600 рублей за транзитное прохождение железнодорожных вагонов по Договору (с 22.11.2017 до момента урегулирования цены за пропуск вагонов между ООО «Порт Ливадия» и АО «ИМТП») указало, что Заявителем не был исследован рынок в полном объеме, в связи с чем ООО «Порт Ливадия» предполагало о том, что данная плата являлась завышенной.

ООО «Порт Ливадия» в качестве пояснений о наличии ущемления интересов ООО «Порт Ливадия» действиями АО «НМТП» по установлению платы в размере 3600 рублей за транзитное прохождение железнодорожных вагонов по Договору (с 19.07.2018 по настоящее время) указало, что урегулирование цены по Договору заключается в том, что АО «НМТП» по настоящему договору не будет пересматривать цену в сторону увеличения в течении длительного периода времени.

3. Определением от 27.04.2018  (исх. № 3626/06-3 от 03.05.2018)  назначении дела № 3/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заинтересованного лица к участию в деле было привлечено АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (далее- АО «КРДВ).

АО «КРДВ» поддержало доводы ООО «Порт Ливадия» в части нарушения
АО «НМТП» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов ООО «Порт Ливадия» путем установления и взимания экономически необоснованной платы размере 3600 рублей за транзитное прохождение жд вагонов, поступающих в адрес резидента по ж/д путям необщего пользования Порта № 4 в соответствии с Договором.

4. Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела № 3/06-2018, заслушав доводы и возражения лиц, участвовавших в рассмотрении дела, Комиссией по делу № 3/06-2018 установлено следующее.

В ходе рассмотрения Дела, Комиссия установила, что в состав платы за транзитное прохождение железнодорожных вагонов, поступающих в адрес Заявителя, по ж/д путям № 4 в соответствии с Договором включены дополнительные расходы, которые связаны с «дополнительной перевалкой угля, поступающего в адрес Общества, в связи с заключением договора с от 22.11.2017 № 17-28/ПР».

Вместе с тем, расходы связанные с дополнительной перевалкой угля, поступающего в адрес Общества, относятся к расходам по основной деятельности Общества - перевалка грузов в морском порту и не относятся к деятельности по предоставлению ж/д пути № 4 для транзитного прохождения железнодорожных вагонов, поступающих в адрес Заявителя.

При этом Обществом не представлено экономического и технологического обоснования, свидетельствующего об обратном.

Также не подтверждается довод Заявителя о том, что в связи с увеличением вагонооборота ООО «Порт Ливадия» АО «НМТП» не может эксплуатировать ж/д пути № 4 ввиду того, что станция назначения мыс Астафьева держит в резерве ж/д путь № 4 для транзита вагонов в адрес ООО «Порт Ливадия», либо занимает ж/д пути № 4 под простой порожних вагонов Заявителя.

В частности АО «НМТП» представлены «Сведения о транспортировке вагонов по железнодорожным путям необщего пользования (№4)», из которых следует, что в 2017 году транспортировка вагонов Порта  по ж/д путям необщего  пользования  Общества составляла: 1066 вагонов Общества.

АО «НМТП» в соответствии с Договором предоставило ООО «Порт Ливадия» право транзитного прохождения железнодорожных вагонов, поступающих в адрес Заявителя со станции мыс Астафьева г. Находка по железнодорожному пути необщего пользования № 4, до границы, указанной в договоре на железнодорожный путь ООО «Порт Ливадия»

При этом Управление отмечает, что согласно пункта 1.1 Договора, АО «НМТП» (Владелец), являясь собственником ж/д  пути № 4, предоставило
ООО «Порт Ливадия» (Контрагенту) право транзитного прохождения железнодорожных вагонов, поступающих в адрес ООО «Порт Ливадия» со станции мыс Астафьева по ж/д пути № 4 до указанной в настоящем пункте границы на железнодорожный подъездной путь, принадлежащий на праве аренды ООО «Порт Ливадия», при транзите вагонов согласно сменно-суточного плана, согласованного с Владельцем и железнодорожной станцией, но в количестве, не превышающем установленного среднемесячного вагонооборота.

В соответствии с пунктом 1.2 Договора, Услуга, поименованная в пункте 1.1 Договора, распространяется на пропуск партии груза не более 434 вагонов в месяц (т.е. 5110 вагонов в год).

При этом, в соответствии с пунктом 3.3 Договора, конкретное количество вагонов, подаваемых на подъездные пути Контрагента через ж/д путь необщего пользования Владельца ежедневно согласовывается в сменно-суточном плане, предусмотренном положениями пункта 3.1 настоящего Договора, и не должно превышать 434 вагонов в месяц.

Пропуск вагонов, прибывающих в адрес Контрагента через ж/д путь №4 в количестве, превышающем среднемесячный вагонооборот, установленный согласно абзацу 1 настоящего пункта, не допускается.

В случае подачи вагонов в адрес Контрагента в количестве, превышающем среднемесячный вагонооборот, Контрагент несет ответственность в размере, предусмотренном в разделе 5 настоящего Договора.

В соответствии с пунктом 3.5 Договора, использование принадлежащего Владельцу ж/д пути № 4 в интересах Контрагента не должно приводить к снижению грузооборота Владельца, а также снижению количества вагонов, подаваемых на ж/д  путь № 4 для АО «НМТП» (под погрузку, выгрузку, ремонт и т.д.).

Пунктом 3.6 Договора предусмотрено, что Контрагент и ОАО «РЖД» (Перевозчик) используют принадлежащий Владельцу ж/д путь № 4 для пропуска вагонов, прибывающих в адрес Контрагента, только в случае наличия возможности производства маневровых работ без отрицательного влияния на технологический процесс перевалки грузов Владельца на ж/д пути № 4, и при условии сохранения на станции в ближайших подходах к ней среднесуточного объема выгрузки Владельца в количестве не менее 245 вагонов в сутки в соответствии с договором № 265 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Находкинский морской торговый порт» по станциям Находка, Мыс Астафьева, заключенным между Владельцем и ОАО «РЖД».

Невозможность своевременно осуществить пропуск вагонов через ж/д пути № 4 Владельца в связи с его занятостью вагонами, прибывшими в адрес Владельца, не рассматривается сторонами как неисполнение либо ненадлежащее исполнение настоящего Договора.

В соответствии с пунктом 4.2.3 договора Контрагент обязуется полностью исключить использование ж/д пути № 4 для стоянки (отстаивания) вагонов, прибывших в адрес Контрагента.

В соответствии с пунктом 4.2.5 Договора Контрагент несет расходы по оплате перевозчику платы за пользование вагонами и иные расходы за время ожидания подачи и уборки вагонов, включая расходы, которые по этой причине возникли у Владельца, поступивших в адрес Контрагента или Владельца, как на железнодорожной станции мыс Астафьева, так и на железнодорожных путях необщего пользования, по причине простоя вагонов одной из сторон в результате задержки подачи или уборки как на пути необщего пользования, так и на примыкающие к нему железнодорожные пути (при условии, что простой вагонов возник по причинам, обусловленным подачей вагонов на подъездные пути Контрагента или уборкой вагонов с подъездных путей Контрагента).

Пунктом 5.1 Договора предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему Договору виновная сторона несет имущественную ответственность в объеме требования (претензии или иска), письменно предъявленного и документально подтвержденного другой Стороной, по основаниям, указанным в Договоре, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5.5 Договора предусмотрено, что в случае подачи вагонов в адрес Контрагента в количестве, превышающем среднемесячный вагонооборот, предусмотренный пунктом 1.1 настоящего Договора, а равно в случае подачи уборки вагонов в адрес Контрагента без предварительного письменного уведомления Владельца и получения его согласования в нарушение пунктов 4.2.1 и 4.2.2. Договора, Контрагент возмещает Владельцу убытки, причиненные в связи со снижением количества вагонов, подаваемых на железнодорожный пуль необщего пользования Владельца для АО «НМТП» и оплачивает Владельцу штраф в размере 10 000 ( десять тысяч) рублей за каждый вагон.

Пунктом 5.6 Договора предусмотрено, что в случае использования Контрагентом ж/д пути № 4 для стоянки (отстоя) прибывших в его адрес вагонов, Контрагент возмещает Владельцу убытки, причиненные в результате оставления и стоянки вагонов на пути Владельца, а также оплачивает Владельцу штраф в размере 3600 (три тысячи шестьсот) рублей за каждый вагон за каждые сутки простоя.

Пунктом 5.9 Договора предусмотрено, что в случае нарушения Контрагентом своих обязательств, предусмотренных пунктом 4.2.3 Договора (использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Владельцу, для стоянки (отстаивания) вагонов, прибывших в адрес Контрагента), признающихся существенным нарушением Договора, Владелец имеет право расторгнуть Договор досрочно в одностороннем внесудебном порядке без возмещения каких-либо убытков Контрагенту, причиненных данным расторжением.

Таким образом, действующим Договором было предусмотрено дополнительное возмещение Владельцу убытков, причиненных в связи со снижением количества вагонов, подаваемых на ж/д путь № 4 для АО «НМТП», а также превышением среднемесячного вагонооборота ООО «Порт Ливадия».

Также предусмотрена возможность расторжения Владельцем Договора в случае использования ж/д пути № 4  для стоянки (отстаивания) вагонов, прибывших в адрес Контрагента.

Таким образом, «расходы, которые связаны с дополнительной перевалкой угля, поступающего в адрес Общества, в связи с заключением договора с от 22.11.2017 № 17-28/ПР», вызванные невозможностью АО «НМТП» эксплуатировать ж/д пути № 4 ввиду того, что ж/д пути № 4 задействованы только для транзита вагонов ООО «Порт Ливадия», либо задействованы под простой порожних вагонов Заявителя, являются убытками Порта, возникшими ввиду ненадлежащего исполнения ООО «Порт Ливадия» Договора, и подлежат дополнительному возмещению ООО «Порт Ливадия» в соответствии с пунктами 5.1; 5.5; 5.6 Договора.

При этом плата за транзитное прохождение железнодорожных вагонов, поступающих в адрес ООО «Порт Ливадия» по ж/д путям № 4, взимаемая с Заявителя в соответствии пунктом 2.1 Договора, является обычной и не должна автоматически включать расходы (убытки), связанные с ненадлежащим неисполнением Договора Заявителем, которые Порт еще не понес.

Также в рамках рассмотрения Дела от ООО «Порт Ливадия» поступили  документы, из которых следует, что Заявитель неоднократно обращался с письмами в адрес Общества с предложением о снижении платы по договору от 22.11.2017 № 17-28/ПР, ввиду её необоснованно высокой величины (письма: от 20.12.2017 исх. № 318;  от 17.02.2017 исх № 44; от 11.10.2017 исх. № 265; от 25.07.2017 исх № 195; от 05.05.2017 исх. № 105; от 20.02.2017 исх № 46; от 27.01.2017 исх № 16; письма АО «НМТП» от 09.08.2017 № ЮСИ -23/17; письмо АО «НМТП» от 02.03.2017 № ЮИ -99/17).

При этом, Портом также была представлена переписка о согласовании договорных условий транзитного прохождения вагонов, поступающих в адрес Заявителя.

Управлением в рамках рассмотрения дела 3/06-2018 проведено исследование  конкурентной среды в отношении АО «НМТП». По результатам исследования установлено, что АО «НМТП» входит в перечень субъектов естественных монополий в транспортных терминалах и морских портах,  государственное регулирование которых осуществляется ФАС России.

В соответствии с частями 1, 5 статьи 5 и Закона о защите конкуренции, положение АО «НМТП» является доминирующим на рынке услуг в порту в географических границах, находящихся в ведении АО «НМТП» объектов транспортной инфраструктуры, в том числе на рынке по транзитному  прохождению железнодорожных вагонов, поступающих в адрес ООО «Порт Ливадия» по железнодорожному пути необщего пользования № 4 на территории морского терминала АО «НМТП».

С учетом дополнительных материалов, поступивших в рамках Дела от ООО «Порт Ливадия» и ПАО «НМТП», в действиях Общества по установлению и взиманию экономически необоснованной платы по Договору, Комиссия усмотрела признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в действиях АО «НМТП» по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Частью 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

В силу изложенного, Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела и выдачи предупреждения о необходимости прекращения указанных действий путём перерасчёта платы за транзитное прохождение железнодорожных вагонов, поступающих в адрес Заявителя по  ж/д пути № 4 в соответствии с договором от 22.11.2017 № 17-28/ПР, путём исключения из состава указанной платы «дополнительных расходов, связанных с дополнительной перевалкой, в связи с заключением договора с от 22.11.2017 № 17-28/ПР (далее - Предупреждение).

Срок исполнения Предупреждения был установлен до 20.01.2019.
О выполнении Предупреждения АО «НМТП» необходимо было сообщить в Управление в срок до 21.09.2019. Вместе с тем, 21.01.2019 в адрес Управления сведений об исполнении Предупреждения от АО «НМТП» не поступило.

На заседании Комиссии 21.01.2019 Комиссия приняла решение об отложении  рассмотрения дела № 3/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства для принятия заключения об обстоятельствах дела.

21.01.2019 заключение об обстоятельствах дела № 3/06-2018 (исх. № 456/09-3 от 21.01.2019 ) было направлено Комиссией всем сторонам по настоящему делу.

24.01.2019 в адрес Управления поступило письмо от АО «НМТП» № ЮАП-33/18 от 21.01.2019 (вх. № 573 от 24.01.2019), в котором Общество указало, что в адрес Заявителя направлен проект договора на оказание услуг за транзитное прохождение железнодорожных вагонов, поступающих в адрес Заявителя по ж/д пути № 4, в котором из состава платы были исключены «дополнительные расходы, связанные с дополнительной перевалкой в связи с заключением договора».

На заседании Комиссии 25.01.2019 представителем ООО «Порт Ливадия»  и представителем АО «НМТП» был представлен заключенный договор об эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования использовании № 4 за транзитное прохождение железнодорожных вагонов, поступающих в адрес Заявителя, в котором из состава платы были исключены «дополнительные расходы, связанные с дополнительной перевалкой, в связи с заключением указанного договора». В результате стоимость услуг по договору снизилась в два раза и составила 1800 рублей (с НДС) в за пропуск одного вагона в две стороны.

Так же стороны по рассматриваемому делу сообщили об отсутствии у них каких-либо претензий к друг другу.

Как указывалось ранее, Управлением было выдано в адрес АО «НМТП» Предупреждение. С учетом изложенного Комиссия посчитало выданное
АО «НМТП» Предупреждение выполненным.

В разъяснениях Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 11) указано, что в случае установления после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства (в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства или в ходе рассмотрения судебного дела, в котором обжалуется предупреждение) факта своевременного исполнения предупреждения производство по этому делу подлежит прекращению на основании части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 39.1, 45, пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 48, статьей 49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Прекратить рассмотрение дела о нарушении АО «Находкинский морской торговый порт» антимонопольного законодательства в связи с выполнением Обществом выданного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю Предупреждения (исх. № 100/06 от 10.01.2019) о прекращении действий, которые содержали признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (включение в состав платы за транзитное прохождение ж/д вагонов, поступающих в адрес Заявителя по ж/д путям Общества № 4 на основании договора от 22.11.2017 № 17-28/ПР, расходов Общества, связанных с дополнительной перевалкой угля, поступающего в адрес Общества в связи с заключением вышеуказанного договора).

 

Председатель Комиссии                                                                     <...>

Члены Комиссии:                                                                                 <...>

                                                                                                                <...>

Связанные организации

ООО «Порт Ливадия»
ИНН 2508125035, ОГРН 1162508050319
АО «Находкинский морской торговый порт»
ИНН 2508001449, ОГРН 1022500697471