Решение №4853/24 Решение 025/10/18.1-631/2024 (123т) от 3 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик –

ФПК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края»

ул. Жигура, д. 26а, г. Владивосток, Приморский край, 690088

 

ООО «Межотраслевой комплекс Сибири»

ул. Быковского, д. 9Г, кв. 50,

г. Красноярск, Красноярский край, 660055
 

ООО «РТС-тендер»

ул. Долгоруковская, д. 38, стр. 1, 

г. Москва, 127006

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

дело № 025/10/18.1-631/2024

2 июля 2024 года г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по контролю торгов (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Заместитель председателя комиссии: <...> – начальник отдела контроля торгов и органов власти;

Члены комиссии:

<...> – специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти;

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти, рассмотрев жалобу ООО «Межотраслевой комплекс Сибири» (далее - Заявитель),

в присутствии:

от Заявителя посредством видеоконференцсвязи: <...> – представитель по доверенности;

от Заказчика: <...> – представитель по доверенности;

 

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО «Межотраслевой комплекс Сибири» на действия Заказчика – ФПК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Приморского края (извещение № 202020000012400048).

По мнению Заявителя, Заказчик нарушил Положения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615, в части установления необоснованных требований.

Оценив доводы, изложенные Заявителем и Заказчиком, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации привлечение Фондом подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 утвержден Порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - Порядок, Постановление № 615).

В соответствии с пунктом 196 Порядка, договор о проведении капитального ремонта заключается заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Порядком.

В соответствии с пунктом 2 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.

Согласно пункту 1 статьи 741 Гражданского кодекса Российской Федерации риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки этого объекта заказчиком несет подрядчик.

Договором строительного подряда может быть предусмотрена обязанность стороны, на которой лежит риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материала, оборудования и другого имущества, используемых при строительстве, либо ответственность за причинение при осуществлении строительства вреда другим лицам, застраховать соответствующие риски (пункт 1 статьи 742 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Сторона, на которую возлагается обязанность по страхованию, должна предоставить другой стороне доказательства заключения ею договора страхования на условиях, предусмотренных договором строительного подряда, включая данные о страховщике, размере страховой суммы и застрахованных рисках (абзац 2 пункта 1 статьи 742 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следовательно, Подрядчик, в случае указания в договоре строительного подряда обязанности страхования рисков, обязан застраховать соответствующие риски в соответствии с договором строительного подряда.

Так, разделом 11 проекта договора о проведении капитального ремонта, входящим в состав аукционной документации установлены требования к оформлению договора комплексного страхования строительно-монтажных рисков (страховой полис), включающие в себя, в том числе, следующие положения:

11.18. Страховая организация должна соответствовать следующим требованиям:

11.18.13. Страховая организация должна соответствовать рейтингу финансовой надежности страховой компании, выданный рейтинговым агентством АО «Эксперт РА», на уровне не ниже «ruAA».

Как верно отмечено Заказчиком, в письме Минфина России от 30.11.2006 № 05-04-07/23/594 содержатся разъяснения относительно рейтинга страховщиков.

Рейтинг - оценка платежеспособности (кредитоспособности) организации, основанная на оценке факторов риска, и представляющая собой комплексную оценку способности организации к полному и своевременному выполнению обязательств с учетом прогноза возможных изменений экономической среды и социально-политической ситуации.

Применяемая рейтинговыми агентствами рейтинговая шкала состоит из четырех классов (А, В, С и D), которые характеризуют различные уровни надежности. Каждый из классов разделяется на уровни (обычно не более трех), обозначаемых рейтинговыми агентствами несколькими буквами.

Каждый из уровней разделяется на несколько подуровней, обозначаемых рейтинговыми агентствами различными индексами "+", " ", "-" или "1", "2", "3м или "++", "+", " " и т.д. и указывающих на первую, вторую и третью степень надежности в рейтинговом уровне.

Между тем, требования к наличию рейтинга были установлены в целях повышения качества активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств страховщиков, Министерством финансов Российской Федерации в Приказах от 08.08.2005 № 100н «Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов» и от 16.12.2005 № 149н «Об утверждении Требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика».

В настоящее время вышеуказанные акты утратили свою силу.

Положение Банка России от 16.11.2021 № 781-П (ред. от 21.08.2023) «О требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков» устанавливает:

методику определения величины собственных средств (капитала) страховой организации;

перечень разрешенных для инвестирования активов, требования к таким активам, а также порядок инвестирования собственных средств (капитала), предусматривающий в том числе требования к структуре активов, в которые допускается размещение собственных средств (капитала) страховой организации или их части;

перечень разрешенных для инвестирования активов, требования к таким активам, а также порядок инвестирования средств страховых резервов, предусматривающий в том числе требования к структуре активов, в которые допускается размещение средств страховых резервов страховщиков или их части;

порядок расчета нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств страховой организации (в том числе порядок определения показателей, используемых для расчета такого соотношения), а также его минимально допустимое значение;

пороговое значение нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств страховой организации;

требования к результатам актуарных расчетов, проводимых в соответствии с законодательством об актуарной деятельности в целях определения величины страховых резервов;

утверждает правила формирования страховых резервов, устанавливающие:

виды страховых резервов, обязательность и условия их формирования;

методы расчета страховых резервов, подходы, их определяющие;

требования к положению о формировании страховых резервов;

требования к документам, содержащим сведения, необходимые для расчета страховых резервов, и сроки хранения таких документов;

методическое обеспечение расчета доли перестраховщиков в страховых резервах;

порядок согласования с Банком России методов расчета страховых резервов, которые отличаются от предусмотренных правилами формирования страховых резервов методов (в том числе сроки и условия такого согласования, основания для отказа в таком согласовании).

Вышеуказанное положение не содержит требований о необходимости участия страховых организаций в рейтингах.

Учитывая отсутствие соответствующих норм в нормативных правовых актах, а также тот факт, что участие организаций в рейтингах рейтинговых агентств осуществляется на добровольной и платной основе и, соответственно, отсутствие рейтинга как такового не является свидетельством неспособности кредитной организации выполнить принятые на себя обязательства, предъявление требования об обязательном наличии определенного рейтинга одного из таких агентств также является необоснованным.

На основании изложенного Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что положения договора в части указания рейтинга страховой организации является прямым ограничением в выборе страховой компании с определенным рейтингом и определенного рейтингового агентства.

Таким образом, Заказчиком допущено нарушение пункта 196 Постановления Правительства №615.

Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Межотраслевой комплекс Сибири» на действия Заказчика – ФПК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Приморского края (извещение № 202020000012400048) обоснованной.

2. Признать, что Заказчиком допущено нарушение 196 Постановления Правительства № 615.

3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.

4. Передать материалы жалобы уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности.

 

Заместитель председателя Комиссии: <...>
 

Члены комиссии: <...>

Связанные организации

ФПК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края»
ИНН 2540975823, ОГРН 1132500003195
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО "Межотраслевой комплекс Сибири"
ИНН 2465139295, ОГРН 1162468053945