Решение №№ 025/07/3-742/2022 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пр... от 25 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО «Все для офиса» на действия Заказчика –  ПАО «ДЭК»  при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку канцелярских товаров (2-я очередь) для нужд филиалов ПАО «ДЭК» (извещение № 32211509102).

По мнению Заявителя, при составлении итогового протокола № ДЭК-54 ЗКЭФ-РЗ-1 от 05.08.2022 ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ»  неправомерно применила Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемыми иностранными лицами».

           В Информационной карте Запроса котировок в электронной форме отсутствует пункт о применении преференций (приоритета) товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 925 от 16.09.2016.

          Так же на Торговой площадке «Росэлторг» (АО «Единая электронная торговая площадка») на которой проводилась процедура Запроса котировок в электронной форме, участниками        которого могут   быть только        субъекты    малого       и среднего предпринимательства Реестровый номер извещения №32211509102 в разделе Общие сведения о лоте указано, что приоритет товарам российского происхождения не установлен.

Заказчик с доводами, изложенными в не согласился, представил письменные пояснения.

Оценив доводы, изложенные Заявителем и Заказчиком, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчик согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках, относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. 

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит  требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Следовательно, закупочная деятельность заказчика должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

            В ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru 29.06.2022 размещено извещение № 32211509102 о проведении указанного запроса котировок и документация о закупке. Аналогичное извещение и документация о закупке размещены на сайте электронной торговой площадки www.roseltorg.ru.

           В извещении кратко указаны основанные сведения о проводимой закупки, подробное описание процедур закупки содержится в документации о закупке (п. 18 извещения № 32211509102).

          Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, нормативными правовыми актам в сфере закупок, Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, которое размещено в единой информационной системе.

           Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - ПП 925) установлено, что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке. Условием для применения приоритета является включение в документацию о закупках сведений по п/п. «а» - «и» п. 5 ПП 925.

В соответствии с вышеуказанными нормами, а также п. 16 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и п. 5.17.5 ЕПоЗ в документацию о закупке включен подраздел 4.12 «Применение приоритета в соответствии с ПП 925», в котором указано:

  • требование о декларировании участником наименования страны происхождения товара (п. 4.12.3 документации о закупке);
  • положение об ответственности участника за предоставление недостоверных сведений о стране товара (п. 4.12.4 документации о закупке);
  • сведения о начальной максимальной цене единицы товара (п. 1.2.12 документации о закупке, приложение № 7 к документации о закупке);
  • отсутствие указание страны происхождение товара не является основанием для отклонения заявки участника (п. п. 4.12.3 документации о закупке);
  • порядок сопоставления цен поставляемого товара (п. 4.12.7 документации о закупке);
  • условия отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам (п. 4.12.2 документации о закупке);
  • указание страны происхождения товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор (п. 3.5 проекта договора (приложение № 2.1, 2.5 к документации о закупке));
  • положение о заключении договора со вторым участником, если победитель уклонился (п. 5.2.1, п. 7.2.1 документации о закупке);
  • о недопустимости замены товара российского происхождения при исполнении договора (п. 4.12.5 документации о закупке).

Из приведенных императивных норм следует, что заказчики в обязательном порядке должны применять приоритет к заявкам, содержащим предложение о поставке товара российского происхождения, при условии соблюдения определенных требований.

Пунктом 4.12.1 документации о закупке установлено, что оценка и сопоставление заявок, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, производятся с учетом итоговой цены заявки, сниженной на 15% (пятнадцать процентов), при отсутствии условий о не предоставлении приоритета, указанных в п. 4.12.6 документации о закупке.

Таким образом, документация о закупке содержит все необходимые условия и сведения для применения приоритета в соответствии с ПП 925. При таких обстоятельствах, основания для неприменения приоритета у заказчика по данной закупке отсутствуют.

Отсутствие в извещении сведений о применении приоритета не влияет на законность его применения к участникам закупки, поскольку форма и требования к извещению не утверждены в нормативных правовых актах.

Довод заявителя об отсутствии указания о предоставлении приоритета на электронной торговой площадке также является несостоятельным в силу следующего.

Закупка проводилась в электронной форме, сведения о закупке размещались на www.msp.roseltorg.ru, регламент электронной торговой площадки, в соответствии с которым проводилась закупка, размещен по адресу: https://www.roseltorg.ru/knowledge_db/docs755.

На стр. 146 руководства пользователя системы проведения процедур закупок в электронной форме (в ред. от 04.07.2022) указано, что при формировании извещения «организатор может указать признак приоритета товаров, работ, услуг российского происхождения. Для этого на вкладке «Список лотов» - «Общее» выбранного лота в блоке «Общие сведения» устанавливает галочку напротив признака «Приоритет товаров, работ, услуг российского происхождения в соответствии с ПП РФ №925» (Рис. 222). По умолчанию признак неактивен». Таким образом, проставление данного признака является правом, а не обязанностью организатора (заказчика). Кроме того, данный признак был добавлен в интерфейс электронной торговой площадки 04.07.2022, после опубликования закупки (29.06.2022). При таких, обстоятельствах у заказчика отсутствовала техническая возможность проставление данного признака.

Таким образом, в документации о закупке однозначно указана обязанность заказчика применять приоритет к заявкам участников, содержащим предложение о поставке товаров российского происхождения при отсутствии условий о не предоставлении приоритета, указанных в п. 4.12.6 документации о закупке.

По обжалуемым лотам, приоритет был применен в соответствии с ПП 925 и подразделом 4.12 документации о закупке только к тем участникам, которые представили необходимую информацию по установленной форме (п.п. 4.12.3, 4.12.6, 4.12.7 документации о закупке), а именно:

  1. по лоту № 19101-АХР ДОР-2022-ДЭК приоритет был применен только к заявке участника ООО «Гринлэнд», поскольку доля предлагаемого к поставке товара российского происхождения была больше 50% от доли всего поставляемого товара. К заявкам участников ООО «Всё для офиса» и ООО «Канцелярская крыса» приоритет не предоставлялся поскольку либо доля предлагаемого к поставке товара была менее 50 % от общей доли товара, либо в коммерческом предложении не указана страна происхождения товара;
  2. по лоту № 6203-АХР ДОР-2022-ДЭК приоритет применен к заявкам двух участников ИП Корякина Н.В. и ООО «Канцелярская крыса». Остальным участникам (ООО «Всё для офиса» и ИП Ветер М.А.) приоритет не предоставлялся по тем же причинам, что и по лоту № № 19101 -АХР ДОР-2022-ДЭК.

Таким образом, заказчиком законно и обоснованно применен приоритет к заявкам участников по спорным лотам, нарушений, повлиявших на результат запроса котировок, в ходе его проведения не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 Признать жалобу ООО «Все для офиса» на действия Заказчика –  ПАО «ДЭК»  при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку канцелярских товаров (2-я очередь) для нужд филиалов ПАО «ДЭК» (извещение № 32211509102) необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны