Постановление б/н О прекращении дела № 7А/06-2016 от 26 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6 мая 2016 года                                                                                    г. Владивосток

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, рассмотрев административный протокол от 15.03.2016 и материалы дела № 7А/06-2016 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), возбужденного в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Территориальная энергосетевая компания»  (ул. Пограничная, д. 17, г. Находка,  Приморский край, 692900, ИНН 2508113752; далее – ООО «ТЭСК», Общество, Сетевая организация),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю рассмотрено заявление гражданки М. (далее - Заявитель) на действия ООО «Территориальная энергосетевая компания» по вопросу навязывания невыгодных условий договора № 07-33-198/15 от 23.07.2015 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор) энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу:   г. Находка, ул. Прибрежная, д. 40, в 625 м на юг (далее - Объект).

Согласно имеющимся в распоряжении Приморского УФАС России материалам, установлено следующее.

Гражданка М. обратилась в адрес ООО «ТЭСК» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Объекта.

23.07.2015  (исх. № 734) Общество направило в адрес Заявителя проект Договора и технические условия № 07-33-198/15 от 23.07.2015 для присоединения к электрическим сетям (далее - ТУ), как неотъемлемое приложение к договору.

Согласно пункту 10 Договора размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с постановлением Департамента по тарифам Приморского края № 57/6 от 03.12.2014 и составляет 583 220 рублей 35 копеек.

В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее -Правила) плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включите но необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Таким образом, расстояние от сетей Общества до границ участка Заявителя составляет более 300 метров.

Однако, Заявителем представлены документы, что на расстоянии 213 метров от границ его участка расположен столб. Данный факт не оспаривается Обществом.

Таким образом, Заявитель полагает, что Общество нарушило его права, в части осуществления технологического присоединения по льготному тарифу.

Приморским УФАС России был сделан запрос в адрес ООО «ТЭСК», в котором Обществу, в том числе, был задан вопрос, о том, существует ли возможность подключить Объект Заявителя от точки подключения, расположенной ближе точки подключения, указанной в ТУ, в частности определить точку подключения на опоре, на которую ссылается Заявитель (расположенную в 213 м от границ участка Заявителя).

26.10.2015  в адрес Управления поступил ответ, в котором ООО «ТЭСК» указало, что возможность подключения Объекта Заявителя ближе точки, указанной в ТУ, отсутствует, так как сетей ООО «ТЭСК» ближе не имеется (в том числе не имеется их в точке 213 метров указанной Заявителем), а технологически присоединить можно только от сетей Общества того же уровня напряжения, которых ближе 300 метров нет.

Управление не может принять указанный довод Общества в силу следующего.

Пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3   «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.

В соответствии с пунктом 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.

При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.

Законом об электроэнергетике (пункт 4 статьи 28) бремя содержания бесхозяйных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов. Как правило, под эксплуатацией объекта понимается стадия его функционирования, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация объекта электросетевого хозяйства включает в себя его использование по назначению, содержание, техническое обслуживание и ремонт.

Таким образом, бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую оплату.

Передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям является законным основанием пользования этим имуществом.

Сетевые организации обязаны передать электроэнергию до конечного потребителя, следовательно, имеют экономический интерес в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы (в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости). Законодательство не только не запрещает использование кем- либо бесхозяйного имущества, но и гарантирует впоследствии приобретение права собственности на это имущество (статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, неопределенность с собственником объектов электросетевого хозяйства сама по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным (данная позиция изложена в судебной практике, в частности, Решениями Арбитражного суда Свердловской области по делам  № А60-34859/2013, А60-38957/2013, Решением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации по делу № ВАС-10864/13).

Учитывая изложенное выше, требования, предъявляемые Обществом гражданке М., возлагают на последнюю дополнительные финансовые и материальные затраты и могут привести к ущемлению интересов Заявителя.

Положениями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Федерального закона «О защите конкуренции», Закон о защите конкуренции) сформулированы требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Для лиц, занимающих доминирующее положение на соответствующих рынках, введены ограничения, предусмотренные статьёй 10 указанного закона.

В частности, в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Из содержания статьи 3 и части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии с использованием электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ООО «ТЭСК» осуществляет естественно-монопольный вид деятельности по передаче электрической энергии на территории Артёмовского городского округа в границах пролегания принадлежащих ему электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства, что подтверждается утверждёнными для указанного хозяйствующего субъекта тарифами и ставками.

В частности, постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 24.12.2014  № 65/7 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края, для ООО «ТЭСК» утверждён индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «ТЭСК» и ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Приморские электрические сети»).

Решающее значение для отнесения хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии является факт занятия производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, а не условие включения такого хозяйствующего субъекта в Реестр субъектов естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

В связи с изложенным, ООО «ТЭСК» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах пролегания принадлежащих Сетевой организации электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства.

На основании изложенного, в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции ООО «ТЭСК» было выдано предупреждение о необходимости прекращения Обществом нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем приведения проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий в соответствие с действующим законодательством об электроэнергетике, направить Заявителю приведенный в соответствие с действующим законодательством и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору.

11.01.2016 в адрес Приморского УФАС России поступили пояснения  ООО «ТЭСК» относительно исполнения предупреждения, в которых последнее указало, что не имеет возможности исполнить предупреждение Управления, так как на это отсутствуют правовые основания.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Между тем, 05.01.2016 в силу вступил Федеральный закон от 05.10.2015  № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 275).

Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», в редакции ФЗ № 275, устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Злоупотреблением доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов неопределенного круга потребителей следует рассматривать, например, установление или поддержание доминирующим хозяйствующим субъектом монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В случаях, когда антимонопольными органами по результатам рассмотрения обращений физических лиц в связи с нарушением их прав, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также не связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции и (или) ущемлением интересов неограниченного круга потребителей, в 2015 году были выданы предупреждения по признакам нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и срок исполнения таких предупреждений закончился в 2015 году и предупреждение не исполнено, но решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства не принято, то в 2016 году дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено быть не может. Вопрос о дальнейшем рассмотрении обращения должен быть решен с учетом требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с обязательным уведомлением заявителей и рассмотрением вопроса о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо правил подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения, выразившееся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо нарушении установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо необоснованном отказе в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, ООО «ТЭСК» своими действиями совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В связи с вышеизложенным, 24.02.2016 Приморское УФАС России вынесло определение о возбуждении в отношении ООО «ТЭСК» дела об  административном правонарушении № 7А/06-2016 и проведении административного расследования (исх. № 1131/06; далее – Определение о возбуждении дела № 7А/06-2016), в котором запросило у Общества письменное объяснение по существу вменяемого правонарушения.

В ходе проведения административного расследования в Управление поступило письменное объяснение Общества по существу правонарушения  (вх. № 1632 от 09.03.2016).

В своих пояснениях ООО «ТЭСК» не согласилось с вменяемым ему административным правонарушением.

Согласно почтовой карточке-уведомлению № 69000795013684, определение о возбуждении дела № 7А/06-2016 было получено ООО «ТЭСК» 29.02.2016 (вручено представителю Общества под роспись).

На составлении протокола присутствовал представитель Сетевой организации.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 7А/06-2016 (исх. № 1681/06 от 16.03.2016)  рассмотрение дела было назначено на 29.03.2016.

Согласно почтовой карточке-уведомлению № 69000796011641, определение о назначении времени и места рассмотрения дела № 7А/06-2016 было получено ООО «ТЭСК» 25.03.2016 (вручено представителю Общества под роспись).

29.03.2016 от общества поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела № 7А/06-2016,  в связи с невозможностью обеспечить явку представителя.

Определением об отложении дела об административном правонарушении № 7А/06-2016 от 31.03.2016 (исх. № 2195/06 от 01.04.2016) рассмотрение дела было назначено на 13.04.2016.

Согласно почтовой карточке-уведомлению № 69000797002822, определение об отложении дела № 7А/06-2016 было получено ООО «ТЭСК» 11.04.2016 (вручено представителю Общества под роспись).

В ходе рассмотрения дела № 7А/06-2016 в адрес Приморского УФАС России поступали обращения Заявителя:

- жалоба (вх. № 2426 от 04.04.2016), поступившая из Прокуратуры г. Находка, на действия общества с ограниченной ответственностью «Территориальная энергосетевая компания» (далее – ООО «ТЭСК», Общество), нарушающие, по мнению Заявителя, его интересы путем навязывания невыгодных условий договора № 07-33-198/15 от 23.07.2015 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор) энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: г. Находка, ул. Прибрежная, д. 40, в 625 м на юг,

- жалоба (вх. № 2501 от 05.04.2016), поступившая из Прокуратуры Приморского края, на действия Общества, нарушающие, по мнению Заявителя, его интересы путем неисполнения предупреждения, выданного Управлением (далее – обращения).

Управлением вышеуказанные обращения были приобщены к материалам дела  № 7А/06-2016 об административном правонарушении.

05.04.2016 (вх. № 2494) от Общества поступили дополнительные документы: Акт от 25.03.2016, составленный главным специалистом отдела контроля за использованием территорий и строительной деятельностью Управления землепользования и застройки Администрации Находкинского городского округа.

Согласно указанному акту целью обследования являлась необходимость определить места нахождения электрических сетей, обслуживаемых ООО «ТЭСК», в районе земельного участка, расположенного в 625 м к югу от здания по улице Прибрежной, 40.

В ходе обследования было установлено:

- в районе указанного участка, на расстоянии приблизительно 60 метров на север от границ земельного участка проходит воздушная ЛЭП 6,0 кВ, эксплуатируемая ООО «ТЭСК», других линий электропередач в данном районе нет.

- ближайшие линии электропередач 0,4 кВ находятся в районе жилого дома по улице Заозерной, 254, линия принадлежит физическому лицу и в районе жилого дома по улице Заозерной, 248 – линия находится в эксплуатации ООО «ТЭСК».

Что подтверждает акт от 02.03.2016, составленный сотрудниками   ООО «ТЭСК», согласно которому:

1. В радиусе 300 и менее метров от границ обследуемого участка сетей электроснабжения уровнем напряжения 0,4 кВ находящимся на балансе и обслуживании ООО «ТЭСК» нет, а так же отсутствую бесхозные сети электроснабжения в радиусе 300 метров и менее.

2.     В радиусе менее 300 метров от границ обследуемого участка находится действующая линии электропередачи напряжением 6000 В принадлежащая  ООО «ТЭСК».

3.     На расстоянии 261 метр от обследуемого участка находится опора BJ1ВЛ-0,4 кВ принадлежащая гражданину К., на балансе которого находится действующая линия 0,4 кВ длиной 90 метров подключенная от опоры № 7, принадлежащей ООО «ТЭСК».

Также в ходе рассмотрения дела Обществом было представлено письмо гражданина К., в котором последний возражает против осуществления технологического присоединения третьих лиц к линии электропередач, принадлежащей ему, и расположенной в 683 метрах на юго-запад от улицы Прибрежная, 40, подключенной от опоры № 7 КТП-146.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, определением об отложении рассмотрения дела № 7А/06-216 рассмотрение было назначено на 29.04.2016.

Согласно почтовой карточке-уведомлению № 69000797008336, определение об отложении дела № 7А/06-2016 было получено ООО «ТЭСК» 22.04.2016 (вручено представителю Общества под роспись).

Определением об отложении рассмотрения дела Приморским УФАС России были запрошены документы и информация у Администрации Находкинского городского округа и гражданина К.

От администрации Находкинского городского округа поступила информация, что сети, отвечающие признакам бесхозяйного имущества, в районе нахождения Объекта Заявителя не установлены.

Гражданин К. сообщил, что действительно, в районе улицы Заозерной находятся сети, принадлежащие ему, а также последним было подтверждено направление в адрес ООО «ТЭСК» отказа от осуществления технологического присоединения третьих лиц к линии электропередач, принадлежащей ему.

Таким образом, факт наличия бесхозяйных сетей на расстоянии менее 300 метров от границ участка Заявителя (в частности наличие бесхозяйного столба на расстоянии 213 метров) не находит своего подтверждения материалами дела.

В связи с вышеизложенным, исходя из имеющихся доказательств,  ООО «ТЭСК» не имеет возможности исполнить предписание антимонопольного органа, а именно: привести проект договора № 12-14-ТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям:

- пункт 10 договора № 07-33-198/15 от 23.07.2015 (в соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861);

- пункт 6 технических условий № 07-33-198/15 изменить в части определения точки присоединения, исходя из того, что расстояние от объектов электросетевого хозяйства до границ участка гражданки М. не превышает 300 метров.

На основании изложенного, ООО «ТЭСК» не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статья 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению ввиду отсутствия в действиях ООО «ТЭСК» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

При рассмотрении дела № 7А/06-2016 присутствовал представитель Сетевой организации .

 На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 2.9, статьей 23.48, статьей 29.7, частью 1 статьи 29.9, статьями 29.10 и 29.11 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу об административном правонарушении № 7А/06-2016 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Территориальная энергосетевая компания» прекратить в связи с отсутствия в действиях ООО «ТЭСК» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Заместитель руководителя                                                                                         Управления Федеральной антимонопольной службы                        

по Приморскому краю                                                                           

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны