Решение №1461/24 Решение025/06/49-172/2024 (37) от 4 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик –

КГАУЗ «Владивостокская клиническая больница № 2»

ул. Русская, д. 57, г. Владивосток, Приморский край, 690105

 

ООО «Элис Траст»

ул. Чайковского, д. 56,

пом. 27, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620142

 

АО «Сбербанк - АСТ»

Милютинский пер.,10, стр.4,

г. Москва, 101000

 

Р Е Ш Е Н И Е №025/06/49-172/2024

комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок

28 февраля 2024 года г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее – Комиссия Приморского УФАС России), в составе:

Заместитель председателя комиссии: <...>– начальник отдела контроля торгов и органов власти;

Члены комиссии:

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти;

<...>  – специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти,

рассмотрев жалобу ООО «Элис Траст»

в присутствии:

от заказчика: <...> – представители по доверенности,

от заявителя: представитель не прибыл,

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО «Элис Траст» на действия Заказчика – КГАУЗ «Владивостокская клиническая больница № 2» при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для нужд краевого государственного автономного учреждения здравоохранения «Владивостокская клиническая больница № 2» на 2024 год (извещение № 0320300101424000037) (далее – аукцион).

По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), так как описание объекта закупки не соответствует требованиям действующего законодательства и ограничивает число участников закупки.

Рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона №44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона №44-ФЗ.

Частью 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона №44-ФЗ определено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Описание объекта закупки содержит следующие требования Заказчика:

1. в позиции 7-9 перчатки «Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные, Внешняя отделка - текстурный рисунок в области пальцев и ладони, Внутреннее покрытие - синтетическое абсорбирующее покрытие, содержит противовоспалительный, увлажняющий компонент, информация о материале компонента указана в Регистрационном удостоверении, длина ≥ 260 и ≤270 мм»

2. для всех позиций: Одинарная толщина (в области пальцев) – мм ≥ 0.11 и ≤ 0.13; ≥ 0.16 и ≤ 0.19 Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики».

Из доводов жалобы следует, что в п. 7-9 установил особенные требования к товару, что соответствует товару единственного производителя.

В рамках рассмотрения жалобы установлено, что требование к полимерному покрытию прямо предусмотрено действующим Национальным стандартом ГОСТ Р 52239-2004 «Перчатки медицинские диагностические одноразовые».

Согласно пояснениям Заказчика, помимо ГОСТа 52239-2004 «Перчатки медицинские диагностические одноразовые» учитывал положения Методических рекомендаций MP 3.5.1.0113-16 «Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях».

В пункте 4.2 Методических рекомендаций, указано, что перед выбором перчаток необходимо оценить характер выполняемых процедур, инфекционные, механические, химические, радиационные риски, а также возможность развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток. Алгоритм подбора медицинских перчаток в соответствии с классификацией можно условно разделить на несколько этапов:

- выбор по способу обработки внутренней поверхности перчаток;

В пункте 3.4 Методических рекомендаций MP 3.5.1.0113-16 в зависимости от способа обработки внутренней поверхности, медицинские перчатки делятся на:

- опудренные;

- неопудренные;

- обработанные полимерным покрытием (полиуретан, силикон и др.)

Согласно п. 4.2. Методических рекомендаций MP 3.5.1.0113-16 «Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях» (утв. Федеральной службой но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ 2 сентября 2016 г.) (далее - Методические рекомендации): перед выбором перчаток необходимо оценить характер выполняемых процедур, инфекционные, механические, химические, радиационные риски, а также возможность развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток. Алгоритм подбора медицинских перчаток в соответствии с классификацией можно условно разделить на несколько этапов:

- выбор типа перчаток по целевому назначению;

- выбор перчаток по размеру.

Согласно пояснениям Заказчика, в соответствии с Приказом Минтруда России № 928н от 18.12.2020г. «Об утверждении правил по охране труда в медицинских организациях»:

Работодатель, в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска, вправе:

Пункт 4 устанавливать дополнительные требования безопасности при выполнении работ, связанных с осуществлением медицинской деятельности, улучшающие условия труда работников.

Приказ требует повысить уровень безопасности медицинских сотрудников с учетом профессиональных рисков:

Пункт 7 при организации медицинской деятельности работодатель обязан оценивать профессиональные риски, связанные с возможным причинением вреда здоровью работника в процессе его трудовой деятельности.

Пункт 217 персонал должен выполнять работу в предусмотренной санитарной одежде (халат или костюм из смесовых тканей/нетканых материалов, одноразовая медицинская шапочка, одноразовые перчатки, надетые поверх рукавов санитарной одежды).

Требования к длине перчатки > 260 и < 270 мм обусловлено необходимостью дополнительной защиты предплечья и фиксации манжеты на рукаве медицинской одежды.

Согласно вышеуказанному Приказу № 928H:

При работе с кровью и др. биологическими жидкостями:

- Перчатки должны быть надеты поверх рукавов санитарной одежды.

Более короткие перчатки не обеспечивают фиксацию манжеты перчатки на медицинской одежде. Длина перчаток > 260 и < 270 мм является оптимальной и наиболее удобной при проведении процедуры аутопсии (вскрытие), т.к. обеспечивает фиксацию манжеты на рукаве медицинского халата и исключает пережимание предплечья при продолжительном использовании (аутопсия длится более 60 минут), что приводит к развитию парестезии и онемению рук, в результате чего патологоанатомам приходится прерывать проведение процедуры вскрытия.

Согласно доводам жалобы, характеристики «одинарная толщина (в области пальцев)» установлены Заказчиком неправомерно поскольку данная характеристика может быть определена по результатам испытаний товаров в отношении каждой партии.

Между тем, Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что показатели толщины перчаток, напрямую содержатся в требованиях ГОСТа Р 52239-2004.

Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

По правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок для государственных и муниципальных нужд, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2014 N 304-КГ14-3003.

В извещении о проведении электронного аукциона и входящие в его состав документы, не обязательно должны устанавливаться условия, которые удовлетворят всех возможных участников.

Целями регулирования Закона №44-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В рамках рассмотрения жалобы Заказчиком представлена сравнительная таблица, согласно которой в отношении каждой из позиции требуемого товара соответствует как минимум два производителя:

 

 

1-3

Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные Dermagrip Производитель: WRP Asia Pacific Sdn Bhd, Малайзия ФСЗ 2010/07612 от 18.08.2014

Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные Benovy Производитель: "ТГ Медикал Сдн. Бхд." Малайзия ФСЗ 2012/12488 от 14.02.2018

4-6

Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные Dermagrip Производитель: WRP Asia Pacific Sdn Bhd, Малайзия ФСЗ 2010/07612 от 18.08.2014

Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные Micro-Touch Производитель: Анселл Хелскеа Юроп Н.В."Малайзия ФСЗ 2011/09786 от 26.03.2018

 

7-9

Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные Производитель: "Шэн Вэй Ю.Эс.Эй., Инк." Китай ФСЗ 2011/10956 от 23.09.2020

Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные Производитель: ООО "Новая Медицинская Компания" Blossom Малайзия, Тайланд ФСЗ 2009/05620 31.12.2009

 

Частью 4 статьи 106 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона №44-ФЗ.

Вместе с тем, Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих невозможность формирования участниками закупки предложения относительно характеристик предлагаемых к поставке товаров, удовлетворяющих требованиям извещения, равно как не приведено доказательств, подтверждающих факт ограничения количества участников рассматриваемого аукциона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона № 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Элис Траст» на действия Заказчика – КГАУЗ «Владивостокская клиническая больница № 2» при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для нужд краевого государственного автономного учреждения здравоохранения «Владивостокская клиническая больница № 2» на 2024 год (извещение № 0320300101424000037) необоснованной.

 

Заместитель председателя Комиссии: <...>

 

Члены комиссии: <...>

 


 

 

 

 

 

 

Связанные организации

АО «Сбербанк - АСТ»
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ООО "Элис Траст"
ИНН 6679166945, ОГРН 1236600037552
КГАУЗ «Владивостокская клиническая больница № 2»
ИНН 2539007602, ОГРН 1022502131410