Решение №2920/23 Р Е Ш Е Н И Е дело № 025/10/18.1-520/2023 2 мая 2023 года г... от 2 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии: Ни А.В. – заместитель руководителя управления-начальник отдела контроля торгов;

Члены комиссии:

Бездетная А. А. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов;

Синдеева Т.Н. – специалист 1 разряда отдела контроля торгов, рассмотрев жалобу ООО «СтройМонтажАльянс» (далее - Заявитель),

в присутствии:

от Заявителя: Чернова Н.В. - представитель по доверенности;

от Заказчика: Клепцов М.А. - директор, Долгая Т.А., Зубайдулина Н.В. - представители по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО «СтройМонтажАльянс» на действия Заказчика – Фонд Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Артемовского городского округа (извещение № 202020000012300014).

Заявитель указывает в жалобе, что заказчиком принято неправомерное решение об уклонении Общества от подписания договора.

Обществом при направлении подписанного договора и банковской гарантии, не прикрепились файлы с обоснование предлагаемой цены договора, включающее в себя гарантийные письма от производителей на заключение договоров с Обществом и поставку материалов, используемых при производстве работ с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие материалов у ООО «СтройМонтажАльянс», расчеты, включая подтверждающие возможность Общества осуществить выполнение работ по предлагаемой цене. То есть, произошел технический сбой на электронной площадке и файлы не подкрепились.

Общество, также полагает, что удержание денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе является санкцией за недобросовестное поведение участника аукциона, выразившееся в намеренном уклонении от заключения договора.

Между тем, полагает, что в действиях Общества отсутствует вина, в связи с чем, удержание денежной суммы, внесенной в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, является необоснованным.

Полагает, в связи с получением заказчиком подписанного договора со стороны участника (ООО «СтройМонтажАльянс») и предоставления им банковской гарантии, Заказчику надлежало отказаться от заключения договора о проведении капитального ремонта с таким участником и составить акт об отказе от заключения договора с ООО «СтройМонтажАльянс», а не акт об уклонении победителя от заключения договора о проведении капитального ремонта.

Также заявитель считает, что указанный в документации срок подписания договора не соответствует требованиям законодательства.

Заказчиком нарушен срок принятия решения об уклонении ООО «СтройМонтажАльянс» от подписания договора.

Заказчик не согласен с доводами жалобы, представил письменные пояснения.

Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1.1 статьи 180 Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ) закупки Региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 статьи 180 ЖК РФ, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях выполнения возложенных обязанностей в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 182 ЖК РФ Региональный оператор привлекает для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключая с ними от своего имени соответствующие договоры.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации
от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – Положение, Постановление № 615) закупки в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляются путем использования способов определения поставщиков, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ. Исключение составляют случаи, когда предметом закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктами 8, 193 Положения, утвержденного Постановлением № 615.

Таким образом, в соответствии с требованиями статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации с 15.10.2016 привлечение Региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, утвержденном Постановлением № 615.

Учитывая изложенное, 20.03.2023 Фондом был размещен электронный аукцион РТС225А230012 (№ в ЕИС 202020000012300014).

Процедура рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе состоялась 29.03.2023.

Электронный аукцион № РТС225А230012 состоялся 03.04.2023, по результатам которого победителем электронного аукциона признано
ООО «СтройМонтажАльянс» с предложенной ценой – 15 514 879 рублей
42 копейки, что на 23,499995% ниже начальной максимальной цены договора.

06.04.2023 Заказчиком подготовлен и направлен проект договора о проведении капитального ремонта на подписание победителю электронного аукциона ООО «СтройМонтажАльянс».

10.04.2023 ООО «СтройМонтажАльянс» отклонило направленный Заказчиком проект договора с приложением протокола разногласий (протокол разногласий прилагается).

12.04.2023 проект договора повторно направлен Заказчиком на подписание ООО «СтройМонтажАльянс» с приложением мотивированного ответа об отказе от подписания направленного протокола разногласий в части внесения изменений в пункты 2.1, 6.3 договора (ответ прилагается).

В соответствии с пунктом 91 Положения участник закупки, предложивший цену договора, которая на 20 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, обязан дополнительно представить заказчику обоснование предлагаемой цены договора (по каждой статье затрат, в том числе стоимость материалов и оборудования, расходы на заработную плату, аренду машин и механизмов), включающее в себя гарантийное письмо от производителя на используемые материалы при производстве работ с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие материалов у участника закупки, иные документы и расчеты, включая подтверждающие возможность участника закупки осуществить выполнение работ по предлагаемой цене.

Аналогичное положение установлено Заказчиком в разделе «Способы, срок и порядок предоставления обеспечения исполнения договора о проведении капитального ремонта, реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств в случае, если в качестве способа обеспечения исполнения договора о проведении капитального ремонта выбран обеспечительный платеж, условия независимой гарантии.» аукционной документации.

При этом, Положение не ограничивает участников закупки в выборе документов, обосновывающих предложенную цену договора и форму предоставления соответствующих сведений.

Согласно пункту 92 Положения обоснование, указанное в пункте 91 Положения, представляется участником электронного аукциона, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта, при направлении заказчику подписанного проекта договора о проведении капитального ремонта.

14.04.2023 договор о проведении капитального ремонта подписан ООО «СтройМонтажАльянс» без предоставления обоснование предлагаемой цены договора (по каждой статье затрат, в том числе стоимость материалов и оборудования, расходы на заработную плату, аренду машин и механизмов), включающее в себя гарантийное письмо от производителя на используемые материалы при производстве работ с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие материалов у участника закупки, иные документы и расчеты, включая подтверждающие возможность участника закупки осуществить выполнение работ по предлагаемой цене.

Таким образом, победитель электронного аукциона ООО «СтройМонтажАльянс» подписав, направленный проект договора о проведении капитального ремонта, не представило Заказчику обоснование предлагаемой им цены.

Доводы заявителя о техническом сбое при предоставлении обоснования предлагаемой им цены не могут быть признаны обоснованными, т. к. согласно жалобе сотрудником компании Ясинской И.А., работающей в должности аукциониста ООО «СтройМонтажАльянс», при направлении договора и приложений к нему не была надлежащим образом проведена проверка содержания направляемых документов, в том числе проверка прикрепления файлов согласно п.91 постановления на электронной площадке. В связи с чем, договор был подписан и направлен без обоснования цены договора.

Заявитель подтверждает, что не прикрепление файлов, содержащих обоснование цены договора согласно п.91 постановления явилось следствием ошибочных действий лица, ответственного за представление документов и их отправку.

Согласно пункту 92 Положения обоснование, указанное в пункте 91 Положения, представляется участником электронного аукциона, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта, при направлении заказчику подписанного проекта договора о проведении капитального ремонта. В случае невыполнения таким участником этого требования он признается уклонившимся от заключения договора о проведении капитального ремонта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенной цены необоснованной договор о проведении капитального ремонта с таким участником не заключается и право заключения договора о проведении капитального ремонта переходит к участнику электронного аукциона, который предложил такую же, как и победитель электронного аукциона, цену договора или предложение о цене договора которого содержит лучшие условия в отношении цены договора, следующие после условий, предложенных победителем электронного аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается на официальном сайте и доводится до сведения всех участников электронного аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Таким образом, исходя из положений пункта 92 Положения можно вывести последовательность действий Заказчика в целях соблюдения требований Положения:

  1. Рассмотреть на заседании комиссии по осуществлению закупок обоснование предложенной победителем электронного аукциона цены договора и принять одно из следующих решений:

  • о признании предлагаемой победителем электронного аукциона цены договора обоснованной,

либо

  • о признании предлагаемой победителем электронного аукциона цены договора необоснованной.

При этом, в случае непредоставления обоснования или непредоставления в полном объеме обоснования, указанного в пункте 91 Положения, комиссия обязана принять решение о признании предлагаемой победителем электронного аукциона цены договора необоснованной, оформив свое решение соответствующим протоколом.

  1. В случае признания комиссией по осуществлению закупок предложенной цены обоснованной, Заказчиком заключается договор о проведении капитального ремонта с таким участником.

В случае признания комиссией по осуществлению закупок предложенной цены необоснованной Заказчиком в соответствии с пунктом 200 Положения должен быть составлен акт об уклонении победителя электронного аукциона или участника электронного аукциона от заключения договора о проведении капитального ремонта.

Учитывая изложенное, 20.04.2023 состоялась процедура рассмотрения обоснования предложенной победителем электронного аукциона № РТС225А230012 (№ в ЕИС: 202020000012300014) цены договора, в ходе которой на заседании комиссии для проведения аукционов было установлено, что обоснование предлагаемой цены договора (по каждой статье затрат, в том числе стоимость материалов и оборудования, расходы на заработную плату, аренду машин и механизмов) ООО «СтройМонтажАльянс» не были представлены Заказчику, следовательно, победитель электронного аукциона ООО «СтройМонтажАльянс» не подтвердил возможность исполнения договора, заключаемого в рамках электронного аукциона № РТС225А230012 (№ в ЕИС: 202020000012300014), с требуемым качеством, представленными материалами, и, как следствие, принято решение о признании предлагаемой победителем электронного аукциона № РТС225А230012 (№ в ЕИС: 202020000012300014) ООО «СтройМонтажАльянс» цены договора (15 514 879,42 рублей) необоснованной (протокол рассмотрения обоснования предлагаемой цены договора прилагается).

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 92 Положения, на основании протокола от 20.04.2023 рассмотрения обоснования предлагаемой цены договора о проведении капитального ремонта, заключаемого в рамках электронного аукциона № РТС225А230012 (№ в ЕИС: 202020000012300014), Заказчик принял решение признать победителя электронного аукциона № РТС225А230012 (№ в ЕИС: 202020000012300014) ООО «СтройМонтажАльянс», уклонившимся от заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Артемовского городского округа (№ РТС225А230012, № в ЕИС: 202020000012300014),
а также решение об удержании в пользу Заказчика денежных средств, внесенных
ООО «СтройМонтажАльянс» в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе (акт об уклонении победителя электронного аукциона № РТС225А230012 (№ в ЕИС: 202020000012300014 прилагается).

Исходя из текста жалобы, Заявителем не были прикреплены файлы с обоснованием в связи с техническим сбоем на электронной площадке, в результате которого файлы не прикрепились, в то же время в адрес Заказчика по другому электронному аукциону по предмету: «Выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Дальнегорского городского округа»с целью получения разъяснений по вопросу предоставления участником закупки, предложившим цену договора, которая на 20 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, обоснования предлагаемой цены договора, а также запросом в министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края от 21.04.2023 № 425 по аналогичному вопросу ).

В этой связи у Заказчика имелись правовые и фактические основания для признания Заявителя уклонившимся от заключения договора.

Как следует из материалов дела, Заявителем обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела, в связи с признанием ООО «СтройМонтажАльянс» уклонившимся от заключения договора Фонду правомерно перечислены денежные средства, блокированные в соответствии с пунктами 111 и 114 Положения.

Относительно доводов Заявителя о неправомерно принятом решении Заказчиком об уклонении победителя ООО «СтройМонтажАльянс» от заключения договора вместо решения об отказе от заключения договора о проведении капитального ремонта установлено следующее.

Перечень оснований, по которым Заказчик обязан отказаться от заключения договора о проведении капитального ремонта с победителем электронного аукциона, или с участником электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, или с единственным участником, допущенным к участию в электронном аукционе, или с единственным участником электронного аукциона предусмотрен пунктом 220 Положения и является закрытым.

Так, к основаниям относятся:

а) установление факта несоответствия лица, с которым должен быть заключен договор о проведении капитального ремонта, требованиям настоящего Положения;

б) установление по итогам электронного аукциона по предмету электронного аукциона, предусмотренному подпунктом «ж» пункта 8 Положения, факта наличия договора о проведении капитального ремонта, заключенного с победителем электронного аукциона, или с участником электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, или с единственным участником, допущенным к участию в электронном аукционе, или с единственным участником электронного аукциона, по итогам электронного аукциона, проведенного ранее по одному из предметов электронного аукциона, предусмотренных подпунктами «а – в» пункта 8 Положения, в отношении того же многоквартирного дома, что и электронный аукцион по предмету электронного аукциона, предусмотренному подпунктом «ж» пункта 8 Положения;

в) установление по итогам электронных аукционов по предметам, предусмотренным подпунктами «а – в» пункта 8 Положения, факта наличия договора о проведении капитального ремонта, заключенного с победителем электронного аукциона, или с участником электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, или с единственным участником, допущенным к участию в электронном аукционе, или с единственным участником электронного аукциона, по итогам электронного аукциона, проведенного ранее по предмету электронного аукциона, предусмотренному подпунктом «ж» пункта 8 Положения, в отношении того же многоквартирного дома, что и электронные аукционы по предметам электронных аукционов, предусмотренным подпунктами «а – в» пункта 8 Положения.

При этом, в соответствии с пунктом 221 Положения в случае отказа от заключения договора о проведении капитального ремонта с победителем электронного аукциона, или с участником электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, или с единственным участником, допущенным к электронному аукциону, или с единственным участником электронного аукциона заказчиком в срок не позднее одного рабочего дня, следующего после дня установления фактов, предусмотренных пунктом 220 настоящего Положения и являющихся основанием для отказа от заключения договора о проведении капитального ремонта, составляется акт об отказе от заключения договора о проведении капитального ремонта, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить договор о проведении капитального ремонта, сведения о фактах, являющихся основанием для отказа от заключения договора о проведении капитального ремонта, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты.

Вместе с тем, исходя из сути и правового смысла пункта 220 Положения, ни один из фактов, предусмотренных пунктом 220 настоящего Положения и являющихся основанием для отказа от заключения договора Заказчиком установлено не было и, следовательно, не применялось при принятии им своего решения.

При этом, подпункт «а» пункта 220 Положения касается установления факта несоответствия лица (участника электронного аукциона) требованиям Положения.

Так, в соответствии с пунктом 103 Положения участник, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации вправе участвовать в электронных аукционах, проводимых в данном субъекте Российской Федерации, по соответствующим предмету электронного аукциона.

Таким образом, потенциальный участник аукциона, проводимого региональным оператором субъекта Российской Федерации в рамках Положения, должен обладать специальной правоспособностью – быть включенным в реестр квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации по предмету, соответствующему предмету проводимого региональным оператором аукциона.

Исходя из системного толкования пунктов 103, 157 Положения, лица, не обладающие указанной правоспособностью и не имеющие соответствующего уровня финансовой ответственности, не могут являться участниками закупок, проводимых в соответствии с Положением.

Следовательно, в случае установления факта отсутствия сведений об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций, Заказчик на стадии заключения Договора обязан отказаться от заключения договора о проведении капитального ремонта с таким участником по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 220 Положения.

В то же время пунктом 92 Положения прямо установлено положение о том, что в случае невыполнения участником закупки, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта, предложившим цену договора, которая на 20 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, требования по предоставлению в полном объеме обоснования предложенной цены договора, указанного в пункте 91 Положения, при направлении Заказчику подписанного проекта договора, он признается уклонившимся от заключения договора о проведении капитального ремонта.

При этом, в указанном пункте не содержится нормы, предусматривающей возможность Заказчика, в указанной ситуации, принять решение об отказе от заключения договора с победителем электронного аукциона.

Победитель электронного аукциона действуя разумно и добросовестно, с целью минимизации возможных для него негативных последствий, должен был принять все зависящие от него меры для выполнения условий, предусмотренных Положением и аукционной документацией.

При этом, исходя из пункта 1 статьи 10 ГК РФ в отношениях участников оборота, в том числе при вступлении в договорные отношения, не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Таким образом, действия Заказчика о признании ООО «СтройМонтажАльянс» уклонившимся от заключения договора правомерны, соответствуют требованиям Постановления № 615 и аукционной документации.

ООО «СтройМонтажАльянс» не привело документально обоснованных доводов, подтверждающих нарушение Заказчиком требований Положения.

Согласно документации договор о проведении капитального ремонта заключается заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Положением.

Договор о проведении капитального ремонта должен быть заключен не ранее чем через 10 дней и позднее чем через 20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона, протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе.

Срок, в течение которого победитель электронного аукциона или иной участник, с которым заключается Договор о проведении капитального ремонта в соответствии с Положением, должен подписать Договор о проведении капитального ремонта, - 15 дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона, протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе.

Установленные срок заключения договора и срок подписания Договора о проведении капитального ремонта победителем электронного аукциона или иным участником, с которым заключается Договор, не противоречит действующему законодательству.

Также заказчиком не нарушен срок принятия решения об уклонении ООО «СтройМонтажАльянс» от подписания договора.

При таких обстоятельствах Комиссия Приморского УФАС России считает доводы, изложенные Заявителем необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «СтройМонтажАльянс» на действия Заказчика – Фонд Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Артемовского городского округа (извещение № 202020000012300014) необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны