Решение №8140/23 Решение 025/06/48-1591/2023 (495) от 14 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик –

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края

ул. Бородинская, д. 12,

г. Владивосток, 690033

 

Уполномоченное учреждение –

КГКУ «Центр государственных закупок Приморского края»

ул. Адмирала Фокина, д. 20,

г. Владивосток, 690090

 

ООО «Энергосбыт Волга»

пр-т Октябрьский, д. 10А, этаж 3, пом.3-2, г. Владимир, 600000

 

АО «Единая Электронная

Торговая Площадка»

ул. Каретный ряд, 2/1,

г. Москва, 127006

 

Р Е Ш Е Н И Е №025/06/48-1591/2023

комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок

9 ноября 2023 года                                                                                     г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее – Комиссия Приморского УФАС России), в составе:

Заместитель председателя комиссии: <...> – начальник отдела контроля торгов и органов власти;

Члены комиссии:

<...> – специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти;

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти,

рассмотрев жалобу ООО «Энергосбыт Волга»

в присутствии:

от заказчика: представитель не прибыл,

от уполномоченного учреждения посредством видеоконференцсвязи: <...>– представитель по доверенности,

от заявителя посредством видеоконференцсвязи: <...> – представитель по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО «Энергосбыт Волга» на действия Заказчика – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта (извещение №0820500000823005775) (далее – конкурс).

По мнению заявителя, Заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), так как:

- в техническом задании указан Приказ Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 г. № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» как основание для производства работ, что вводит участников закупки в заблуждение;

- установлены противоречивые требования к параметрам светильников;

- указан недействующий ГОСТ 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы»;

- неправомерно объединены в один объект закупки товары, включенные в перечень Постановления Правительства РФ №616 и не включенные в него;

- требование к номинальной потребляемой мощности светильника не коррелирует с требованием о количественном значении показателя «световой поток»;

- установлены характеристики к оборудованию без обоснования необходимости включения таких характеристик;

- в приложении №2 к описанию объекта закупки содержатся противоречивые сведения, которые касаются количества светильников на объекте.

В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.

Частью 1 статьи 48 Закона №44-ФЗ установлено, что электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Согласно пункта 1 части 2 статьи 42 Закона №44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Предметом контракта являются оказание услуг, направленных на энергосбережение при эксплуатации объектов наружного освещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального и муниципального значения Приморского края, то есть проведения мероприятий, позволяющих достичь определенной условиями контракта экономии энергоресурсов и повышения энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения на сети с учетом нормативной освещённости автомобильных дорог. Объекты наружного освещения включают в себя: светильники, опоры освещения, трансформаторные подстанции, шкафы управления, а также связанные с ними кабельные (питающие) сети и другие элементы, без которых невозможно должное функционирование Объекта. Частью мероприятий по повышению энергетической эффективности является в том числе замена светодиодных светильников для освещения автомобильных дорог.

Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 г. № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ. Установка, замена и восстановление электроосвещения являются частью работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (подпункт г пункта 4 части 5 раздела III и подпункт 12 пункта 10 раздела IV указанного Приказа).

Учитывая изложенное Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что довод о неправомерном указании Приказа Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 г. № 402 не нашел своего подтверждения.

Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона №44-ФЗ определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

В пункте 4.2. Технического задания Заказчиком установлены следующие характеристики:

п/п

Наименование светильника

Характеристика

Ед. измерения

Значение показателя

 

Светильник светодиодный
(ОКПД2 27.40.39.113)

Напряжение питания переменного тока

В

220/230

Цветовая температура

К

больше или равно 3000 меньше или равно 4000

Номинальная потребляемая мощность

Вт

Не менее

90 (±3%)

Степень защиты

 

не ниже IP 65

Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:

1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

В соответствии с доводами Заявителя, не представляется возможным определить порядок предоставления сведений в отношении характеристик закупаемого товара.

Инструкцией по заполнению заявки не регламентированы правила заполнения значений характеристик товара, которые указаны заказчиком в описании объекта в отношении «Номинальная потребляемая мощность: Не менее 90 (±3%)». Является ли данный показатель диапазонным или (±3%) является допустимой погрешностью из технического задания и инструкции по заполнению заявки установить не представляется возможным.

Указанные нарушения, также вводят в заблуждение участников при определении показателя «световой поток».

Таким образом, заказчиком при размещении аукционной документации не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки, что нарушает требования пункта 3 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ.

Ответственность за вышеуказанное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункта 5 части 2 статьи 42 Закона №44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- проект контракта.

Пункт 15.3 проекта контракта указан ГОСТ 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы», утративший силу с 01.10.2023 года.

Таким образом, заказчиком установлено соответствие ГОСТ, который утратил силу, соответственно, не может применяться. Указанное свидетельствует о нарушении части 2 статьи 42 Закона №44-ФЗ.

Ответственность за вышеуказанное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Согласно части 3 статьи 14 Закона №44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства (далее - Постановление № 616).

Среди прочих товаров утвержденный Постановлением № 616 перечень включает в себя и товары, предусмотренные кодом 27.40.39.113 «Светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки» ОКПД2, в связи с чем заказчиком по данной закупке применен запрет в рамках Постановления № 616.

Пунктом 12 Постановления № 616 действительно предусмотрено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу) Однако согласно пункту 4 Постановления № 616 запреты, установленные пунктами 1 и 2 настоящего постановления, распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом лизинга.

Поскольку светодиодные светильники являются товаром, поставляемым в рамках рассматриваемой закупки, заказчиком правомерно установлен запрет в рамках Постановления № 616 и сформирован объект закупки.

Иное оборудование и материалы, используемые при выполнении работ по энергосервисному контракту, функционально и технологически связаны с поставкой энергосберегающих осветительных приборов, их применение при выполнении работ подчинено общей цели усовершенствования объекта энергосервиса и достижения экономии энергоресурсов.

Выделение указанных работ и товаров в отдельную закупку (закупки) сделает невозможным обеспечение целостного процесса осуществления энергосберегающих мероприятий одним ответственным исполнителем.

Следует отметить, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования привели к нарушению принципов проведения закупок для государственных (муниципальных) нужд, каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность участия в рассматриваемой закупке, заявителем не представлено.

В отношении довода об указании характеристик к оборудованию без обоснования необходимости включения таких характеристик установлено следующее.

В соответствии с Описанием объекта закупки и Инструкцией по заполнению заявки в части характеристик товара, требования к характеристикам оборудования (товара) установлены в табличных формах Описания объекта закупки. Участники закупки заполняют конкретные показатели товара, представленные в табличной форме:

1. Технические требования к светодиодным светильникам;

2. Технические требования к силовому оборудованию ШУНО;

3. Технические требования к контроллеру управления освещением.

Информация вне табличной части, например, в разделе 4.2 описания объекта закупки:

«Узлы крепления консольных светильников должны выдерживать изгибающий момент, равный пятикратной массе светильника, умноженной на длину вылета светильника, но не менее 2,5 Нм.

При эксплуатации светильника ни одна деталь не должна нагреваться до температуры, снижающей надежность работы светильника.

Контактные зажимы для подсоединения сетевых проводов соответствующие ГОСТ IEC 60598-1-2017 Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний.

Изоляционные прокладки и втулки с соответствующей механической и электрической прочностью, и надежным креплением в рабочем положении.» является условиями установки, комплектации, функционированию при эксплуатации и т.п.

Согласно пояснениям Заказчика, установленные требования не противоречат, прямо соответствуют установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показателям, требованиям, условным обозначениям и терминологии (например, пункты 4.2., 4.3., 4.4 описания объекта закупки). Данные требования указаны согласно нормативно-технической документации в Приложении 3 к Техническому заданию, а также являются частью исполнительной документации согласно Приложению 4 к Техническому заданию.

При этом, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования привели к нарушению принципов проведения закупок для государственных (муниципальных) нужд, каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность участия в рассматриваемой закупке, заявителем не представлено.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Приморского УФАС России не находит нарушений со стороны Заказчика в указанной части.

Частью 2 статьи 33 Закона №44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Комиссия Приморского УФАС России, рассмотрев техническое задание, установила следующее.

В приложении №2 к описанию объекта закупки содержатся противоречивые сведения о количестве светильников на объекте, например, общее суммарное количество в столбце I составляет 8523 шт. светильников, при этом в графе итого указанно 8524 шт.

Указанные противоречия свидетельствуют о нарушении части 2 статьи 33 Закона №44-ФЗ.

Ответственность за вышеуказанное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона № 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Энергосбыт Волга» на действия Заказчика – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта (извещение №0820500000823005775) обоснованной в части нарушения пункта 3 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ.

2. Признать, что заказчик допустил нарушение:

- части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ, т.к. инструкция по заполнению заявки не соответствуют нормам Закона № 44-ФЗ;

- части 2 статьи 42 Закона №44-ФЗ, т.к. соответствие ГОСТ, который утратил силу;

- части 2 статьи 33 Закона №44-ФЗ, т.к. установлены противоречивые требования в описании объекта закупки.

3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона № 44-ФЗ, допущенных при проведении запроса котировок.

4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.

 

Заместитель председателя Комиссии: <...>

 

Члены комиссии: <...>

 

 

Связанные организации

ООО "Энергосбыт Волга"
ИНН 7704440018, ОГРН 1177746828225
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края
ИНН 2538030581, ОГРН 1022501896438
АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
КГКУ «Центр государственных закупок Приморского края»
ИНН 2540254652, ОГРН 1192536039739