Решение №575/23 Решение № 025/05/24-951/2022 от 30 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО «Диоптрика»

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 025/05/24-951/2022

 

12 января 2023 года г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы
по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <...> – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

Члены Комиссии: <...> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов, <...> – специалист 1 разряда отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев 12.01.2023 материалы дела № 025/05/24-951/2022, возбужденного по факту распространения информации с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

08.08.2022 в Приморское УФАС России поступило заявление <...> (вх. № 5374) на рекламу медицинских услуг по диагностики зрения «Диоптрика», распространяемую в г. Владивостоке с признаками нарушения
ФЗ «О рекламе»
.

Как указано в заявлении, в городе Владивостоке (Океанский пр-т, д. 24) размещена наружная реклама:

«Очки линзы аксессуары для глаз бесплатная диагностика зрения».

Однако в рекламной информации по оказанию медицинских услуг по проверке зрения предупреждения о наличии противопоказаний или консультации со специалистом отсутствует.

Вышеуказанная рекламная информация была зафиксирована путём фотографирования заявителем от 27.07.2022.

Деятельность в салоне «Диоптрика» осуществляет ООО «Диоптрика».

В соответствии с частью 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере рекламы, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования указанной части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Частью 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами ФЗ «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые ФЗ «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В связи с вышеизложенным, рекламодатель и/или рекламораспространитель обязан внести в рекламу предупреждающую надпись о наличии противопоказаний к применению и использованию оптики и о необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалиста.

Размещенная рекламная информация направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к продавцу услуги и способствует поддержанию интереса к указанному объекту рекламирования и продвижению услуги на рынке.

Таким образом, в рассматриваемой рекламной информации содержатся признаки нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

Определением (исх. от 12.10.2022 № 7329/22) Приморским УФАС России возбуждено дело № 025/05/24-951/2022 в отношении ООО «Диоптрика» по признакам нарушения требований ФЗ «О рекламе».

Вышеуказанное определение было вручено ООО «Диоптрика» 19.10.2022 (почтовый идентификатор № 80080677505219).

10.11.2022 на заседании Комиссии стороны по делу не явились.

В Приморское УФАС России поступило ходатайство (вх. № 7468-ЭП/22 от 26.10.2022) от управляющей салоном оптики Диоптрика, <...> о переносе даты заседания в связи с отсутствием в городе в период с 08.11.2022 по 20.11.2022.

Комиссией установлено, что в материалах дела представлены письменные пояснения ООО «Диоптрика» (вх. 8021/22 от 09.11.2022) из которых следует, что реклама ООО «Диоптрика» не является статичными изображениями на рекламной плоскости, прокат рекламы осуществлен в виде видеоролика, транслируемого в ротации. При этом, видеореклама Общества содержит предусмотренное частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» предупреждение. Общество ссылается на разъяснение, изложенные в пункте 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 08 октября 2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»», а именно, согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению. Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 1664н. Пункт 10 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» раскрывает содержание понятия «медицинская деятельность». Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга». В связи с этим судам необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами.

В соответствии с Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н (ред. от 24.09.2020) «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», в части
II. Номенклатуры медицинских услуг в пункте B03.029.001 указан комплекс исследований для диагностики нарушения зрения, что соответствует понятию метода диагностики.

Однако в своих пояснениях ООО «Диоптрика» ссылается на то, что распространяемая ими рекламная информация не содержит методов диагностики, при этом рекламноевидеоизображение содержит предупреждение, предусмотренное частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

Комиссия, с учетом представленных пояснений решила отложить рассмотрение дела в связи с необходимостью получения документов и информации от сторон для полного и всестороннего рассмотрения настоящего дела.

20.12.2022 на заседании Комиссии присутствовал представитель по доверенности <...>, <...>, предъявлен паспорт, доверенность.

Представитель по доверенности, <...> поддержал ранее представленные доводы по заявлению.

Комиссия, с учетом представленных пояснений решила отложить рассмотрение дела в связи с необходимостью получения документов (видеоролик) и информации от ООО «Диоптрика» для полного и всестороннего рассмотрения настоящего дела.

12.01.2023 на заседание Комиссии стороны по делу не явились.

ООО «Диоптрика» не представила запрашиваемый Комиссией видеоролик.

Изучив документы, имеющиеся в материалах дела, Комиссия пришла
к выводу, что рассматриваемая информация является рекламой
и распространялась с нарушением требований части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 2, 13, 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламную информацию салона оптики «Диоптрика» «Очки линзы аксессуары для глаз бесплатная диагностика зрения», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать обязательное для исполнения предписание
о прекращении нарушения требований части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 26.01.2023.

Решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены
в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания

 

 

Председатель Комиссии 

 

Члены Комиссии

2023-543

 

 

Связанные организации

ООО "Диоптрика"
ИНН 2723190396, ОГРН 1162724084665