Решение б/н Постановление по делу № А51-3450/2011 в отношении МУП "При... от 8 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело № А51-3450/2011
11 августа 2011 года
Резолютивная часть постановления оглашена 04 августа 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2011 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Приморье"
апелляционное производство № 05АП-4149/2011
на решение от 13.05.2011
по делу № А51-3450/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению МУП "Приморье"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
третьи лица: ООО "Пограничная база", ИП Власов Юрий Викторович
о признании незаконными решения и предписания от 11.02.2011 по делу о
нарушениях антимонопольного законодательства № 27/06-2010
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие «Приморье» (далее – МУП
«Приморье») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к
А51-3450/2011 2
Управлению Федеральной антимонопольной службы по
Приморскому краю (далее – УФАС по Приморскому краю, антимонопольный орган)
о признании незаконными решения и предписания от 11.02.2011, вынесенных по
делу № 27/06-2010 о нарушениях антимонопольного законодательства.
Определением суда от 22.03.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не
заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
привлечены общество с ограниченной ответственностью «Пограничная база»,
индивидуальный предприниматель Власов Юрий Викторович.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.05.2011 в
удовлетворении заявления предприятию отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП «Приморье» обратилось
в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в связи с
неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование
жалобы заявитель указал на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что
МУП «Приморье» понуждало заключить договор о предоставлении торгового места,
а мерой понуждения явилась угроза прекращения подачи электроэнергии.
В дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе МУП «Приморье»
указывает на то, что действия предприятия, которые антимонопольный орган
посчитал понуждением, были предметом рассмотрения административной комиссии
Пограничного муниципального района дела об административном правонарушении,
по результатам которого в отношении заявителя принято постановление от
28.10.2010 № 447 о привлечении предприятия к административной ответственности
по ч. 1 ст.9.3 КоАП РФ и назначением наказания в виде административного штрафа
в размере 50 000 руб. По мнению заявителя жалобы, указанное обстоятельство
свидетельствует об отсутствии у антимонопольного органа оснований для принятия
оспариваемого решения и вынесения предписания.
К дополнительным пояснениям по апелляционной жалобе МУП «Приморье»
приложены дополнительные документы, а именно заявление ИП Власова Ю.В. ,
определение УФАС по Приморскому краю о назначении дела № 27/06-2010 о
нарушении антимонопольного законодательства от 30.07.2010, определение УФАС
по Приморскому краю от 08.10.2010 № 5934/06 об отложении рассмотрения дела №
27/06-2010 о нарушении антимонопольного законодательства от 08.10.2010,
определение УФАС по Приморскому краю о выделении дела в отдельное
производство от 08.10.2010, определение УФАС по Приморскому краю о
назначении дела № 34/06-2010о нарушении антимонопольного законодательства к
рассмотрению от 18.10.2010, определение УФАС по Приморскому краю об
отложении рассмотрения дела № 27/06-2010 о нарушении антимонопольного
законодательства от 13.11.2010, определение УФАС по Приморскому краю о
приостановлении рассмотрения дела № 34/06-2010 от 13.11.2010, определение
УФАС по Приморскому краю об отложении рассмотрения дела № 27/06-2010 о
нарушении антимонопольного законодательства от 17.12.2010, письмо № 21 от
А51-3450/2011 3
05.05.2010, предупреждение № 05 от 05.02.2010, уведомление № 32 от
04.06.2010, постановление № 447 от 28.10.2010.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции
представитель предприятия поддержал доводы, изложенные в жалобе. Кроме того,
просил приобщить к материалам дела вышеперечисленные дополнительные
доказательства.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство заявителя о
приобщении дополнительных доказательств по делу, с учетом требований ч. 2 ст.
268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 26 постановления Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О
применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при
рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», счел его
подлежащим удовлетворению.
Представитель УФАС по Приморскому краю в заседании суда апелляционной
инстанции по доводам жалобы возразил, указал на законность принятого по делу
решения.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте
рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в суд не
обеспечили. Жалоба рассмотрена в соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного
процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены
арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой
34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, УФАС по Приморскому краю рассмотрело
заявление ИП Власова Ю.В. о нарушении МУП «Приморье» антимонопольного
законодательства, а именно навязывании невыгодных условий договора о
предоставлении торгового места на розничном рынке и договора о компенсации
затрат по энергоснабжению, а также препятствовании перетоку электроэнергии в
павильоне «Колос», расположенном на территории рынка, принадлежащего ИП Власову Ю.В., и усмотрев в действиях
предприятия признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10 Федерального
закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», возбудило дело.
Рассмотрев дело, антимонопольный орган пришел к выводу о злоупотреблении
МУП «Приморье» доминирующим положением, что отражено в решении КФАС по
Приморскому краю от 27.01.2011, на основании которого выдано предприятию
предписание о прекращении нарушения им ч. 1 ст. 10 Федерального закона от
26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
А51-3450/2011 4
МУП «Приморье» не согласилось с принятыми антимонопольным органом
ненормативными актами и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из
доказанности управлением вмененных предприятию антимонопольных нарушений
и, как следствие, о законности вынесенных в отношении заявителя решения и
предписания.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и письменного
дополнения к ней, отзыв на жалобу, заслушав мнение представителей лиц,
участвующих в деле, проверив правильность применения судом 1-м инстанции
норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции
находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ч. 1 ст. 4, ч.1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного
процессуального кодекса РФ для признания недействительным ненормативного акта
необходимо наличие двух условий: несоответствие этого акта закону или иному
нормативному акту и нарушение этим актом прав и законных интересов
обратившегося в суд лица.
Согласно требований ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 указанного Кодекса обязанность
по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган,
принявший акт; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов
возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта
незаконным.
Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые
основы защиты конкуренции. Целями данного Федерального закона являются
обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения
товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита
конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных
рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).
Согласно ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган
наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей Закона о
защите конкуренции, в том числе по недопущению действий, которые могут
являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к
ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного
законодательства.
На основании ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный
орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении
антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения
решения и выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения
предписания.
А51-3450/2011 5
Решением УФАС по Приморскому краю от 11.02.2011 по делу № 27/06-2010
предприятие признано нарушающим положения ч.1 ст. 10 Федерального закона от
26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите
конкуренции).
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются
действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего
субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение,
ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в
том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не
относящихся к предмету договора (экономически или технологически не
обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами,
нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации,
нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации,
нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов
исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых
средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие
заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в
котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 Закона о
защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном
рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие),
характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало
угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает
возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного
законодательства.
В силу ч. 5 ст. 5 этого же Закона доминирующим признается положение
хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке,
находящемся в состоянии естественной монополии.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что на
территории пос. Пограничный МУП «Приморье» на рынке услуг розничных рынков
занимает доминирующее положение.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4
постановления от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с
применением арбитражными судами антимонопольного законодательства"
разъяснил, что при рассмотрении вопросов о применении антимонопольного
законодательства арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из
системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите
конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления
доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого
А51-3450/2011 6
из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения
конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим
положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10,
части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были
совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских
прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся
необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных
рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков,
организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению
работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется настоящим
Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в
соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2, 8 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ
«О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской
Федерации» розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для
осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию
услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении
договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий
в своем составе торговые места; торговое место – это место на рынке (в том числе
павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное
управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности
по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее
требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком
компанией.
В силу п.п. 1, 6 ст. 15 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О
розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской
Федерации» торговые места размещаются на основе схемы, которая
разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию
с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением
пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по
контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека.
Порядок заключения договора о предоставлении торгового места, его типовая
форма устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской
Федерации. Таким порядком должна предусматриваться упрощенная форма
договора о предоставлении торговых мест на сельскохозяйственном рынке,
сельскохозяйственном кооперативном рынке, а также гражданам, ведущим
крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или
занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, на
универсальном рынке. Цена договора о предоставлении торгового места
определяется управляющей рынком компанией самостоятельно.
Постановлением Администрации Приморского края от 13.04.2007 № 86-па
«Об утверждении порядка заключения договора о предоставлении торгового места
на розничных рынках на территории Приморского края и требований к торговому
месту на розничном рынке» утвержден порядок заключения договора о
предоставлении торгового места на розничных рынках, находящихся на территории
Приморского края.
В силу п.п. 1, 2, 4 ст. 13 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О
розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской
Федерации» содержание рынка осуществляется управляющей рынком компанией;
рынок, в том числе помещения административно-хозяйственного назначения и
места общего пользования, должен содержаться в надлежащем санитарном и
техническом состоянии; для нормального функционирования рынка должны быть
обеспечены условия по энерго-, тепло- и водоснабжению, а также надлежащие
условия для приемки, хранения, продажи товаров (выполнения работ, оказания
услуг).
Частью 8 ст. 15 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных
рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
установлено, что управляющей рынком компании запрещается создавать
дискриминационные условия при распределении торговых мест.
В силу п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения
конкуренции являются такие случаи как сокращение числа хозяйствующих
субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение
цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий
обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не
входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке,
определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением
между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для
исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования
хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на
товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для
хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в
одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на
товарном рынке.
В обжалованном решении антимонопольный орган, квалифицируя
действия заявителя как нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции,
ссылается на то, что МУП «Приморье» навязывает ООО «Пограничная база» и ИП
Власову Ю.В. невыгодные условия договора о предоставлении торгового места на
розничном рынке под угрозой прекращения подачи электроэнергии.
Из материалов дела установлено, что ИП Власов Ю.В. является
собственником временного сооружения – торгового павильона «Колос» (магазин
«Продукты»), расположенного на территории рынка п.
Пограничный, управляющей компанией которого является МУП «Приморье».
Земельный участок под павильоном сдан МУП «Приморье» ИП Власову Ю.В. в
субаренду по договору № 24 от 23.11.2005. Павильон сдан ИП Власовым Ю.В. в
аренду ООО «Пограничная база», единственным учредителем и генеральным
директором которого является также Власов Ю.В.
В павильоне имеется торговое оборудование (холодильники, торговое горки,
весы электронные), а также внутренние электрические сети и электросчетчик №
СЭО-1.18.402 № 10010540.
Согласно показаниям указанного прибора ООО «Пограничная база»
оплачивало потребленную энергию в бухгалтерию МУП «Приморье».
17.05.2010 МУП «Приморье» письмом № 23 предупредило ООО
«Пограничная база» о том, что в случае незаключения договоров аренды торгового
места и компенсации затрат по электроснабжению обществу будет прекращена
подача электроэнергии 25.05.2010 в 15 час. 00 мин. МУП «Приморье» также
предложило обществу обратиться в электроснабжающую организацию для
заключения договора на подачу электроэнергии.
20.05.2010 МУП «Приморье» повторно письмом № 24 сообщило обществу о
том, что в случае незаключения договоров аренды торгового места и компенсации
затрат по электроснабжению обществу будет прекращена подача электроэнергии
25.05.2010 в 15 час. 00 мин.
Письмом № 28 от 25.05.2010 МУП «Приморье» уведомило ООО
«Пограничная база» о том, что последнему необходимо заключить договор аренды
торгового места, договор компенсации затрат по электроснабжению иначе, в случае
незаключения договоров, 03.06.2010 с 14.00 до 16.00 обществу будет прекращена
подача электроэнергии, а в случае игнорирования заключения указанных договоров
обществу будет полностью прекращена подача энергии 09.06.2010.
Управлением также было установлено, что 03.06.2010 МУП «Приморье»
прекратило подачу электроэнергии павильону ООО «Пограничная база»; 10.06.2010
заявитель повторно прекратил подачу электроэнергии павильону ООО
«Пограничная база».
А51-3450/2011 9
Следовательно, именно в результате таких действий заявителя как
доминирующего хозяйствующего субъекта на товарном рынке услуг розничных
рынков на территории пос. Пограничный Приморского края допущены нарушения
антимонопольного законодательства, предусмотренные ч. 1 ст. 10 Закона о защите
конкуренции.
Отклоняя доводы предприятия о том, что вмененные антимонопольным
органом вышеназванные нарушения антимонопольного законодательства
необоснованны, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванными
положениями Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках
и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», Закона о
защите конкуренции, и установив, что представленными в дело доказательствами
подтверждаются выявленные антимонопольных органом в ходе проверки
нарушения, пришел к правильному выводу о том, что зависимость заключения
(отказа от заключения) договора аренды торгового места от подачи
(приостановления подачи) энергоснабжения не соответствует закону и ущемляет
интересы ООО «Пограничная база» и ИП Власова Ю.В.
Таким образом, выявив факт ущемления предприятием интересов
хозяйствующих субъектов на товарном рынке услуг розничных рынков на
территории пос. Пограничный, антимонопольный орган обоснованно в пределах
предоставленных ему полномочий квалифицировал действия заявителя,
направившего в ООО «Пограничная база» письма с угрозами отключения
(прекращения подачи) электроэнергии, как нарушение ч.1 ст. 10 Закона о защите
конкуренции.
В связи с чем суд апелляционной инстанции не принимает довод заявителя
жалобы о том, что МУП «Приморье» не понуждало общество заключить договор о
предоставлении торгового места и мерой понуждения явилась угроза прекращения
подачи электроэнергии.
Ссылка заявителя жалобы на постановление административной комиссии
Пограничного муниципального района дела об административном правонарушении
от 28.10.2010 № 447 о привлечении МУП «Приморье» к административной
ответственности по ч. 1 ст.9.3 КоАП РФ и назначением наказания в виде
административного штрафа в размере 50 000 руб., несостоятельна, поскольку
обстоятельства, изложенные в нем, не являются аналогичными данной ситуации, и
не могут служить основаниями для прекращения антимонопольного дела в
отношении заявителя, а также признания оспариваемых решения и предписания
УФАС по Приморскому краю незаконными.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.08 № 30 "О
некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами
антимонопольного законодательства" УФАС по Приморскому краю в ходе контроля
за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт
А51-3450/2011 10
злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением
(в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или
не относящихся к предмету договора), принимает меры по прекращению
соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по
привлечению нарушителей к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, принятые в отношении МУП «Приморье»
обжалованные решение и предписание УФАС по Приморскому краю соответствуют
целям и задачам антимонопольного контроля, в связи с чем доводы апелляционной
жалобы удовлетворению не подлежат.
Иные доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе и в
дополнительных письменных пояснениях, отклоняются апелляционной инстанцией
как несостоятельные и не влияющие на правильность принятого судом первой
инстанции решения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о
том, что судом первой инстанции нарушений или неправильного применения норм
материального или процессуального права судом не допущено, в силу чего
основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13 мая 2011 года по делу №
А51-3450/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без
удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух
месяцев.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны