Постановление №5441/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 025/04/9.21-103... от 9 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО "Торговый порт Посьет" 692705, Приморский край, пгт. Посьет, ул. Портовая, д. 41 mail.posiet@mechelgroup.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 025/04/9.21-1035/2023

об административном правонарушении

 

8 августа 2023 года г. Владивосток

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) <...>, рассмотрев 08 августа 2023 года материалы дела об административном правонарушении № 025/04/9.21-1035/2023, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, возбужденного в отношении юридического лица – Акционерное общество «Торговый порт Посьет» (далее – АО «Торговый порт Посьет», ул. Портовая, д. 41, пгт. Посьет, Хасанский район, Приморский край, 692705, ИНН 2531002070, КПП 253101001, ОГРН 1022501193527), в присутствии представителя АО «Торговый порт Посьет» <...>, действующей на основании доверенности № 06-23/ТПП от 01.01.2023; заместителя Приморского транспортного прокурора <...>.


 

УСТАНОВИЛ:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступили материалы из Приморской транспортной прокуратуры на действия (бездействие) АО «Торговый порт Посьет», содержащие признаки нарушения требований Правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.10.2017 № 1285 (далее – ПНД, Правила), что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее– КоАП).

АО «Торговый порт Посьет» эксплуатирует причальные сооружения, расположенные на территории морского порта Посьет, на основании договора аренды с ФГУП «Росморпорт», который предусматривает обязанность арендатора предоставлять равный доступ к услугам в морском порту, оказываемым с использованием причальных сооружений (п. 2.2.20 договора аренды от 23.12.2009 № 556/ДО-09, заключенного АО «Торговый порт Посьет» с ФГУП «Росморпорт»).

АО «Торговый порт Посьет» оказываются услуги по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), целями которого являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ
«О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях)
под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Сферы деятельности субъектов естественных монополий определены в статье 4 Закона о естественных монополиях. К сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся в том числе услуги в транспортных терминалах, портах, а также услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

При рассмотрении вопроса об отнесении хозяйствующего субъекта
к субъектам естественной монополии в соответствии со статьей 3 Закона
о естественных монополиях устанавливается два основных критерия:

1) наличие у хозяйствующего субъекта во владении на праве собственности или ином законном основании объектов имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях;

2) наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях.

Сведения об операторах морских терминалов, включенных в реестр естественных монополий, размещены на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы, согласно которому субъектом естественных монополий на морском транспорте, оказывающим услуги в морском порту Посьет является, в том числе АО «Торговый порт Посьет».

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно ст. 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные действующим законодательством, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования); экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; создание дискриминационных условий; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам и др.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1285 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам естественных монополий в портах (далее – Правила), целью которых является предупреждение создания условий, которые ставят одних потребителей услуг субъектов естественных монополий в портах в неравное положение по сравнению с другими потребителями. В целях обеспечения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий доступ к услугам субъектов естественных монополий в портах осуществляется на недискриминационной основе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1923 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» исключены из перечня регулируемых государством следующие услуги, оказываемые субъектами естественных монополий в морских портах: предоставление причалов, погрузка и выгрузка грузов, хранение грузов.

Из разъяснений ФАС России по вопросам реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1923 следует, если хозяйствующий субъект имеет во владении на праве собственности или ином законном основании объекты имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, а также осуществляет регулируемую деятельность в сферах, указанных в ст. 4 Закона о естественных монополиях, то даже в случае отсутствия ценового регулирования, в отношении него сохраняется государственное регулирование, в том числе в отношении такого субъекта применяются стандарты раскрытия информации, Правила недискриминационного доступа, а также особый правовой режим, предусмотренный Законом о защите конкуренции».

Установлено, что АО «Торговый порт Посьет», как субъектом естественных монополий в сфере услуг, оказываемых в порту при осуществлении хозяйствующей деятельности, вышеуказанные требования исполняются не в полной мере.

Согласно пункту 6 Правил, доступ потребителя к услугам по погрузке, выгрузке, хранению и перевалке грузов, оказываемым субъектами естественных монополий в портах, предоставляется в пределах доступной мощности, которая рассчитывается субъектом естественной монополии ежемесячно и публикуется в открытом доступе на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).

Также, из пункта 17 Правил, к существенным условиям договоров относятся следующие существенные условия, установленные в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в зависимости от вида услуг субъектов естественных монополий в портах:

а) перечень оказываемых услуг субъектов естественных монополий в портах;

б) вид груза (наливные, генеральные, навалочные и др.), характеристики груза и требования к технологии обработки груза в порту в случае необходимости;

в) взаимные обязательства сторон по организации процесса оказания услуг субъектов естественных монополий в портах;

г) цена, и (или) тарифы, и (или) сборы на услуги субъектов естественных монополий в портах, порядок и расчеты в случае применения дифференцированной цены, порядок расчетов;

д) срок действия, порядок изменения и прекращения действия договора, включая нормы и правила подтверждения приема судов под погрузку (выгрузку) и обработки судов;

е) порядок подтверждения исполнения обязательств по договору, включая подтверждение объемов перевалки груза со стороны потребителя и способ доставки груза в порт.

Согласно материалам дела, на официальном интернет-сайте
АО «Торговый порт Посьет» отсутствует ежемесячная информация о доступной мощности, которая определяется в тоннах за единицу времени, количестве операций в единицу времени или в иных величинах исходя из вида оказываемой услуги, согласно акту фиксации по состоянию 13.06.2023 на сайте раскрыт только прогноз на апрель.

В типовых формах договора, размещенных на указанной странице, имеются отступления от требований к существенным условиям договоров, указанных в п. 17 Правил. Так в них отсутствуют цены, и (или) тарифы на услуги, предоставляемые портом.

Следовательно, доступ потребителя к услугам по погрузке, выгрузке, хранению и перевалке грузов, оказываемым АО «Торговый порт Посьет» в порту, предоставляется с нарушением Правил недискриминационного доступа.

Выявленные признаки нарушений допускают угрозу создания условий, которые ставят в неравное положение потребителей при оказании услуг в порту, не обеспечивают доступности информации о перечне услуг, а также о порядке их выполнения, тарифах.

Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), нарушение  субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Постановлением по делу № 025/04/9.21-1035/2023 об административном правонарушении от 19.07.2023 зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Согласно пояснениям, АО «Торговый порт Посьет» не осуществляет регулируемые виды деятельности, информация о которых подлежит раскрытию в соответствии с Законом о естественных монополиях, вследствие чего не может нарушать принятые во исполнение Закона о естественных монополиях Стандарты раскрытия информации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 938.

Место совершения административного правонарушения: ул. Портовая, д. 41, пгт. Посьет, Хасанский район, Приморский край.

Временем совершения административного правонарушения является 13.06.2023 – по настоящее время, то есть период, когда АО «Торговый порт Посьет» необходимо было исполнить свои обязательства по устранению нарушений согласно пунктам Правил.

Процедура рассмотрения дела об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности соблюдена.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Срок давности привлечения АО «Торговый порт Посьет» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Руководствуясь статьями 4.1, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать Акционерное общество «Торговый порт Посьет» виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении Правил недискриминационного доступа, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Назначить АО «Торговый порт Посьет» (ИНН 2531002070,
КПП 253101001
, ОГРН 1022501193527, ул. Портовая, д. 41, пгт. Посьет, Хасанский район, Приморский край,) административное наказание в виде административного штрафа в размере 101 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет по реквизитам:

 

Реквизиты для уплаты штрафа

Уникальный идентификатор начисления (УИН)

16100500000001523076

Код бюджетной классификации

16111601191019000140

ОКТМО

05701000

Получатель платежа

УФК по Приморскому краю (Приморское УФАС России)

ИНН

2540017193

КПП

254001001

Расчетный счет

03100643000000012000

Корреспондентский счет

40102810545370000012

БИК

010507002

Банк

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ// УФК по Приморскому краю, г. Владивосток

 

Копия документа, подтверждающего уплату административного штрафа, может быть направлена должностному лицу, вынесшему Постановление, на электронную почту: to25@fas.gov.ru.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 (десяти) дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Руководитель

 

 

 

 

 

2023-5591

 

 

Связанные организации

АО "Торговый порт Посьет"
ИНН 2531002070, ОГРН 1022501193527