Решение б/н Признать жалобу ИП Мальцева А.В. на действия Заказчика – МУ... от 5 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Приморское УФАС России поступила жалоба от ИП Мальцева А.В. на действия Заказчика –  МУПВ «Владивостокское предприятие электрических сетей» при проведении запроса цен, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку уличных светильников для нужд МУПВ «ВПЭС» (извещение № 32211449445).

По мнению Заявителя, заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223 – ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видами юридическими лицами» (далее – Закон о закупках), так как выбрал неконкурентный способ осуществления закупки с нарушением Закона о закупках и положения о закупках.

 Также заявитель считает, что описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона о закупках.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные пояснения.

Оценив доводы, изложенные Заявителем и Заказчиком, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчик согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках, относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. 

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит  требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Следовательно, закупочная деятельность заказчика должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

 Согласно п. 9 ч.10 ст.4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

 В соответствии с ч.6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

 В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ и пункта 1.16 раздела 1 Положения о закупочной деятельности МУПВ «ВПЭС» предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Федерального закона N 223-ФЗ. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 2 ч. 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

        - информация о конкурентной закупке сообщается Заказчиком одним из следующих способов: а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке; б) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

       - обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

       - описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ.

 Руководствуясь ч. 2 ст.3.4 Закона N 223-ФЗ конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Заказчиком путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

 Согласно ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (определение конкурентной закупки). Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

 Требования к осуществлению неконкурентных закупок, участниками которых могут быть исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, и перечень способов таких неконкурентных закупок Закон N 223-ФЗ не содержит.

 При этом Закон N 223-ФЗ также не содержит запрета и не ограничивает Заказчика в праве проводить наряду с конкурентными закупками в электронной форме способами, предусмотренными ч. 2 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, неконкурентные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства способами, предусмотренными положением о закупках.

Так, в силу п. 4 Положения об особенностях участия субъектов в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 проведение закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства (подпункт "б" пункта 4 Постановления N 1352), возможно, как путем проведения торгов, так и иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке.

Таким образом, следует вывод о том, что ч. 2 ст. 3 и 3.4 Закона N223-ФЗ распространяют свое действие в случае соблюдения 2 (двух) условий:

        - если проводится конкурентная закупка в электронной форме;

        - закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства;

 в иных случаях требования вышеуказанных статей не действуют.

Заявитель не учёл, что обязанность предоставления документов и информации, устанавливается Заказчиком в случае проведения конкурентных закупок, перечисленных в ч. 3.1 ст. 3 и ч. 2 ст. 3.4 Закона N223-ФЗ, в то время как, вышеуказанные пункты не распространяют свое действие на иные способы закупок, установленные Положением о закупочной деятельности МУПВ «ВПЭС» в частности,  на запрос цен, регулируемый главой 17 Положения о закупочной деятельности МУПВ «ВПЭС».

 На основании вышеизложенного, документация о запрос цен на право заключения договора на поставку уличных светильников для нужд МУПВ «ВПЭС» (участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства) не содержит нарушений и составлена в соответствии с требованиями, предусмотренными Положением о закупочной деятельности МУПВ «ВПЭС», п. 4 Постановления N 1352 и Законом N223-ФЗ.

В соответствии с п. 11.1 раздела 11 Положения о закупочной деятельности МУПВ «ВПЭС», Заказчиком выбран неконкурентный способ проведения закупки.

Способ закупки определяется Заказчиком самостоятельно. Данные положения закреплены в п. 2 ст. 2 и п. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, п. 11.1 Положения о закупочной деятельности МУПВ «ВПЭС» и подтверждаются письмом Минфина России от 03.07.2020 № 24-04-02/57563, Минпромторга России № ОВ-45980/12 "О позиции Минфина России и Минпромторга России по вопросу применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 

Таким образом, Заказчик вправе, в соответствии с Законом № 223-ФЗ, самостоятельно определить оптимальный порядок осуществления закупок, соответствующий его потребностям и характеру закупочной деятельности.

 Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам предмета закупки сформулированы с учетом потребностей и специфики деятельности Заказчика, а также учетом проведённого мониторинга рынка поставщиков и производителей в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ и п. 1.5 раздела 1 Положения о закупочной деятельности МУПВ «ВПЭС», имеющих возможность поставить Товар, соответствующий требованиям Заказчика.

По результатам проведенного мониторинга от 11 компаний получены коммерческие предложения и сформировано Техническое задание (Приложение № 2 к Документации о запросе цен), поставщиками подтверждена возможность поставить указанные в техническом задании светильники.

В соответствии с п. 6.2 раздела 6 Положения о закупочной деятельности МУПВ «ВПЭС», при закупке неконкурентными способами или при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Заказчик вправе не осуществлять описание предмета закупки согласно п. 6.1. настоящего Положения (приобретение предмета закупки конкурентным способом), в том числе в случае потребности Заказчик вправе в любой период времени приобретать конкретные товары (в том числе с конкретным товарным знаком) или услуги и работы у конкретных исполнителей и подрядчиков.

Исходя из вышеуказанных документов и норм законодательства, требования к описанию объекта закупки устанавливаются Заказчиком в документации о закупке самостоятельно (письмо Минэкономразвития России от 05.08.2016 N Д28и-1966).

Требования, указанные в п. 2 Технического задания Приложения № 2 к Документации о запросе цен на право заключения договора на поставку уличных светильников для нужд МУПВ «ВПЭС», установлены Заказчиком в связи с необходимостью соблюдения единообразия на объектах городской инфраструктуры, а также замены ранее установленных и сломанных вандалами аналогичных светильников.

Заказчик пояснил, что в ходе подготовки описания объекта закупки Заказчик руководствовался: необходимостью следования п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ - целевому и экономически эффективному расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

 Тем самым для Заказчика не представляется возможным описать объект закупки, подходящий под характеристики различных производителей, что в свою очередь, не может гарантировать удовлетворение потребности Заказчика в соответствии с необходимыми функциональными, техническими и качественными показателями товара.

В соответствии с требованиями извещения и Документации о закупке до окончания срока подачи заявок на участие в закупке было подано две заявки, о чем свидетельствует информация в итоговом протоколе рассмотрения заявок на участие в запросе цен от 15.06.2022 №32211449445.

По итогам рассмотрения обе заявки на участие в закупке были признаны соответствующими п. 12.1 Документации о закупке и п. 17.4 и п. 17.7 Положения о закупочной деятельности МУПВ «ВПЭС».

Таким образом, действия Заказчика при проведении Запроса цен (участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства), не привели к нарушению норм Закона № 135-ФЗ и Закона о закупках № 223-ФЗ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны