Решение №990/08-2 Решение по жалобе ОАО «АльфаСтрахование» от 13 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председателя Комиссии:

заместитель руководителя Приморского УФАС России;

членов Комиссии:

специалист 1 разряда отдела кадров, информатики и  делопроизводства,

специалист 1 разряда отдела контроля органов власти

рассмотрев жалобу открытого акционерного общества «АльфаСтрахование» (далее – ОАО «АльфаСтрахование», Заявитель),

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба ОАО «АльфаСтрахование»  на действия заказчика – КГУП «Примтеплоэнерго» при проведении запроса предложений на право на заключение договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте КГУП «Примтеплоэнерго» (извещение № 31401864142, размещенное на сайте www.zakupki.gov.ru) (далее – Запрос предложений).

Как следует из жалобы, Заказчиком необоснованно установлен неценовой критерий в виде сведений о количестве заключенных договоров по обязательному страхованию опасных объектов за 12 месяцев 2013 года по форме № 1-С (Сведения об основных показателях деятельности страховщика).

Кроме того, ООО «Росгосстрах» нарушен порядок расчета коэффициента уровня безопасности КУБ, что существенно влияет на цену договора.

Заявитель уточнил на заседании, что обжалует только действия Заказчика, а не действия закупочной комиссии.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения. В обоснование указал, что на основании пункта 8.4.12 Положения о закупках КГУП «Примтеплоэнерго» (далее – Положение о закупках) в документации по запросу предложений на право заключения договора на оказание услуг по обязательном страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте КГУП «Примтеплоэнерго», были установлены следующие критерии: цена договора; количество заключенных договоров по обязательному страхованию опасных объектов за 12 месяцев 2013 года по форме №  1-С (Сведения об основных показателях деятельности страховщика); уровень международного рейтинга финансовой устойчивости Страховщика; наличие круглосуточной диспетчерской службы.

Установленные критерии оценки заявок были направлены на отбор исполнителя, способного наилучшим образом обеспечить потребности Заказчика в закупаемых услугах. По данным критериям были оценены все участники закупки и определен победитель. Более того, отсутствие или наличие определенного количества договоров у участника не являлось требованиями допуска к участию в закупке, в связи с чем, все участники закупки были допущены к участию. Ко всем участникам закупки при оценки, установленный в пункте 20 информационной карты документации. Так как ко всем участникам закупки при проведении был обеспечен равный подход, Заказчик считает, что в действиях КГУП «Примтеплоэнерго» по установлению определенных критериев оценки и сопоставления заявок не привели и не могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Заказчик полагает, что ОАО «АльфаСтрахование» не представило в своей жалобе нормативного обоснования своего довода о том, что возможное несоответствие предложения ООО «Росгосстрах» о цене договора требованиям положений Постановления Правительства РФ от 01.10.2011 № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта» (далее – Постановление № 808) является безусловным основанием для отказа ООО «Росгосстрах» в допуске к участию в запросе предложений и не доказал, что действия закупочной комиссии КГУП «Примтеплоэнерго» привели к неправильному определению победителя закупки.

Поскольку цена договора, предложенная ООО «Росгосстрах», не превышала начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении запроса предложений и в документации по проведению запроса предложений, а иных оснований для отклонения заявки общества в соответствии с пунктом 2.10.6 документации установлено не было, у закупочной комиссии КГУП «Приматеплоэнерго» не было правовых оснований для отказа ООО «Росгосстрах» в допуске к участию в запросе предложений.

На основании выщеизложенного, КГУП «Примтеплоэнерго» считает, что проведение запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте КГУП «Примтеплоэнерго» было осуществлено в рамках действующего законодательства, Положения о закупках, в связи с чем КГУП «Примтеплоэнерго» не нарушало прав и законных интересов участников данной закупки.

Рассмотрев представленные Заказчиком и Заявителем материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 24.12.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение 31401864142 и документация по проведению Запроса предложений. В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок об участии  в Запросе предложений №1 от 14.01.2015 было подано четыре заявки:  ОАО «АльфаСтрахование» (допущено, набрано баллов 37,77), ООО «Росгосстрах» (допущено, набрано баллов 65), ОАО «СОГАЗ» (допущено, набрано баллов 47,81), САО «ВСК» (допущено, набрано баллов 49,27). Закупочная комиссия признала победителем ООО «Росгосстрах» по цене 930 300 рублей. По итогам закупки КГУП «Примтеплоэнерго» заключила договор № Д-72550010-5.1-1-000009-15 от 27.01.2015 с ООО «Росгосстрах».

КГУП «Примтеплоэнерго» согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. 

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Приказом генерального директоров КГУП «Примтеплоэнерго» от 08.10.2014 № 788 утверждено Положение о закупках.

Таким образом, закупочная деятельность КГУП «Примтеплоэнерго» должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 8.4.12 Положения о закупках для рассмотрения и оценки заявок участников закупки предприятие вправе устанавливать любые критерии, обеспечивающие отбор поставщика, исполнителя, подрядчика, способного наилучшим образом обеспечить потребности предприятия в закупаемых товарах, работах, услугах, в том числе, следующие критерии: цена договора либо цена товара, работы, услуги; сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; качественные и функциональные характеристики предмета закупки; условия гарантии в отношении закупки; условия оплаты поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг; квалификация участника закупки и его персонала, который будет участвовать в исполнении договора, включая опыт исполнения договоров на закупку аналогичных товаров, работ, услуг, деловую репутацию, образование, квалификацию персонала участника закупки,  платежеспособность и финансовую устойчивость участника закупки, подтвержденные показателями финансовой и бухгалтерской отчетности, а также другие характеристики квалификации участника закупки.

Исходя из вышеизложенного, Заказчик в документации о закупке должен указать сведения, определенные положением о закупке, в том числе и любые критерии, обеспечивающие отбор поставщика, исполнителя, подрядчика, способного наилучшим образом обеспечить потребности предприятия в закупаемых товарах, работах, услугах.

В пункте 20 информационной карты документации Заказчик установил  критерии оценки заявок на участие в запросе предложений участников закупки: ценовой критерий – цена договора (50 баллов); неценовые критерии – количество заключенных договоров по обязательному страхованию опасных объектов за 12 месяцев 2013 года по форме №  1-С (Сведения об основных показателях деятельности страховщика)(20 баллов), уровень международного рейтинга финансовой устойчивости Страховщика (20 баллов), наличие круглосуточной диспетчерской службы (10 баллов).

Заказчик по установленным в документации критериям оценки заявок на отбор исполнителя, оценил всех участников закупки и выбрал заявку, которой был присвоено наибольшие количество баллов.

Довод ОАО «АльфаСтрахование» о том, что ООО «Росгосстрах» нарушен порядок расчета коэффициента уровня безопасности, в связи с чем, ООО «Росгосстрах» предложило необоснованно низкую цену услуги, необоснован в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2.10.6. документации по проведению запроса предложений, по результатам проведения рассмотрения и оценки заявок комиссия имеет право отклонить участника закупки в случаях: непредставления требуемых согласно настоящей документации документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки; несоответствия участника закупки требованиям, установленным настоящей документации; непредставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, в случае требования обеспечения заявки; несоответствия заявки требованиям настоящей документации, в том числе представленного технического предложения, предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, начальную (максимальную) цену единицы товара.

Иных оснований отказа в допуске к участию в Запросе предложений документацией о проведении данной закупки не установлено.

Документация по проведению Запроса предложений не содержит каких-либо требований к порядку формирования ценового предложения участника закупки, кроме требования о том, чтобы данное предложение не превышало начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении о проведении Запроса предложений и в документации по проведению Запроса предложений.

Поскольку цена договора, предложенная ООО «Росгосстрах», не превышала начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении запроса предложений и в документации по проведению запроса предложений, а иных оснований для отклонения заявки общества в соответствии с пунктом 2.10.6 документации установлено не было, у закупочной комиссии КГУП «Приматеплоэнерго» не было правовых оснований для отказа ООО «Росгосстрах» в допуске к участию в запросе предложений».  

В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» страховщик, имеющий намерение оказывать услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности опасного объекта, должен быть членом профессионального объединения страховщиков. Профессиональным объединением страховщиков является Национальный союз страховщиков ответственности (далее – НССО), действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования стандартов и правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования опасных объектов.

НССО устанавливает стандарты и правила профессиональной деятельности, обязательные для его членов и содержащие требования в отношении: порядка определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевщих и уровня безопасности опасного объекта.

Правила организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта утверждены Постановлением Президиума НССО от 14.12.2011.

Согласно пункту 1.2 указанные Правила распространяются на деятельность НССО и страховых организаций, являющихся его членами. Лица, обязанные применять такие Правила, за их невыполнение несут установленную данным документом ответственность.        

При этом, следует отметить, что страхователи не являются членами НССО и. соответственно, не входят в круг лиц, на которые рассматриваемые Правила распрос траняют силу действия.

Более того, Правила НССО не являются нормативным правовым актом, соответственно, в рассматриваемой ситуации Заказчик руководствуется исключительно нормативно-правовыми актами, а именно, Законом об обязательном страховании, Правилами обязательного страхования, Страховыми тарифами и иными имеющими обязательную силу действия нормативными правовыми актами.

Поскольку алгоритм расчета страховой премии на законодательном уровне не утвержден, лица, не являющиеся членами НССО, не могут при проведении закупки осуществлять проверку правильности расчета предложенной их участниками цены в соответствии с Правилами НССО.

Интервалы возможных значений коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта приведены в Разделе П «Коэффициенты к базовым ставкам страховых тарифов» Постановления № 808. Оценка уровня безопасности опасного объекта производится специалистами страховых организаций в порядке, установленном действующими нормативными документами профессионального объединения страховщиков и ответственность перед НССО за корректность расчета дополнительного понижающего коэффициента и страховой премии в целом несет страховая организация.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия установила, что Заказчиком не нарушено антимонопольное законодательство.

При таких обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о необоснованности жалобы ОАО «АльфаСтрахование».

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ОАО «АльфаСтрахование» необоснованной.

2. Предписание в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику не выдавать. 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны