Определение №8888/22 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУ... от 13 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Уссурнефтепродукт»

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ № 025/04/14.33-1267/2022

 

13 декабря 2022 года г. Владивосток

 

Я, ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, рассмотрев решение № 025/01/14.4-582/2021 которым установлен факт нарушения ООО «Уссурнефтепродукт» (ОГРН 1032500859995, дата присвоения ОГРН 04.06.2003, ИНН 2511044682, КПП 251101001) антимонопольного законодательства Российской Федерации,

 

УСТАНОВИЛ:

 

По результатам рассмотрения дела № 025/01/14.4-582/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного Приморским УФАС России в отношении ООО «Уссурнефтепродукт», Комиссия Приморского УФАС России по рассмотрению дела № 025/01/14.4-582/2021 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) признала факт нарушения ООО «Уссурнефтепродукт» части 1 статьи 14.4 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительного права на товарные знаки по свидетельству № 796519 и № 796522.

30.04.2021 в Приморское УФАС России поступило заявление ООО «НК Уссури» (вх. № 3266) о нарушении ООО «Уссурнефтепродукт» антимонопольного законодательства, выразившегося в недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг, путем регистрации права на товарный знак по свидетельству № 796519 и № 796522 от 08.02.2021.

Приморским УФАС России приказом от 18.05.2021 № 31 возбуждено дело № 025/01/14.4-582/2021 в отношении ООО «Уссурнефтепродукт» по признакам нарушения статьи 14.4 ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела № 025/01/14.4-582/2021 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

В рамках рассмотрения дела рассматривались следующие логотипы и товарные знаки:

 

 

 

товарный знак по свидетельству № 796519

принадлежащий

ООО «Уссурнефтепродукт»

товарный знак по свидетельству № 796522

принадлежащий

ООО «Уссурнефтепродукт»

логотип используемый

ООО «НК Уссури»

ООО «НК Уссури» занимается оптовой, розничной торговлей моторным топливом. В начале 2007 года общество начало строить свою первую автозаправочную станцию. 02.02.2007 ООО «НК Уссури» обратилось в ООО «Смайл» с техническим заданием о разработке логотипа. 12.02.2007 логотип в виде расположенных рядом тигренка и надписи «НК УССУРИ», являющейся отдельным элементом (частью) фирменного наименования ООО «НК Уссури», был разработан и передан ООО «НК Уссури». Автозаправочная станция была оформлена с использованием указанного логотипа и введена в эксплуатацию 26.12.2008.

С указанного времени логотип в виде тигренка и надписи «НК УССУРИ», выполненный с использованием желтого, оранжевого, черного и белого цветов, постоянно используется ООО «НК Уссури» на своих автозаправочных станциях. Указанное обозначение выполнено крупно и размещено на автозаправочных станциях таким образом, чтобы быть видным издалека.

Фактически логотип используется ООО «НК Уссури» для индивидуализации принадлежащих ему автозаправочных станций и является его коммерческим обозначением.

Начиная с 2010 года, ООО «НК Уссури» разрешало своим партнерам использовать указанный логотип.

09.10.2019 ООО «НК Уссури» обратилось в Федеральный институт промышленной собственности (далее - ФИПС) с заявкой на государственную регистрацию указанного выше обозначения в качестве товарного знака (регистрационный № 2019750549).

23.11.2020 ООО «НК Уссури» было отказано в регистрации товарного знака по следующим основаниям.

ООО «Уссурнефтепродукт» 12.03.2020 обратилось в ФИПС с двумя заявками на государственную регистрацию в качестве товарного знака обозначения в виде тигренка с надписью «УССУРНЕФТЕПРОДУКТ», выполненных с использованием зеленого и черного цветов (регистрационный № 2020712262) и тигренка без надписей, выполненного с использованием оранжевого, желтого, белого и черного цветов (регистрационный № 2020712265).

При этом тигренок из заявки № 2020712265 идентичен тигренку, используемому ООО «НК Уссури», а тигренок из заявки № 2020712262 идентичен по форме.

Комиссия отметила, что полосы тигренка на всех изображениях при их наложении практически совпадают.

Также ООО «Уссурнефтепродукт» обратилось в ФИПС с обращением, в котором просило отказать в регистрации товарного знака по заявке ООО «НК Уссури».

В обращении ООО «Уссурнефтепродукт» указывало сведения о том, что именно ООО «Уссурнефтепродукт» разработало в 2013 году указанное коммерческое обозначение для сети своих автозаправочных станций. В его основу по версии ООО «Уссурнефтепродукт» лег используемый ООО «Уссурнефтепродукт» с 2009 года логотип «Тигренок».

Комиссия отметила, что в материалы дела не представлены документы по разработке логотипа для ООО «Уссурнефтепродукт». На заседании Комиссии представитель общества сообщил, что логотип был нарисован директором и набросков (эскизов) не сохранилось.

ООО «Уссурнефтепродукт» указало, что коммерческое обозначение в едином стиле ребрендинга «НК УССУРИ» с изображением «Тигренок» принадлежит именно ему и ассоциируется у потребителя именно с компанией ООО «Уссурнефтепродукт», а АЗС сети «НК УССУРИ» - это компания ООО «Уссурнефтепродукт».

ООО «НК Уссури» в ФИПС были направлены пояснения по поводу обращения ООО «Уссурнефтепродукт», но ООО «НК Уссури» было отказано в регистрации товарного знака, поскольку заявленное обществом обозначение воспроизводит обозначение, используемое ООО «Уссурнефтепродукт» для индивидуализации товаров и услуг, однородных заявленным (решение от 23.11.2020).

08.02.2021 товарные знаки по заявкам ООО «Уссурнефтепродукт» были зарегистрированы.

24.03.2020 за исх. № 302 ООО «Уссурнефтепродукт» направило в адреса ООО «НТС-Уссури», ООО «ТК-Примнефть», ООО «Гарант-1», ООО «Гарант-11» (две компании), ООО «НК-Уссури» (две компании), ООО «Гранд-сервис-плюс», ООО «Гарант-2», ООО «Гарант-3» требование о прекращении незаконного использования товарного знака «Тигренок» (цвета: оранжевый, желтый, белый, черный).

Комиссией установлено, что ООО «Уссурнефтепродукт» использует рассматриваемое изображение не только при оформлении автозаправочных станций, но и при оформлении деловых писем, печати компании, топливных и дисконтных картах.

В целях исследования (установление фактических конкурентных отношений между ООО «НК Уссури» и ООО «Уссурнефтепродукт»), временным интервалом исследования определен период с 01.01.2020 до 15.10.2021.

Определение продуктовых границ товарного рынка производилось исходя из предмета договоров, представленных сторонами в рамках рассмотрения дела.

В рамках проводимого исследования установлено, что ООО «НК Уссури» и ООО «Уссурнефтепродукт» осуществляют деятельность по сдаче в аренду автозаправочных станций с целью использования их арендаторами для организации розничной торговли автомобильным топливом с комплексом дополнительных сопутствующих услуг (по усмотрению арендаторов). На всех АЗС как ООО «НК Уссури», так и ООО «Уссурнефтепродукт» в целях индивидуализации объектов использовалось:

- коммерческое обозначение «НК Уссури» (до февраля 2021 года на АЗС как ООО «НК «Уссури», так и ООО «Уссурнефтепродукт»; с февраля 2021 года только на АЗС ООО «НК Уссури»);

- логотип с «Тигренок в круге» (в 2019-2021 гг. на АЗС ООО «НК Уссури» и ООО «Уссурнефтепродукт»).

Исходя из цели исследования - установление фактических конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами ООО «НК Уссури» и ООО «Уссурнефтепродукт» на рынке обращения товара, в отношении которого(ой) поданы в антимонопольный орган заявление, материалы, продуктовыми границами рынка определены как услуги аренды АЗС, на которых в целях индивидуализации размещен логотип «Тигренок в круге».

При определении географических границ принимались во внимание границы территорий, на которой имеет право осуществлять деятельность ООО «НК Уссури» и на которых рассматриваемыми действиями ООО «Уссурнефтепродукт» причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред деловой репутации ООО «НК Уссури».

Принимая во внимание границы территорий, на которой ООО «НК Уссури» и ООО «Уссурнефтепродукт» фактически конкурировали при осуществлении деятельности географические границы рынка определяются территорией Уссурийского городского округа.

Аналитический отчёт об исследовании рынка в рамках дела № 025/01/14.4-582/2021 о нарушении антимонопольного законодательства подготовлен 10.12.2021 и приобщен к материалам дела.

Таким образом, ООО «Уссурнефтепродукт» и ООО «НК Уссури» являются хозяйствующими субъектами конкурентами на территории Уссурийского городского округа, осуществляющими коммерческую деятельность по оказанию услуги аренды АЗС.

ООО «Уссурнефтепродукт» не согласно с вменяемым нарушением. Письменные позиции приобщены к материалам дела.

ООО «Уссурнефтепродукт» в материалы дела представлены паспорта ребрендинга 2013 года. Паспорта содержат визуализацию АЗС с использованием изображения тигренка выполненного с использованием оранжевого, желтого, белого и черного цветов. Так же на фризах нависной группы используется наименование «НК Уссури».

Комиссия отметила, что представленные паспорта подтверждают факт использования в ребрендинге изображение тигренка и наименование «НК Уссури», но не факт разработки самого изображения тигренка.

Представленные в материалы дела договора, датированные 2013 годом и 2014 годом, новостные статьи 2014 года, 2015 года так же не устанавливают факт разработки изображения тигренка, а подтверждают факт изготовления конструкций и предметов, в том числе с использованием изображения тигренка.

Сама регистрация товарных знаков со стороны ООО «Уссурнефтепродукт» не может считаться добросовестной в силу следующего.

В момент, когда ООО «Уссурнефтепродукт» подало заявку на регистрацию рассматриваемых товарных знаков на рынке не только существовало планируемое к регистрации обозначение, но и активно вводилась в гражданский оборот ООО «НК Уссури».

Таким образом, ООО «Уссурнефтепродукт», приняв решение о регистрации товарного знака, использовало не новое обозначение (изображение),
а заимствовало обозначение (изображение), которое уже было введено хозяйствующим субъектом-конкурентом. Такое поведение на рынке не может быть расценено как добросовестное.

Комиссия отметила, что ООО «Уссурнефтепродукт» после регистрации товарного знака предприняло действия, направленные на пресечение использования рассматриваемого обозначения.

Такие действия направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, поскольку ООО «Уссурнефтепродукт» имело возможность не вкладывать материальные ресурсы в разработку собственного обозначения (изображения) и пользоваться результатами деятельности, созданными другим юридическим лицом.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на недобросовестную конкуренцию.

Согласно статье 10 bis Парижской Конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

Согласно пункту 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с частью 1 статьей 14.4 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

Таким образом, рассмотрев заявление ООО «НК Уссури» и имеющиеся в распоряжении Приморского УФАС России материалы, управление пришло к выводу о наличии в действиях ООО «Уссурнефтепродукт» нарушения части 1 статьи 14.4 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительного права на товарные знаки по свидетельству по свидетельству № 796519 и № 796522 о чем 22.12.2021.

Согласно пункту 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных (в том числе) статьей 14.33 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции» решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятое комиссией, подлежит оглашению по окончанию рассмотрения дела. При этом может оглашаться только его резолютивная часть. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

ФЗ «О защите конкуренции» не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата, нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).

В соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ и частью 2 статьи 14.3 КоАП РФ, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.

Руководствуясь статьей 28.1 КоАП РФ,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить в отношении юридического лица - ООО «Уссурнефтепродукт» (ОГРН 1032500859995, дата присвоения ОГРН 04.06.2003, ИНН 2511044682, КПП 251101001) дело № 025/04/14.33-1267/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 КоАП.

2. Законному представителю ООО «Уссурнефтепродукт» либо иному уполномоченному лицу с надлежаще оформленной доверенностью на участие в производстве по делу № 025/04/14.33-1267/2022 (при себе иметь паспорт) явиться в 13 часов 30 минут 29.12.2022 по адресу: г. Владивосток, ул. 1-я Морская, д. 4, каб. 442, тел. (423)2-412-061) для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП в случае неявки надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения дела физического лица, или законного представителя физического лица, законного представителя или защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.

Разъясняю, что в соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник допускается к участию в производстве по делу об административному правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В случае невозможности обеспечения явки возможно заявление ходатайства о составлении и подписании протокола, а так же рассмотрении дела в отсутствии представителя.

 

 

Ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти

 

 

2022-1890

 

 

Связанные организации

ООО "УССУРНЕФТЕПРОДУКТ"
ИНН 2511044682, ОГРН 1032500859995