Решение №7330/06-2 Решение по делу № 11/06-2018 от 6 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Генеральному директору                                                                                                       

АО «Терминал Владивосток»

<...>

 ул. Владимира Сайбеля, 45,

Приморский  край, г. Артем,  692707

 

 

Генеральному директору

АО «Первая инвестиционная управляющая

компания» 

<...>

ул. Светланская, 31, строение 1,                                                               

г. Владивосток, 690091

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Владивосток

6  августа 2019 года                                                                      Дело № 11/06-2018

 

Резолютивная часть решения объявлена: 06.08.2019 

Полный текст решения изготовлен: 06.08.2019

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – <...> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля торгов;

члены Комиссии: <...> – начальник информационно – аналитического отдела, <...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы, 

рассмотрев дело № 11/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении АО «Первая инвестиционная управляющая компания» (далее – Общество, Компания, Ответчик по делу) по признакам нарушения  части 1  статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении прав и законных интересов АО «Терминал Владивосток» путем одностороннего прекращения исполнения договора водоотведения №с 111-10зао ТВ/2013 от 15.11.2013,

при участии:

- от АО «Терминал Владивосток» - <...>, на основании доверенности № 3/Д от 14.01.2019;

- от АО «Первая инвестиционная управляющая компания» - <...> (доверенность от 05.08.2019), <...>  в соответствии с доверенностью от 05.08.2019,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной  службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России, Управление) поступили обращения АО «Терминал Владивосток (вх. № 6099 от 03.08.2018, вх. № 6298 от 10.08.2018,  вх. № 6559 от 22.08.2018; далее - Заявитель) на действия АО «Первая инвестиционная управляющая компания» (далее – Общество, Компания), выразившиеся в необоснованном отказе в прекращении оказания услуг водоотведения.

В обращениях, в частности,  указано, что по договору от 15.11.2013 № 111-10заоТВ/2013 Компания оказывает Заявителю услуги водоотведения, является поставщиком услуг водоотведения.

По договору поставщик услуг принимает сточные воды от здания Аэровокзального комплекса Международного аэропорта Владивосток на собственные очистные сооружения.

Цена за данные услуги определяется постановлением Департамента по тарифам Приморского края.

09.07.2018 АО «Терминал Владивосток» от Общества было получено письмо, в соответствии с которым с 07.08.2018  им приостанавливается эксплуатация очистных сооружений в случае отказа Заявителя  компенсировать эксплуатационные расходы на содержание очистных сооружений, поскольку деятельность по их использованию является для Общества убыточной.

По мнению Заявителя, действия Компании являются неправомерными, поскольку технологическое присоединение Аэровокзального комплекса к очистным сооружениям иных хозяйствующих субъектов отсутствует.

Кроме того, как указывает АО «Терминал Владивосток», действиями АО «Первая инвестиционная управляющая компания» допущено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

К обращению АО «Терминал Владивосток» приобщены следующие документы:

- копия договора водоотведения № 111-10заоТВ/2013 от 15.11.2013, с приложениями, в том числе, и дополнительного соглашения к договору от 30.06.2016;

- письмо Общества от 04.07.2018 № 43 в адрес Заявителя (вх. № 672 от 09.07.2018), согласно которому с 07.08.2018 будет приостановлена эксплуатация очистных сооружений и прием сточных вод по договору водоотведения от 15.11.2013 № 111-10заоТВ/2013.

С целью рассмотрения обращений, Приморским УФАС России подготовлены и направлены запросы в адрес АО «Первая инвестиционная управляющая компания» (исх. № 6764/06 от 13.08.2018, № 8087/06 от 27.09.2018).

21.09.2018 (вх. № 8404) от АО «Первая инвестиционная управляющая компания» в Приморское УФАС России  поступили письменные пояснения по существу запроса.

Согласно письменным пояснениям, АО «Первая инвестиционная управляющая компания» 15.11.2013 года заключило с АО «Терминал Владивосток» договор водоотведения № 111-10 заоТВ/2013.

АО «Терминал Владивосток» является единственным потребителем услуг по приему сточных вод.

          Как уточняет Общество, оно может прекратить действие вышеуказанного договора, согласно пункту 5.1.1, а именно: «Срок действия договора устанавливается с 15 ноября 2013 по 31декабря 2014. Настоящий договор считается ежегодно продленным на прежних условиях, если за месяц до окончания срока действия договора не последует заявление одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре».

         За весь предшествующий период эксплуатации очистных сооружений, оказание услуг по водоотведению не прекращалось, в том числе, и АО «Первая инвестиционная управляющая компания» не приостанавливало эксплуатацию очистных сооружений с 07.08.2018 года.

Расходы на содержание и эксплуатацию очистных сооружений более, чем в 3 раза превышают доходы от оказания услуг по очистке сточных вод (приложение – таблица доходов и расходов за май 2018 - август 2018).

АО «Терминал Владивосток» не выполняет условия договора по объемам сброса сточных вод; согласно договору,  планируемый годовой объем составляет 132 850 кубических метров, а фактический объем сточных вод за 2017 год составил 44 869 кубометров.

Тариф на водоотведение для потребителей АО «Первая инвестиционная управляющая компания» в настоящее время составляет 62,66 рублей  (без учета НДС 18%) за 1 кубический метр.

Компания сообщает, что  АО «Терминал Владивосток» необоснованно установлена арендная плата за субаренду земельных участков, на которых построены котельная и очистные сооружения.

Первоначально, для реализации программы по строительству объектов теплоснабжения и очистных сооружений, ЗАО «Центр «Строй» (Субарендатор) получило от АО «Терминал Владивосток» и ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» по договору субаренды № 16/04/2011 от 07.04.2011 и дополнительному соглашению от 25.08.2012  земельные  участки в количестве 11 и общей площадью 6161 квадратных метров. Плата за аренду всех земельных участков составляла  15 507 рублей в год или 1293 рубля в месяц.

ЗАО «Терминал Владивосток» 09.08.2013 проведена коммерческая оценка стоимости арендной платы в отношении земельных участков, на которых уже находились построенные и введенные в эксплуатацию объекты котельной и очистных сооружений с развитой инфраструктурой и полученными свидетельствами о собственности на объекты.

Согласно проведенной оценке, со стороны АО «Терминал Владивосток» повышена в одностороннем порядке арендная плата до уровня 165 200 рублей в месяц с учетом НДС (18%), что увеличило годовую арендную плату до 1 982 400 рублей с учетом НДС (18%).

АО «Первая инвестиционная управляющая компания» считает необоснованным увеличение в 127 раз ставки арендной платы за арендованную субарендатором у государства землю.

В настоящее время договор субаренды земельных участков, предоставленный АО «Терминал Владивосток» в 2013 году, со стороны Общества  не подписан и не зарегистрирован в установленном законом порядке, а арендная плата за пользование земельными участками взимается, исходя из коммерческой оценки земли, проведенной АО «Терминал Владивосток».

Компания неоднократно предлагала АО «Терминал Владивосток» пересмотреть стоимость пользования земельными участками и заключить договор субаренды земельных участков на взаимовыгодных условиях, а также переуступить обещанное право аренды на земельные участки  площадью 706 квадратных метров, на которых находятся производственные объекты, принадлежащие на праве собственности АО «Первая инвестиционная управляющая компания», или дать согласие на выкуп этих участков.

На другой земельный участок площадью 9 999 квадратных метров договор переуступки права аренды заключен застройщиком ЗАО «Центр «Строй» с ЗАО «Терминал Владивосток» до начала осуществления строительства объектов, а в ноябре 2013 право аренды переуступлено АО «Первая инвестиционная управляющая компания».

Обществом предлагались АО «Терминал Владивосток» различные варианты решения вопроса по дальнейшей эксплуатации очистных сооружений, в частности:

  • снижение ставки арендной платы за субаренду земельных участков;
  • передача очистных сооружений в пользование АО «Терминал Владивосток» для последующей эксплуатации;
  • установление договорной цены за оказание услуг по водоотведению для компенсации эксплуатационных расходов на содержание очистных сооружений, поскольку у Компании не будет в дальнейшем финансовых возможностей для обеспечения бесперебойной эксплуатации очистных сооружений.

           АО «Первая инвестиционная управляющая компания» обращает внимание на то, что основная часть выручки Компании (90%) приходится на предоставление услуг по передаче тепловой энергии в отопительный сезон, потому в период отсутствия отопления в мае – октябре  эксплуатируются только очистные сооружения, доходов от которых не хватает для покрытия текущих эксплуатационных расходов, что приводит к постоянным убыткам Общества.

В обоснование своей позиции, к своим письменным пояснениям Обществом приобщены следующие документы:

- договор водоотведения № 111-10заоТВ/2013 от 15.11.2013 с приложениями;

- копии писем в адрес АО «Терминал Владивосток»;

- копия письма АО «Терминал Владивосток» в адрес АО «Первая инвестиционная управляющая компания»;

- таблица доходов и расходов по очистным сооружениям за май - август 2018.

По результатам рассмотрения всех документов, Приморским УФАС России установлено следующее.

Действительно, 15.11.2013 между ЗАО «Первая инвестиционная управляющая компания» (Исполнитель) и ЗАО «Терминал Владивосток» (Абонент) был заключен договор водоотведения № 111-10заоТВ/2013 (далее – договор).

Как предусмотрено пунктом 1.1 договора, Исполнитель (Компания) обязуется осуществлять прием сточных вод Абонента (ЗАО «Терминал Владивосток») в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а Абонент  обязуется  соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленных  постановлением Правительства РФ № 644, от 04.09.2013 № 776, и производить Исполнителю оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, определенных настоящим договором.

Водоотведение: бесперебойное, круглосуточное в течение года.

Согласно пункту 5.1.1 договора, срок его действия устанавливается с 15.11.2013 по 31.12.2014 с возможной ежегодной пролонгацией на прежних условиях, если ни одна из сторон не заявила об отказе от договора или его пересмотре за 1 месяц до окончания срока его действия.

Приложениями к договору являются:

- объемы сточных вод;

- акт границы эксплуатационной ответственности сторон;

- схема разграничения балансовой принадлежности канализационных сетей и эксплуатационной ответственности;

- перечни и нормативы допустимых концентраций (далее – ДК) загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых Абонентом в систему канализации;

- дополнительное соглашение от 30.12.2016 к договору № 111-10заоТВ/2013, согласно которому внесены изменения в следующие пункты соглашения:

* пункт 3.1.13 принять в следующей редакции: «Тарифы по оплате водоотведения установлены Департаментом по тарифам Приморского края от 10.12.2015 № 59/18»;

* пункт 5.1.1 договора: «Срок действия договора устанавливается с 01.01.2017 по 31.12.2017»;

* глава 7 «Абонент» в следующей редакции: «АО «Терминал Владивосток», ул. В. Сайбеля, 41, ИНН / КПП 2502039781 / 250201001 , Объект: «Аэровокзальный комплекс», г. Артем, ул. В. Сайбеля, 45;

- доходы и расходы по эксплуатации очистных сооружений за май – август 2018;

«Исполнитель» имеет право, согласно пунктам  2.2.5 и 2.2.6 договора, на  приостановление водоотведения без предварительного уведомления Абонента в случае возникновения или угрозы возникновения аварий на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водоснабжение и (или) водоотведение;   ограничение или введение режимного водоотведения с соблюдением условий, установленных нормами Правил предоставления коммунальных услуг, в случае задолженности Абонента по оплате водоотведения более, чем за 3 расчетных периода, либо обнаружения самовольного присоединения Абонента к сетям».

В данном случае, со стороны Компании не было подтверждено документально  обоснование данных оснований, а именно: аварийных ситуаций или угрозы их возникновения, задолженности АО «Терминал Владивосток» за услуги водоотведения, а также факта самовольного подключения к сетям.

В пункте 69 «Правил холодного водоснабжения  и водоотведения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644) условия и сроки, в течение которых организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения,  определяются в соответствии с положениями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении.

Кроме того, статьей 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ № 416) определены основания  временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения, а именно:

- часть 1 статьи 21 ФЗ № 416: Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:

1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;

2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе, в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

4) при отведении в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих материалы, вещества и микроорганизмы, отведение (сброс) которых запрещено;

5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

   Основания для отказа от исполнения договора, связанных с финансовым положением организации, в частности, АО «Первая инвестиционная управляющая компания», не приводятся.

-  Согласно части 2  статьи 21 ФЗ № 416,  в случае временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод по основаниям, указанным в части 1 настоящей статьи, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение одного дня со дня такого прекращения или ограничения уведомляет абонентов, орган местного самоуправления, а также:

- территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

- структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения;

- организации, с которыми заключены договоры по транспортировке воды, договоры по транспортировке сточных вод, в случае прекращения или ограничения транспортировки воды и (или) сточных вод.

Данные уведомления со стороны Общества  в указанные адреса не направлялись, документальное подтверждение исполнения данного требования отсутствует.

 Часть 3 статья 21 ФЗ № 416 устанавливает, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее, чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в следующих случаях:

1) получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации;

2) самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

3) превышения абонентом в три раза и более нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов или лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, совершенного два раза и более в течение одного года с момента первого превышения (далее - неоднократное грубое нарушение нормативов допустимых сбросов или лимитов на сбросы);

4) отсутствия у абонента плана снижения сбросов в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, либо неисполнения абонентом плана снижения сбросов;

5) аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей;

6) проведения работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства заявителей;

7) проведения планово-предупредительного ремонта;

8) наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более;

9) воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к узлам учета абонента для осмотра, контроля, снятия показаний средств измерений.

4. В случаях, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения, а также транспортировки воды и (или) сточных вод осуществляется до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения или ограничения.

Данные основания отсутствуют, со стороны Компании документального подтверждения иного не предоставлено.

Часть 7 статьи 21 ФЗ № 416 устанавливает, что организация, осуществляющая водоотведение, вправе отказаться от исполнения договора водоотведения в одностороннем порядке в случае неоднократного грубого нарушения абонентом нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы.

Со стороны Общества не подтверждено документального подтверждения и данным обстоятельствам.

Необходимо обратить внимание и на следующее обстоятельство:

АО «Первая инвестиционная управляющая компания» является субъектом естественной монополии, поскольку осуществляет деятельность по водоотведению (прием сточных вод в централизованную систему водоотведения, их транспортировку и сброс в водный объект) по своим сетям.

Кроме того, тарифы на водоотведение регулируются государством, в Приморском крае – Департаментом по тарифам Приморского края, в соответствии со следующими постановлениями:

- Постановлением  Департамента по тарифам Приморского края № 59/18  от 10.12.2015 «Об утверждении производственной программы и об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на водоотведение для потребителей АО «Первая инвестиционная управляющая компания», находящихся на территории Артемовского городского округа Приморского края», установлены следующие тарифы на водоотведение для прочих групп потребителей Компании:

* 2016 год (с 01.01.2016 по 30.06.2016 – 72, 86 рублей за 1 кубический метр без учета НДС; с 01.07.2016 по 31.12.2016 – 76, 16 рублей за 1 кубометр без НДС);

* 2017 год (с 01.01.2017 по 30.06.2017 – 76, 16 рублей за 1 кубометр без НДС;                   с 01.07.2017 по 31.12.2017 – 62, 60 рублей за 1 кубический метр без учета НДС);

* 2018 год (с 01.01.2018 по 30.06.2018 – 62, 60 рублей за 1 кубический метр без учета НДС; с 01.07.2018 по 31.12.2018 – 64, 36 рублей за 1 кубометр без учета НДС).

- В Постановлении Департамента по тарифам Приморского края № 69/4 от 07.12.2017 «О внесении изменений в постановление Департамента по тарифам Приморского края от 10.12.2015 № 59/18 «Об утверждении производственной программы и об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на водоотведение для потребителей АО «Первая инвестиционная управляющая компания», находящихся на территории Артемовского городского округа Приморского края» установлены следующие тарифы на водоотведение для потребителей (прочих групп потребителей) АО «»Первая инвестиционная управляющая компания», находящихся на территории Артемовского городского округа Приморского края:

* 2016 год (с 01.01.2016 по 30.06.2016 – 72, 86 рублей за 1 кубический метр без учета НДС; с 01.07.2016 по 31.12.2016 – 76, 16 рублей за 1 кубометр без НДС);

* 2017 год (с 01.01.2017 по 30.06.2017 – 76, 16 рублей за 1 кубометр без НДС;                   с 01.07.2017 по 31.12.2017 – 62, 60 рублей за 1 кубический метр без учета НДС);

* 2018 год (с 01.01.2018 по 30.06.2018 – 62, 60 рублей за 1 кубический метр без учета НДС; с 01.07.2018 по 31.12.2018 – 64, 36 рублей за 1 кубометр без учета НДС).

В указанные тарифы включаются и расходы на эксплуатацию (содержание) очистных сооружений, и прибыль.

Таким образом, требования Компании о необходимости компенсации Заявителем эксплуатационных  расходов на содержание очистных сооружений по основаниям убыточности деятельности АО «Первая инвестиционная управляющая компания», являются незаконными, оснований для прекращения исполнения договора водоотведения № 111-10зао ТВ/2013 от 15.11.2013  в одностороннем порядке со стороны Компании нет.

С учетом изложенного, Приморским УФАС России 06.11.2018 был вынесен приказ № 314 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении  антимонопольного законодательства».

07.11.2018 Управлением вынесено определение о назначении дела № 11/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. № 9242/06-2 от 12.11.2018), в соответствии с которым обозначены дата, время и место его рассмотрения, а именно: 30 ноября 2018 года в 14 часов 00 минут по адресу: ул. 1-я Морская, 2, г. Владивосток, кабинет № 446.

Помимо этого, в документе указывалось на необходимость представления Заявителем (АО «Терминал Владивосток») и Ответчиком (АО «Первая инвестиционная управляющая компания») дополнительных сведений и документов по существу дела.

Определение о назначении дела № 11/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. № 9242/06-2 от 12.11.2018) было направлено сторонам, что подтверждается соответствующим реестром.

12.11.2018 Ответчиком по делу представлены дополнительные пояснения по существу запроса Управления от 27.09.2018 № 8087/06  (вх. № 9810 от 12.11.2018), согласно которым АО «Первая инвестиционная управляющая компания» 15.11.2013 заключило с АО «Терминал Владивосток» договор водоотведения № 111-10зао ТВ/2013.  За весь предшествующий период эксплуатации очистных сооружений, оказание услуг по водоотведению не прекращалось.  Заявление в адрес АО «Терминал Владивосток» о прекращении действия договора № 111-10зао ТВ/2013 с 01.01.2019  не направлялось.  Очистные сооружения эксплуатируются, и услуги по водоотведению оказываются в штатном режиме.

Приложением к письменным пояснениям Компании является договор № 111-10зао ТВ/2013 от 15.11.2013.

Указанный договор подписан сторонами без разногласий, равно, как и все приложения к нему, как его неотъемлемая часть.

30.11.2016 сторонами было подписано дополнительное соглашение № 1 к договору № 111-10зао ТВ/2013  от 24.10.2013, согласно которому тарифы по оплате водоотведения установлены Департаментом по тарифам Приморского края от 10.12.2015 № 59/18.  Срок действия договора установлен с 01.01.2017 по 31.12.2017, и далее по тексту.  Реквизиты «Абонента» приняты в редакции АО «Терминал Владивосток». Настоящее соглашение вступает в силу с 01.01.2017.

22.11.2018 в Приморское УФАС России поступило сопроводительное письмо от АО «Терминал Владивосток» (вх. № 10204 от 22.11.2018), с приложением документов в обоснование своей позиции.

Заявителем приложена переписка с АО «Первая инвестиционная управляющая компания», а именно:

* письмо АО «Терминал Владивосток» от 19.07.2018 № 359 в адрес Ответчика, согласно которому объемы водоотведения, указанные в приложении № 1 к договору № 111-10заоТВ/2013 от 24.10.2013, определялись до момента установки Заявителем прибора учета сточных вод на границе балансовой принадлежности между организациями.

Расчет за сброшенные сточные воды осуществляется в соответствии с пунктом 3.1.3 договора по тарифам, установленным Департаментом по тарифам Приморского края.

Также АО «Терминал Владивосток» в данном письме указывает, что не имеет возможности компенсировать эксплуатационные расходы и принимать договорную цену на услуги по приему и очистке сточных вод;

* письмо Ответчика Заявителю от 04.07.2018 № 43, в соответствии с которым АО «Терминал Владивосток» не исполняет обязательства по договору в части договорных объемов сброса сточных вод. 

Кроме того, Ответчик указывает в нем на убыточность АО «Первая инвестиционная управляющая компания» и на нецелесообразность дальнейшей эксплуатации очистных сооружений.

В письме указывается и на то, что в случае отсутствия решения со стороны Заявителя или отказа с его стороны компенсировать  эксплуатационные  расходы, АО «Первая инвестиционная управляющая компания» вынуждено будет пойти на крайние меры и с 07.08.2018 приостановить эксплуатацию очистных сооружений и прием сточных вод по договору № 111-10зао ТВ/2013 от 15.11.2013;

* письма АО «Терминал Владивосток» № 262 от 25.05.2018, № 13 от 19.01.2017 и № 250 от 14.07.2017 в адрес Ответчика;

* письма Ответчика в адрес Заявителя № 12 от 10.03.2017, № 72 от 11.08.2016, № 145 от 27.10.2015 , № 139 от 09.10.2015, № П-103 от 31.08.2015,  № 18/0404 от 18.04.2013;

* письмо № 306 от 17.08.2015 от АО «Терминал Владивосток» в адрес АО «Первая инвестиционная управляющая компания».

30.11.2018 Управлением вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 11/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № 10280/06-2 от 30.11.2018) в связи с тем, что представитель АО «Первая инвестиционная управляющая компания» на рассмотрение дела 30.11.2018 года не явился; отсутствовали также доказательства о его надлежащем уведомлении о дате, времени и места рассмотрения дела.

На рассмотрении дела 30.11.2018 присутствовал только представитель АО «Терминал Владивосток» - <...>, на основании доверенности № 85/Д от 25.12.2017, по мнению которого присутствие на рассмотрении дела № 11/06-2018 Ответчика является обязательным.

Определением об отложении рассмотрения дела № 11/06-2018  о нарушении антимонопольного законодательства  (исх. № 10280/06-2 от 30.11.2018) определены новые дата и время рассмотрения дела, а именно: 15 января 2019 года в 14 часов 00 минут по адресу: ул. 1-я Морская, 2, г. Владивосток, кабинет № 446.

26.12.2018 от Заявителя в адрес Управления поступили письменные пояснения (вх. № 11636 от 29.12.2018), в соответствии с которыми Ответчиком исполняются свои обязательства по договору водоотведения от 15.11.2013 № 111-10зао ТВ/2013, согласно определенным в нем условиям.

Услуги водоотведения оказываются по тарифам, установленным постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 07.12.2017 № 69/4 для потребителей АО «Первая инвестиционная управляющая компания», находящихся на территории Артемовского городского округа, на срок до 31.12.2018.

Заявитель в пояснениях также обращает внимание, что тарифы на водоотведение являются регулируемыми, и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», рассматриваются и утверждаются на основании предложения регулируемой организации.

11.01.2019  (вх. № 177) в адрес Приморского УФАС России поступили письменные пояснения от АО «Первая инвестиционная управляющая компания» по существу дела.

В своих пояснениях Ответчик указывает на то, что оказание услуг по водоотведению с его стороны не прекращалось.

Объем принятых сточных вод за июль 2018 года составил 3 218, 46 кубических метров.

Даже без включения всех текущих расходов, ежемесячный убыток Общества по очистным сооружениям составляет 328 141 рубль.

С 01.01.2019 года, ввиду отмены льготы по налогу на имущество, произойдет увеличение расходов по очистным сооружениям на сумму налога на имущество непосредственно по объекту «Очистные сооружения» на 2 061 907 рублей в год, в том числе, и за 1 месяц на сумму 171 825 рублей.

Таким образом, как поясняет Компания, ежемесячный убыток по очистным сооружениям составит 499 966 рублей, и, соответственно, у АО «Первая инвестиционная управляющая компания» не будет иметь финансовых возможностей для обеспечения бесперебойной эксплуатации очистных сооружений.

Своим пояснения Ответчик обосновывает 2 таблицами, а именно:

1 – доходы и расходы по эксплуатации очистных сооружений за июль 2018 года;

2 – расчет налога на имущество АО «Первая инвестиционная управляющая компания» с 01.01.2019 по 31.12.2019.

15.01.2019 состоялось рассмотрение дела № 11/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией, на котором присутствовали стороны, а именно:

представитель АО «Терминал Владивосток» <...>, на основании доверенности № 3Д от 14.01.2019;

представители АО «Первая инвестиционная управляющая компания» - <...> (доверенность от 15.01.2019) и <...> (по доверенности о 15.01.2019).

Какие – либо ходатайства участниками рассмотрения дела не заявлены, стороны придерживаются своей позиции, подтверждают ее данными ранее пояснениями и приобщенными документами.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела Комиссией, возникла необходимость истребования дополнительной информации и документов.

Таким образом, Комиссией было принято решение об отложении рассмотрения дела.

В связи с этим, 18.01.2019 Управлением было вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 11/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № 453/06-2 от 18.01.2019), в соответствии с которым рассмотрение назначено на 15 февраля 2019 года в14 часов 30 минут по адресу: ул. 1-я Морская, 2, г. Владивосток, кабинет № 446.

Этим же определением на АО «Первая инвестиционная управляющая компания» Приморским УФАС России возложена обязанность по представлению дополнительных документов и сведений в срок до 10.02.2019 года.

12.02.2019 в Приморское УФАС России поступили дополнительные письменные пояснения от Ответчика (вх. № 1107 от 12.02.2019).

В своих пояснениях Компания указывает на то, что убытки от эксплуатации очистных сооружений в предшествующие годы компенсировались за счет доходов от котельной, а также льготы по налогу на имущество на объекты котельной и очистных сооружений, которая действовала в период с 01.01.2014 по 01.01.2019, согласно пункту 8 Закона Приморского края «О внесении изменения в статью 2(1) Закона Приморского края  «О налоге на имущество» № 827 – КЗ от 06.06.2016.

Пункт 8 утратил силу с 01.01.2019 в связи с истечением срока действия, установленного статьей 2 Закона.

В связи с отменой льготы на имущество с 01.01.2019, произойдет увеличение расходов по очистным сооружениям на сумму налога на имущество непосредственно по объекту «Очистные сооружения» на 2 061 907 рублей в год, в том числе, и за 1 месяц - на сумму 171 825 рублей.

Кроме того, в период с мая по октябрь 2019 года у Компании не будет возможности для содержания очистных сооружений, средняя выручка от оказания услуг по водоотведению за 1 месяц составляет у Общества 238 тысяч рублей с НДС, что не хватает даже на заработную плату сотрудников АО «Первая инвестиционная управляющая компания».

Общество указывает, что Заявитель отказался от любого предложенного Обществом варианта решения данной проблемы.

В частности, АО «Терминал Владивосток», как сказано в пояснениях Общества, не имеет возможности компенсировать эксплуатационные расходы и принимать договорную цену на услуги по приему и очистке сточных вод.

Не согласен Заявитель и на снижение ставки за субаренду земельных участков, и на передачу очистных сооружений в пользование АО «Терминал Владивосток» для их последующей эксплуатации.

На этом основании, как уточняет АО «Первая инвестиционная управляющая компания», у него не будет возможности для бесперебойной эксплуатации очистных сооружений с момента окончания отопительного сезона, а именно: с мая 2019 года.

В обоснование своей позиции, Обществом приложены соответствующие документы.

15.02.2019 состоялось рассмотрение Комиссией дела № 11/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, в ходе которого присутствовали:

представитель АО «Терминал Владивосток» <...>, на основании доверенности № 3/Д от 14.01.2019;

представители АО «Первая инвестиционная управляющая компания» - <...> (по доверенности от 15.02.2019) и <...>, на основании доверенности от 15.02.2019.

Компания указывает, что у нее не будет возможности по содержанию очистных сооружений с мая по октябрь 2019 года в связи с отсутствием налога на имущество, ссылаясь на документы, поступившие в адрес Приморского УФАС России.

АО «Терминал Владивосток», в свою очередь, не согласно компенсировать эксплуатационные расходы, а также на установление договорной цены, поскольку на это у Компании нет оснований.

Комиссией было принято решение об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью направления запроса в адрес Департамента по тарифам Приморского края.

15.02.2019 Управлением вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела № 11/06-2018 (исх. № 1332/06-2 от 18.02.2019) до 06.08.2019 года.

Кроме того, Приморским УФАС России вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 11/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства на 28 марта 2019 года в 14 часов 00 минут по адресу: ул. 1-я Морская, 2, г. Владивосток, кабинет № 441 (исх. № 1331/06-2 от 18.02.2019).  Этим же документом на АО «Первая инвестиционная управляющая компания» возложена обязанность о представлении в Управление дополнительных документов и сведений в срок до 20.03.2019.

25.02.2019 Приморским УФАС России был подготовлен и направлен запрос в Департамент по тарифам Приморского края (исх. № 1504/06 от 25.02.2019).

14.03.2019 в Управление поступили письменные пояснения от Департамента по тарифам Приморского края (вх. № 2013 от 14.03.2019) по существу запроса.

Департамент по тарифам Приморского края в своих пояснениях поясняет следующее:

В связи с отменой с 01.01.2019 года льготы по уплате в бюджет Приморского края налога на имущество в отношении организаций, деятельность которых связана с эксплуатацией сооружений биологической очистки, обеспечивающих функционирование аэропортов (истечение срока действия Закона Приморского края № 827-КЗ от 06.06.2016), к которым непосредственно относится АО «Первая инвестиционная управляющая компания», Департаментом по тарифам Приморского края при установлении тарифа на водоотведение на 2019 год в составе необходимой валовой выручки, были учтены затраты на уплату налога на имущество в размере 2 061, 91 тысяч рублей, что подтверждено Выпиской из Протокола, прилагающейся к пояснениям.

Таким образом, Департамент по тарифам Приморского края обращает внимание на то, что пояснения АО «Первая инвестиционная управляющая компания», изложенные в письме за вх. № 1107 от 12.02.2019 о возникновении некомпенсируемых убытков в размере 2 061, 91 тысяч рублей в течение 2019 года из – за отмены льготы по уплате налога на имущество организаций, считаются некорректными.

В подтверждение своей позиции, Департаментом по тарифам Приморского края к своим пояснениям приобщена Выписка из Протокола заседания правления Департамента по тарифам Приморского края от 13.12.2018 года.

20.03.2019 в Управление  поступили письменные пояснения от Ответчика по делу (вх. № 2245 от 20.03.2019), в соответствии с которыми АО «Терминал Владивосток» является единственным потребителем  услуг по водоотведению (договор № 111-10зао ТВ/2013 от 15.11.2013), иных договоров по водоотведению за весь период эксплуатации очистных сооружений не заключалось.

Для обеспечения бесперебойной работы очистных сооружений, Общество предлагает Заявителю (АО «Терминал Владивосток») заключить договор с установлением коммерческой цены, без использования утвержденных тарифов при оказании услуг водоотведения, а также снизить ставку арендной платы за субаренду земельных участков.

Первоначально, для реализации программы по строительству объектов теплоснабжения и очистных сооружений, ЗАО «Центр «Строй» (Субарендатор) получило от АО «Терминал Владивосток» и ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» по договору 11 земельных участков общей площадью 6 161 квадратный метр.  Плата за аренду всех земельных участков составляла 15 507 рублей в год или 1 293 рубля в месяц.

Данные земельные участки являются собственностью РФ, и в момент передачи они представляли собой местность, не пригодную для эксплуатации.

ЗАО «Терминал Владивосток» 09.08.2013 была проведена коммерческая оценка стоимости арендной платы в отношении земельных участков, на которых находились построенные и введенные в эксплуатацию объекты котельной и очистных сооружений с развитой инфраструктурой и полученными свидетельствами о собственности на объекты.

АО «Первая инвестиционная управляющая компания» указывает, что АО «Терминал Владивосток», не принимая во внимание затраты, понесенные Компанией, в одностороннем порядке повысило арендную плату.

В свою очередь, с 01.01.2019 арендная плата за субаренду земли составляет 168 000 рублей в месяц с учетом НДС 20%, таким образом, Общество считает необоснованным увеличение в 127 раз ставки арендной платы за арендованную Субарендатором у государства землю.

Кроме того, Общество уточняет, что в настоящее время договор субаренды земельных участков от 2013 года, не зарегистрирован в установленном порядке.

Арендная плата за пользование земельными участками взимается, исходя из коммерческой оценки земли, проведенной Заявителем.

По окончании отопительного сезона, с 01.05.2019 года арендная плата за субаренду земли будет составлять в среднем 66% в общей сумме ежемесячной выручки предприятия.

К письменным пояснениям АО «Первая инвестиционная управляющая компания» приобщены следующие документы:

* договор № 39-093АО ТВ/2013 от 09.08.2013 субаренды земельных участков, заключенный между Компанией (Субарендатор) и АО «Терминал Владивосток» (Арендодатель), который вступает в силу с момента государственной регистрации и действует до 01.03.2059 года, что предусмотрено пунктом 2.1 договора.  Действия договора распространяется на отношения, возникшие между сторонами с 01.03.2013 года.

Договор подписан сторонами без разногласий.

Таким образом, сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, таким образом, и условия договора, и приложения, как его неотъемлемая часть, обязательны для сторон;

* отчет БТИ № 25 00/27.08.13/Ц-0798/Ю-1-Ф/0835 от 09.08.2013, согласно которому итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки  в течение 1 платежного периода (1 месяц) округленно составляет 167 000 рублей.

28 марта 2019 года в 14 часов 00 минут должно было состояться рассмотрение дела № 11/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, но ввиду отсутствия кворума, в соответствии с частями 6 и 6.1 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», рассмотрение дело отложено на 6 мая 2019 года в 14 часов 00 минут по адресу: ул. 1-я  Морская, 2, г. Владивосток, кабинет № 441.

Приморским УФАС России, в связи с этим, 29.03.2019 было вынесено соответствующее определение об отложении рассмотрения дела № 11/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства и назначении новой даты рассмотрения (исх. № 2678/06-2 от 01.04.2019), а именно: 6   мая 2019 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, кабинет № 441.

06.05.2019  на рассмотрение дела № 11/06-2018 прибыли представители:

со стороны АО «Терминал Владивосток» - <...> (доверенность  № 3/Д от 14.01.2019);

АО «Первая инвестиционная управляющая компания» - <...> (доверенность от 06.05.2019), <...>, на основании доверенности от 06.05.2019.

АО «Терминал Владивосток» с действиями Ответчика не согласно, полагает, что его действия не основаны на законе, обязательства по договору должны исполняться сторонами в равной мере.

Для приостановления эксплуатации очистных сооружений со стороны Ответчика должны быть основания, а также определенная процедура.

Заявитель полагает, что таких оснований нет, а кроме того, такое приостановление влечет за собой и ущемление интересов АО «Терминал Владивосток», и причинение вреда окружающей среде.

В свою очередь, АО «Первая инвестиционная управляющая компания» ссылается на убыточный характер своей Компании, отсутствие денежных средств даже на заработную плату сотрудников, а также уточняет, что готово представить Управлению дополнительные документы в обоснование своей позиции.

На этом основании, 06.05.2019  Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 11/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № 3853/06-2 от 13.05.2019), в соответствии с которым рассмотрение дела назначается на 13 июня 2019 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, кабинет № 441.

Кроме того, в определении указывается на необходимость представления АО «Терминал Владивосток» и АО «Первая инвестиционная управляющая компания» дополнительных сведений и документов.

15.05.2019 информационно – аналитическим отделом Приморского УФАС России подготовлен аналитический отчет по результатам исследования конкурентной среды в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 11/06-2018.

В соответствии с Отчетом, в рамках проведенного исследования установлено, что АО «Первая инвестиционная управляющая компания» оказывает услуги водоотведения потребителям на территории Артемовского городского округа.

Услуги водоотведения, являются, соответственно, монопольным видом деятельности.

Как предусмотрено пунктом 5 статьи 5 ФЗ № 135, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии.

С учетом изложенного, АО «Первая инвестиционная управляющая компания» занимает доминирующее положение на рынке услуг водоотведения на территории Приморского края в границах централизованных систем водоотведения Общества на территории Артемовского городского округа для потребителей, имеющих доступ к данной технологической инфраструктуре, в период с 01.01.2017 по 31.12.2018.

07.06.2019 в Приморское УФАС России поступили письменные пояснения от АО «Терминал Владивосток» (вх. № 4652 от 07.06.2019).

Как указывает в пояснениях Заявитель, в соответствии с пунктом 3.1.14 договора водоотведения № 111-10зао ТВ/2013 от 15.11.2013, абонент ежемесячно до 5 числа вносит предоплату за текущий месяц в размере 35% от суммы лимита, определенного приложением № 1 к договору.

В свою очередь, приложением № 1 объем сточных вод, сбрасываемых абонентом, установлен в размере 132 850 кубических метров в год.

За превышение данного объема, согласно пункту 3.1.15 договора, установлена плата в 2- кратном размере тарифа.

Пунктом 2.3.1 предусмотрена обязанность абонента по установке прибора коммерческого учета в срок до 31.12.2014.

Пунктом 3.1.1 договора установлено, что объем водоотведения определяется по приборам учета, а при их отсутствии – расчетным путем.

До момента установления абонентом прибора учета, оплата услуг водоотведения производилась, исходя из показаний прибора, который был установлен владельцем очистных сооружений.

Прибор учета на границе эксплуатационной ответственности абонента был установлен 15.06.2016, и с момента его установки расчет платы осуществлялся, исходя из показаний прибора учета абонента, соответственно.

АО «Терминал Владивосток» указывает и то, что в течение 2012 – 2014 годов объем водоотведения (за период действия договора) составлял 142 061, 02 кубических метра в год; за 2015 год – 146 766, 53 кубометра в год, в 2016 году – 99 966, 27 кубических метров, в 2017 году – 44 869, 71 кубометр, и в 2018 году – 38 370, 06 кубических метров, соответственно.

Договор водоотведения № 111-10зао ТВ/2013 от 15.11.2013 действует в редакции дополнительного соглашения № 1 от 30.12.2016, которым изменен срок договора, применяемый тариф и реквизиты абонента; иные соглашения к договору не заключались.

В пояснениях указано, что услуги водоотведения оказываются в полном объеме.

Свою позицию по делу Заявитель обосновывает положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ № 416), а именно:

Статьей 21 ФЗ № 416 предусмотрены основания для временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения, в соответствии с которыми:

Часть 1 статьи 21 ФЗ № 416: Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:

1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;

2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

4) при сбросе в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу;

5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

Часть 3 статьи 21 ФЗ № 416:  Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив абонента,  органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в следующих случаях:

1) получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации;

2) самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

3) превышения абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения в три и более раза нормативов состава сточных вод (далее - неоднократное грубое превышение нормативов состава сточных вод) или превышения абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения показателей требований к составу и свойствам сточных вод, являющегося в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, грубым превышением (далее - неоднократное грубое превышение требований к составу и свойствам сточных вод);

4) отсутствия у абонента плана снижения сбросов, предусмотренного частью 4 статьи 30.1 настоящего Федерального закона, или неисполнения абонентом плана снижения сбросов либо отсутствия у абонента плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод или неисполнения абонентом указанного плана в случаях, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

5) аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей;

6) проведения работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства заявителей;

7) проведения планово-предупредительного ремонта;

8) наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более;

9) воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к узлам учета абонента для осмотра, контроля, снятия показаний средств измерений.

Согласно части 1 статьи 22 ФЗ № 416, в целях недопущения ущемления прав и законных интересов абонентов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны согласовывать с органами местного самоуправления вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации, в том числе, и в связи с консервацией или сносом (демонтажем) таких объектов.

Такого согласования со стороны Ответчика не производилось, документально это обстоятельство им не подтверждается.

Кроме этого, АО «Терминал Владивосток» в своих пояснениях указывает и на пункт 6 статьи 14 ФЗ № 416, в соответствии с которым оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.

Как определено пунктом 28 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», абоненты оплачивают отведенные сточные воды по тарифам, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, то есть, Департаментом по тарифам Приморского края.

Тарифы на водоотведение являются регулируемыми, и, согласно постановлению Правительства РФ от 13.05.2013 №  406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», рассматриваются и утверждаются на основании предложения регулируемой организации.

Заявитель уточняет, что оснований для прекращения или приостановления оказания услуг водоотведения, предусмотренных нормами ФЗ № 416, нет, таким образом, обслуживающая организация не вправе отказаться от договора водоотведения.

По мнению Заявителя, является необоснованным требование АО «Первая инвестиционная управляющая компания» о компенсации затрат, связанных с осуществлением деятельности исполнителя услуг водоотведения, поскольку такая компенсация напрямую таких расходов законодательно не предусмотрена.

АО «Терминал Владивосток» уточняет в своих пояснениях, что прекращение со стороны Ответчика оказания услуг водоотведения приведет к невозможности эксплуатации Аэровокзального комплекса, ущемлению интересов Заявителя, а также к нарушениям санитарно – эпидемиологической обстановки, и, соответственно, будет являться нарушением части 1 статьи 10 ФЗ № 135.

  В обоснование своей позиции Заявитель приобщает документы, а именно: переписку между ним и АО «Первая инвестиционная управляющая компания», копию договора водоотведения № 111-10 зао ТВ/2013 с приложениями, а также копию доверенности.

10.06.2019  в Приморское УФАС России поступили письменные пояснения от АО «Первая инвестиционная управляющая компания» (вх. № 4709 от 10.06.2019).

В своих пояснениях Ответчик указывает, что очистные сооружения эксплуатируются, и услуги по водоотведению оказываются в штатном режиме.

В связи с отсутствием положительного решения по продлению срока действия льготы по налогу на имущество, по состоянию на 06.06.2019 задолженность по данному налогу за 1 квартал текущего года составила 1 243 240 рублей.

Платежи по другим налогам, НДС, страховые взносы, электроэнергия и иные расходы, необходимые для бесперебойной работы очистных сооружений, в  июне 2019 года оплачены полностью.

Ответчик указывает, что планируемая выручка от оказания услуг по очистным сооружениям с июня по сентябрь 2019 года составит ежемесячно 254 000 рублей с учетом НДС 20%.

Всего  планируемое поступление на расчетный счет Компании по 30.09.2019 составит 1 016 000 рублей,  что, по мнению Общества, не обеспечит полное погашение задолженности по налогу на имущество за 1 квартал 2019 года, не говоря уже о 2-м  квартале  (сумма составляет 1 243 240 рублей в срок до 28.07.2019) и 3-м квартале текущего года (1 243 240 рублей до 28.10.2019).

АО «Первая инвестиционная управляющая компания» ранее предлагало Заявителю (АО «Терминал Владивосток») различные варианты решения вопроса по дальнейшей эксплуатации очистных сооружений, а именно:

- снижение ставки арендной платы за субаренду земельных участков;

- передача очистных сооружений в пользование АО «Терминал Владивосток» для дальнейшей эксплуатации;

- установление договорной цены за оказание услуг по водоотведению для компенсации эксплуатационных расходов на содержание очистных сооружений.

Поскольку АО «Терминал Владивосток» отказывается от предложенных вариантов, у Ответчика не будет возможностей для оплаты за электрическую энергию и других текущих расходов для обеспечения бесперебойной работы очистных сооружений в июле 2019 года.

АО «Первая инвестиционная управляющая компания» к своим письменным пояснениям приобщает следующие документы:

/ письма в адрес Департамента по тарифам Приморского края для корректировки тарифов на водоотведение на 2020 год;

/ документ от Департамента финансов Приморского края в адрес Департамента по ЖКХ и топливным ресурсам Приморского края, согласно которому необходимо предварительно провести оценку эффективности льготы, планируемой к введению;

/ письма Департамента по тарифам Приморского края в адрес Компании, согласно которым Обществу необходимо представить недостающие обосновывающие материалы;

кроме того, открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию, в связи с этим, АО «Первая инвестиционная управляющая компания» необходимо предоставить в его адрес данные о полезном отпуске тепловой энергии на 2020 год, с разбивкой по месяцам по группам потребителей.

13.06.2019 на рассмотрении дела № 11/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства присутствовали представители Заявителя и Ответчика, а именно:

со стороны АО «Терминал Владивосток» - <...> (доверенность  №  3/Д от 14.01.2019);

АО «Первая инвестиционная управляющая компания» - <...>, на основании доверенности от 13.06.2019, <...> (по доверенности от 13.06.2019).

АО «Терминал Владивосток» придерживается своей позиции, изложенной ранее, полагает, что действия Ответчика являются нарушением антимонопольного законодательства.

Свою позицию обосновывает документами, приложенными ранее.

АО «Первая инвестиционная управляющая компания» полагает, что нарушений антимонопольного законодательства с его стороны не допущено, уточняет, что материальное (финансовое) положение Компании затруднительное, обосновывает свою позицию приобщенными ране документами.

Иных документов и сведений сторонами не представлено.

В дальнейшем, 28.06.2019 Комиссией вынесено определение (исх. № 5414/06-2 от 28.06.2019) об отложении рассмотрения дела № 11/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства для подготовки заключения об обстоятельствах настоящего дела, в соответствии с частями 1, 5 статьи 47 Федерального закона о защите конкуренции.

В результате изучения всех письменных пояснений и документов по  делу № 11/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссией установлено следующее.  

1.  Согласно аналитическому отчету  информационно – аналитического отдела  Управления  от 15.05.2019 по результатам исследования конкурентной среды в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 11/06-2018, АО «Первая инвестиционная управляющая компания» оказывает услуги водоотведения потребителям на территории Артемовского городского округа.

Услуги водоотведения, являются, соответственно, монопольным видом деятельности.

Как предусмотрено пунктом 5 статьи 5 ФЗ № 135, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии.

С учетом изложенного, АО «Первая инвестиционная управляющая компания» занимает доминирующее положение на рынке услуг водоотведения на территории Приморского края в границах централизованных систем водоотведения Общества на территории Артемовского городского округа для потребителей, имеющих доступ к данной технологической инфраструктуре, в период с 01.01.2017 по 31.12.2018.

АО «Первая инвестиционная управляющая компания» включено в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

2. Согласно письменным пояснениям Департамента по тарифам Приморского края (вх. № 2013 от 14.03.2019), в связи с отменой с 01.01.2019  года льготы по уплате в бюджет Приморского края налога на имущество, при установлении тарифа на водоотведение на 2019 год в составе необходимой валовой выручки, им были учтены затраты на уплату налога на имущество в размере 2 061, 91 тысяч рублей, что подтверждено приложенной Выпиской из Протокола, прилагающейся к пояснениям.

Таким образом, пояснения АО «Первая инвестиционная управляющая компания», изложенные в письме (вх. № 1107 от 12.02.2019) о возникновении некомпенсируемых убытков в размере 2 061, 91 тысяч рублей в течение 2019 года из – за отмены льготы по уплате налога на имущество организаций, считаются некорректными.

3.  Перечень оснований для временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения, обозначенные в части 1 статьи 21 ФЗ № 416, носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию.

Кроме того, со стороны АО «Первая инвестиционная управляющая компания» наличие хотя бы одного из этих оснований не подтверждается документально.

4. Пунктом 5 статьи 14 ФЗ № 416 предусмотрены существенные условия договора водоотведения, а именно:

Существенными условиями договора водоотведения являются:

1) предмет договора, режим приема сточных вод;

2) порядок учета принимаемых сточных вод;

3) условия прекращения или ограничения приема сточных вод;

4) места и порядок отбора проб сточных вод, порядок доступа к местам отбора проб представителям организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителям иной организации;

5) порядок декларирования состава и свойств сточных вод (для абонентов, которые обязаны подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод);

6) порядок контроля за соблюдением абонентами нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод;

7) сроки и порядок оплаты по договору;

8) права и обязанности сторон по договору;

9) ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных договором;

10) порядок урегулирования разногласий, возникающих между сторонами по договору;

11) границы эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения абонента и организации, осуществляющей водоотведение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию этих сетей;

12) порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителям иной организации к канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам) и приборам учета сточных вод в целях определения объема отводимых сточных вод, их состава и свойств;

13) иные условия, установленные правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Договор водоотведения подписан сторонами без разногласий, то есть достигнуто соглашение по всем его существенным положениям.

Таким образом, и условия договора, и все его приложения, являющиеся его неотъемлемой частью, обязательны для обеих сторон.

Договор водоотведения № 111-10зао ТВ/2013 действует в редакции дополнительного соглашения № 1 от 30.12.2016, которым изменен срок договора, применяемый тариф и реквизиты счета Абонента. Иных соглашений не заключалось.

 Пунктом 28 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, абоненты оплачивают полученную холодную воду и отведенные сточные воды по тарифам, установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В Приморском крае органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов является Департамент по тарифам Приморского края.

В соответствии с пунктом 2 Положения «О Департаменте по тарифам Приморского края», утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 06.08.2007 N 214-па (далее – Департамент), Департамент является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением.

Соответствующие тарифы установлены Департаментом по тарифам Приморского края, что подтверждается соответствующими документами.

К своим письменным пояснениям АО «Первая инвестиционная управляющая компания» приобщено письмо Департамента по тарифам Приморского края в адрес Компании об открытии дела об установлении тарифов на тепловую энергию с присвоением регистрационного № 180/Т-03 от 20.05.2019. В данном документе указано о тарифах на 2020 год.

Ответчиком направлены в Департамент расчетные  материалы для открытия дела по корректировке долгосрочных тарифов  и на водоотведение на 2020 год.

Однако, по мнению Комиссии, данные документы не имеют отношения к данному делу, поскольку тарифы согласовываются на следующий 2020 год, что не является предметом рассмотрения дела.

       Тарифы на водоотведение для Ответчика на 2019 год установлены Департаментом. 

 В статье 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  дано понятие хозяйствующего субъекта.

Хозяйствующий субъект – это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Названной статьей также дано понятие «товар».

Товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

    Таким образом, АО «Первая инвестиционная управляющая компания» и АО «Терминал Владивосток» подпадают под понятие «хозяйствующий субъект».

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ № 135, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Статья 10 Закона о защите конкуренции содержит запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ № 135, запрещаются действия бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия по экономически или технологически не обоснованным сокращению или прекращению производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства.

Согласно заключению об обстоятельствах дела № 11/06-2018 от 28.06.2019 (исх. № 5726/06-2 от 09.07.2019), Комиссией Приморского УФАС России  установлен в действиях АО «Первая инвестиционная управляющая компания» (ИНН 2536236650,  КПП 253601001, ул. Светланская, 31, строение 1, г. Владивосток, 690091)  факт нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением, результатом которого может явиться ущемление интересов АО «Терминал Владивосток» в сфере предпринимательской деятельности путем выдвижения условий, не предусмотренных  Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ  «О водоснабжении и водоотведении», а также договором водоотведения № 111-10зао ТВ/2013 от 15.11.2013.

Определением об отложении рассмотрения дела № 11/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства от 28.06.2019 (исх. № 5414/06-2 от 28.06.2019) рассмотрение дела было отложено на 29 июля 2019 года в 14 часов 00 минут по адресу: ул. 1-я Морская, 2, г. Владивосток, кабинет 441.

В этом же определении было указано на необходимость предоставления сторонами в срок до 24 июля 2019 года письменных пояснений по существу заключения об обстоятельствах дела № 11/06-2018, а также дополнительных сведений и документов в обоснование своей позиции.

24.07.2019 от АО «Терминал Владивосток» поступили пояснения по существу заключения об обстоятельствах дела № 11/06-2018 (вх. № 6061 от 24.07.2019).

Заявитель указал в письменных пояснениях о том, что вся имеющаяся информация и документы были ранее направлены в адрес Управления.

Кроме того, АО «Терминал Владивосток» уточняет, что вопросы, связанные с установлением платежей за пользование земельными участками, на которых расположено имущество Компании, никак не влияют на взаимоотношения сторон по оказанию Заявителю услуг водоотведения.

Законность и обоснованность установленных арендных платежей была подтверждена Арбитражным судом Приморского края, в частности, решением по делу № А51-24325/2017 от 31.01.2018.

К своим письменным пояснениям АО «Терминал Владивосток» приобщен судебный акт по делу № А51-24325/2017.

В указанный срок от АО «Первая инвестиционная управляющая компания» письменных пояснений по существу заключения об обстоятельствах дела  № 11/06-2018 в Управление не поступило.

29.07.2019 на рассмотрение дела прибыл представитель АО «Терминал Владивосток» - <...> (доверенность № 3/Д от 14.01.2019); со стороны Ответчика по делу представителей не было.  Документальное подтверждение получения им заключения об обстоятельствах дела отсутствует.

На этом основании, Комиссией принято решение об отложении рассмотрения дела № 11/06-2018 на 6 августа 2019 года в 15 часов 00 минут.

02.08.2019 в Управление поступили письменные пояснения от АО «Первая инвестиционная управляющая компания» (вх. № 6319 от 02.08.2019) по существу заключения об обстоятельствах дела № 11/06-2018.

Как указывает Компания, у нее нет возможности отказаться от убыточного вида деятельности и расторгнуть договор водоотведения № 111-10зао ТВ/2013 от 15.11.2013, что подразумевает постоянное спонсирование учредителями содержания и эксплуатации очистных сооружений.

Ответчик полагает, что с его стороны правомерно предложены АО «Терминал Владивосток» варианты решения вопроса о дальнейшей эксплуатации очистных сооружений, а именно:

* снижение необоснованно завышенной в 127 раз ставки за субаренду государственных земельных участков, либо переуступка права аренды на земельные участки площадью 7 069 квадратных метров;

* обоснованное установление договорной цены за оказание услуг по водоотведению с АО «Терминал Владивосток», как с единственным потребителем услуг по данному виду деятельности, отказавшись от утверждения тарифов на водоотведение в Департаменте  по тарифам Приморского края.

Работу по договору Общество не приостанавливало.

Приложением к письменным пояснениям Ответчика является карточка учета доходов, включая НДС 20%, и количества объема сточных вод за период с 01.01.2019 по 30.06.2019.

06.08.2019 состоялось рассмотрение дела № 11/06-2018, на котором присутствовали представители: со стороны АО «Терминал Владивосток» - <...> (доверенность № 3/Д от 14.01.2019); АО «Первая инвестиционная управляющая компания» - <...> и <...>, по доверенностям от 05.08.2019.

Заключение об обстоятельствах дела сторонами получено, Заявитель и Ответчик придерживаются своей позиции.

Дополнительных пояснений, информации и документов от участников не поступило.

С учетом изложенного, необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

- Договор № 111-10зао ТВ/2013 от 15.11.2013 подписан сторонами без разногласий.

В дополнительных соглашениях к нему, заключенных сторонами, отсутствуют такие условия, как:

 снижение ставки за субаренду государственных земельных участков;

 переуступка права аренды на земельные участки площадью 7 069 квадратных метров; 

заключение договора субаренды земельных участков;

установление договорной цены за оказание услуг по водоотведению с АО «Терминал Владивосток», как с единственным потребителем услуг по данному виду деятельности, отказавшись от утверждения тарифов на водоотведение в Департаменте  по тарифам Приморского края;

передача очистных сооружений в пользование АО «Терминал Владивосток» для последующей эксплуатации;

компенсации эксплуатационных расходов очистных сооружений.

Данные условия отсутствуют и в ФЗ № 416.

Кроме того, обоснованность данных условий не подтверждена со стороны Ответчика документально.

Тарифы на водоотведение установлены Департаментом по тарифам Приморского края, таким образом, отказ от утверждения им тарифов на водоотведение неправомерен.

В своих письмах в адрес Заявителя АО «Первая инвестиционная управляющая компания» указывает на приостановление работ по эксплуатации очистных сооружений, в случае, если со стороны АО «Терминал Владивосток» не будет принято решение  по данной ситуации.

В ответ АО «Терминал Владивосток» указывало на несогласие с данными условиями и отсутствие возможности исполнения данных требований.

Кроме того, данные требования не предусмотрены в действующем законодательстве.

Департаментом  по тарифам Приморского края подтверждается то, что в связи с отменой с 01.01.2019  года  льготы по уплате в бюджет Приморского края налога на имущество, при установлении тарифа на водоотведение на 2019 год в составе необходимой валовой выручки, им были учтены затраты на уплату налога на имущество в размере 2 061, 91 тысяч рублей.

  Тем самым, пояснения АО «Первая инвестиционная управляющая компания», изложенные в письме (вх. № 1107 от 12.02.2019) о возникновении некомпенсируемых убытков в размере 2 061, 91 тысяч рублей в течение 2019 года из – за отмены льготы по уплате налога на имущество организаций, считаются некорректными.

Ответчик указывал на то, что с его стороны неоднократно проводились совещания по разрешению спорной ситуации с АО «Терминал Владивосток», однако, никаких документов: уведомлений, протоколов, переписки и иных, не предоставлено.

По результату изучения всех пояснений, документов, материалов Комиссия полагает, что со стороны АО «Первая инвестиционная управляющая компания» допускается ущемление интересов АО «Терминал Владивосток» в сфере предпринимательской деятельности путем выдвижения условий, не предусмотренных  Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также договором водоотведения  № 111-10зао ТВ/2013 от 15.11.2013.

 

 С учетом вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать в действиях АО «Первая инвестиционная управляющая компания» (ИНН 2536236650,  КПП 253601001, ул. Светланская, 31, строение 1, г. Владивосток, 690091)  факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением, результатом которого может явиться ущемление интересов АО «Терминал Владивосток» в сфере предпринимательской деятельности путем выдвижения условий, не предусмотренных  Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также договором водоотведения № 111-10зао ТВ/2013 от 15.11.2013.

2. Выдать АО «Первая инвестиционная управляющая компания» обязательное к исполнению  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии:                                                           <...>

 

Члены  Комиссии:                                                                       <...>

 

                                                                                                     <...>

 

 

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

           Примечание: за  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны