Решение №4015/23 Р Е Ш Е Н И Е от 15 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) рассмотрев жалобу ООО «Икс Плюс» (далее - Заявитель), 

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО «Икс Плюс» на действия Заказчика – АО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс им. Н.И. Сазыкина» при проведении закрытого конкурса  в электронной форме без квалификационного отбора одноэтапный на выполнение работ по  устройству блока емкостей (отстойник-усреднитель) для строительства очистных сооружений сточных (ливневых) вод (индивидуальный номер закупки 1618-2023-01008).

По мнению Заявителя, организатор торгов допустил нарушение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223 – ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видами юридическими лицами» (далее – Закон о закупках), так как неправомерно отказался от проведения закупки.

 Заказчик представил письменные возражения, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился.

Оценив доводы, изложенные сторонами, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Закупочная деятельность АО ААК «ПРОГРЕСС» регулируется нормами Закона о закупках, Единым положением о закупке Государственной корпорации «Ростех», утверждённой наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» 18.03.2012 (далее - Единое положение о закупке).

Согласно п. 5.14.1 Извещения об осуществлении закупки, рассмотрение заявок осуществляется в срок до 26 мая 2023 года.

Согласно п. 5.14.2 Извещения об осуществлении закупки, в рамках рассмотрения заявок, Закупочная комиссия принимает решение о признании заявок соответствующими либо не соответствующими требованиям документации о закупке.

В соответствии с пунктом 5.14.16 Извещения об осуществлении закупки, в случае если по результатам открытия доступа подана одна заявка, процедура закупки признается несостоявшейся, о чем указывается в протоколе рассмотрения заявок.

02.06.2023 заказчиком размещен протокол, согласно которому заявка ООО «Икс Плюс» признана соответствующей требованиям документации о закупке.

Вместе с тем, Заказчик, на основании пункта 5.14.16 Извещения об осуществлении закупки, признал закупку не состоявшейся и отказался от проведения закупки в связи с изменением потребности в выполнении работ.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках названный закон устанавливает, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон о закупках является рамочным и в полной мере не регулирует всего комплекса правоотношений в сфере закупок субъектами, в нем поименованными. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 упомянутой нормы правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Таким образом, положение о закупках не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность заказчиков. В этой связи разрабатываемые заказчиками со специальной правосубъектностью положения о закупках не могут и не должны противоречить действующему законодательству, а право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур не освобождает их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников как более слабой стороны в правоотношениях.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая наличие в рассматриваемых правоотношениях и публично-правовых элементов, действующее законодательство предъявляет к заказчику повышенные требования при проведении закупочных процедур.

Поскольку положение о закупках не является нормативным правовым актом (его законность не презюмируется), следует признать, что оно должно применяться в той мере, в которой не противоречит действующему законодательству. Изменять правовое регулирование, установленное нормами законодательства, положение о закупках не может.

Согласно части 5 статьи 3.2. Закона № 223-ФЗ, Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Согласно части 7 статьи 3.2. Закона № 223-ФЗ, по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 23 Информационной карты, дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке – 17.05.2023.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 12.10.1 Положения о закупках, Решение об отмене закупки может быть принято в любой момент до наступления времени и даты окончания срока подачи заявок при проведении любой конкурентной процедуры закупки.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 12.10.1 Положения о закупках, Решение об отмене закупки может быть принято в любой момент после наступления времени и даты окончания срока подачи заявок и до заключения договора при возникновении обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством при проведении торгов (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок).

Согласно подпункту 8 пункта 11.8.1 Положения о закупках, Закупка признается несостоявшейся, если по окончании срока подачи заявок на конкурентный способ закупки (подп. 12.7.4(2), 18.3.5(2) Положения), ценовой запрос подана только 1 (одна) заявка.

Согласно пункту 11.8.11 Положения о закупках, в случае признания конкурентной закупки, ценового запроса несостоявшимися по основанию, указанному в подп. 11.8.1(8) Положения, ЗК проводит рассмотрение заявки и участника процедуры закупки на соответствие всем установленным извещением, документацией о закупке требованиям в зависимости от проводимого способа закупки согласно Положению.

В ходе рассмотрения жалобы, Заказчик пояснил, что проведение повторной закупки по этому же предмету лота не планируется.

Таким образом, Комиссия, изучив представленные документы и сведения в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика нормам Закона о закупках и Положения о закупках.

          Изменение потребности Заказчика в выполнении работ не является обстоятельством непреодолимой силы. Таким образом, Заказчик неправомерно отказался от дальнейшего проведения закупочной процедуры.

Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 данного Федерального закона.

 Комиссия Приморского УФАС России приняла решение выдать предписание об устранении нарушений.

 На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 1. Признать жалобу ООО «Икс Плюс» на действия Заказчика – АО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс им. Н.И. Сазыкина» при проведении закрытого конкурса  в электронной форме без квалификационного отбора одноэтапный на выполнение работ по  устройству блока емкостей (отстойник-усреднитель) для строительства очистных сооружений сточных (ливневых) вод (индивидуальный номер закупки 1618-2023-01008) обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 5 статьи 3.2 Закона о закупках, пункта 12.10.1 Положения о закупках.

3. Выдать Заказчику и комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений

4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны