Акт плановой камеральной проверки №3786/24 Решение № ВП 40 от 24 мая 2024 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик –

КГКУ «Управление капитального строительства Приморского края»

ул. Адмирала Фокина, д. 18,

г. Владивосток, Приморский край, 690090

 

Уполномоченный орган –

Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Приморского края

ул. Светланская, д. 22, г. Владивосток, Приморский край, 690090

 

ООО «Арма Констракшн»

ул. Октябрьская, д. 30а, кв. 31,

г. Арсеньев, Приморский край, 692337

 

АО «Единая Электронная Торговая Площадка»

ул. Каретный ряд, 2/1, г. Москва, 12700

 

Решение № ВП 40

по результатам проведения внеплановой проверки

23 мая 2024 г. г. Владивосток

На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России), Комиссия Приморского УФАС России в составе:

Заместитель председателя комиссии: <...> – начальник отдела контроля торгов и органов власти;

Члены комиссии:

<...> – специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти;

<...> – специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти,

проведена внеплановая проверка соблюдения КГКУ «Управление капитального строительства Приморского края» требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта: «Строительство крытого тренировочного катка в г. Арсеньеве, в том числе проектно-изыскательские работы» (извещение № 0120200004724000003)

Адрес проверяемой организации: ул. Адмирала Фокина, д. 18, г. Владивосток, Приморский край, 690090;

Место проверки: ул. 1-ая Морская д. 2, каб. 443, г. Владивосток,

Проверкой установлено:

На основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) проводит проверку соблюдения требований Закона № 44-ФЗ Заказчиком – КГКУ «Управление капитального строительства Приморского края» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта: «Строительство крытого тренировочного катка в г. Арсеньеве, в том числе проектно-изыскательские работы» (извещение № 0120200004724000003).

Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении, том числе, определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

В связи с тем, что Приморское УФАС России не является органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, то Комиссия Приморского УФАС России не наделена полномочиями рассматривать жалобу в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно части 1 статьи 49 Закона №44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона №44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона №44-ФЗ определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.

В силу ч. 3 ст. 7 Закона № 44-ФЗ информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона предусмотрено 36 этапов исполнения контракта.

При этом, в приложении к извещению «Описание объекта» закупки установлено 32 этапа, в п. 2.1.3. Проекта контракта - 35 этапов, в п. 3.1. Проекта контракта - 36 этапов.

Учитывая изложенное, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком установлена противоречивая информация в отношении сроков исполнения контракта, что может ввести участников закупки в заблуждение.

Следовательно, Заказчиком допущено нарушение части 3 статьи 7 Закона №44-ФЗ.

Согласно пункта 1 части 2 статьи 42 Закона №44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

По общему правилу извещение о закупке (с приложениями) должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ. В описании объекта закупки допускается указание на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент", а также с определением характеристик товаров, позволяющих предложить эквивалентный товар, в том числе при выполнении работ.

Однако пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.

Следовательно, указанным пунктом законодатель установил безусловную обязанность заказчика включать в документацию о закупке проектную документацию, если производится закупка работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции.

Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Состав проектно-сметной документации определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее - Положение).

В пункте 3 Положения указано, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отражает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами, содержит требования к результату выполняемых работ.

При этом, установленные Градостроительным кодексом и Положением требования к составу и содержанию проектной документации не имеют положений, требующих сопровождения указания на товарный знак словами "или эквивалент".

Учитывая норму пункта 8 части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ, согласно которой включение проектной документации само по себе уже является надлежащим исполнением описания объекта закупки (выполнением требований 1 - 3 части 33 настоящего закона), а также отсутствие в Градостроительном кодексе и подзаконных актах обязанности сопровождать товарные знаки словами "или эквивалент", Комиссия Приморского УФАС России делает вывод о том, что указание товарного знака, является законным и обоснованным.

Таким образом, внесение изменений в Проектную документацию на стадии размещения извещения о закупке будет являться незаконным, так как ГрК РФ строго регламентирует не только то обстоятельство, что изменения в проектную документацию возможны на стадии проведения работ, но и ограничивает случаи, когда такое изменение возможно, а также определяет порядок внесения изменения в проектную документацию, в том числе необходимость прохождения экспертизы таких изменений.

Аналогичные выводы изложены также в иных решениях территориальных органов ФАС России: Решение Чувашского УФАС России от 13.03.2023 по делу № 021/06/49-146/2023, Решение Псковского УФАС России от 22.12.2022 по делу № 060/06/33-506/2022, Решение Тульского УФАС России от 08.06.2023 по делу № 071/06/106-655/2023 и др.

Учитывая изложенное, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что довод Заявителя в указанной части не нашел своего подтверждения.

В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона №44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2023 № 1066 «О типовых условиях контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства» утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (далее – Типовые условия).

Согласно извещению о проведении аукциона объектом закупки является выполнение работ по строительству спортивного объекта.

Ввиду того, что работы по разработке рабочей документации являются сопутствующими работами, а также в отсутствие соответствующих типовых условий контрактов на выполнение работ по разработке рабочей документации, утвержденных Правительством Российской Федерации, Заказчик правомерно включил в проект контракта типовые условия, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.06.2023 № 1066.

В отношении доводов Заявителя о том, что проект контракта не соответствует требованиям законодательства установлено следующее.

По мнению Заявителя Заказчиком не заполнены приложения к проекту контракта, которые являются существенными условиями контракта и заполняются заказчиком:

- Приложение № 3 Смета контракта – установлено, изготавливается согласно проекту сметы контракта, при этом проект сметы отсутствует;

- Приложение № 4 График выполнения работ - крепится к проекту контракта по результатам торгов согласно приложению, к извещению - приложение к извещению График выполнения работ отсутствует;

- Приложение № 6 График оплаты - крепится к проекту контракта по результатам торгов согласно приложению, к извещению - приложение к извещению График оплаты отсутствует.

В проекте контракта содержатся приложения к контракту, имеющие
отсылочный характер и являющиеся приложением к извещению об
осуществлении закупки. Смета контракта изготавливается по результатам
осуществления закупки с учетом аукционного снижения победителя (при наличии). Проект сметы контракта содержится в отдельном приложении к извещению об осуществлении закупки (документ в формате
Excel, название документа «Арсеньев каток нмцк + ск + вор + сер + протокол 18.04.2024 вкладка «Проект сметы контракта»).

Приказом Минстроя России от 05.06.2018 № 336/пр «Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ» утверждена Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - Методика).

В соответствии с пунктом 1.2 Методики График выполнения строительно-монтажных работ (далее - график выполнения работ) должен содержать информацию о сроке начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства (далее - объект) (начальный срок), сроке окончания строительства, реконструкции объекта (конечный срок), о сроках завершения отдельных этапов выполнения работ по строительству, реконструкции объекта (промежуточные сроки).

В силу пунктов 1.3, 1.4 Методики график оплаты выполненных по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - график оплаты выполненных работ), должен содержать информацию о сроках и размере оплаты выполненных строительно-монтажных работ. Проекты графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ составляются заказчиком одновременно с проектом контракта, являются его приложением и размещаются заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки, извещением о закупке.

Согласно пункта 1.5 Методики график выполнения работ и график оплаты выполненных работ должны составляться в табличной форме, состоящей из взаимосвязанных граф, строк и колонок.

Пунктом 3.1. Проекта контракта установлены сроки выполнения работ, а именно: начало выполнения работ - с даты заключения контракта, окончание выполнения работ - по 14 октября 2025 г., а также сроки завершения отдельных этапов выполнения работ, что включает в себя 36 этапов.

Вместе с тем, надлежащий график выполнения работ и график оплаты выполненных работ в проекте контракта отсутствует, кроме того, как установлено ранее, п. 2.1.3. Проекта контракта, который отражает стоимость каждого из этапов не соответствует количеству этапов, отраженных в извещении о проведении закупки, а также пункту 3.1 Проекта контракта.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 110.2 Закона №44-ФЗ, а также содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

В отношении структурированного описания объекта закупки Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.

Извещение об осуществлении закупки состоит из двух частей:

- из информации, формируемой с использованием ЕИС путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (информация в "структурированном виде") (часть 1 статьи 42 Закона №44-ФЗ, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60);

- из информации и документов, сформированных заказчиком самостоятельно без использования ЕИС (сформированных не в "структурированном виде") и которые включаются в извещение об осуществлении закупки путем приложения файла - электронного документа или образа бумажного документа (часть 2 статьи 42 Закона №44-ФЗ, пункт 4 вышеуказанного Положения, пункт 2 формы, являющейся приложением к такому Положению).

Вместе с тем, если объектом закупки являются исключительно работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, при выполнении которой заказчику не поставляется товар, формирование извещения в структурированном виде не осуществляется (Правовая позиция подтверждается письмом Министерства финансов России письмом от 18.12.2023 № 24-01-10/122331).

Включение проектной документации в описание объекта закупки означает, что характеристики закупаемой работы указаны и их дополнительное указание в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ не требуется.

В этой связи при осуществлении закупок исключительно работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства проектная документация включается в извещение об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона №44-ФЗ в качестве отдельного приложения, дополнительное указание характеристик закупаемых работ в извещении об осуществлении закупки не осуществляется.

Таким образом, довод об осуществлении закупки путем формирования извещения не в «структурированном виде» Комиссией признается необоснованным.

Согласно доводу Заявителя, Заказчиком не установлены ограничения согласно Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Постановление №878).

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона №44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 14 Закона №44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В развитие требований части 3 статьи 14 Закона №44-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление №878.

Постановлением №878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно письменным пояснениям Заказчика, условиями закупки (в частности, локальным сметным расчетом) предусмотрен Перечень товаров (материалов и оборудования) используемых при выполнении работ. Упоминаемое в закупке оборудование не будет передаваться Заказчику по товарной накладной (акту передачи), не будет приниматься к бухгалтерскому учету Заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Хоккейный борт, осветительное и холодильное оборудование является монтируемым оборудованием, без которого невозможна эксплуатация ледового катка. Огнетушители используются для комплектации пожарных шкафов, являясь таким образом частью комплекта инженерного оборудования. Генератор является резервным источником питания, без которого также невозможна эксплуатация и ввод объекта.

Комиссией Приморского УФАС России установлено, что совместным письмом Минфина России № 24-01-07/111357, Минпромторга России № ШВ-124486/11, Минцифры России № А3-П29-085-243351, Минстроя России № 78336-СМ/09 от 20.11.2023 г. «Об ограничении допуска товара, являющегося радиоэлектронной продукцией и происходящего из иностранного государства, при осуществлении закупок работ в сфере строительства для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разъяснено, что положениями пункта 3 Постановление № 878 установлено ограничение при осуществлении закупки товара, являющегося радиоэлектронной продукцией, включенной в перечень, утвержденный Постановлением № 878.

Вместе с тем при осуществлении закупок работ в сфере строительства объектом закупки является работа.

Постановление № 878 (в отличие, например, от постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 617, пункт 4) не содержит требования о его применении при осуществлении закупок работ (услуг), при выполнении (оказании) которых поставляется товар, включенный в перечень, утвержденный Постановлением № 878.

Таким образом, исходя из представленной закупки, сведений, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок, Комиссия Приморского УФАС России находит доводы Заказчика убедительными в данной части.

Довод Заявителя признан необоснованным.

В отношении доводов Заявителя в части размещения документов и сведений не относящихся к объекту закупки установлено следующее.

Заказчик приложил к извещению документы, не относящиеся к закупке а именно: документ № 12.2_094-2022-кп ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, Раздел 12 Смета на строительство объекта капитального строительства, Раздел 12.2 Обоснование стоимости оборудования и материалов, Том 12.2, где указан объект строительства Капитальный ремонт здания КГБУЗ "Уссурийская ЦГБ" (стационара "Корпус Акушерского отделения"), расположенного по адресу г. Уссурийск, ул. Пролетарская, 50, что не соответствует объекту закупки указанному Заказчиком в извещении.

Согласно пояснениям Заказчика, название тома №12.2 проектно-сметной документации 094-2022-КП соответствует объекту строительства, в названии таблицы конъюнктурного анализа цен допущена ошибка/опечатка.

Техническим отделом КГКУ «УКС Приморского края» было направлено письмо в ООО «ПДК» (исх. 01-03-06/1264 от 14.05.2024), которое осуществляло проектирование объекта, для устранения замечаний в части названия таблицы конъюнктурного анализа цен раздела 12.2 тома №12.2 проектно-сметной документации 094-2022-КП (Приложение №1 к Пояснениям). По состоянию на 08.05.2024 КГКУ «УКС Приморского края» получен раздел 12.2 проектно-сметной документации с корректным наименованием таблицы конъюнктурного анализа цен.

Как отмечено ранее, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Учитывая изложенное, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о нарушении части 3 статьи 7 Закона №44-ФЗ, поскольку довод заявителя нашел свое подтверждение.

Комиссия Приморского УФАС России по результатам проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ внеплановой (камеральной) проверки соблюдения заказчиком требований Закона № 44-ФЗ при проведении аукциона решила:

1. Признать, что заказчик, уполномоченное учреждение допустили нарушение части 3 статьи 7, части 6 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ.

2. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона № 44-ФЗ.

3. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.

 

Сотрудники Приморского УФАС

России, осуществившие внеплановую проверку

______________________

(подпись)

 

______________________

(подпись)

______________________

(подпись)

  • <...>

 

 

  • <...>

 

  • <...>

 

 

Акт, принятый по результатам внеплановой проверки, может быть обжалован в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

2024-3852

 

 

Связанные организации

ООО «Арма Констракшн»
ИНН 2502067450, ОГРН 1222500004836
АО "Единая электронная торговая площадка"
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
КГКУ «Управление капитального строительства Приморского края»
ИНН 2540252535, ОГРН 1192536025329
Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Приморского края
ИНН 2540188311, ОГРН 1132540000780