Решение №6411/24 Решение № 025/10/18.1-789/2024 от 27 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Организатор торгов –

Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края

ул. 1-я Морская, д. 2, г. Владивосток, Приморский край, 690090

 

Заявитель –

ПСМК «Энергия»

ул. Колхозная, д. 10, с. Богуславец, Красноармейский р-н, Приморский край, 692176

 

ИП Ганич Ю.В.

 

АО «Сбербанк - АСТ»

Милютинский пер., д. 10, стр. 4, г. Москва, 101000

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

дело № 025/10/18.1-789/2024

22 августа 2024 года г. Владивосток


 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии: <...> – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Члены комиссии:

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти;

<...> – специалист-эксперт отдела кадров и делопроизводства,

рассмотрев жалобу ПСМК «Энергия» (далее - Заявитель),

в присутствии:

от заявителя: представитель не прибыл;

от Организатора торгов: <...> – представитель по доверенности;

от ИП Ганич Ю.В.: <...> – представитель по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба ПСМК «Энергия» на действия Организатора торгов – Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса РФ с субъектами малого и среднего предпринимательства (извещение № 22000042990000000117 лот № 2).

Согласно доводам заявителя, организатор торгов допустил нарушение требований действующего законодательства, в части порядка организации и проведения торгов, выразившиеся в несоответствии фактического объема древесины на лесных участках объему, указанному в проектной документации, несоответствии проекта договора типовой форме, установленной Постановлением Правительства РФ, отсутствии расчета начальной цены лота.

Организатор торгов, третье лицо с доводами жалобы не согласны, представили письменные пояснения.

Рассмотрев доводы жалобы, пояснения организатора торгов, третьих лиц, являющихся участниками торгов, Комиссия пришла к следующим выводам.

04.07.2024 Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) с субъектами малого и среднего предпринимательства.

В силу части 3 статьи 80 ЛК РФ подготовка и организация аукциона в электронной форме осуществляются в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных частями 4 - 7 настоящей статьи.

Предметом аукциона является право на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности в соответствии с частью 4 статьи 29.1 ЛК РФ с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Из содержания вышеназванного извещения и проектной документации следует, что не лесосеке площадью 13,57 га в выделе 1 квартала 46 Дальнекутского участкового лесничества Рощинского лесничества Красноармейского муниципального района Приморского края подлежит заготовке 378 м3, из которых деловой – 274,1 м3, дровяной – 103,9 м3.

Согласно пункту 26 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993, погрешность измерения объема древесины при таксации признается удовлетворительной, если его отклонение от объема заготовленной на лесосеке древесины не превышает: 10 процентов по общему объему и 12 процентов по отдельным породам. В случаях, когда не представляется возможным определить запас подлежащей заготовке древесины до рубки, учет древесины производится по объему заготовленной древесины.

В письме Федерального агентства лесного хозяйства от 20.03.2023 № ИС-06-54/6021 «О разъяснении» отражено, что в случае если в границы лесосеки попадает более 30 % площади выдела, допустимые отклонения составляют: по общему запасу на 1 гектар - не более 30 %, по составу насаждения - не более 2 единиц коэффициента состава по преобладающей древесной породе.

Таким образом, законодателем Российской Федерации закреплена возможность отражения в аукционной документации погрешности в объеме предполагаемых к продаже лесных насаждений.

Организатору торгов 12.08.2024 поступила докладная участкового лесничего Дальнекутского участкового лесничества <...>, согласно которой на территории лесосеки имеется завышение объемов, назначенных в рубку, а именно по породе «ясень» часть деревьев не подлежит заготовке, поскольку диаметры стволов не достигли отпускных, установленных лесным планом субъекта.

Вместе с тем, согласно пункту 4.2 Лесного плана Приморского края на 2019 - 2028 годы, утвержденного Распоряжением Губернатора Приморского края от 30.04.2019 N 119-рг, ограничения по отпускным диаметрам установлены только в отношении породы «дуб».

Иные доказательства несоответствия фактических объемов древесины, установленные уполномоченными лицами, Заявителем не представлены. В связи с чем, Комиссия Приморского УФАС России не может прийти к выводу о несоответствии аукционной документации требованиям действующего законодательства.

Довод Заявителя в указанной части признан необоснованным.

Заявитель полагает, что включение Организатором торгов в Проект договора Дополнительного соглашения нарушает Приказ Минприроды России от 27.07.2020 № 488, условие о передаче победителем 50% от объема дровяной древесины населению нарушает антимонопольное законодательство.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

По смыслу Закона о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты должны быть поставлены в равные условия без предоставления преимуществ организатором торгов или заказчиком. Какие-либо исключения из правил, определенных частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, не установлены.

Ни от одного хозяйствующего субъекта, в том числе от ПСМК «Энергия», или потенциального участника торгов не поступало запросов о разъяснении положений документации об аукционе.

Все участники торгов имели равные возможности ознакомиться с характеристиками лесного участка в составе документации об аукционе, размещенной в общем доступе.

Между тем организация снабжения населения топливом на территориях муниципальных образований Приморского края безусловно имеет стратегическую общественную значимость.

Включение подобного условия, равного для всех потенциальных участников аукциона, в документацию, принимая во внимание, что обеспечение населения топливом в зимний период затрагивает публичный, социально значимый интерес, отвечает, по мнению Комиссии, балансу публичных и частных интересов.

Кроме того, заявителем не представлены факты, свидетельствующие о том, что невыполнение данного условия явилось бы основанием для отказа в заключении договора аренды лесных участков, расположенных на землях государственного лесного фонда.

Довод Заявителя в указанной части признан необоснованным.

Согласно части 11 статьи 78 ЛК РФ, начальная цена предмета аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений устанавливается в размере цены заготавливаемой древесины, равной минимальному размеру платы по договору купли-продажи лесных насаждений, определенному в соответствии со статьей 76 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 76 ЛК РФ, минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.

Частью 3 статьи 76 ЛК РФ установлено, что ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно части 5 статьи 76 ЛК РФ, плата по договору купли-продажи лесных насаждений, заключаемому с субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса, устанавливается на основе начальной цены заготавливаемой древесины, определяемой как произведение минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений и коэффициента, устанавливаемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно подпункту «д» пункта 12 Приказа Минсельхоза России от 24.02.2009 № 75 «Об утверждении Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации», Организатор аукциона в соответствии с законодательством Российской Федерации при проведении аукциона определяет в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации начальную продажную цену права аренды или начальную продажную цену лесных насаждений, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона").

Приложением № 3 к Проекту договора установлен расчет платы по договору купли-продажи лесных насаждений:

Основные работы

Порода

Раз-ряд такс

Объем м³

Ставки платы, руб

Коэфф. к ставкам платы

Итого ,по договору ,руб

Крупная

Средняя

Мелкая

Дрова

деловая

Дрова

Крупная

Средняя

Мелкая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3,14

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовительные работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3,14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вместе с тем, указанное Приложение не заполнено Организатором торгов, поскольку он полагает, что указанные сведения подлежат заполнению после проведения аукциона и указывается цена, сформировавшаяся в ходе проведения торгов.

С указанным доводом Комиссия Приморского УФАС России не может согласиться в силу того, что породы, разряд такс, объемы, ставки платы и коэффициент к ним определены до проведения аукциона.

Ставки платы за единицу объема древесины определяются соответствующими органами власти и органами местного самоуправления, применяемый коэффициент индексации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов установлен организатором торгов, породы и их объемы указаны Организатором торгов в Приложении № 1 к Проекту договора.

При этом указанный расчет платы в проекте договора не содержит графы, включающей цену (повышающий коэффициент), сформированный в ходе аукциона, а также коэффициент для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, предусмотренный частью 5 статьи 76 ЛК РФ.

Кроме того, коэффициент, предусмотренный частью 5 статьи 76 ЛК РФ, должен быть установлен органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Организатором торгов представлены Приказы Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края № 122, 123 от 29.01.2024, которыми утверждены нормативы затрат на выполнение работ (услуг) по охране, защите, воспроизводству лесов с целью определения размера неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений.

Вместе с тем, из указанных нормативных актов не следует установление коэффициента, предусмотренного частью 5 статьи 76 ЛК РФ.

Типовая форма договора купли-продажи лесных насаждений, утвержденная Приказом Минприроды России от 27.07.2020 № 488 не содержит обязательной формы расчета платы по договору.

Вместе с тем, установленная в Приложении № 3 к Проекту договора форма расчета платы по договору купли-продажи лесных насаждений не содержит всех показателей, из который складывается соответствующая плата, в связи с чем, участники аукциона не располагают полной и достоверной информацией о порядке формировании платы по заключаемому договору.

Таким образом, действия Организатора торгов нарушают часть 5 статьи 76 ЛК РФ, довод Заявителя жалобы в указанной части признан обоснованным.

Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 данного Федерального закона.

Поскольку указанное нарушение не повлияло на возможность подачи Заявителем заявки на участие в аукционе, Комиссия Приморского УФАС России считает возможным выдать предписание об устранении нарушений путем внесения изменений в проект договора при его направлении на подписание победителю торгов.

Комиссия принимала решение исходя из представленных Заявителем и Организатором торгов документов.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ПСМК «Энергия» на действия Организатора торгов – Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса РФ с субъектами малого и среднего предпринимательства (извещение № 22000042990000000117 лот № 2) обоснованной.

2. Признать, что Организатор торгов допустил нарушение части 5 статьи 76 ЛК РФ.

3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии: <...>

 

Члены комиссии: <...>

 

 

Связанные организации

Производственно строительно-ионтажный кооператив "Энергия"
ИНН 2517001244, ОГРН 1022540638955
Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края
ИНН 2543146126, ОГРН 1202500000339
АО «Сбербанк - АСТ»
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441