Определение №1506/24 Определение о возбуждении дела № 025/04/14.3-123/2024 об адм... от 4 марта 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
<...> |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 025/04/14.3-123/2024
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ И ПРОВЕДЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
4 марта 2024 года г. Владивосток
Я, ведущий специалист - эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю <...>, рассмотрев материалы заявления и материалы дела № 025/05/28-1602/2023 по признакам нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
25.01.2024 по результатам рассмотрения дела № 025/05/28-1602/2023 Комиссия Приморского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия), признала ненадлежащей рекламу, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 статьи 5 ФЗ « О рекламе».
При рассмотрении дела № 025/05/28-1602/2023 Комиссией установлены следующие обстоятельства.
25.10.2023 в Приморское УФАС России из Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Дальневосточное ГУ Банка России) поступило заявление (исх. от 24.10.2023 № Т7-44/15233, вх. № 10272-М/23), в котором сообщалось о распространении ООО «Народный ломбард» (далее – ломбард) рекламы финансовых услуг с признаками нарушения требований ФЗ «О рекламе».
Как стало известно Дальневосточному ГУ Банка России в ходе контрольно-надзорных мероприятий, проведенных 20.09.2023, установлено, что на территории г. Владивостока распространяются рекламные материалы (листовки) о предоставлении услуг под наименованием «Народный Ломбард» следующего содержания:
Из информации, представленной ПАО «ВымпелКом» (вх. № 128 ДСП от 13.11.2023) следует, что телефонный номер <...>, принадлежит <...> на основании договора об оказании услуг связи № 780179316 от 28.12.2020.
Из материалов, представленных Дальневосточным ГУ Банка России, в справочных интернет-ресурсах 2ГИС и vl.ru, ломбард распространяет информацию о деятельности по предоставлению займов с указанием условий выдачи займов, контактного номера телефона, фирменным логотипом.
На интернет-портале vl.ru при просмотре размещенной рекламы, возможно, перейти на вкладку (страницу) ломбарда https://www.vl.ru/narodnyi-lombard, где содержится информация о видах предоставляемых финансовых услуг и их условиях. Так в указанном разделе существует три рубрикации: «фото», «описание» и «отзывы». В рубрике «описание» содержатся сведения о продавце.
В рассматриваемом случае также содержится рекламная информация, из которой следует, что ломбард работает со всеми видами имущества, а именно:
При наличии совокупности указанных сведений Дальневосточное ГУ Банка России полагает, что рассматриваемая реклама распространяется в интересах ООО «Народный ломбард» (ИНН 2536334129).
Согласно выписки ЕГРЮЛ учредителем и директором ООО «Народный ломбард» является <...>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе», товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон № 196-ФЗ) ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном Законом № 196-ФЗ и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.
Частью 4 статьи 2 Закона № 196-ФЗ установлено, что ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам под залог движимых вещей (движимого имущества), принадлежащих заемщику и предназначенных для личного потребления, хранения вещей, сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества, принадлежащего ломбарду на праве собственности (аренды, субаренды), осуществления деятельности банковского платежного агента, а также оказания консультационных и информационных услуг.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Таким образом, в силу указанных норм ломбарды не вправе осуществлять займ под залог недвижимых вещей (недвижимого имущества). Следовательно, согласно рекламным материалам (листовкам), ломбард работает с ЛЮБЫМ видом имущества, что является недопустимым и вводит в заблуждение потребителей финансовых услуг.
Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Приморское УФАС России определением (исх. от 25.12.2023 № 9517/23) возбудило дело № 025/05/28-1602/2023 по признакам нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
10.01.2024 в Приморское УФАС России поступили письменные пояснения (вх. № 109-ЭП/24), из которых следует, что разработка и распространение рекламы были поручены стороннему исполнителю по договору, заключенному между ООО «Народный ломбард» в лице директора <...> и <...>. После согласования и правок была представлена рекламная информация, однако, изготовлен и распространен был несогласованный вариант, который ранее был забракован.
25.01.2024 на заседании Комиссии директор ООО «Народный ломбард» <...> поддержал ранее представленные письменные пояснения и сообщил, что рекламные материалы (листовки) более не распространяются.
В соответствии с частями 6, 7, 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, нарушение требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.
В рассматриваемом случае рекламодателем и рекламораспространителем является ООО «Народный ломбард».
Согласно части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, в действиях ООО «Народный ломбард», как рекламораспространителя, следствием которого явилось распространение рекламы с нарушением требований требований пункта 2 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.
В целях установления обстоятельств, повлекших административное правонарушение и привлечения виновных лиц к ответственности, руководствуясь статьей 28.1, пунктом 62 статьи 28.3, статьей 28.7 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить в отношении должностного лица ООО «Народный ломбард» (ОГРН 1222500014747, дата присвоения ОГРН 23.06.2022, ИНН 2536334129, КПП 253601001) директора - <...>, дело № 025/04/14.3-123/2024 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, выразившемся в распространении ненадлежащей рекламы.
2. Провести административное расследование.
3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ должностному лицу <...> надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в Приморское УФАС России письменные объяснения по факту распространения рекламы, указанной в определении.
4. <...> либо иному уполномоченному лицу с надлежаще оформленной доверенностью на участие в производстве по делу № 025/04/14.3-123/2024 (при себе иметь паспорт), явиться в 13 часов 45 минут 25.03.2024 по адресу: ул. 1-я Морская, д. 4, каб. 442, г. Владивосток для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения дела физического лица, или законного представителя физического лица, законного представителя или защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
Разъясняю, что в соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник допускается к участию в производстве по делу об административному правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
В случае невозможности обеспечения явки возможно заявление ходатайства о составлении и подписании протокола, а так же рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Ведущий специалист-эксперт отдела
контроля рекламы
и недобросовестной конкуренции <...>