Решение №5566/23 Решение 025/07/3-1042/2023 (144т) от 15 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик –

КГУП «Примтеплоэнерго»

ул. Героев Варяга, д. 12, г. Владивосток, Приморский край, 690089

e-mail: vld_zakupki@primtep.ru

 

Заявитель –

ООО «Линк»

ул. Сельскохозяйственная, 12Б, 4, вн. тер. г. Муниципальный округ Ростокино, г. Москва, 129226

e-mail: info@link-trade.ru

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

дело № 025/07/3-1042/2023

10 августа 2023 года г. Владивосток


 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО «Линк» на действия Заказчика – КГУП «Примтеплоэнерго» при проведении запроса предложений на поставку кранов шаровых (извещение № 32312557855).

По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров работ услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), так как неправомерно отклонил заявку заявителя.

Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные возражения.

Согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов, названным законом регламентирован и детерминирован порядок обжалования действий заказчиков лицами, не являющимися участниками, а также порядок и случаи обжалования действий заказчика лицами, принявшими участие в закупках и процессуальные поводы для обращения этих категорий лиц в антимонопольный орган является разными: участник закупки вправе обжаловать любые действия заказчика с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках на любой стадии, лицо, не подававшее заявку - лишь действия заказчика, хронологически предшествующие окончанию срока подачи заявок, поскольку именно до этой даты объявляется закупка, разрабатывается и размещается закупочная документация, заказчик обеспечивает информационное сопровождение, связанное с подачей заявок.

При таком положении лица, не являющиеся участниками закупки, не лишены права оспорить положения закупочной документации, но реализовать такое право, с целью обеспечения баланса интересов сторон и стабильности правопорядка, эти лица обязаны до окончания срока подачи заявок.

Такой правовой подход отвечает и общей концепции проведения закупочных процедур, в частности положениям законодательства о контрактной системе, которым установлен аналогичный правопорядок, при котором лица, не подававшие заявки, вправе оспорить закупочную документацию в антимонопольном органе до окончания срока подачи заявок.

ООО «Линк» являлось участником закупки. Участники закупки также вправе оспорить положения документации именно до окончания срока подачи заявок, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 ГК РФ).

По смыслу части 11 статьи 3 Закона о закупках, законодатель детерминировал обжалование действий, совершенных после окончания срока подачи заявок, и оспаривание действий, предшествующих этому сроку, куда относится и оспаривание положений документации. На этой стадии участники и лица, не подававшие заявок, находятся в равном положении и пользуются равными правами (оспаривать именно положения документации).

Напротив, предоставление участникам закупок права оспаривать положения документации после окончания срока подачи заявок и уж тем более после отклонения заявок свидетельствовало бы о предоставлении таким участникам необоснованных и незаконных преимуществ, что нарушало бы права заказчиков и явно не соответствовало бы балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П) и принципу стабильности публичных правоотношений, а также принципу добросовестной реализации прав и законных интересов (часть 3 статьи 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Соблюдение упомянутого выше баланса означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны своевременно оспорить положения закупочной документации, а оспорившего документацию только после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Подавая заявку, участник конклюдентно соглашается в силу части 1 статьи 8 ГК РФ с положениями документации и, в случае несогласия с ее положениями должен своевременно определиться с необходимостью оспаривания документации.

Оспариваемые Заявителем положения документации в части выбора способа определения поставщика подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок.

На основании изложенного довод ООО «Линк» в части выбора способа определения поставщика Комиссией Приморского УФАС России оставляется без рассмотрения.

Оценив доводы, изложенные Заявителем и Заказчиком, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчик согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках, относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Следовательно, закупочная деятельность заказчика должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

06.07.2023 Заказчиком размещено извещение о проведении запроса предложений на поставку кранов шаровых (извещение № 32312557855).

Согласно протоколу вскрытия конвертов, рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений от 21.07.2023 года заявка ООО «ЛИНК» отклонена по следующему основанию: «согласно п. 10.5 раздела I документации о проведении закупки, «заявка должна быть скреплена печатью участника запроса предложений (при наличии) и подписана участником или лицом, им уполномоченным». На представленной заявке отсутствует подпись участника или лица, им уполномоченного.

Согласно пояснениям Заказчика в нарушение требований документации заявка Участника не скреплена подписью уполномоченного лица, что послужило основанием для отклонения.

Комиссия Приморского УФАС России рассмотрев представленные документы установила следующее.

Пунктом 10 раздела I Документации о закупке определены требования к заявке на участие в запросе предложений.

В соответствии с пунктом 10.1 раздела I Документации о закупке для участия в запросе предложений участник подает заявку в срок и по форме, которые установлены документацией.

Пунктом 10.5 раздела I Документации о закупке Заявка на участие в запросе предложений должна содержать опись входящих в нее документов. Все листы заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Она должна быть скреплена печатью участника запроса предложений (при наличии) и подписана участником или лицом, им уполномоченным. Соблюдением указанных требований участник запроса предложений подтверждает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки, поданы от его имени и являются достоверными. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в запросе предложений, помимо предусмотренных настоящим пунктом Положения.

Как установлено в рамках рассмотрения жалобы каждый лист заявки подписан генеральным директором, заявка сшита, пронумерована, скреплена печатью.

Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что в настоящее время отсутствуют единые правила, как прошивать документы.

При этом, из буквального толкования пункта 10.5 раздела I Документации о закупке не представляется возможным прийти к выводу о том, что заявка должна быть заверена подписью уполномоченного лица участника закупки собственноручно, в том числе на сшивке.

Тем самым закупочная комиссия допустила нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, т.к. в нарушение требований, установленных документацией, отклонила заявку ООО «Линк».

Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 данного Федерального закона.

Комиссия Приморского УФАС России приняла решение выдать предписание об устранении нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия


 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Линк» на действия Заказчика – КГУП «Примтеплоэнерго» при проведении запроса предложений на поставку кранов шаровых (извещение № 32312557855) обоснованной.

2. Признать, что закупочная комиссия допустила нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать предписание об устранении нарушения.

4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

 

2023-5736

 

 

Связанные организации

ООО «Линк»
ИНН 5003151631, ОГРН 1225000066257
КГУП "Примтеплоэнерго"
ИНН 2536112729, ОГРН 1022501284970