Решение б/н Решение по делам №№ 5/08-2016,7/08-2017 от 29 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Главе администрации Михайловского муниципального района Приморского края

<...>

ул.Красноармейская, д. 16

с. Михайловка Приморского края

692651

 

Индивидуальному предпринимателю

Скоробогатовой М.И.

<...>

 

Генеральному директору

ООО «Новая транспортная компания «Исток-М»

<...>

ул. Ленинская, д. 59-Б

с. Михайловка, 692651

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток

29 января 2019 года                                                                Дело № 5/08-2016,7/08-2017

 

Резолютивная часть решения объявлена: 24 января 2019 года

Полный текст решения изготовлен: 29 января 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии <...> - руководителя Приморского УФАС России; членов Комиссии: <...> - начальника отдела контроля органов власти; <...> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти; <...> - специалиста-эксперта информационно-аналитического отдела,

рассмотрев дело № 5/08-2016, 7/08-2017 по признакам нарушения администрацией Михайловского муниципального района(ОГРН: 1022500859490, ИНН: 2520006316, ул. Красноармейская, д. 16 с. Михайловка Приморского края) и ООО «Новая транспортная компания» «Исток-М» (ОГРН: 1052502189728, ИНН: 2520001974, ул. Ленинская, 59 Б, с. Михайловка) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-Закон о защите конкуренции)

в отсутствии заявителя, ответчика и заинтересованного лица, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела

УСТАНОВИЛА:

Дело № 5/08-2016, № 7/08-2017 возбуждено по признакам нарушения администрацией Михайловского муниципального района Приморского края (далее - администрация) и ООО «НТК «Исток-М» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения путем совершения действий (бездействия), принятия решений, ограничивающих доступ на товарный рынок пассажирских перевозок в границах Михайловского муниципального района иных хозяйствующих субъектов и обеспечивающих преимущество в осуществлении ООО «НТК «Исток-М» деятельности на указанном товарном рынке.

Признаки нарушения администрацией и ООО «НТК «Исток-М» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции были установлены Комиссией в ходе рассмотрения дел № 5/08-2016 и № 7/08-2017, объединенных Определением от 16 августа 2017 года в одно производство.

Дело № 5/08-2016 возбуждено по признакам нарушения администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ограничении конкуренции на товарном рынке пассажирских перевозок в границах Михайловского муниципального района в результате бездействия - непроведения в установленном порядке конкурсного отбора перевозчиков, повлекшего незаконное предоставление преимущества ООО «НТК «Исток-М» и ограничение возможности других хозяйствующих субъектов, в том числе индивидуального предпринимателя <...> в осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом общего пользования (автобусами) на указанном товарном рынке.

Дело № 5/08-2016 возбуждено на основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в связи с невыполнением администрацией предупреждения от 11.04.2016 исх. № 2436/08, которым было предложено прекратить действия (бездействия), содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства, следующим путём: в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ заключить муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по маршрутам, включенным в Реестр регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования между поселениями в границах Михайловского муниципального района, в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Предупреждение от 11.04.2016 было выдано Приморским УФАС России по результатам рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя Скоробогатовой М.И. (далее-предприниматель), указывающем о непроведении администрацией конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок между поселениями муниципального района и предоставлении преимущества в осуществлении указанной деятельности ООО «НТК «Исток-М».

Срок выполнения предупреждения по ходатайствам администрации неоднократно продлевался для уточнения порядка проведения конкурентных процедур в целях обеспечения равных прав (возможности) хозяйствующих субъектов, в том числе предпринимателя на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования между поселениями в границах Михайловского муниципального района.

Между тем, администрацией в установленный срок предупреждение выполнено не было. При этом в период действия предупреждения администрация 06.06.2016 включила сведения об ООО «НТК «Исток-М» в реестр, предусмотренный статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, 14.07.2016 выдала карты маршрутов регулярных перевозок по маршрутам № № 102,103,104,109,110,111, 115-130, 118, 120, 124/1, 124/2, 124/3,124/4, 127,128 и свидетельства об осуществлении перевозок по указанным маршрутам, тем самым без проведения конкурентных процедур (конкурса) предоставив ООО «НТК «Исток-М» преимущественное (приоритетное) право до 2021 года осуществлять пассажирские перевозки на территории Михайловского муниципального района и ограничив в осуществлении такой деятельности иных хозяйствующих субъектов, в том числе предпринимателя.

В ходе производства по делу № 5/08-2016 были установлены признаки иного нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в непринятии мер по формированию сети и реестра муниципальных маршрутов в соответствии с порядком, установленном постановлением от 17.01.2013 № 33-па (в редакции постановления от 29.07.2014 № 900-па) и постановлением от 05.06.2014 № 670-па (в редакции, действовавшей до 11.12.2015), внесение постановлением от 25.12.2015 № 955-па в реестр по заявлению ООО «НТК «Исток-М» сведений о муниципальных маршрутах, несформированных и не внесенных в реестр в установленном порядке, включении 06.06.2016 в реестр, предусмотренный статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, сведений о несформированных муниципальных маршрутах и о перевозчике - ООО «НТК «Исток-М», не имеющем действующего договора на осуществление перевозок, то есть осуществлявшем пассажирские перевозки между поселениями муниципального района без законных на то оснований, создавшими условие для предоставления ООО «НТК «Исток-М» преимущественного (исключительного) права на осуществление пассажирских перевозок и ограничения доступа иным хозяйствующим субъектам, в том числе предпринимателю Скоробогатовой М.И. на товарный рынок пассажирских перевозок в границах Михайловского муниципального района до 14.07.2021 путем выдачи 14.07.2016 карт маршрутов и свидетельств об осуществлении пассажирских перевозок без проведения в установленном порядке конкурса.

В связи с этим Приморским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции было выдано предупреждение от 26.06.2017 исх. № 5463 о необходимости прекращения действий (бездействия), отмены актов, содержащих признаки антимонопольного законодательства и устранения условий, способствовавших возникновению указанного нарушения, следующим путём: 1. отмены постановления от 25.12.2015 № 955-па «О включении в реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования между поселениями в границах Михайловского муниципального района сведений, представленных ООО «Новая Транспортная Компания «Исток-М»; 2. исключения из реестра маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования между поселениями в границах Михайловского муниципального района, опубликованного 06.06.2016 на официальном сайте администрации, сведения, внесенные в графу (столбец) 12 о перевозчике – ООО «НТК «Исток-М»; 3. принятия мер по формированию (открытию) сети муниципальных маршрутов с учетом сложившейся маршрутной сети в порядке, установленном пунктами 1.2, 1.6-1.8 постановления от 17.01.2013 № 33-па (в редакции постановления от 29.07.2014 № 900-па)

В установленный срок администрация предупреждение не выполнила, обжаловала его в Арбитражный суд Приморского края.

Невыполнение предупреждения от 26.06.2017 послужило основанием для возбуждения дела № 7/08-2017 по признакам нарушения администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Комиссия, проанализировав фактические обстоятельства в совокупности, установленные в ходе рассмотрения объединенного дела 5/08-2016, 7/08-2017, пришла к выводу о наличии между администрацией и ООО «НТК «Исток-М» признаков антиконкурентного соглашения, ограничившего доступ на товарный рынок пассажирских перевозок в границах Михайловского муниципального района хозяйствующих субъектов и обеспечившего преимущественное (монопольное) право осуществления ООО «НТК «Исток-М» деятельности на указанном товарном рынке, что запрещено пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Предприниматель поддержал доводы, изложенные в заявлении, указывает, что администрация, не проводя конкурсы, препятствовала в получении права на осуществление пассажирских перевозок, создавала преимущество в осуществлении указанной деятельности ООО «НТК «Исток-М».

Ответчики по делу наличие между ними соглашения не признали, указали, что действовали в соответствии с законодательством, которое не предусматривало заключение договора на осуществление пассажирских перевозок по результатам конкурса. В материалы дела представлены письменные пояснения, обосновывающие возражения в полном объеме.

Исследовав материалы дела, изучив позицию заявителя и ответчиков, Комиссия установила следующее.

3 апреля 2009 года администрацией были утверждены и выданы ООО «НТК «Исток-М» (далее - также Общество) паспорта муниципальных маршрутов № 110 «Михайловка-Сун-Ят-Сен», № 104 «Михайловка-Васильевка», № 127 «Михайловка – Новожатково», № 109 «Михайловка-Павловка», № 124 «Михайловка-Новошахтинск», № 111 «Михайловка-Даниловка», № 118 «Михайловка-Тарасовка», № 120 «Михайловка-Кремово», № 128 «Михайловка-Ленинское», № 115-130 «Михайловка-Отрадное», № 102 «Михайловка – Некруглово», № 109 «Михайловка-Песчаное».

На основании указанных паспортов маршрутов между администрацией и ООО «НТК «Исток-М» были заключены следующие договоры на перевозки пассажиров автобусами и такси в пригородном сообщении на межмуниципальных маршрутах (далее - договоры): от 28.05.2009 сроком действия до 31.12.2009, от 31.12.2009 сроком действия до 31.12.2010, от 31.12.2011 сроком действия до 31.12.2012.

Пунктом 1 договоров Обществу предоставлено право осуществления перевозок населения района по маршрутам: № 110 «Михайловка-Сун-Ят-Сен» - 1 график; № 104 «Михайловка-Васильевка» -1 график; № 127 «Михайловка – Новожатково» -1 график; № 109 «Михайловка-Павловка» - 1 график; № 124 «Михайловка-Новошахтинск»-4 графика; № 111 «Михайловка-Даниловка»-1 график; № 118 «Михайловка-Тарасовка» - 1 график; № 120 «Михайловка-Кремово»- 1 график; № 128 «Михайловка-Ленинское» - 1 график»; № 115-130 «Михайловка-Отрадное» - 1 график; № 102 «Михайловка –Некруглово» - 1 график; № 109 «Михайловка-Песчаное» - 1 график.

Пунктом 7 договора от 31.12.2009 предусмотрена возможность его продления после 31.12.2010 до 31.12.2011 при отсутствии письменного заявления одной из сторон о прекращении или изменении договора за месяц до окончания его срока.

Как устанавливает пункт 7.2 договора от 31.12.2011, при отсутствии письменного заявления одной из сторон о прекращении или изменении договора за месяц до окончания срока он считается продленным до 31 декабря 2013 года.

Пунктом 2 дополнительного соглашения от 31.12.2013 срок действия Договора продлен на один год до 31.12.2014.

Пунктом 2 дополнительного соглашения № 09 от 31.12.2014 срок действия договора продлен до 31.12.2015.

Перевозки пассажиров по перечисленным маршрутам осуществлялись Обществом по нерегулируемым тарифам.

Договоры и дополнительные соглашения, продлевающие срок его действия, заключались администрацией с Обществом без проведения конкурентных процедур – конкурсов. При этом публичного информирования о заключении указанных договоров администрацией не осуществлялось.

О наличии договоров от 28.05.2009 и от 31.12.2009 Приморскому УФАС России стало известно по результатам исследования заявок, поданных на участие в конкурсе, проведенного администрацией 06.02.2018.

Как подтверждено прокуратурой Михайловского района в ответе от 15.05.2014 № 479ж-2014, который был дан по результатам проверки обращения предпринимателя, администрацией каких-либо конкурсов на право заключения договора об организации перевозок пассажиров не проводилось, договоры с транспортными компаниями, в том числе с ООО «НТК «Исток-М» не заключались, маршруты для перевозчиков не открывались, перечень (реестр) муниципальных маршрутов не содержит сведений о перевозчиках.

25.12.2015 администрацией № 955-па принято постановление о включении в реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования между поселениями в границах Михайловского муниципального района сведений, представленных Обществом.

В преамбуле постановления указано, что сведения о перечисленных маршрутах внесены в реестр на основании договора от 31.12.2011, заключенного между ООО «НТК «Исток-М» и администрацией.

Пунктом 1 постановления № 955-па предусмотрено внесение в реестр сведений о следующих маршрутах: 1) N 102 "Михайловка - Некруглово" (1 график); 2) N 103 "Михайловка - Песчаное" (1 график); 3) N 104 "Михайловка - Васильевка" (1 график); 4) N 109 "Михайловка - Павловка" (1 график); 5) N 110 "Михайловка - Сун Ят Сен" (1 график); 6) N 111 "Михайловка - Даниловка" (1 график); 7) NN 115 - 130 "Михайловка - Отрадное" (1 график); 8) N 118 "Михайловка - Тарасовка" (1 график); 9) N 120 "Михайловка - Кремово" (1 график); 10) N 124 "Михайловка - Новошахтинский" (4 графика); 11) N 127 "Михайловка - Новожатково" (1 график); 12) N 128 "Михайловка - Ленинское" (1 график).

Вместе с тем, Комиссией установлено, что с 2010 года в администрацию по вопросу предоставления права на осуществление пассажирских перевозок (о заключении договора, об открытии маршрута, о проведении конкурса) неоднократно обращался индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом.

Однако администрация, что следует из материалов дела (переписки администрации с предпринимателем), инициативы предпринимателя на открытие маршрута не реализовала, конкурс не провела, вместе с тем, своими действиями, решениями обеспечила Обществу право на осуществление деятельности по пассажирским перевозкам в границах муниципального района.

При проведении 03.10.2014 конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальному маршруту № 125 «Михайловка-Новошахтинск - Михайловка» администрация, необоснованно занизив оценку заявки предпринимателя по критерию «Управление и контроль за движением транспортного средства», обеспечила победу ООО «Такси «Исток-М», входящего с ООО «НТК «Исток-М» в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции в одну группу лиц.

Данный факт подтверждается решением Арбитражного суда Приморского края от 23.12.2015 по делу № А51-18801/2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016.

Администрация вместо проведения нового конкурса и обеспечения объективной оценки заявки предпринимателя, постановлением от 22.03.2016 № 179-па исключила из реестра маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования между поселениями в границах Михайловского муниципального района сведений о маршруте № 125 «Михайловка – Новошахтинский».

06.06.2016 на официальном сайте администрация опубликовала реестр, в который включила сведения об указанных муниципальных маршрутах (графы 2 и 3) и сведения о перевозчике - об ООО «НТК «Исток-М» (графа 12).

14.07.2016 администрация без проведения конкурентных процедур (конкурса) выдала Обществу карты маршрутов регулярных перевозок по маршрутам № № 102,103,104,109,110,111, 115-130, 118, 120, 124/1, 124/2, 124/3,124/4, 127,128 (далее - карты маршрутов) и свидетельства об осуществлении перевозок по указанным маршрутам серии 05 № 001447, 001448, 001449,001450, 001451, 001452, 001453, 001454, 001455, 001456, 001457, 001458, 001459, 001460, 001461 (далее-свидетельства), тем самым, обеспечив преимущественное право осуществления Обществом пассажирских перевозок на территории муниципального района до 14.07.2021 (на пять лет).

Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Комиссия, проанализировав фактические обстоятельства дела в совокупности, пришла к выводу о недостаточности доказательств наличия в действиях (бездействии) администрации и ООО «НТК «Исток-М» антиконкурентного соглашения.

Вместе с тем, рассмотрев действия (бездействие) администрации в сфере пассажирских перевозок на соответствие антимонопольному законодательству Комиссия установила следующее.

Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам власти (государственным органам и органам местного самоуправления) совершать действия (бездействие), принимать акты, которые приводят к ограничению конкуренции или создают угрозу конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Из пункта 8 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30, следует, что состав нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции образуют два обстоятельства в совокупности: действия (бездействие) органов власти приводят к ограничению конкуренции или создают угрозу конкуренции; такие действия (бездействие) не соответствуют законодательству РФ, действующему на момент их совершения.

Пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон № 131-ФЗ) установлено, что к вопросу местного значения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, администрация, реализуя свои полномочия по созданию услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, при заключении договоров на осуществление пассажирских перевозок должна была руководствоваться действующими правовыми актами.

На момент продления администрацией договора от 31.12.2009 и заключения договора от 31.12.2011 с последующим его продлением дополнительными соглашениями соответственно на 31.12.2010, 31.12.2012, 31.12.2013 и 31.12.2014 допуск (привлечение) хозяйствующих субъектов к осуществлению пассажирских перевозок на территории Приморского края и муниципальных образований регулировались Законом Приморского края от 02.08.2005 № 278-КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения в Приморском крае» (далее - Закон № 278-КЗ) в редакции от 05.05.2010, действовавшей до 28.12.2016, постановлением Администрации Приморского края от 19.11.2010 N 375-па, "Об организации маршрутов регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования и привлечении перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Приморского края", а также соответствующими муниципальными правовыми актами: Положением об организации предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Михайловского муниципального района, утвержденным решением Думы Михайловского муниципального района от 26.05.2005 № 73, Положением о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания между поселениями в границах Михайловского муниципального района, утвержденным решением Думы Михайловского муниципального района от 24.12.2012 № 375 (далее - Положение № 375, действовало до 27.02.2015 и утратило силу в связи с принятием Думой Михайловского района решения от 27.02.2015 № 610-НПА), Положением о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Михайловского муниципального района, утвержденным постановлением администрации от 17.01.2013 № 32-па (далее - Положение № 32-па) и Порядком привлечения перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок между поселениями в границах Михайловского муниципального района, утвержденным постановлением администрации от 05.06.2014 № 672-па (далее- Порядок).

Законом Приморского края 02.08.2005 N 278-КЗ установлены требования к организации в Приморском крае транспортного обслуживания населения в целях выполнения перевозок пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок пригородного и межмуниципального сообщения.

Согласно части 1 статьи 7 Закона N 278-КЗ привлечение перевозчиков для работы по маршрутам регулярных перевозок осуществляется на конкурсной основе путем заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок.

Привлечение к выполнению перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок осуществляется без проведения конкурса путем заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок в случае, если перевозчик является субъектом естественных монополий в сфере деятельности перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок в порядке, установленном Администрацией Приморского края (часть 2 статьи 7 Закона № 278-КЗ).

Заключение договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок на срок не более одного года без проведения конкурса осуществляется в порядке и в случаях, установленных Администрацией Приморского края (часть 2 (1) статьи 7 Закона № 278-КЗ).

Договор на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок заключается с победителем конкурса с одновременной выдачей ему утвержденного расписания движения транспортных средств по маршруту регулярных перевозок (часть 4 статьи 7 Закона N 278-КЗ).

Пунктом 1.2. Порядка привлечения перевозчиком к выполнению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Приморского края, утвержденного постановлением N 375-па, предусмотрено, что привлечение перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Приморского края по маршрутам осуществляется на конкурсной основе путем заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам (далее - договор).

Согласно пункту 1.3. Порядка, утвержденного постановлением администрации Приморского края № 375-па, договор заключается с победителем конкурса на право заключения договора (далее - конкурс) с одновременной выдачей ему копии паспорта маршрута и расписания движения по данному маршруту, утвержденных органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере транспорта в Приморском крае (далее соответственно - расписание движения, уполномоченный орган).

Конкурс проводится в целях отбора перевозчиков, осуществляющих перевозки населения и багажа автомобильным транспортом общего пользования (далее - перевозчики), обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа по маршрутам (пункт 1.5. Порядка, утвержденного постановлением администрации Приморского края № 375-па).

Предметом конкурса является право на заключение договора согласно утвержденному расписанию движения (пункт 1.5. Порядка, утвержденного постановлением администрации Приморского края № 375-па).

Согласно пункту 3.2 Положения об организации предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Михайловского муниципального района, утвержденного решением Думы Михайловского муниципального района от 26.05.2005 № 73, пассажирские перевозки по маршрутной сети осуществляются исключительно на основании договоров между администрацией муниципального района и перевозчиком, получившим муниципальный заказ или заказ на таксомоторные перевозки.

Пунктом 4.1 Положения, утвержденного решением Думы № 73, установлено, что договор с перевозчиком на выполнение муниципального заказа осуществляется исключительно путем проведения конкурса на выполнение пассажирских перевозок.

Пунктом 7.1 Положения, утвержденного решением Думы № 375, предусмотрено, чтопривлечение перевозчиков для работы по маршрутам регулярных перевозок между поселениями в границах Михайловского муниципального района осуществляется на конкурсной основе путем заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок.

Пунктом 7.2 Положения № 375 предусмотрено, что без проведения конкурса договор на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок заключается в случае, если перевозчик является субъектом естественных монополий в сфере деятельности перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок.

Подпунктом 3 пункта 8.2 Положения № 375 установлено, что конкурс проводится в случае истечения срока действия договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок.

Пунктом 4.4. Положения № 32-па, предусмотрено, что в целях удовлетворения потребностей населения в получении регулярных гарантированных услуг по выполнению пассажирских перевозок, администрация Михайловского муниципального района размещает муниципальный заказ на оказание транспортных услуг по муниципальному контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Допуск перевозчиков к выполнению регулярных перевозок без проведения конкурса возможен в следующих случаях: если конкурс признан несостоявшимся в связи с представлением заявки на участие в конкурсе только одним перевозчиком; если потребность в регулярных перевозках обусловлена обстоятельствами, которые невозможно было предусмотреть заранее в пределах сроков, необходимых для организации и проведения конкурса.

Пунктами 1.2 и 1.3 Порядка предусмотрено, что привлечение перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам осуществляется на конкурсной основе путем заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам. Конкурс проводится в следующих случаях: открытия маршрута; установления дополнительного расписания движения; истечения срока действия договора; досрочного расторжения договора по основаниям, предусмотренным в договоре; прекращения обслуживания маршрута по инициативе перевозчика.

Постановлением администрации от 17.02.2014 № 184-па во исполнение постановления администрации № 32-па создана комиссия по проведению конкурса на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам и утверждено Положение о комиссии.

Из перечисленных норм следует, что право на осуществление пассажирских перевозок между поселениями Михайловского муниципального района предоставлял исключительно договор на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, заключенный по результатам конкурса, срок действия договора мог быть продлен только по результатам конкурентных процедур - конкурсного отбора перевозчиков в установленном правовыми актами (Законом Приморского края № 278-КЗ, постановлением администрации ПК № 375-па и МПА) порядке.

Между тем, из материалов дела следует, что администрация продлила 31.12.2010 договор от 31.12.2009 до 31.12.2011, заключила договор от 31.12.2011, а затем продлив его 31.12.2012, 31.12.2013 и 31.12.2014, без проведения конкурса.

Правовых оснований для заключения (продления) с ООО «НТК «Исток-М» договоров в приоритетном порядке без проведения конкурсов у администрации не имелось.

Решением Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-20629/2016 признан недействительным пункт 2 дополнительного соглашения от 31.12.2014 к договору от 31.12.2011, предоставляющий ООО «НТК «Исток-М» преимущественное право осуществления деятельности по пассажирским перевозкам до 31.12.2015 без проведения конкурса.

Таким образом, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 16.11.2016 по делу № А51-20629/2016 подтверждены незаконность непроведения администрацией конкурса и заключения (продления) договора с ООО «НТК «Исток-М» в приоритетном порядке, что свидетельствует об отсутствии законных оснований – действующего договора, необходимого в соответствии с указанными правовыми актами для осуществления Обществом пассажирских перевозок, так как в силу части 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения.

По существу судебные акты по делу № А51-20629/2016 подтверждают незаконность непроведения администрацией конкурсов и заключения (продления) договоров от 31.12.2009 и от 31.12.2011.

Отказ решением Арбитражного суда Приморского края по делу № А51- 30880/2017 в удовлетворении требования о признании договора от 31.2.2011 недействительным в связи с пропуском срока исковой давности не имеет правового значения, так как договор в соответствии с пунктом 75 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 является ничтожной сделкой. Сделка, совершенная в нарушение запрета, установленного законном, и посягающая на публичные интересы, является ничтожной, независимо от ее признания таковой судом.

Сделки, не соответствующие антимонопольному законодательству, являются ничтожными, так как при их совершении нарушается явно выраженный запрет, установленный Законом о защите конкуренции, нарушаются публичные интересы - интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов на получение товаров, работ, услуг, доступа к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Между тем, как следует из материалов дела, администрацией на основании недействующего договора от 31.12.2011 сведения об Обществе как о лице, осуществляющем пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам были включены в реестр маршрутов регулярных перевозок, опубликованный 06.06.2016 на официальном сайте администрации, Обществу 14.07. 2016 были выданы карты маршрутов и соответствующие свидетельства, предоставляющие право осуществления пассажирских перевозок до 14.07.2021.

После 01.11.2016 допуск (привлечение) хозяйствующих субъектов к осуществлению пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулируется Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее-Закон № 220-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 17 Закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

В силу статьей 19, 20-24 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Как предусмотрено частью 1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ, в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона (то есть не позднее 13 августа 2015 г.) юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона (то есть после 13 июля 2015 г.) осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 39 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами,выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.

Исходя из нормоположений статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ (далее-Закон № 220-ФЗ) в совокупном применении, обязательным условием для включения администрацией сведений о лице, осуществляющем пассажирские перевозки, в реестр муниципальных маршрутов, предусмотренный статьей 26 настоящего Федерального закона (далее-реестр муниципальных маршрутов), и для выдачи этому лицу карт маршрутов и свидетельств без конкурса является осуществление пассажирских перевозок в соответствии с договором, действующим после 14 июля 2015 года (то есть после официального опубликования Закона № 220-ФЗ).

Необходимым условием для включения сведений о хозяйствующем субъекте в реестр маршрутов регулярных перевозок, выдачи карт маршрутов и свидетельств без проведения конкурса является наличие действующего договораПо смыслу положений статьи 39 Закона № 220-ФЗ карты маршрутов и свидетельства выдаются взамен действующих договоров.

Таким образом, учитывая отсутствие действующего договора, у администрации не имелось законных оснований для включения сведений об Обществе в реестр маршрутов регулярных перевозок и выдачи Обществу карт маршрутов и свидетельств об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам.

Таким образом, включение сведений об Обществе в реестр маршрутов и выдача Обществу карт маршрутов и свидетельств об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам являются незаконными.

При указанных обстоятельствах в силу статьи 19 Закона № 220-ФЗ Общество могло получить право на осуществление регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам только конкурентным способом - по результатам конкурса, проведенного в порядке, установленном статьями 21- 24 настоящего Федерального закона.

В силу части 6 статьи 19 Закона № 220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок могли быть выданы один раз на срок, который не превышает сто восемьдесят дней.

В силу толкования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, содержащегося в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.04.2011 № 14686/10, Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 24.06.2015 № 307-КГ15-1408, достаточным основанием для вывода о нарушении данной нормы является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, администрация, не проводя с 31.12.2010 конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам и заключая (продлевая) соответственно 31.12.2010, 31.12.2012, 31.12.2013 и 31.12.2014 договоры от 31.12.2009 и от 31.12.2011 без законных на то оснований, незаконно выдав свидетельства и соответствующие карты маршрутов без проведения конкурса, обеспечила ООО «НТК «Исток-М» необоснованное преимущество в осуществлении деятельности по пассажирским перевозкам и ограничила возможность иных хозяйствующих субъектов, в том числе предпринимателя получить право на осуществление указанной деятельности, что нарушает часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Законность и обоснованность такой позиции Комиссии подтверждена решением Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-24568/2016, оставленным без изменения постановлениями Пятого арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Дальневосточного округа, которым признаны несоответствующими части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выдача ООО «НТК «Исток-М» карт маршрутов и соответствующих свидетельств без проведения конкурса, в связи с чем действие свидетельств было прекращено.

Согласно части 1 статьи 12 Закона № 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.

Частью 2 статьи 12 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1- 10 части 1 статьи 26настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах.

Частью 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены следующие сведения: 1) регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в соответствующем реестре; 2) порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присвоен ему установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления; 3) наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок либо наименований поселений или городских округов, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту; 4) наименования промежуточных остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок либо наименования поселений или городских округов, в границах которых расположены промежуточные остановочные пункты; 5) наименования улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок; 6) протяженность маршрута регулярных перевозок; 7) порядок посадки и высадки пассажиров (только в установленных остановочных пунктах или, если это не запрещено настоящим Федеральным законом, в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок); 8) вид регулярных перевозок; 9) характеристики транспортных средств (виды транспортных средств, классы транспортных средств, экологические характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок), предусмотренные решением об установлении или изменении маршрута регулярных перевозок, государственным или муниципальным контрактом и (или) заявкой на участие в открытом конкурсе, поданной участником открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок; 10) максимальное количество транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Порядок формирования маршрутной сети муниципальных автобусных маршрутов регулярных (постоянных) перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории Михайловского муниципального района, утвержден постановлением администрации от 17.01.2013 № 33-па в редакции постановления от 29.07.2014 № 900-па (далее - Порядок).

Пунктом 1.2 Порядка № 900-па установлено, что работа по формированию маршрутной сети на территории Михайловского муниципального района (далее - муниципальные маршруты) осуществляется администрацией Михайловского муниципального района (далее - администрация) с учетом сложившейся маршрутной сети, анализа данных обследования пассажиропотоков, а также по инициативе органов местного самоуправления, организаций и физических лиц.

Согласно пункту 1.6. Порядка № 900-па сведения обо всех действующих маршрутах включается в реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования между поселениями в границах Михайловского муниципального района (далее - реестр маршрутов). Информация в реестр маршрутов вносится в срок не более 5 рабочих дней после даты открытия, закрытия и изменение маршрута.

Маршрут является открытым, измененным, закрытым со дня принятия соответствующего постановления администрации (пункт 1.7. Порядка № 900-па).

Информирование населения об открытии, изменении, закрытии муниципального маршрута осуществляется администрацией через средства массовой информации (пункт 1.8. Порядка № 900-па).

Порядок ведения реестра маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования между поселениями в границах Михайловского муниципального района утвержден постановлением от 05.06.2014 № 670-па в редакции, действовавшей до принятия Закона № 220-ФЗ(далее-Порядок № 670-па).

Пунктом 2 Порядка № 670-па предусматривалось, что реестр ведется по форме согласно приложению к настоящему Порядка.

Согласно пункту 3 Порядка № 670-па реестр ведется на бумажном и электронных носителях. Реестр на бумажном носителе оформляется в виде журнала, все страницы которого должны быть прошиты и пронумерованы. При несоответствии между записями на бумажном носителе и на электронном носителе приоритет имеют записи на бумажном носителе.

Пунктом 4 Порядка № 670-па установлено, что в реестр вносится следующая информация: 1) номер маршрута; 2) наименование маршрута с указанием начального и конечного остановочных пунктов; 3) протяженность маршрута; 4) дата и основание закрытия маршрута.

В Реестр заносится информация по каждому маршруту, имеющему утвержденный паспорт маршрута (пункт 5 № 670-па).

Информация, содержащаяся в Реестре, является открытой. Реестр размещается на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 8 Порядка № 670- па).

Таким образом, до официального опубликования Закона № 220-ФЗ (до 14.07.2015) сеть муниципальных маршрутов между поселениями Михайловского муниципального района должна была быть сформирована (маршруты открыты) в соответствии с Порядком № 900-па, сведения о муниципальных маршрутах подлежали включению в реестр в соответствии с Порядком № 670-па.

Следовательно, в реестр, предусмотренный статьей 26 Закона № 220-ФЗ, могли быть включены сведения о сформированных (открытых) и включенных в соответствующий реестр в установленном порядке муниципальных маршрутах.

Как подтверждается материалами, доказательства формирования до официального опубликования Закона № 220-ФЗ (до 14 июля 2015 г.) сети муниципальных маршрутов (открытия маршрутов) и внесения их в соответствующий реестр в установленном порядке отсутствуют.

Администрацией не представлено доказательств (документов), подтверждающих принятие постановления об открытии в установленном (формирования сети) муниципальных маршрутов № 110 «Михайловка-Сун-Ят-Сен», № 104 «Михайловка-Васильевка», № 127 «Михайловка – Новожатково», № 109 «Михайловка-Павловка», № 124 «Михайловка-Новошахтинск», № 111 «Михайловка-Даниловка», № 118 «Михайловка-Тарасовка», № 120 «Михайловка-Кремово», № 128 «Михайловка-Ленинское», № 115-130 «Михайловка-Отрадное», № 102 «Михайловка – Некруглово», № 109 «Михайловка-Песчаное», информирования населения об открытии указанных маршрутов через средства массовой информации, включения сведений об указанных маршрутах в соответствующий реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования между поселениями в границах Михайловского муниципального района.

Непринятие администрацией мер по формированию сети и реестра муниципальных маршрутов в соответствии с порядком, установленном постановлением от 17.01.2013 № 33-па (в редакции постановления от 29.07.2014 № 900-па) и постановлением от 05.06.2014 № 670-па (в редакции, действовавшей до 11.12.2015) подтверждено также проверками прокуратуры Михайловского района.

Таким образом, непринятие администрацией мер по формированию маршрутной сети и реестра муниципальных маршрутов в соответствии с порядком, установленном постановлением от 17.01.2013 № 33-па (в редакции постановления от 29.07.2014 № 900-па) и постановлением от 05.06.2014 № 670-па (в редакции, действовавшей до 11.12.2015), включение в опубликованный 06.06.2016 на официальном сайте реестр маршрутов регулярных перевозок, предусмотренный статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, сведений о несформированных муниципальных маршрутах и о перевозчике - ООО «НТК «Исток-М», не имеющем действующего договора на осуществление перевозок, то есть осуществлявшем пассажирские перевозки между поселениями муниципального района без законных на то оснований, являются незаконными.

Указанные незаконные действия администрации способствовали созданию преимущества (исключительного права) на осуществление ООО «НТК «Исток-М» пассажирских перевозок и ограничению возможности иным хозяйствующим субъектам, в том числе предпринимателю <...> получить право на осуществление указанной деятельности следующие действия (бездействие) администрации.

Несоответствие указанных действий (бездействия) администрации части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции подтверждено решением Арбитражного суда Приморского края по делу № А51 - 16541/2017.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно абзацу 6 подпункта 6 пункта 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (в ред. приказа от 20.07.2016, вступившей в силу с 28.08.2016) по делу, возбужденному по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.7настоящего Порядка (примечание: анализ состояния конкуренции в обязательном порядке проводится при возбуждении и рассмотрении дела по признакам нарушения указанной нормы, однако в случае необходимости не исключается его проведение и в других случаях).

Пунктом 10.7 Порядка предусмотрено, что анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка; в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие); г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 3.4. Порядка предварительное определение товара в целях установления продуктовых границ товарного рынка может проводиться на основе условий договора, заключенного в отношении товара (подпункт «а»), нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность (подпункт «в»), общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности (подпункт «г»).

Предметом договоров, заключенных администрацией с Обществом, являются перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам, являющимся пригородными маршрутами (маршрутами между поселениями, населенными пунктами).

Статьей 17 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) пригородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию относятся к экономической деятельности - деятельности автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, код ОКВЭД 60.21.12

Общество осуществляет деятельность на территории Михайловского муниципального района, на которой осуществляет свои полномочия администрация Михайловского муниципального района

Исходя из этого, в результате анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного в соответствии с Порядком, установлено, что продуктовые границы исследуемого товарного рынка - услуги по перевозке пассажиров автомобильным (автобусным) транспортом по муниципальным (пригородным) маршрутам регулярных перевозок, географические границы товарного рынка определяются территорией – границами Михайловского муниципального района, временной интервал исследования – с 31.12.2010 (с даты продления договора от 31.12.2009) до 06.02.2018 (даты проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок).

Таким образом, Общество является участником товарного рынка оказания услуги по пассажирским перевозкам по муниципальным (пригородным) маршрутам регулярных перевозок в географических границах Михайловского муниципального района.

При указанных обстоятельствах в совокупности Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях (бездействии) администрации нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которое выразилось в:

- непроведении в установленном порядке конкурсов на право заключения (продления) договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок № № 102,103,104,109,110,111, 115-130, 118, 120, 124/1, 124/2, 124/3,124/4, 127, 128, в выдаче свидетельств об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам серии 05 № 001447, 001448, 001449, 001450, 001451, 001452, 001453, 001454, 001455, 001456, 001457, 001458, 001459, 001460, 001461 и соответствующих карт маршрутов без проведения в порядке, установленном статьями 21-24 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ конкурса, сроком действия с 14.07.2016 до 14.07.2021, в результате чего была ограничена конкуренция на товарном рынке оказания услуги по перевозке пассажиров автомобильным (автобусным) транспортом по муниципальным (пригородным) маршрутам регулярных перевозок в границах Михайловского муниципального района в период с 31.12.2009 до 06.02.2018 (предоставлено необоснованное преимущество ООО «НТК «Исток-М» в осуществлении деятельности и ограничена возможность получения права на осуществление пассажирских перевозок иным хозяйствующим субъектам, в том числе предпринимателю Скоробогатовой М.И. на указанном товарном рынке);

- непринятии мер по формированию сети и реестра муниципальных маршрутов в соответствии с порядком, установленном постановлением от 17.01.2013 № 33-па (в редакции постановления от 29.07.2014 № 900-па) и постановлением от 05.06.2014 № 670-па (в редакции, действовавшей до 11.12.2015) до 14.07.2015, включении 06.06.2016 в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, предусмотренный статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, сведений о несформированных муниципальных маршрутах и о перевозчике - ООО «НТК «Исток-М», не имеющем действующего договора на осуществление перевозок, то есть осуществлявшем пассажирские перевозки между поселениями муниципального района без законных на то оснований, в результате чего были созданы условия, ограничивающие конкуренцию на товарном рынке оказания услуги по перевозке пассажиров автомобильным (автобусным) транспортом по муниципальным (пригородным) маршрутам регулярных перевозок в границах Михайловского муниципального района, то есть условия, обеспечивающие ООО «НТК «Исток-М» преимущественное (исключительное) право на осуществление пассажирских перевозок и ограничивающие доступ иным хозяйствующим субъектам, в том числе предпринимателю Скоробогатовой М.И. на указанный товарный рынок.

Согласно части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае: 1) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии); 2) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу; 3) смерти физического лица - единственного ответчика по делу; 4) наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия); 5) истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1настоящего Федерального закона.

Комиссия не усматривает оснований для прекращения рассмотрения дела.

В связи с тем, что администрацией 06.02.2018 был проведен конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, Комиссия не находит основания для выдачи предписания.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать факт нарушения администрацией Михайловского муниципального района (ОГРН: 1022500859490, ИНН: 2520006316, ул. Красноармейская, д. 16 с. Михайловка Приморского края) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в:

- непроведении в установленном порядке конкурсов на право заключения (продления) договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок № № 102,103,104,109,110,111, 115-130, 118, 120, 124/1, 124/2, 124/3,124/4, 127, 128, в выдаче свидетельств об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам серии 05 № 001447, 001448, 001449, 001450, 001451, 001452, 001453, 001454, 001455, 001456, 001457, 001458, 001459, 001460, 001461 и соответствующих карт маршрутов без проведения конкурса в порядке, установленном статьями 21-24 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, сроком действия с 14.07.2016 до 14.07.2021, в результате чего была ограничена конкуренция на товарном рынке оказания услуги по перевозке пассажиров автомобильным (автобусным) транспортом по муниципальным (пригородным) маршрутам регулярных перевозок в границах Михайловского муниципального района в период с 31.12.2010 до 06.02.2018 (предоставлено необоснованное преимущество ООО «НТК «Исток-М» в осуществлении деятельности и ограничена возможность получения права на осуществление пассажирских перевозок иным хозяйствующим субъектам, в том числе предпринимателю Скоробогатовой М.И. на указанном товарном рынке);

- непринятии мер по формированию сети и реестра муниципальных маршрутов в соответствии с порядком, установленном постановлением от 17.01.2013 № 33-па (в редакции постановления от 29.07.2014 № 900-па) и постановлением от 05.06.2014 № 670-па (в редакции, действовавшей до 11.12.2015) до 14.07.2015, включении 06.06.2016 в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, предусмотренный статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, сведений о несформированных муниципальных маршрутах и о перевозчике ООО «НТК «Исток-М», не имеющем действующего договора на осуществление перевозок, то есть осуществлявшем пассажирские перевозки между поселениями муниципального района без законных на то оснований, в результате чего были созданы условия, ограничивающие конкуренцию на товарном рынке оказания услуги по перевозке пассажиров автомобильным (автобусным) транспортом по муниципальным (пригородным) маршрутам регулярных перевозок в границах Михайловского муниципального района, то есть условия, обеспечивающие ООО «НТК «Исток-М» преимущественное (исключительное) право на осуществление пассажирских перевозок и ограничивающих доступ иным хозяйствующим субъектам, в том числе предпринимателю Скоробогатовой М.И. на указанный товарный рынок.

2. Оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не имеется.

3. Основания для выдачи предписания не имеется.

 

Председатель Комиссии                                                 <...>

 

Члены Комиссии                                                             <...>

 

                                                                                          <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны