Определение №1438/24 Определение о возбуждении дела № 025/05/7-190/2024 от 1 марта 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ИП Иванова А.В.
Управление Градостроительства Администрации Уссурийского городского округа ул. Октябрьская, д. 58,
|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 025/05/7-190/2024 И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА
К РАССМОТРЕНИЮ
1 марта 2024 года г. Владивосток
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции <...>, рассмотрев материалы о распространении информации, с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
УСТАНОВИЛ:
В Приморское УФАС России из Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края поступило заявление (вх. № 11195-ЭП/23 от 20.11.2023), в котором сообщалось о распространении на территории г. Уссурийска рекламы табачной продукции с признаками нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).
При рассмотрении заявления установлено, что по ул. Агеева, д. 56 в г. Уссурийске располагается магазин табачной продукции «Алибаба».
На фасаде и стенах нестационарного торгового объекта (далее – НТО) размещена следующая информация: «Супермаркет кальянов и электронного дыма», «Алибаба подымаем настроение с 2010 г», «Космический выбор дымной продукции».
Кроме того, возле входа в помещение размещена рекламная информация следующего содержания: «Лидеры дымного направления».
Размещенная информация не содержит объективного подтверждения.
Установлено, что деятельность в магазине табачной продукции «Алибаба» осуществляет индивидуальный предприниматель Иванова А.В.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе», товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Размещенная рекламная информация направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к продавцу табачной продукции в НТО «Алибаба», и способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению товара на рынке.
Рассматриваемая реклама направлена на неограниченный круг лиц, в том числе и тех, кто не является потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку размещение рекламы, посредством наружной рекламы, обеспечивает ее свободное восприятие для всех.
В соответствии с подпунктами, а, б, в, пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещается реклама и стимулирование продажи табака.
В соответствии с частью 5 статьи 16 вышеназванного закона, запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей осуществляется в соответствии с законодательством ФЗ «О рекламе».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Таким образом, при использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара над иными товарами («лучший», «№ 1» и пр.), должны быть указаны те конкретные критерии, по которым осуществляется сравнение, то есть в рекламе обязательно должно содержаться обоснование данного утверждения. Отсутствие в рекламе такого обоснования рассматривается как приведение сравнения с приведенной в рекламе характеристикой товара по любому критерию.
В соответствии с пунктом 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.
Поскольку рассматриваемая рекламная информация не содержит указания на конкретные марки продукции, то в данном случае имеет место не реклама продукции, а реклама НТО «Алибаба», как продавца табачной продукции.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе», несет рекламораспространитель и рекламодатель.
В рассматриваемом случае рекламодателем и рекламораспространителем является – индивидуальный предприниматель Иванова А.В., в интересах которой распространяется информация.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе», а также руководствуясь Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 025/05/7-190/2024 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
2. Признать лицами, участвующими в деле:
лицо, в действиях которого содержится признак нарушения законодательства о рекламе:
- Индивидуальный предприниматель Иванова А.В.;
заявитель: Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края.
3. Назначить дело № 025/05/7-190/2024 к рассмотрению на 21.03.2024 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Владивосток, ул. 1-я Морская, д. 4, кабинет 442 (тел. (423) 24-12-061).
4. Индивидуальному предпринимателю Ивановой А.В., представить в Приморское УФАС России в соответствии со статьей 33 и 34 ФЗ «О рекламе», в течение пяти дней с момента получения настоящего определения следующие документы и информацию:
- письменные объяснения по факту распространения указанной в настоящем определении рекламы;
- информацию о том, кем была разработана и утверждена рассматриваемая рекламная информация.
- копию договора(-ов)/соглашений, разрешений на размещение рекламной информации, а также квитанций об оплате за размещение рекламы/изготовление рекламы.
Документы возможно представить посредством электронной почты to25@fas.gov.ru.
Явка индивидуального предпринимателя Ивановой А.В., либо иного уполномоченного представителя лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, с надлежащим образом оформленными полномочиями для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна.
В случае невозможности обеспечения явки возможно заявление ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Председатель Комиссии |
<...> |
|
|
|
|